Реферат: Центральные храмы города Екатеринбурга
Реферат: Центральные храмы города Екатеринбурга
Федеральное
агентство по образованию РФ
Уральский
государственный лесотехнический университет
Кафедра
социально-культурного сервиса и туризма
ЗАЧЁТНАЯ
ЭКСКУРСИОННАЯ РАЗРАБОТКА
«Центральные
храмы города Екатеринбурга»
Екатеринбург,
2006 г.
1 Обоснование маршрута
Для своей экзаменационной
разработки мы выбрали следующие объекты: Вознесенская церковь, Храм "На крови",
Екатерининская часовня, Свято-Троицкий Кафедральный Собор, Ново-Тихвинский
женский монастырь. Потому что мы считаем, что это наиболее значимые храмы
нашего города, т.к. Вознесенская церковь является самой старой церковью; Храм "На крови" считается
самым важным туристическим объектом, потому что это место, где расположен храм
известно, прежде всего, как место убийства царской семьи; Екатерининская
часовня – это своеобразная визитная карточка города Екатеринбурга; Свято-Троицкий
Кафедральный Собор мы выбрали, потому что он является одним из немногих
Кафедральных Соборов Свердловской области; Ново-Тихвинский женский монастырь
привлекает своим своеобразием, потому что это единственный крупнейший женский
монастырь на Урале.
Данная экскурсия
предназначена для туристов от 16 лет. Эти туристы наиболее заинтересованы в
информации о посещаемых храмах нашего города.
2 Организационные
аспекты экскурсии
автобус
Продолжительность
экскурсии: 3-4 часа
10-00 исходная точка
гостиница «Свердловск» (ул. Челюскинцев,106)
10-15 остановка около
Вознесенской церкви (Клары Цеткин,11)
10-45 переход к Храму "На крови" (ул. Толмачёва,34)
11-30 посадка в автобус
11-35 отъезд к
Екатерининской часовне через центр города
11-45 остановка около
Екатерининской часовни (Площадь труда)
12-15 отъезд к Свято-Троицкому
Кафедральному Собору
12-25 остановка около
Свято-Троицкого Кафедрального Собора ( ул. Розы Люксембург,57)
13-00 посадка в автобус.
Переезд к Ново-Тихвинскому женскому монастырю
13-10 остановка у Ново-Тихвинского
женского монастыря (Зелёная роща,1), храм Александра Невского
14-00 отъезд от
монастыря.
14-30 приезд на исходную
точку в гостиницу «Свердловск»
3 Краткое описание
экскурсионных объектов
1) Храм Вознесения
Господня (Вознесенское Архиерейское подворье)
а) Расположение храма:
ул. Клары Цеткин, 11 (Вознесенская горка)
б) Статус объекта:
основной
в) Режим доступа для
посещаемых объектов: действующий храм
г) Сохранность объекта:
заложена в 1792 году. Это единственный сохранившийся памятник культовой
архитектуры в городе.
д) Фотография храма: (см.
на диске)
2) Храм – памятник «На
крови» во имя всех святых в земле
Российской просиявших
а) Расположение храма:
ул. Толмачёва,34
б) Статус объекта:
основной
в) Режим доступа для
посещаемых объектов: действующий храм
г) Сохранность объекта:
заложен в 1992 году, освящён в 2003 году. Стал на Урале одним из наиболее
значительных архитектурных проектов последнего десятилетия.
д) Фотография храма: (см.
на диске)
3) Екатерининская часовня
а) Расположение часовни:
Площадь труда
б) Статус объекта:
дополнительный
в) Режим доступа для
посещаемых объектов: действующая часовня
г) Сохранность объекта:
возведена в 1998 году
д) Фотография часовни:
(см. на диске)
4) Свято-Троицкий
Кафедральный Собор (Рязановская церковь)
а) Расположение храма:
ул. Розы Люксембург,57
б) Статус объекта:
основной
в) Режим доступа для посещаемых
объектах: действующий храм
г) Сохранность объекта:
возведен в 1818 году. В данный момент идёт частичная реконструкция храма
д) Фотография храма: (см.
на диске)
5) Ново-Тихвинский
женский монастырь (Храм Александра Невского)
а) Расположение объекта:
Зелёная роща,1
б) Статус объекта:
основной
в) Режим доступа для
посещаемых объектов: действующий монастырь
г) Сохранность объекта: ведёт
свою историю с 18 века
д) Фотографии: (см. на
диске)
4 Описание этапов
экскурсии
1) Отправление группы от
гостиницы «Свердловск» (ул. Челюскинцев,106) в 10-00 - начальная точка
экскурсии. Конечная точка – Ново-Тихвинский женский монастырь 14-00. Общее
время экскурсии – 4 часа. Примерное время передвижения между объектами 10-15
минут. Продолжительность пребывания на каждом из объектов примерно 30-40 минут.
