Курсовая работа: Значення і роль реформи Ехнатона, як втілення єгипетської системи вірувань у Бога Атона
Я
свидетелем был торжества Ока Хора в Гелиополе, в этом Краю худого со мной не
случится, о боги, ни здесь, ни в ваших Чертогах Истины и Справедливости, потому
что известны мне Имена богов, что окружают Маат, великое Божество
Истины-Справедливости.
ВЫХОД
ДУШИ НА СВЕТ ДНЯ
Двери
Неба растворятся предо мной,
и
двери земли уже не мешают моему шагу...
Откиньте
засовы с Врат Геба!
Дайте
войти мне в Край Первый!
Несомненно,
что невидимые руки,
те,
что окружали и охраняли меня на земле и вели мои шаги,
от
меня удалились.
Край
каналов и потоков открыт моему взору,
я
могу насладиться прогулкою по нему.
Конечно,
я владыка моего Сердца «иб»
И
моего Сердца «хати».
Владыка
моих рук, моих ног, моих уст,
Владыка
всего моего тела,
Владыка
погребальных жертвоприношений,
Владыка
воды, воздуха, каналов и рек,
Владыка
земли и всех ее нив,
Владыка
магических существ, что будут работать на меня в мире ином.
Я
имею полную власть над всем, что могло быть приказано мне на земле.
О
вы, божественные Духи!
Произнесли
вы предо мной такие слова:
«Пусть
участвует он в вечной Жизни,
Причастившись
священных Хлебов Геба!»
Удалите
от меня то, что я ненавижу!
Хлеб
причастия моего будет из белой пшеницы,
причащаться
я буду напитком из красной пшеницы,
жить
буду я в месте священном и чистом,
под
ветвями пальм,
священного
дерева Хатхор, принцессы Солнечного Диска.
Вот
она направляется в Гелиополь
с
Книгой божественных Слов Тота, в руках.
Конечно,
я владыка моего Сердца «иб»
я
моего Сердца «хати»,
Владыка
моих рук, моих ног, моих уст,
Владыка
воды, каналов и рек,
Владыка
магических существ, что работают на меня в мире ином.
Я
имею полную власть
над
всем, что могло быть приказано мне
как
на земле, так и в мире ином.
Если
положат направо меня, я отправлюсь налево;
если
налево положат, направо пойду.
Сидя
и стоя вдыхаю животворящее дуновение воздуха.
Несомненно,
уста мои и язык... Вот мои провожатые!
Додаток
4. Изображение Осирис-Тот
Додаток
5. Захищаюче око
Додаток
6. Сосуды: Дуамутефа — с головой шакала; Кебехсенуфа — с головой птицы; Хепи —
с головой обезьяны, скорее всего павиана; Имсети — с человеческой головой.
Додаток7.
Эхнатон и Нефертити с семьёй. Staatliche Museen zu Berlin - Preußischer
Kulturbesitz, Ägyptisches Museum
Додаток
8. Текст гимну Атону
Текст
гимна сохранился в гробнице вельможи Эйе, современника Эхнатона (1352 - 1336
гг. до н.э.). Эйе после смерти преемника Эхнатона - Тутанхамона,
царствовавшего, очевидно, не более 9 лет, взошел на престол и правил около 3-х
лет.
Цитируется
по изданию: История Древнего Востока: Тексты и документы / Под редакцией В.И.
Кузищина. - М., 2002. С. 116 - 118.( Перевод и комментарии Петровского Н.С.)
Прославление:
'Да живёт Ра-Горахти, ликующий на небосклоне, в имени своём как Шу, который
[есть] Атон'1, да будет он жив вечно, вековечно, живого и великого Атона,
находящегося в Празднестве Сед, владыки всего, что окружает солнечный диск,
владыки неба и владыки земли, владыки 'Дома Атона'2 в Ахетатоне [и] царя
Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель [Египта]
Неферхепрура - единственного для Ра, сына Ра, жи-вущего правдой, владыки венцов
Эхнатона, большого по веку своему, [и] жены царёвой великой, возлюбленной им,
владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива, здорова,
молода вечно, вековечно'.
Говорит
он [Эйе]:
'Ты
сияешь прекрасно на небосклоне неба, живой солнечный диск, положив-ший начало
жизни!
Ты
восходишь на восточном небосклоне и ты наполняешь всю землю своей красотой!
Ты
прекрасен, велик, светозарен и высок над всей землёй!
