НОВЫЙ
КАМЕННЫЙ ВЕК (НЕОЛИТ). ПЕРИОД РОДОВОГО СТРОЯ И НАЧАЛО ЭПОХИ МЕТАЛЛА
Каменные орудия эпохи
неолита. Грубо выделанные
каменные орудия древнейшего подвергались дальнейшему изменению и улучшению.
Этому способствовали накопленный в процессе трудовой деятельности опыт и
развитие умственных способностей человека. Теперь к каменным орудиям начали прикреплять
деревянные и костяные рукоятки. Для этого делали широкие бороздки, охватывавшие
среднюю часть орудия, позднее стали просверливать в нем отверстие для более
прочной насадки рукоятки. Оба способа крепления в дальнейшем сосуществовали.
Усложнялись функции каменных орудий. В результате начали изменяться их формы. Появились
шлифованные молотки, топоры, долота и др. Более тщательно обрабатывались
кремневые, обсидиановые и костяные орудия и оружие. Каменный топор, долото,
кремневая пила и огонь дали возможность человеку лучше обрабатывать дерево.
Путем разведения костра в нижней части ствола человек мог свалить вековое
дерево, а при помощи каменного топора, деревянной колотушки и каменного клина
стал изготовлять бревна и доски-горбыли для постройки жилища, лодки из цельных
срубов, деревянную посуду и утварь. Человек овладевает ручным ткачеством из
мочалы, плетением корзин из лыка или камыша. Начали появляется зачатки
расселения деревнями. К этому времени человек научился делать более удобные
дубины, палки и метательные орудия, копья с кремневыми, обсидиановыми и
костяными наконечниками. В дальнейшем развитии копья были изобретены лук и
стрела, «благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота – одной из
нормальных отраслей труда»[22].
Орудия труда и оружие
улучшили благосостояние первобытного человека. Они спасли его от голодной
смерти и от хищных зверей. Наступил так называемый новокаменный век, или
неолит, когда шлифованные каменные топоры, молотки, долота (клинья), скребки
для обработки шкур, а также копье, лук и стрела с кремневыми, обсидиановыми и
костяными наконечниками играли важную роль в жизни человека.
В Азербайджане были
найдены: каменное долото – в с. Багчакюрд, расположенном в 7-8 км к северо-востоку от гор. Кировабада (б. Гянджи), каменный молоток и долото – в Нахичеванской
АССР и каменный топор – в Астаринском районе. Все они сделаны из камня твердой
породы и имеют хорошую шлифовку.
Искусственные пещеры и
период матриархата. Древнейшими
жилищами, где человек нашел себе первый приют, были естественные пещеры. После
долговременного проживания в них и после овладения техникой изготовления более
усовершенствованных каменных орудий человек стал вносить кое-какие изменения в
первоначальный облик своего древнего убежища. Здесь он рыл ямы и углубления для
хранения съестных припасов и для других нужд. Выполнить такую работу пещерным
жителям удалось не только потому, что они уже имели более усовершенствованные
орудия, но и благодаря тому обстоятельству, что почти все естественные пещеры
Азербайджана в свое время образовались в скалах мягкой породы. Постепенно
человек овладел и более сложной техникой рытья.
В неолитическую эпоху,
когда первобытные роды окрепли и хозяйственно усилились, люди, помимо
расширения своего старого убежища, стали рыть себе новые жилища, отличавшиеся
от прежних более развитой формой и некоторыми удобствами. Так вошел в быт новый
вид убежищ – искусственная пещера. Большинство из сохранившихся на территории
Азербайджана искусственных пещер устроено, повидимому, позднее неолита, но не
исключено возможность и того, что часть их относится к более глубокой
древности.
Искусственных пещер в
Азербайджане довольно много. Они обнаружены в переделах Ширвана, в частности в
окрестностях СС. Маразы, Маразали-Дерекенд, сунди и др. На Малом Кавказе они
встречаются в ущельях, в которых протекают рр. Бергюшадчай и Акарачай, близ СС.
Караджалы, Мурадханлы и Али-Гулу-Ушаги в Кубатилинском районе, где их называют
«каһа», или «даран». Искусственные пещеры во многих случаях расположены
недалеко друг от друга, а иногда и рядом, имея вид поселения. Наличие
искусственных пещер в тесном соседстве с естественными свидетельствует прежде
всего о том, что названные пункты были населены еще в древнейшие времена,
причем аборигены вначале жили в естественных пещерах.
Появление новых видов
орудий труда не только дало возможность первобытному человеку иметь более
благоустроенное жилище, по сравнению с естественной пещерой, но и улучшило его
материальное благосостояние.