2) Текст экскурсии
Экскурсанты заранее были
предупреждены о внешнем виде при посещении храмов. Желательный внешний вид: для
девушек и женщин - не вызывающая неяркая одежда, юбка ниже колена, если есть
желание приложиться к иконам не допустим макияж. Для мужчин – при входе в храм
снимают головной убор.
10-00 посадка в автобус
Текст в автобусе по пути
к Вознесенской горке
Доброе утро, уважаемые
экскурсанты! Приветствую Вас в нашем городе Екатеринбург. Позвольте
представиться: меня зовут Наталья. Сегодня я познакомлю Вас с религиозными
достопримечательностями столицы Урала. Мы посетим 3 центральных храма Екатеринбурга,
часовню – визитную карточку нашего города и самый старый на Урале женский
Ново-Тихвинский монастырь. Продолжительность нашей экскурсии примерно 4 часа.
А теперь пару слов о
правилах поведения в храме. Во-первых, при входе в храм женщины и девушки должны
надеть головные уборы, а мужчины должны их снять. Во-вторых, необходимо вести
себя тихо в храме, чтобы не мешать молящимся, в-третьих, фото - и видеосъёмка
запрещены, в-четвёртых, желающие могут поставить свечки.
Сейчас у нас первая
остановка на Вознесенской горке.
Автобус паркуется у ТЮЗа.
Время приезда 10-15. Далее экскурсанты поднимаются по лестнице к церкви мимо
усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. Экскурсантам рассказывается об этом памятнике
архитектуры 19 века на смотровой точке у монумента «Уральскому комсомолу».
Сейчас мы находимся на
самой высокой точке центра города. Перед нами главный особняк усадьбы
Расторгуева - Харитонова вместе с прилегающим к нему огромным садом и
многочисленными постройками. «Екатеринбургский акрополь» как его образно величают
знатоки, - самый великолепный, масштабный и ранний по времени строительства
памятник архитектурного классицизма, сохранившийся до наших дней (ул. К.
Либкнехта, 44).
Строительство усадьбы
началось в 1794 г. Кто заказал строительство, в точности неизвестно. По одной
из версий, это был заводчик Петр Демидов, Подругой версии, подтвержденной
документально, Расторгуев купил недостроенный дом у вдовы губернского секретаря
С.И. Исакова. Имя архитектора также неизвестно, но, учитывая, что усадьба
строилась около 30 лет, можно предположить, что здесь поработал не один
архитектор. Известно, что на заключительной стадии в строительстве принимал
участие М.П. Малахов. Сам Расторгуев умер, не дождавшись завершения
строительства (1824 г.), и дом перешел к его зятю П.Я. Харитонову. В парке
устроено искусственное озеро с насыпным островком и круглой беседкой-ротондой
на нем, кругом — аллеи, извилистые тропинки, насыпные горки. Под парком
проходят старые подземные ходы, один из них обнаружили после обвала в 1924 г.
Согласно легендам, старовер Расторгуев, опасаясь гонений, проложил из дома ходы
через парк, под Вознесенской площадью до городского пруда. По другим легендам,
эти ходы — остатки тайных штолен, где Расторгуев добывал золото. Выходы
кварцевых золотоносных жил на Вознесенской горке действительно есть, было
золото и в виде россыпей в засыпанной сейчас речке Мельковке, протекавшей у
северного склона Вознесенской горки. Но настоящую промышленную жилу найти после
Расторгуева никто не смог. Легенды об этой таинственной усадьбе до сих пор
живы. Усадьба изначально стала местом трагическим и несчастливым.
А прямо перед нами
Вознесенская церковь. Давайте подойдём к ней поближе.
Экскурсанты подходят к
церкви. Смотровая точка правее храма, потому что необходимо располагать группу
подальше от паперти, чтобы нищие не мешали проводить экскурсию.
Начнем с того, что
церковь – это место единения человека с Богом. Люди приходят туда помолиться и
поставить свечки.
Оттеночный окрас церкви
небесно-голубой с белоснежно-белым цветом. Как Вы думаете, почему церковь имеет
голубоватый оттенок? Голубой цвет символизирует небо, пребывание Бога на небе,
в бесконечности, созерцании, в спасение. Белый же цвет – это символ чистоты,
невинности, победы жизни над смертью. Обратите внимание на купола церкви.
Церковь трехкупольная – это означает святую троицу: отец, сын, дух святой. Цвет
куполов золотой, а золото мы ассоциируем с богатством, светом, сиянием,
благородством, блеском.
Если Вы приглядитесь,
Форма креста тоже имеет своеобразную символику. На подобной форме креста был
распят Иисус Христос. Крест немного наклонен, чтобы показать страдания Христа.