Твои
лучи объемлют страны вплоть до предела всего того, что ты создал!
Ты
[есть] Ра и ты доходишь до их [стран] пределов!
Ты
подчиняешь их для сына твоего, любимого тобой!
Ты
далёк, а лучи твои на земле, [ибо] ты перед [ними, чтобы видели?] твоё
прохождение!
Ты
заходишь на западном небосклоне и земля [находится] во мраке, наподобие
мёртвого.
Спят
они [египтяне] в помещениях, причём головы их закутаны, и они не видят другого.
Тащат их все вещи, что под их головами, и не знают они [об этом].
Каждый
лев выходит из своего логова. Все гады кусаются [во] мраке, [когда] уходят (?)
свет и жар. Земля молчит, так как тот, кто создал их, зашёл на своем
небосклоне.
Светает,
[когда] ты восходишь на небосклоне. Ты сияешь в виде солнечного диска днём. Ты
гонишь мрак, [когда] ты даёшь лучи. Обе Земли торжествуют. Просыпаются и встают
на ноги, подымаются они [люди] из-за тебя. Омывают свои тела и берут одежду.
Руки их славят твоё воссияние, [и затем] они совершают работу свою.
Весь
скот вкушает свои травы. Деревья и травы зеленеют. Птицы вылетают из своих
гнёзд, и их крылья славят твоё Ка. Все животные прыгают на ногах. Всё то, что
летает и порхает, оживает, [когда] ты восходишь для них.
Плывут
корабли на север, а также и на юг, и все дороги открыты, когда ты воссиеваешь.
Рыбы в реке выходят (?) на лик твой. Лучи твои [проникают] внутрь моря.
Создающий
зачатие (?) в женщинах, далающий семя в мужчинах! Дающий жить ребенку во чреве
матери, успокаивающий его, чтобы он не плакал! - [ты] кормилица в утробе!
Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал, когда он [ребенок]
покидает утробу в [первый?] день, когда он рождается. Ты открываешь его уста
совсем и делаешь [всё] то, что нужно ему.
Когда
птенец в яйце, он [уже] говорит в скорлупе. Ты даёшь ему дыхание внутрь его
[яйца], чтобы он сохранил жизнь. Ты устанавливаешь его время, чтобы было
пробито оно [яйцо] из яйца. Он выходит из яйца, чтобы говорить в установленное
время. Он идёт [уже] на своих ногах, когда выходит из него [яйца]. О, как
многочисленно то, что ты делаешь, и то, что [является] тайным, единст-венный
бог, [кроме] которого нет другого!
Ты
образовал землю по своему желанию, когда ты был один, с людьми, скотом и всеми
животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые подымаются вверх,
летя на своих крыльях.
Чужеземные
страны, Сирия и Куш, Египет - ты каждому человеку назначаешь его место. Ты
делаешь то, что требуется им. Каждый имеет свою пищу6 и отмерено его время
жизни. Их языки разделены по речи так же, как и их образы. Их кожа различна,
[так как] ты отличил чужеземцев.
Ты
создал Нил в преисподней и привёл ты его по желанию твоему, чтобы дать жизнь
подданным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, страдающий
из-за них, владыка каждой страны, восходящий ради них, солнечный диск дневной,
большой величием.
Ты
делаешь [так], чтобы жили далекие чужеземные страны. Ты дал Нил на небеса, и он
падает для них. Он делает волны на горах, как [на] море, орошая их поля в их
селениях.
О
как прекрасно исполнены они, твои замыслы, владыка вечности! Нил на небе ты
предназначил для чужеземцев и для всех диких животных, ходящих на ногах, а Нил,
который идёт из преисподней,- для Египта.
Лучи
твои кормят каждую пашню. Когда ты восходишь, они оживают и растут из-за тебя.
Проводишь ты время, чтобы воспроизводить всё то, что ты сделал: Всходы, чтобы
они (пашни) охладели, жару, чтобы вкусили (?) её.
Создал
ты небо далекое, чтобы восходить на нём, чтобы смотреть на всё созданное тобой.
Ты
един, но ты восходишь во [многих] своих проявлениях в виде живого солнечного
диска, воспевающего, сияющего, удаляющегося, приближающегося. Ты создаёшь
миллионы проявлений из себя одного.
Города,
селения, поля, дороги, река - зрит тебя каждый человек9 перед ними10, когда ты
в виде дневного солнечного диска.
