Реферат: География Австрии
В 1997 году достаточно
напряженным продолжало оставаться положение на рынке труда Австрии.
Как и в предыдущем году
уровень безработицы составил 7%, а число зарегистрированных безработных 230,5
тыс. человек.
Наметившаяся в 1996 году
тенденция к сокращению платежеспособного спроса населения в полной мере
проявилась в отчетном году. При этом сказались повышенные заблаговременные
закупки населением товаров длительного пользования в 1996 году в ожидании
снижения покупательной способности в 1997 году. Темп прироста личного
потребления в неизменных ценах составил в 1997 году 0,5% против 1,5% в 1996
году и 2,1% в 1995 году. Прирост был достигнут за счет потребительских товаров
краткосрочного пользования и услуг (увеличение на 1,2% по сравнению с 1996
годом) при снижении закупок товаров длительного пользования на 4%. Средние
реальные доходы населения сократились на 0,8% против уровня предыдущего года (в
1996 году имело место увеличение на 0,7%). Доля отчислений на сбережения в
доходах продолжала сокращаться и составила в 1997 году 8,6% против 9,7% в 1996
году и 10,5% в 1995 году,
В 1997 году отмечался
умеренный рост цен на потребительские товары и услуги с явной тенденцией к
снижению его темпов: уровень инфляции в 1997 году составил 1,4% против 1,9% в
1996 году, 2,2% в 1995 году, 3% в 1994 году и 8,6% в 1993 году. На снижение
уровня инфляции в 1995-1997 гг. существенное влияние оказало вступление Австрии
в ЕС. Приток на австрийский рынок более дешевых товаров из других стран-членов
Евросоюза оказывает сдерживающее воздействие на рост цен, а в ряде случаев, в
частности, относительно сельскохозяйственных и продовольственных товаров,
приводит к их снижению.
Дефицит торгового баланса
(по поставкам товаров) был равен 80,1 млрд. австр. шилл. (в 1996 году - 100,6
млрд.).
Чистая валютная выручка
от иностранного туризма в 1997 году составила 17 млрд. австр. шилл. против 23,1
млрд. в 1996 году. Сокращение положительного сальдо баланса по туризму связано
с заметным увеличением в последнее время числа туристических поездок австрийцев
за границу при одновременном уменьшении количества иностранных туристов,
посетивших Австрию. Особенно характерным в этом плане был летний сезон. В
летние месяцы 1997 года затраты австрийцев на туристические поездки за границу
превысили валовые поступления от иностранного туризма в Австрию на 4 млрд.
австр. шилл.
Отрицательное сальдо
платежного баланса страны по текущим операциям в 1997 году равнялось, как и в
1996 году, 1,8% ВВП (45 млрд. австр. шилл. против 42,4 млрд. в 1996 году).
Дефицит федерального
государственного бюджета Австрии в 1997 году (без учета погашения финансовой
задолженности) составил 68 млрд. австр. шилл., или 2,8% ВВП (89,4 млрд., или
3,7% ВВП в 1996 году и 117,9 млрд. австр. шилл., или 5% ВВП в 1995 году). Общая
государственная задолженность к концу 1997 года достигла 1478 млрд. австр.
шилл. (60% ВВП), из которых свыше 20% приходилось на внешние долги.
Средний курс австрийского
шиллинга по отношению к доллару США в 1997 году составил 12,25 австр. шилл.
против 10,59 австр. шилл. в 1996 году. Учетная ставка Австрийского
национального банка в 1997 году не изменялась и после снижения в апреле 1996
года на 0,5% в настоящее время составляет 2,5%.
БАНКИ
В Австрии сложилась
развитая кредитно-финансовая система, состоящая из банков, сберегательных касс,
специализированных кредитных институтов и прочих кредитно-финансовых
учреждений. В преддверии вступления в Валютный союз ЕС в Австрии в последние
годы происходит процесс слияния и укрупнения банковских структур.