Верхняя часть – символ самого Иисуса Христа. Длинная перекладина – говорит о
том, что все сотворено Богом. Маленькая черта обозначает мир ангелов. Наклонная
линия олицетворяет все человечество. Ну а самая длинная линия вертикальная –
говорит нам о том, что все соединяется в Боге, все в Боге.
Церковь Вознесения
Господня (Вознесенская), появившаяся в Екатеринбурге еще в конце XVIII
столетия. Она является сегодня самым старым храмовым зданием города. Первая
церковь на Вознесенской горе была поставлена в мае 1770 года, Здание ее
располагалось почти точно на месте того крыла Ипатьевского дома, где было
совершено 18 июля 1918 года цареубийство. Церковь была освящена 19 сентября
1770 года.
В 1789 году прихожане
пожелали соорудить вместо этой церкви каменную двухэтажную церковь.
Здание новой церкви было
заложено 16 мая 1792 года протоиереем Карпинским в 300 м. к востоку от прежней
церкви в самом высокой части горы на месте прежней усадьбы основателя города
В.В. Татищева. Рождествобогородицкая церковь на первом этаже была освящена 2
сентября 1801 года, а Вознесенская церковь на втором этаже была освящена 25
июля 1818 года. Деревянная церковь была разобрана и в 1808 году перенесена в
Нижне-Исетский завод, где она сначала была приходской, а после строительства
там каменной церкви стала кладбищенской.
В 1834 году была начата
капитальная реконструкция церкви по проекту архитектора Н.Шулаева, которая
должна была полностью изменить ее облик и переделать из церкви XVIII века в
стиле барокко на церковь в византийском стиле, напоминающую церкви архитектора
К-Тона. К зданию были пристроены по бокам двухэтажный пристрой с приделами на
каждом этаже, что увеличило число приделов с двух до шести.
При этом полностью
изменился фасад церкви и немного была надстроена и изменена колокольня, причем
первоначальный шпиль был заменен на маковку. 25 июля 1837 года был заложен
северный пристрой, а 23 июля 1839 года был заложен южный пристрой. Митрофаниевский
придел на первом этаже северного пристроя был освящен 6 июня 1848 года.
Благовещенский придел на первом этаже южного пристроя был освящен 23 сентября
1852 года. Приделы на втором этаже были освящены в июле к концу века: Казанский
придел в 1889, а Пророко-Ильинский лишь в 1890 году. Проект перестройки
восточной части храма с сооружением над ней нового купола с огромной маковкой к
счастью не состоялся, благодаря чему эта часть сохранила облик XVIII века.
После установления
советской власти в 1920 г. при Вознесенской церкви было образовано религиозное
общество, в котором зарегистрировалось 3000 человек. В 1922 г. она, как и все
церкви пострадала от кампании по изъятию церковных ценностей. Из нее было
изъято 2 пуда (32 кг.) серебра и 30 бриллиантов.
После раскола церкви
община Вознесенской церкви не уступила ее обновленцам и осталась
"староцерковной", Тихоновской. В связи с этим на общину усилилось
давление с целью добиться закрытия церкви. Во время проведённой в апреле 1925
года проверки имущества община была обвинена в пропаже ряда культовых предметов
на сумму 1200 руб., а также в факте сокрытия от властей иконы Казанской Божьей
Матери в серебряной ризе. Одновременно с этим руководство общины было обвинено
в контрреволюции которая состояла в том, что в церкви на службах поминали имя
Патриарха Тихона и молились за него в тот период, когда он находился под судом,
что рассматривалось, как "вызов советской власти". Хотя большая часть
"похищенного" нашлась, на основании предъявленных обвинений президиум
горсовета расторг в 1925 году договор с общиной и поставил вопрос о закрытии
церкви и передаче ее под музей или школу. В 1926 году церковь была закрыта и в
1927 переоборудована под школу.
Позднее она в течение
многих лет использовалась в качестве Краеведческого музея. Однако начале 70-х
годов музей "закрылся на ремонт", который длился около 20 лет и так и
не был окончен. В 1991 году церковь была возвращена верующим. Однако
первоначально возвращён был лишь второй этаж. Начать службы на первом этаже не
удалось и через три года. Службы идут в главном Вознесенском и в Ильинском
приделах. К 1995 году в основном проведен наружный ремонт здания. Золотом
засияла маковка главного купола, покрытая стальным листом с титановым
напылении. В 1995 году Казанский придел был временно передан общине
старообрядцев Поморского согласия.
16 июля 1998 г в стенах
этого храма, при правящем архиереи Екатеринбургской епархии Епископе Никоне
(Миронове) и старшем священнике подворья иереи Алексии Горине, проходила
церемония прощания с возможными останками императора Николая Второго и его
близких.
Центральный придел и
колокольня храма до наших дней сохранили декоративные детали стиля так
называемого «уральского барокко» - карнизы, оконные наличники, необычные детали
– «кокошники», венчающие фасад.
