Реферат: От смуты до церковных реформ Никона
Реферат: От смуты до церковных реформ Никона
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….…..2
1. «Смутное время». Польско-шведская
интервенция……………………...4
1.1.
Предпосылки и
причины смуты…………………………….………….4
1.2.
Лжедмитрий и
Лжедмитрий II………………………………………….6
1.3.
Польско-шведская
интервенция в период «Смутного времени»……10
2. Внутренняя политика первых Романовых.
Восстание под предводительством Степана Разина………………………………………13
2.1.
Избрание на
царство Михаила Романова……………………...………13
2.2.
Степан Разин……………………………………………………………..16
3. Войны со Швецией и Речью Посполитой.
Воссоединение Украины с Россией……………………………………………………………………….21
4. Церковная реформа патриарха Никона и
ее последствия………………...25
4.1.
Церковная реформа……………………..………………………………..25
4.2.
Последствие
церковной реформы Никона...……………………………28
Заключение………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………………….35
Введение
В XVI и XVII вв. Московское государство переживало
тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис,
который особенно проявлялся в положении центральных областей государства. «Брат
шел на брата», «отец на сына», православный на православного, русский на
русского. Гражданская война не возникает на голом месте, к ней ведет смута в
умах, кризис нравственности, хаос в делах государственных...
XVII столетие в истории нашей страны - одна из переломных
эпох отечественной истории. Это время, когда заканчивается эпоха средневековья,
начинается эпоха нового периода, позднего феодализма.
Несмотря на пристальный интерес к XVII веку, его серьезное
исследование в исторической науке началось довольно поздно. Правда, уже
историки XVIII столетия оставили нам свои суждения о веке предшествующем.
В соответствии с точкой зрения историков государственной
школы, борьба классов, сословий расценивалась как проявление
антигосударственного, анархического начала. Крестьяне - не главная движущая
сила восстаний, а пассивная масса, способная лишь на побеги от своих господ или
следование за казаками в годы многочисленных «смут», когда последние стремились
пограбить, не подчиняясь организованному началу - государству.
История классовой борьбы в России XVII-XVIII вв. является
предметом пристального внимания, по которому высказаны различные суждения. Нет
единства среди историков в оценке первой и второй Крестьянских войн – их
хронологических рамок, этапах, результативности, исторической роли и др.
Современники
называли его «бунташным», так как через все это столетие проходит полоса
ожесточенных классовых битв. В начале века в стране бушует первая крестьянская
война, завершают его стрелецкие восстания. Между этими событиями Соляной бунт
1648 года в Москве, народные движения в Воронеже, Курске, Чугуеве, Козлове,
Сольвычегодске, Великом Устюге, Соликамске, Чердыни, а позднее — в Новгороде и
Пскове, Третья четверть XVII века по размаху классовой борьбы не только не
уступает, но даже превосходит его середину. В 1662 году местом острого
социального конфликта вновь становится столица, где проявления народного
недовольства дороговизной товаров и продуктов в связи с выпуском казной медных
денег, ходивших в одной цене с серебряными, привело к так называемому Медному
бунту, а в 1667 году в России занимается пожар второй крестьянской войны-еще
более внушительной и сильной по своему классовому накалу, чем первая.
Восстания
середины XVII века и Медный бунт грозные предвестники мощного народного
движения, возглавленного С. Т. Разиным. Эти предвестники — реакция угнетенных
масс на усиление эксплуатации со стороны господствующего класса и выражавшего
его интересы феодального государства.
XVII
век — это время раскола русской церкви в результате острой идейно- политической
борьбы между сторонниками поворота к государственным реформам и ревнителями
старины. Это время беспримерного идейного поединка между царем и патриархом.
1. «Смутное время» и польско-шведская интервенция
С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств
среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства
широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и
помещичьего "тягла", и эта утечка рабочей силы повела к недостатку
рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило
государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения
отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих
рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться
всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих
имений. Положение холопов "полных" и "кабальных" всегда
было достаточно тяжелым, а в конце 16 в. число кабальных холопов было увеличено
указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных
слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.