Во главе
кредитно-финансовой системы Австрии находится Австрийский национальный банк,
разрабатывающий и осуществляющий основные направления кредитно-денежной
политики страны, а также регулирующий и контролирующий деятельность остальных
кредитных институтов. В сферу деятельности банка входят денежная эмиссия и
эмиссия ценных бумаг, регулирование валютных отношений с иностранными
государствами, кредитование государства, земель и общин. При этом кредитование
экономики страны осуществляется через посредство других банков.
Крупнейшим банком страны
является "Банк Аустриа", образованный в 1991 году в результате
слияния двух крупных австрийских банков - "Лендербанка" и
"Центральшпаркассе". В результате приобретения в 1997 году
"Банком Аустриа" еще одного ведущего австрийского банка -
"Кредитанштальт" - этот новый банковский концерн по совокупной
балансовой сумме (1430 млрд. австр. шилл.) занимает 33-е место среди
европейских банков и контролирует около 20% австрийского рынка капиталов.
"Банк Аустриа" является универсальным банком. Основными направлениями
его деятельности являются финансирование промышленности (включая средние и
мелкие фирмы) и внешней торговли, международные кредитные и расчетные операции,
операции с ценными бумагами. "Банк Аустриа" первым из иностранных
банков получил лицензию на ведение своим московским дочерним банком операций с
юридическими и физическими лицами в России,
Вследствие слияния в 1997
году банков "Жироцентрале" и "Эрсте Эстеррайхише Шпаркассе"
в Австрии возникла вторая по величине банковская группа под названием
"Эрсте Банк" (сумма совокупного баланса около 400 млрд. австр. шилл.).
Осуществляя все виды операций как внутри страны, так и за рубежом, новый банк
одновременно является ведущим сберегательным банком Австрии.
Один из крупнейших банков
Австрии - "Райфайзен Централь банк" (балансовая сумма - около 250
млрд. австр. шилл.). Созданный первоначально в качестве финансового института в
рамках системы сельскохозяйственной кооперации, "Райфайзен
Центральбанк" в настоящее время является универсальным банком, имеющим
разветвленную сеть филиалов и отделений в Австрии и в других странах. В 1997
году состоялось официальное открытие московского филиала банка.
"Банк фюр Арбайт унд
Виртшафт" (БАВАГ), балансовая сумма - около 200 млрд. шилл., принадлежит
австрийским профсоюзам. Первоначально банк уделял основное внимание
кредитованию сектора ремесленного производства и других мелких производителей.
В настоящее время является универсальным банком. Значительное внимание уделяет
расширению иностранных операций. Важное значение в кредитной политике банка
имеют небольшие по размерам кредиты.
В 1998 году в Австрии
насчитывалось 38 банков с иностранным участием и 37 представительств зарубежных
кредитных институтов. В число иностранных банков, активно работающих в Австрии,
входит российский "Донау-Банк", учредителями которого являются
Центральный Банк и Внешэкономбанк России. Свои представительства в Вене, в той
или иной форме, имеют семь российских банков: "Инкомбанк",
"Индипендент бэнк оф Рашэ", "Банк Столичный",
"Кузбасспромбанк", "Мытищинский коммерческий банк",
"Российский национальный коммерческий банк", "Технобанк".
Согласно данным ВИФО, в
1998 году темпы экономического развития в Австрии несколько возрасли, хотя в
целом и сохранились на умеренном уровне. Ожидается, что прирост ВВП страны в
неизменных ценах в 1998 году составит 2,5%, а в текущих - 3,7%. Объем
промышленного производства в неизменных ценах увеличится, по оценке, в 1998
году на 4,8%. Валовые капиталовложения в 1998 году расширятся на 3,3%, в том
числе в оборудование возрастут на 7%, а в строительство практически не
увеличатся.
После снижения в 1997
году, в 1998 году ожидается некоторое увеличение темпа прироста личного
потребления в неизменных ценах (до 1,5%), в том числе по товарам длительного
пользования - до 3,5%. Инфляция в 1998 году оценивается на уровне 1,6%.