Ансамбль Вознесенской
горки стал одним из лучших архитектурных ансамблей Екатеринбурга конца XVII –
начала XIX века. И вплоть до начала XXI века, до возведения
Храма-памятника-на-Крови, Вознесенский храм оставался главной архитектурной
доминантой восточной части центра нашего города.
Я Вам предлагаю посетить
эту церковь. Напоминаю, что девушки и женщины должны покрыть голову в отличие
от мужчин.
Экскурсанты входят в
храм.
Первая смотровая точка
сразу после входа в храм – под куполом.
Мы с Вами
находимся внутри церкви. Внутреннее убранство храма сразу же дает нам понять о
бывалости храма, о его древности. Иконы в нем также очень старинные, но не
потерявшие свою красоту и изысканность. Например, Икона Николая Чудотворца
(Николая Угодника). Или как его еще называют Николай Мирликийский или же
Николай Можайский. Изображен с евангелием в руках. В Оплечье (шарф),на котором
вышиты кресты. Характерное лицо, высокий лоб, бородка, аккуратные волосы.
Пожилой возраст. Мы с Вами видим житийскую икону Николая Чудотворца ( читаем
сверху слева направо, как книгу) Первая картинка – это сцена его рождения
Святитель Николай родился во второй половине Ш века в городе Патары, области
Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и
весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами,
милосердными к бедным и усердными к Богу.
До
глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они
просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их
была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя
Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».
Уже в первые дни своего
младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение
Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень
длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех
часов. Над Николаем провели Таинство Крещения.
Далее экскурсанты
проходят в притвор церкви. Им рассказывается про 7 таинств.
Таинство - Это священное
действие, через которое подаются благодатные дары Святого Духа, которое
совершается священнослужителем по установленному чину.
В православной Церкви
таких Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак,
Священство, Елеосвящение.
Святитель во время своей
жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль,
плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем
паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на
неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна
надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих
моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие
корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме
у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань. При жизни
своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им
быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой
чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать
благоуханное миро, обладающее даром чудотворения Святая Церковь Православная
чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и
еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.
Также мы хорошо видим Икону
Божией Матери «Умиление» В центре иконы - поясное изображение Богоматери с
Младенцем на руках, нежно прижавшимся к Ее щеке. В византийском искусстве такой
тип изображения называется «Елеуса», по–русски, Умиление. Богоматерь изображена
закутанной в темно – вишневый плащ – омафорий, одежду замужних палестинских
женщин, а на омафории - звезды, знаки Ее девства, чудесно сохраненного «до
рождества, в рождестве и по рождестве». Прижимая к себе правой рукой Младенца
Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку Богородица простирает к Нему
в жесте моления, пронзенная своей материнской скорбью за Него - к Нему она
несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. И способным ответить
на ее молитву, изображен на иконе Младенец Сын. В Его взгляде таинственно
слились детская мягкость и Божественная мудрость. Они оба знают. Золотым
ассистом – знаком Божественной силы- пронизана Его детская рубашечка.
Экскурсантам даётся 10-15
минут, чтобы осмотреть церковь самостоятельно и поставить по желанию свечки.
10-45 переход группы к
Храму-на-Крови через подземный переход у ТЮЗа.
10-50 остановка у
Храма-на Крови. Смотровая точка о подножия храма у парковки автобусов. Так как
нельзя вести экскурсию в храме, то весь материал даётся на смотровой точке.
Мы с Вами находимся у знаменитого
Храма-Памятника на Крови во Имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Храм
– это культовое здание для выполнения религиозных обрядов.
Архитектор проекта - Константин
Ефремов. Сбор средств на него начался в 1997 году. В общей сложности на
строительство было затрачено 328 млн. рублей. . Основой для решения образа
храма послужила архитектура XII - XV веков, в течение этого периода происходил
расцвет православного искусства и архитектуры. Архитектурный проект Константина
Ефремова уникален тем, что в нем удалось в полной мере выразить смысловые
определители Храма-Памятника на Крови, а именно: память, покаяние, печаль,
национальное достоинство, возрождение и очищение.
Храм-на-Крови - это
место, где до 1977 г. стоял знаменитый Ипатьевский дом, в котором трагически
оборвалась жизнь последнего российского императора Николая II, его семьи и
придворных. Дом был построен во второй половине 1870-х гг. И.И. Редикорцевым,
после его смерти был куплен купцом И.Г. Шаравьевым, а в 1908 г. — инженером
Н.Н. Ипатьевым. По злой иронии судьбы династия Романовых, вышедшая из
Ипатьевского монастыря, пресеклась в доме, который называли Ипатьевским. Бывший
царь с супругой и дочерью Марией были привезены из Тобольска 30 апреля 1918 г.
Страницы: 1, 2, 3
|