Во 2-ой половине XVI в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению
кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и
кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и
материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571г.
значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая
и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад
и деморализацию.
12 декабря 1586 г. (по другим данным – 2 декабря) скончался
Стефан Баторий – король Польши. Из Литвы и Польши пришли слухи, что вельможные
паны хотят избрать себе нового государя. Одним из реальных претендентов на
польский престол был русский царь Федор Иоанович. «Польская шляхта непрочь была
поладить с государем, известным своей кротостью».[[1]]
Посланники русского царя «выказывали себя чересчур
требовательными. Вот что они предлагали: столицей соединенных государств должна
быть Москва; в общем гербе корона Польши будет помещена под шапкою Мономаха и
будущий царь-король не будет менять своей православной веры.
Но российские послы преуспели только в одном: с Польшей было
заключено на 15 лет перемирие без всяких уступок и выгод.
Есть и еще один ключевой момент той эпохи: убийство или
несчастный случай с царевичем Дмитрием. До сих пор истинная картина тех дней не
восстановлена полностью. Был ли убит Дмитрий, был ли это несчастный случай,
убили ли самого Дмитрия или кем–то его подменили, а самого его «спрятали» –
однозначного ответа не было и нет и поныне.[[2]]
По смерти бездетного царя Федора Иоановича (в январе 1598 г.)
Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от
престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг осталась без царя,
взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова. Его кандидатуру на престол
усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов, но Борис долго отказывался,
уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на высочайший престол
Российского государства. Был созван Земской собор из представителей всяких
чинов всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на
царство Бориса Федоровича.
На престоле Борис показал недостаток нравственного величия и
трусливую подозрительность; опасаясь боярских интриг и крамол, он перестал
доверять приближенным, ввел систему доносов и преследовал подозреваемых или
обвиняемых в измене бояр.
Не было шумных казней, но несчастных морили в темницах,
пытали по доносам. Одним словом это время царствования Бориса было тяжелым и
оно по жестокости не уступало времени господства Иоанна Грозного.
Первые два года царствования Бориса были спокойными и
благополучными. Но в 1601–1603 гг. страну
поразили стихийные бедствия. Такого еще не бывало на Руси. В течение этих лет
были неурожаи: то шли нескончаемые дожди, то ударили ранние морозы. Новый посев
не взошел, и голод стал всеобщим. Царь распорядился открыть государственные
житницы и бесплатно выдавать хлеб. В Москву хлынули
толпы голодных, хлеба все равно не хватало. На рынке продовольствие стало так
дорого, что оказалось недоступным.
Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою
челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из
отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников. Главным очагом брожения
и беспорядков стала западная окраина государства - Северская украйна, куда
правительство ссылало из центра преступные или неблагонадежные элементы,
которые были полны недовольства и озлобления и ждали только случая подняться
против московского правительства.
Бедствия народа достигли высшей точки.
Люди разбегались кто куда мог. Многие тогда уходили на окраины государства,
поступали в казачьи общины. В такой обстановке запустели многие города и села,
были заброшены пашни и луга.
Высший слой московского населения, боярство, экономически
ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за
власть в стране, ставшей "безгосударственной".
1.2. Лжедмитрий и Лжедмитрий II
В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой
человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил
о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол.
«Вскоре узнали, что имя мнимого царевича Юрий Отрепьев. Он был сыном бедного
боярина из Галича, Богдана-Якова, стрелецкого сотника, убитого в Москве пьяным
литовцем, когда Юрий был еще ребенком. Юрий был умен знал грамоту. Став иноком
и приняв имя Григорий, он часто ездил с патриархом Иовом в столицу. За ересь
Григория хотели сослать в Белоозеро, но он с двумя иноками Мисаилом и Леонидом
сбежали из монастыря».[[3]]
Вместе с сандомирским воеводой Юрием Мнишеком и князем
Вишневецким Отрепьев в 1603 или 1604 г. явился в Краков. Его принял король
Польши Сигизмунд III Ваза.