Положение на рынке труда
в Австрии будет оставаться довольно напряженным. Уровень безработицы составит
6,9%. В 1998 году платежный баланс страны по текущим операциям будет сведен с
отрицательным сальдо в размере 50-51 млрд. шилл. Дефицит федерального
государственного бюджета (без учета погашения финансовой задолженности) в 1998
году оценивается в 67 млрд. шилл, или 2,6% ВВП. Государственный долг составит
1520 млрд. шилл., или около 59% ВВП.
С реализацией
стратегической программы деятельности правительства Австрии связано намеченное
в перспективе проведение ряда реформ в отдельных областях, в частности, в
системах пенсионного обеспечения и налогообложения, образования и
здравоохранения, на транспорте, в судопроизводстве.
С учетом возникающих
проблем с финансированием в обозримом будущем традиционной распределительной
системы государственного пенсионного обеспечения, связанных с ростом числа
пенсионеров и увеличением продолжительности их жизни, а также с ограниченностью
бюджетных средств на эти цели, в ноябре 1997 года правительством и парламентом
Австрии был принят ряд решений в рамках пенсионной реформы, вступающих в силу
поэтапно в 2000-2003 гг. и предусматривающих отмену отдельных льгот для
определенных категорий пенсионеров (в частности, государственных служащих),
увеличение срока расчетной основы для начисления пенсии, стимулирование более
позднего выхода на пенсию и некоторые другие меры, которые еще должны быть
детализированы и уточнены. Одновременно государство намерено совершенствовать
существующую в Австрии накопительную систему добровольного негосударственного
пенсионного страхования, имеющую характер дополнительного к государственному
обеспечению старости.
Контуры других реформ
пока еще недостаточно определены, работа над ними ведется в соответствующих
правительственных и парламентских комиссиях и экспертных группах. В частности,
вопросами налоговой реформы партии правительственной коалиции намерены
конкретно заняться после 1999 года.
Последовательно
реализуется курс на приватизацию государственной собственности. В частности, в
1997 году доля государства в капитале банка "Кредитанштальт" (около
70%) была продана "Банку Аустриа". Осуществлена частичная
приватизация полностью принадлежавших государству табачного концерна
"Аустриа Табак" и предприятий по добыче и производству поваренной соли
"Залинен". Намечены шаги по частичной приватизации государственной
типографии "Штаатсдрукерай", по преобразованию государственного
Управления почт и телеграфа и сберегательного банка "Постшпаркассе" в
акционерные общества с последующей частичной реализацией их акций частным
владельцам, а также по подготовке к продаже в 1998 году доли государства в
авиакомпании "Остриэн Эйрлайнз", в венском аэропорту Швехат и
художественном аукционе "Доротеум".
ЧЛЕНСТВО В ЕС
В качестве центрального
вопроса своей внутри- и внешнеэкономической политики правительство Австрии
рассматривает полнообъемное участие страны в углублении интеграционных
процессов в рамках ЕС и намерено активно продолжать работу в этом направлении,
особенно с учетом того, что с 1 июля по 31 декабря 1998 года Австрия
председательствовала в Евросоюзе, а с 1 января 1998 года по 30 июня 1999 года
входит в "тройку" ЕС.
Большое значение
правительство придает вступлению Австрии в Валютный союз ЕС в числе первых
стран-участников. При этом проводимая Австрией в течение многих лет политика
"твердого шиллинга" и жесткая привязка его к немецкой марке ФРГ
способствовали тому, что многие предпосылки Валютного союза по экономическим
показателям Австрией давно выполнены, прежде всего, в отношении уровня инфляции,
отсутствия девальваций и значительных колебаний курса валюты к валютам других
стран ЕС, уровня процента по долгосрочным государственным ценным бумагам,
независимости центрального национального эмиссионного банка. Предпринятые в
стране в последние годы решительные меры по санированию и консолидации
федерального государственного бюджета позволили добиться соответствия критериям
Маастрихтского договора также и остальных показателей (особенно с учетом того,
что в последней официальной интерпретации ЕС достаточным является факт наличия
тенденции приближения уровня общей государственной задолженности к 60% ВВП).