Эти орудия способствовали
дальнейшему развитию хозяйства материнского рода, где господствовала
женщина-мать. Она заботилась о благосостоянии членов своего рода, следила за
огнем очага, занималась примитивным земледелием. Землю сперва разрыхляли
заостренной палкой, а с течением времени каменной мотыгой[23].
Сеяли вначале просо и ячмень, а в дальнейшем и пшеницу. Женщина работала дома,
готовила пищу, шила одежду, изготовляла посуду для хранения съестных припасов и
варки пищи, а также участвовала в охоте и рыбной ловле. Мужчина ходил в
основном на охоту и рыбную ловлю, участвовал в боях с соседними родами и
племенами, изготовлял орудия и оружия. Таким образом, увеличились запасы
съестного. Теперь человек стал более обеспеченным, чем в эпоху палеолита.
Все это привело к тому,
что в жизни рода возникли новые трудовые и общественные отношения. Чисто
естественным путем между женщиной и мужчиной произошло первое разделение труда.
Каждый из них был хозяином в своей области: мужчина – в лесу, женщина – дома.
Каждый являлся собственником изготовленных и употребляемых им орудий: мужчина –
владельцем оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина – домашней
утвари. Домашнее хозяйство велось на общественных началах. То, что делалось и
использовалось совместно, составляло общую собственность: дом, огород и др.[24].
Каменная и глиняная
посуда в эпоху неолита. После того, как человек освоил более усовершенствованные орудия и
приобрел необходимые технические навыки при высекании чашеобразных углублений в
скалах, он стал изготовлять переносную каменную посуду простейшей формы.
Первое время подобная
посуда изготовлялась из камня мягкой породы и внутри имела полусферическую
форму, ничем не отличаясь от чашеобразных углублений, высеченных в скалах и
камнях крупных размеров. Теперь эти углубления высекались в отдельных небольших
камнях, которые стали выполнять функции переносной посуды. Несколько
экземпляров посуды такого типа, изготовленной в более позднее время, было
обнаружено при археологических исследованиях и раскопках в Кобыстане – у
подошвы гор Джингирдаг, Кичикдаш, Беюкдаш и в переделах дворца ширваншахов в
Баку. Каменная посуда, найденная на территории дворца ширваншахов, имеет более
развитую форму, чем остальная.
Кроме каменной посуды, в
раннем периоде неолита человек пользовался корзинами, плетенными из лыка,
прутьев и камыша, и деревянной посудой. Вначале деревянная посуда изготовлялась
из коры, а в дальнейшем из мягкой древесины. Для того, чтобы деревянную посуду
и плетеную корзину сделать огнеупорными и пригодными для использования в
различных целях, человек обмазывал их глиной, сушил на солнце, на огне. Так с
течением веков люди научились гончарному делу. Когда человек приобрел в нем
достаточный практический опыт, он стал производить глиняную посуду и без
плетеных основ.
В период энеолита и
ранний период бронзы, когда начало развиваться гончарное производство,
некоторые виды высококачественной посуды продолжали изготовляться из камня. В
изготовлении каменной посуды первобытный человек достиг большого мастерства.
Глиняные же сосуды тогда отличались грубой обработкой, примитивной формой и
плохим обжигом. Простота и низкое качество глиняных изделий объясняются тем,
что человек еще не имел даже простейшей печи для обжига их. Поэтому не подлежит
сомнению, что каменная посуда, на производство которой тратился огромный труд и
требовалось много терпения, первобытным человеком ценилась выше, чем глиняная,
являвшаяся продуктом не особенно большого и не очень сложного труда. По той же
причине каменная посуда служила инвентарем древних культовых мест. Ею также
пользовались начальники рода и племени. А остальные члены рода и племени
употребляли глиняную посуду.
Среди найденной в
пределах Азербайджана посуды неолитической эпохи можно отметить каменный ковш.
Он был обнаружен вместе со шлифованным каменным долотом при рытье колодца для
воды, на глубине 5-6 м, в с. Багчакюрд (в 7-8 км от Кировабада). Ковш изготовлен из плотного красного туфа местной породы, добытого из карьеров
близ Гаджикенда (Ханларский район). Чашка ковша имеет полушаровидную форму,
почти плоское основание снабжено четырьмя маленькими выступающими ножками. Наличие
ручки и ножек делает его одним из ценных вещественных документов по истории
развития отдельных видов памятников материальной культуры Азербайджана.
Подобная форма является исходной: из нее впоследствии развились некоторые виды
домашней утвари. Багчакюрдский ковш свидетельствует о том, что карьеры, из
камня которых он был сделан, использовались местным населением, по крайней
мере, с эпохи неолита.
