рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Особенности деятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны

Для стимулирования заготовительной деятельности по решению Обкома ВКП(б) и Исполкома Облсовета передовым районам и колхозам, выполнившим план хлебозаготовок и занесенных на Областную доску почета, было продано товаров на сумму 500 тысяч рублей, в том числе — Палласовскому району — на 20 тыс. руб., Медведицкому району - на 25 тысяч рублей, передовым колхозам - на сумму от 5 до 10 тысяч руб. Для успешного проведения государственной закупки молока у сельских жителей была организована встречная продажа товаров, которая стимулировала сдачу молока при имеющемся в стране дефиците товаров промышленной группы. Для встречной продажи был установлен план завоза товаров для продажи в торговых предприятиях системы потребительской кооперации.

Заготовительная и, соответственно, перерабатывающая деятельность на восстановительном этапе войны существенно изменили и расширили формы своей деятельности. Наибольший удельный вес в кооперативном производстве уделялся выпечке хлеба, производству безалкогольных напитков, переработке сельскохозяйственной продукции, выращенной в собственных подсобных хозяйствах кооперативов, варке нардека (в 1944 году выполнение плана варки арбузного меда по Сталинградской области составило 200%), а также производству необходимых сельским жителям товаров широкого потребления.

В военные годы объем собственного промышленного производства на предприятиях потребительской кооперации значительно увеличился. Для условий военного времени характерно, что среди работников производственных предприятий системы потребительской кооперации большинство составляли женщины. Так, например, по состоянию на 1 января 1943 года численность работников списочного состава, занятого в хлебопечении по Сталинградской области, составляла 643 чел, из которых 529 - женщины (82%).

Особое внимание кооперативные организации страны уделяли производству товаров, обеспечивающих работу тружеников сельского хозяйства и колхозов — обозных и шорных изделий, веревки, строительных материалов. Кооперативными предприятиями изготавливались телеги, сани, колеса, хомуты, деготь, колесная мазь, строительные материалы (кирпич, известь), лопаты, грабли, веревки и мн. др. В отчетном докладе Центросоюза сообщалось, что «развернута сеть предприятий по выработке товаров ширпотреба, продукция кото-рых в 1943 г. составила 666 млн. руб., в 1944 - 1988 млн. руб.» Однако совсем другое восприятие производства товаров широкого потребления мы видим в отчете организационно-инструкторского отдела ЦК ВКП(б) секретарю ЦК Маленкову, сообщавшего, что «продукция низкого качества», «медленно вое-станавливается производство товаров широкого потребления». За два последних года войны предприятия кооперативных организаций выпустили товаров на 570 млн. руб., что составляло 10% розничного кооперативного товарооборота. Кроме того, предприятия потребительской кооперации выпускали винные напитки, чае-кофейные напитки, добывали соль, хотя более значительное место занимала организация переработки заготовленной продукции.

В 1944 г. кооперативные организации начали укрупнять производство и объединять мелкие мастерские и предприятия в промышленные комбинаты. Объединяя несколько различных производств под более квалифицированным руководством и оснащая производство более совершенным оборудованием, промкомбинаты добивались улучшения качества своей продукции и повышения производительности труда.

Однако основной отраслью производственной деятельности системы потребительской кооперации оставалась выпечка хлеба. Так, в 1944 году на 98 действующих хлебопекарнях потребительской кооперации Сталинградской области было выпущено 9902 т. хлеба, что дало выполнение плана лишь на 58,2%; в 1945 году при плане в 15000 т. было выпечено 6766 т., т. е. 58,4%. Невыполнение плановых показателей объяснялось тем, что они были составлены без учета местных и погодных условий, а также тем, что в условиях военного времени были перебои с электричеством и горючим, в связи с чем мельницы в большинстве районов простаивали. Потребсоюзы вынуждены были размалывать хлеб на колхозных мельницах, в результате чего выход муки был значительно ниже. При этом населению выдавалась мука, хлеб же выпекался, главным образом, для снабжения детских домов, обеспечения предприятий общественного питания. При этом качество хлеба было достаточно низким. «Практиковалась выпечка в сельских местностях хлеба с добавлением 5-10% картофеля». Однако в хлеб добавлялся не только картофель, но и просо, ячмень, кукуруза, овес. В ряде районов примесь доходила до 70-80%, что значительно снижало качество хлеба.

При организации выпечки хлебобулочных изделий, потребкооперация использовала различные формы сотрудничества с крестьянскими хозяйствами, например, выпечку хлеба в крестьянских печах.

Таблица 13. Производственная деятельность системы потребительской кооперации Сталинградской области в годы Великой Отечественной войны

Группы предприятий Число предприятий
1942 год 1943 год 1945 год
1 2 3 4
1. Овоще-фруктоперерабатывающие предприятия 12 7 24
2. Колбасные предприятия - 1 1
3. Предприятия по выработке безалкогольных напитков 9 9 11
5. Производство мебели 2 3 1
6. Производство метизо-хозяйственных товаров 2 4 1
7. Производство гончарной посуды 2 6 3
11. Производство швейных товаров 5 12 13
12. Производство обуви разной 3 26 15
15. Производство мыла хозяйственного 4 10 3
16. Производство чае-кофе напитков 1 - -
1 2 3 4
17. Добыча соли - 1 2
19. Производство обозо-щепных товаров, ложкарных изделий 3 15 14
20. Предприятия бытового обслуживания (ремонт обуви, одежды, парикмахерские) 20 52
21. Предприятия по переработке рыбы 2 7
22. Производство кож - 3 2
23. Производство трикотажных товаров - 48 11
24. Производство овчин и овчинно-шубных изделий 7

По состоянию на 1 января 1945 года в системе Сталинградского облпотребсоюза работало 325 предприятий, в том числе по производству безалкогольных напитков - 41, изготовлению трикотажных изделий - 37, швейных -24, обуви - 29, щепных и бондарных изделий - 15. К производственным предприятиям в то время относились и сервисные службы. Число предприятий бытового обслуживания в условиях военного времени было крайне невелико, всего по системе облпотребсоюза их насчитывалось около 10.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.