С декабря 1997 года
Австрия начала участвовать в Шенгенских соглашениях, а с 1 апреля 1998 года
режим этих соглашений распространился на нее в полном объеме. В связи с этим в
1997 году в Австрии принимались меры по укреплению внешней границы ЕС и
обеспечению ее "непрозрачности" на Северо-Востоке, Востоке и
Юго-Востоке страны, а также по реконструкции венского международного аэропорта
Швехат в целях разграничения пассажиро- и грузопотоков, следующих
соответственно в воздушном сообщении с ЕС и третьими странами.
Членство в ЕС оказывает
существенное влияние на экономические отношения Австрии с третьими странами.
Особенно чувствительным в этом плане для Австрии является вопрос
взаимоотношений с соседними государствами Восточной и Юго-Восточной Европы,
рынки которых традиционно входят в сферу экономических интересов австрийского
бизнеса. С одной стороны, Австрия заинтересована в скорейшем начале конкретного
переговорного процесса по вступлению этих стран в Евросоюз и проявляет
готовность интенсивно сотрудничать с ними в решении экономических и финансовых
проблем в ходе подготовки их к вступлению в ЕС, в частности, в таких областях,
как транспорт, экология, энергетика, развитие инфраструктуры, сельское
хозяйство. С другой стороны, определенную озабоченность вызывает возможность
активного притока на австрийский рынок более дешевой рабочей силы из этих
стран, что серьезно обострило бы положение с занятостью в Австрии.
С учетом изменений
геополитической ситуации в Европе в последнее время заметно возросло внимание
правительства Австрии к вопросам западноевропейской и национальной
безопасности. Считая необходимым повышение боеспособности австрийсских
вооруженных сил, правительство рассматривает возможность обновления парка
истребителей-перехватчиков и наземной бронетехники за счет импорта.
В качестве члена
Евросоюза Австрия намерена шире участвовать в системе безопасности и в
соответствующих структурах ЕС. В принципе, не исключается в дальнейшем
возможность полного членства Австрии в Западноевропейском Союзе. Согласно
коалиционному соглашению правительственных партий, Австрия будет динамично
развивать также отношения с другими организациями, через которые страны-члены
ЕС реализуют свою политику безопасности и оборонную политику, в частности,
продолжать принимать активное участие в программе НАТО "Партнерство ради
мира". В средствах массовой информации и в обществе в целом в последнее
время дискутируется вопрос о возможности вступления страны в НАТО.
Окончательное решение по этому вопросу, с учетом всех его аспектов,
правительством и парламентом (а возможно и референдумом) должно быть принято в
1999 году.
От участия в Валютном
союзе ЕС (ЕВС) Австрия ожидает получить такие преимущества, как: экономию на
издержках по денежным переводам в другие страны ЕВС, связанных с обменом и
пересчетом валют; исключение рисков от изменения валютных курсов и экономия на
издержках страхования валютных рисков; возможность использования евро как мировой
валюты в качестве валюты расчетов и платежа в сделках с третьими странами
вместо доллара США; исключение возможности девальвации валют стран ЕВС, которая
сегодня может приводить к нарушению условий конкуренции на внутреннем рынке ЕС;
облегчение доступа стран ЕВС на рынки друг друга и улучшение сравнимости цен;
стимулирование дальнейшей гармонизации и унификации рамочных условий
предпринимательской деятельности на внутреннем рынке ЕС.