Спустя несколько
тысячелетий, когда глиняную посуду стали хорошо обрабатывать и придавать ей
более усовершенствованную форму, она получила широкое распространение и
вытеснила из быта каменную посуду. Но, несмотря на это, определенные типы
каменных сосудов продолжали применяться в святилищах для ритуально-культовых
процессов и в быту родоначальников[25].
В эпоху бронзы из туфа
упомянутых выше карьеров стали делать зернотерки. Этот камень шел также на
перекрытие могильных камер земляных курганов эпохи бронзы, сосредоточенных в
окрестностях гор. Ханлара. В середине века ханларский туф употреблялся как
декоративный материал для облицовки крепостных стен Старой Гянджи. Все эти
факты говорят о том, что карьеры туфа и карьеры кремня, расположенные друг от
друга в Ханларском районе, имеют древнее происхождение и что местное население
разрабатывало их в продолжение нескольких десятков веков. В последний период
неолита человек имел в своем распоряжении более усовершенствованные и
разнообразные орудия труда и оружие, чем в эпоху палеолита.
С развитием форм охоты
человек стал приручать животных: сперва собаку, затем крупный рогатый скот, с
течением времени козу, овцу, лошадь, свинью. «За самкой дикого буйвола нужно
было охотиться, прирученная же – она ежегодно приносила теленка и, кроме того,
давала молоко»[26]. В дальнейшем были
приручены осел, верблюд и другие животные, а также некоторые птицы.
В этот период главной
отраслью труда сделалось приручение животных и только потом – разведение скота
и уход за ним. В связи с необходимостью обеспечить стада домашних животных
кормом на зимний период, роль земледелия в хозяйстве рода начала увеличиваться.
В результате всего этого человек научился новым способам производства,
посредством которых мог добывать необходимые материальные блага, улучшать свою
жизнь и поддерживать свое потомство. По сравнению с прошлым, теперь члены рода
лучше были обеспечены пищей и одеждой. Люди шили себе одежду из шкур домашних
животных и грубых тканей. Костяная игла применялась в быту более широко,
разнообразнее стали гарпуны, появились примитивные украшения из кости и других
материалов. «Все прежние способы добывания пищи отступили теперь на задний
план; охота, бывшая раньше необходимостью, стала теперь роскошью»[27].
Групповой брак заменился парным. Начали оформляться более крупные племена и
роды, где материнское право постепенно стало неизбежно уступать свое место
отцовскому.
Разложение
матриархата. Появление отцовского рода. С того времени, когда скот важное место в хозяйстве, человек
большое внимание уделял увеличению поголовья стад. Но так как этот промысел
всегда был делом мужчины, который изготовлял для него и был собственником
копья, аркана, лука, стрел и других орудий производства, то и продукт его, т. е.
скот, также принадлежал мужчине. Ему же принадлежали и полученные в обмен на
скот товары[28]. Все это коренным
образом изменяло положение мужчины в роде. Теперь в жизни рода основную роль
стал играть труд мужчины. Работа женщины являлась незначительным придатком.
Поэтому господствующее положение в роде начали занимать мужчины.
«История говорит нам, что
тот класс или та социальная группа, которая играет главную роль в общественном
производстве и которая держит в своих руках главные функции производства, с
течением времени неизбежно должна стать хозяином этого производства. Было
время, время матриархата, когда женщины считались хозяевами производства. Чем
объяснить это? Тем, что в тогдашнем производстве, в первобытном земледелии,
женщины в производстве играли главную роль, они выполняли главные функции,
тогда как мужчины бродили по лесам в поисках зверя. Наступило время, время
патриархата, когда господствующее положение в производстве перешло в руки
мужчин. Почему произошло такое изменение? Потому, что в тогдашнем производстве,
скотоводческом хозяйстве, где главным орудиями производства были копье, аркан,
лук и стрела, главную роль играли мужчины»[29]. «С утверждением
фактического господства мужчины в доме пали последние преграды к его
единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением
материнского права, введением отцовского права, постепенным переходом от
парного брака к моногамии. А это создало трещину в древнем родовом строе:
отдельная семья сделалась силой, и притом грозной силой, противостоящей роду»[30].
Первая плавка
металлических руд.
Археологическими исследованиями и этнографическими наблюдениями, проведенными в
разных частях мира, установлено, что первым металлом, который сыграл важнейшую
роль в истории человеческого общества, была медь.
Залежи медной руды
встречаются во многих пунктах Малого Кавказа, восточные отроги которого
расположены в пределах Азербайджана. Здесь, в Кедабекском, Дастафюрском и
Ханларском районах, – в окрестностях Кедабека, Калакенда, Славянки, Заглика,
Нузгера, Човдара, Мирзика, Дастафюра и др. были зарегистрированы места древней
разработки меди. Такие же остатки древней добычи медной руды известны в
бассейне р. Тертер[31].