Лжедмитирию было выделено жалованье 40 тысяч злотых в год. Отрепьев стал
собирать войско[4].
14 октября 1604 г. Лжедмитрий вступил в пределы России. У
него было полторы тысячи исправных воинов, кроме того, до двух тысяч казаков и
большая толпа кое-как вооруженных людей. Он обещал мир, спокойствие, убеждал
россиян оставить хищного Годунова. Население переходило на сторону претендента
на московский престол, и города отворяли ему свои ворота. На Украине многие
поверили самозванцу. Лжедмитрий, обученный ратному делу у донских казаков,
презирая смерть и опасность, был всегда впереди.
Царь Борис послал против мятежников большое войско под
началом воеводы Дмитрия Шуйского, но «после битвы победителей и побежденных не
оказалось».[[5]]
Военные действия продолжались. Царских войск собралось 60 или 70 тысяч, у
Лжедмитрия было лишь 15 тысяч воинов, но в царском войске было сомнение. В
апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону
претендента.
19 мая самозванец пошел на Москву. Лжедмитрий организовал
волнение в Москве, при которых всех царских родственников, а также приближенных
к законному царю Федору Борисовичу бояр, заключили в темницу.
3 июня 1605 г. все присягнули Лжедмитрию. 10 июня князья
Голицын и Мосальский, а также чиновники Молчанов и Шерефединов, взяв с собою
трех стрельцов, пришли в дом Годуновых и убили Федора и его мать.
21 июня 1605 г. после «признания» бывшей царицы Марии в
Лжедмитрии своего сына, состоялись пышные торжества – и самозванец оказался на
троне.
Новый царь оказался деятельными энергичным правителем,
уверенно сидевшем на прародительском престоле. Но скоро он стал возбуждать
недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал
старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки
держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей.
Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая
1606г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и
короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие.
Бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало
время действовать. В ночь на 17 мая 1606 г., подняв набатным звоном московский
народ против поляков, бояре сами с народом ворвались в Кремль и убили царя.
19 мая 1606 г. Василий Шуйский взошел на русский престол.
1 июня 1606 г. совершилось царское
венчание Василия в храме Успения. Но столице было уныние. Новый царь дал
оформленное в виде крестоцеловальной (целовал
крест) записи обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них
вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. Новый монарх специальной
клятвой отказался от чего-либо, напоминавшего опричный террор, а также от
безграничного самовластия.
Летом 1606 г. на
юго-западе страны, в районе Путивля поднялось восстание под начальством
путивльского воеводы князя Шаховского (которого современники потом называли
"всей крови заводчиком"). Там где появился первый Лжедмитрий,
объявился и второй, именно его покровителем и выступил князь Григорий
Шаховской. Народ не усомнился в искренности речей Шаховского и истинности
нового самозванца и восстал.
В начале декабря 1606 г. войско
повстанцев потерпело серьезное поражение от правительственных войск. И новым предводителем оказался уже
явившийся в Стародубе второй Лжедмитрий. Летом
1608 г. самозванец подошел к Москве. Попытки взять столицу закончились безрезультатно.
Лжедмитрий II остановился в 17 километрах от Кремля, в местечке Тушино,
получив прозвище «Тушинский вор»[[6]].
Самозванец имел в своем распоряжении 15 тысяч поляков и
казаков, 50 или 60 тысяч российский мятежников, но эти воины были плохо
вооружены. Москва кроме вооруженных жителей, имела 80 тысяч исправных воинов
под защитой крепких стен, множества пушек. Со временем число поляков в
тушинском лагере возросло еще на 7 тысяч человек. Их привел литовский вельможа
Ян Сапега.
Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Василий вынужден
был обратиться за помощью к шведам, которые согласились послать ему
вспомогательный отряд войска. Во главе московского войск стал в это время
молодой талантливый племянник царя Василия - князь Михаил Скопин-Шуйский. С
помощь шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против власти
тушинского правительства, Скопин-Шуйский очистил от тушинцев север России
двинулся к Москве.
1.3. Польско-шведская интервенция в
период «Смутного времени».
Вмешательство шведов в русские дела вызвало вмешательство короля
польского Сигизмунда, который поставил Шуйскому в вину союз со Швецией и решил
использовать московскую смуту в интересах Польши.
В сентябре 1609 г. он перешел с большим войском и осадил
сильную русскую крепость Смоленск. В своих обращениях к русскому населению
король возвещал, что он пришел не для того, чтобы проливать русскую кровь, но
для того, чтобы прекратить смуты, междоусобия и кровопролитие в несчастном
Московском государстве.
Город был в тревоге и в смятении, царь Василий потерял всякое
доверие и авторитет, 17 июля 1610 г. он был свергнут с престола, а 19-го
насильственно пострижен в монахи.
После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Во
главе правительства оказалась боярская - дума так называемая "семибоярщина"
во главе с князем Ф.И. Мстиславским, которые были решительными противниками и
Шуйского, и самозванца, и поляков[[7]].
К королю Сигизмунду под Смоленск было послано посольство, во
главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын, посольству
было поручено настаивать, чтобы королевич Владислав принял православие и без
промедления ехал в Москву, а королю со своим войском было предложено выйти из
пределов Московского государства.
Однако планы Сигизмунда были другие: он не хотел отпускать
молодого сына в Москву, тем более не хотел позволить ему принять православие;
он намеревался сам занять московский престол, но пока не открывал своих планов.
Поэтому русское посольство под Смоленском было вынуждено вести длительные и
бесплодные переговоры, в которых король, со своей стороны, настаивал, чтобы
послы со своей стороны побудили Смоленск к сдаче.
Летом (в июле) 1611 г. был занят шведами Новгород Великий
почти без сопротивления жителей, что дополняет печальную картину общего
морального упадка и разложения.
Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал
православия и не ехал в Россию. Во главе национально-религиозной оппозиции в
это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич
не примет православия, а "литовские люди" не уйдут из Русской земли,
то Владислав нам не государь. Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже
в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране.
Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать
ратных людей и идти на выручку к Москве[[8]].
Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало
его осаду. В это время король Сигизмунд прекратил бесконечные переговоры под
Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита Филарета и князя
Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611 г. поляки, наконец, взяли
Смоленск.
Значительная часть Москвы в марте 1611 г. подверглась разгрому
и сожжению со стороны польского гарнизона, желавшего предупредить восстание,
причем было избито несколько тысяч жителей. Пришедшее под Москву земское
ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во-первых, дворяне и
дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода
Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские
бояре, князь Дм. Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. После многих
разногласий и раздоров, воеводы и ополчения договорились между собою и 30-го
июня 1611 г. составили общий приговор о составе и работе нового земского
правительства – из Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова, которых "выбрали всею
землею" для управления "земскими и ратными делами". 30-го же
июня 1611 года ополчение утвердило «Приговор» – программу деятельности
временного правительства.
Неудача первого земского ополчения огорчила, но не
обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось
движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз
исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его
знаменитым земским старостою Кузьмою Мининым, который в сентябре 1611 г. выступил
в нижегородской земской избе с горячими призывами помочь Московскому
государству, не жалея никаких средств и никаких жертв. Начальником земского
ополчения был приглашен "стольник и воевода" Дмитрий Михайлович
Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией. В
ноябре движение, начатое Нижним, охватило уже значительный приволжский район, а
в январе ополчение двинулось из Нижнего сначала к Костроме, а потом к
Ярославлю, куда оно прибыло к началу апреля 1612 г., встречая по пути живейшее
сочувствие и поддержку со стороны населения.
Страницы: 1, 2
|