Кроме того, некоторые
дополнительные выгоды от членства в ЕВС Австрия видит и с учетом своих
национальных особенностей. В частности, для экспортоориентированного сектора
австрийской экономики введение евро и устранение фактора колебаний валютных
курсов имеет особо важное значение, поскольку Австрия относится к странам ЕС с наиболее
высоким уровнем производительности труда (большинство австрийских поставщиков
товаров и услуг в такие страны с традиционной тенденцией к снижению курса
валюты, как Италия, Испания, Великобритания, Швеция, Португалия, Греция несут
дополнительные издержки из-за колебаний курсов).
Австрия рассчитывает
также, что создание ЕВС будет способствовать увеличению поступлений от
иностранного туризма и повысит привлекательность Австрии для зарубежных
туристов по сравнению с такими конкурентами, как Франция, Греция, Италия,
Португалия.
Дополнительное
преимущество для себя Австрия усматривает и в создании единой Европейской
системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком, в рамках
которой решения будут приниматься по принципу "одна страна - один
голос", что ставит Австрию в равное положение с такими ведущими
финансовыми и экономическими державами, как Франция, Германия и Англия, в то
время как в ЕС в целом эти страны имеют при принятии решений значительно
больший вес, чем Австрия.
Стремление Австрии с
самого начала участвовать в ЕВС обусловлено также и тем, что в противном случае
австрийский шиллинг будет испытывать сильное девальвационное давление, что не
будет способствовать стабильности экономики, окажет весьма негативное
воздействие на состояние государственного бюджета, а в конечном итоге приведет
к снижению конкурентоспособности австрийских товаров и провалу одной из
основных стратегических целей экономической политики правительства -
превращения Австрии и ее столицы Вены в один из ведущих мировых центров
финансовой, инвестиционной и предпринимательской активности.
Предполагается, что
преимущества ЕВС будут носить долгосрочный характер и проявятся, в основном, с
течением времени. Издержки же, связанные с переходом на евро, наоборот, имеют краткосрочный,
разовый характер и будут сконцентрированы на ограниченном промежутке времени. В
частности, в первое время после создания ЕВС в странах с наиболее твердыми
валютами, в том числе и в Австрии, возможно некоторое увеличение банковского
процента вследствие вступления в зону евро также и стран с менее твердыми
валютами. Уровень этого увеличения будет зависеть от конкретного количества
участвующих в ЕВС стран с относительно слабыми валютами.
ГОССУБСИДИИ
Государственная
промышленная политика в Австрии формируется и реализуется в рамках общей
экономической политики правительства, исходя из рыночной модели развития
экономики страны, с учетом преобладания в промышленности мелких и средних
предприятий и в русле концептуальных подходов ЕС.
В ходе эволюции концепции
промышленной политики в послевоенный период, в том числе на основе
практического опыта управления существовавшим ранее значительным
государственным сектором промышленности, Австрия отказалась от
секторально-отраслевого принципа прямой финансовой поддержки производственных
предприятий и вмешательства государства в их хозяйственную деятельность, считая
его малоэффективным, высокозатратным и порождающим структурные дисбалансы.
Был также сделан вывод о
нецелесообразности государственной поддержки нерентабельных, бесперспективных
предприятий и предпочтительности замещения их продукции более эффективным
импортом.
Процесс закрытия
нерентабельных предприятий (в частности, в добывающей промышленности)
осуществляется поэтапно. Государство активно участвует в решении социальных
проблем высвобождающихся работников (досрочный выход на пенсию, единовременные
ссуды и пособия, обучение и переквалификация для получения новой профессии,
льготные кредиты для начала самостоятельной предпринимательской деятельности и
т.п.).
Сегодня государственная
промышленная политика в Австрии концентрируется на создании законодательным
путем, и обеспечении механизмами исполнительной власти, рамочных условий
деятельности промышленных предприятий, предоставляя привлекательный режим вложениям
отечественных и иностранных частных капиталов в научно-производственные
исследования и опытно-конструкторские разработки, в наукоемкие,
высокотехнологичные и другие перспективные направления производства, используя
на эти цели, в частности, средства, полученные от приватизации.
Страницы: 1, 2, 3
|