Когда и в какой части
света впервые была получена медь из руды, пока не установлено точно. Но
существуют авторитетные мнения, что первоначальная выплавка этого металла
производилась в странах, расположенных к северу от Месопотамии, в горных
районах Малой Азии и Закавказья[32].
Этнографические
наблюдения, осуществленные в Азербайджане, дают возможность предположить, что
первоначальная выплавка меди связана с древнейшим способом приготовления
молочной пищи или нагревания воды путем погружения в нее камней раскаленных
докрасна в огне костра. От высокой температуры камней молоко кипит и в то же
время сгущается[33]. Попав в местность, где
было много естественных выходов медной руды, первобытный человек мог вместе с
камнями бросать в костер и куски руды, не отличая ее от простого камня. В
результате под действием высокой температуры руда расплавлялась, и медь
отделялась от нее.
Таким образом, человеку
не случайно, а при выполнении определенной работы, удалось получить медь из
руды самым примитивным способом. Этот способ не может подвергаться сомнению,
ибо он проверен учеными практическим путем.
О получении меди из руды
один из исследователей первобытной культуры говорит следующее: «Этот процесс
многие представляют себе чересчур сложным, полагая, что для добывания меди из
ее важнейших руд, в которых она находится в соединении с серою, каковыми
являются медный колчедан, медный блеск и пестрая медная руда, требуется
температура плавления, достигающая 1100°С, следовательно, требующая особых
искусственных приспособлений. На самом деле, однако, как доказал М. Мух[34]
с помощью чисто практических опытов, достаточно собрать большую кучу обломков
медной руды и зажечь кругом костер, чтобы медь сама начала выплавляться, если в
руде достаточно серы имеется обильный доступ воздуха, никаких печей или других
каких-либо искусственных приспособлений при этом не требуется, и не требуется
особенной опытности, притом медь получается поразительной чистоты»[35].
Если принять во внимание,
что медные руды Малого Кавказа, в частности Азербайджана, содержат достаточное
количество серы, облегчающей выплавку металла описанным способом, то в итоге
всего сказанного мы имеем некоторое основание предполагать, что народы
Закавказья являлись одними из пионеров этого великого открытия.
РАЗВИТИЕ
РОДОВОГО СТРОЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Появление
металлических орудий и оружия. Открытие металла – меди было большой победой человека. Оно
создало новую эпоху в истории человечества.
Орудия, выкованные из
меди приблизительно за 5 тыс. лет до н. э., благодаря своей мягкости при ударе
сгибались и потому не нашли большого применения. Первое время медь в основном
шла на изготовление различных украшения, колечки, нашивные пуговицы, бусы и
другие мелкие предметы. Когда человек научился получать бронзу, сплавляя медь с
оловом и другими металлами, он начал из нее производить орудия. Эти орудия
отличались прочностью и хорошей формой и стали широко использоваться в быту. Кремневые
и обсидиановые ножи, наконечники стрел и копий сменялись более
усовершенствованными бронзовыми. Вместо каменных топоров появились более острые
бронзовые секиры прекрасной работы. Созданы были новые виды оружия – кинжалы,
мечи и др.
Несмотря на превосходство
бронзовых орудий, они все-таки не могли полностью вытеснить каменные орудия из
быта. «Медь и олово, – пишет Ф. Энгельс, – и выплавляемая из них бронза были
важнейшими металлами; бронза давала пригодные орудия и оружие, но не могла
вытеснить каменные орудия; это было под силу только железу»[36].
Применение бронзовых
орудий увеличило производительность труда, улучшило бытовые условия, повысило
материальное благосостояние человека и сделало его более устойчивым в борьбе за
существование. Использование этого металла содействовало дальнейшему развитию общественных отношений и прогрессу человеческой культуры. Появились
более крупные племена и роды с мощными и устойчивыми хозяйствами. Быстро стало
возрастать количество домашнего скота, для надзора за которым требовалось много
людей. Земледелие и огородничество охватывали более значительные площади.
Разделение труда и
обмен. В эпоху
бронзы, наряду с искусственными пещерами, строились большие родовые дома. Возникли
родовые поселения, где были люди, хорошо знавшие гончарное, кожевенное и
металлообрабатывающее дело. Развивались и другие виды ремесла – ткачество,
вязание, деревообделка.
В связи с
усовершенствованием орудий труда и дальнейшим развитием производственных
отношений, а также в связи с природными, географическими условиями у разных
племен развивались отдельные отрасли хозяйства и ремесла. Пастушеские племена
выделились из остальной массы. Произошло первое крупное общественное разделение
труда[37].