Ты
в моём сердце и нет другого, который познал бы тебя, кроме твоего сына
Неферхепрура - единственного для Ра. Ты даёшь, чтобы он был сведущим в твоих
помыслах и в твоей силе. Земля существует под твоим началом11 подобно тому, как
ты создал их [людей]. Ты восходишь - они живы, ты заходишь - они мертвы, Это ты
сам время жизни, и живут в тебе. Глаза [устремлены] на красоту (твою) до твоего
захода. Кладут всякую работу, когда ты заходишь на западе. Когда (ты)
восходишь, (ты?) даёшь расти (?) ... для царя. Спешат (?) со всех ног (?) с тех
пор, как ты основал землю. Ты поднимаешь их для сына твоего, вышедшего из твоей
плоти, царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель
Неферхепрура - единственного для Ра, сына Ра, живущего правдой, владыки венцов
Эхнатона, большого по веку своему, [и для] великой жены царёвой, возлюбленной
им, владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива и молода
вечно, вековечно!
Примечания:
В
кавычки слов, для выделения, взята титулатура Атона, которая в тексте заключена
в царские картуши. В ней он отождествляется с Ра-Горахти.
'Дом
Атона' - название храма Атона в Ахетатоне.
То
есть для Эхнатона.
Букв.:
не видит один глаз другого.
То
есть даёшь ему речь.
Букв.:
каждый под пищей своей.
По
представлениям египтян, Нил вытекал из потустороннего мира.
То
есть дождь.
Букв.:
каждый глаз.
То
есть где бы ни находился солнечный диск, его всегда видят люди.
Букв.:
под твоей рукой.
Додаток
9. Akhenaten
Amenhotep
IV
Додаток
10.
Head
of Akhenaten
Додаток
11
Akhenaten
depicted as a sphinx at Amarna.
Додаток
12-13. Вшанування Атона
Додаток
14. Amenhotep IV
[1] Дюнан Ф., Лихтенберг Р. Мумии.
Путешествие в вечность. – М., 2003.
[2] Кацнельсон И.С. Египет (древний) //
Советская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 1964. Стлб. 454–462.
[3] Струве В.В. Египет. Древняя история (до
арабского завоевания) // Большая Советская энциклопедия (1-е изд.). Т. 24. М.,
1932. – С. 356–371.
[4] Струве В.В., Авдиев В.О., Матье М.Э.
Египет (Древний) // Большая Советская энциклопедия (2-е изд.). Т. 15. М., 1952.
– С. 434–446.
[5] Тураев Б.А. Египет. История (до
завоевания арабами) // Энциклопедия Брокгауз и Ефрон. Т.. XIА, 22. СПб, 1894. –
С. 523–527.
[6] Нибби А. Дельта Нила и ее значение для
понимания древнеегипетской истории // ВДИ № 3, 1991. С. 93–111.
[7] Пиотровский Б.Б. Идеологические формы
укрепления царской власти в Древнем Египте // Вопросы научного атеизма и
религии. 20. 1976.
[8] Стучевский И.А. Государственное
(царско-храмовое) хозяйство и господствующий класс древнего Египта //
Государство на Древнем Востоке (Сборник статей). М., 2004. С. 161–186.
[9] Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта.т.1.-М., 1948.
– С.282-297.
[10] Дейнека Т.А. Идеологическое обоснование внешней политики
Египта в XVI-XIV вв. до н.э.// ВДИ. 1990. №2.-С.135-153.
[11] Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов.-М.,2001.- С.10
[12] Виноградов И.В. Раннее и Древнее
царства Египта // История Востока. Т. 1. Восток в древности. М., 1997.
[13] Зубов А.Б., Зубова (Павлова) О.И.
Проблема власти царей древнего Египта (К проблеме "восточного
деспотизма") // Государство на Древнем Востоке (Сборник статей). М., 2004.
С. 204–225.
[14] Коростовцев М.А. Египтяне древние и
современные // ВДИ № 1, М. 1966, – С. 40–46.
[15] Коростовцев М.А. Наследие древнего
Египта // Культура древнего Египта. М., 1976. – С. 425–436.
[16] Коростовцев М.А. Спорт в древнем Египте
// Культура древнего Египта. М., 1976. – С. 419–424.
[17] Рузаева Н.Г. Древний Египет.
Происхождение обрядов и праздников. М., 1997.
[18] Морэ А. Цари и боги Египта.-М., 1998.- С. 18-31.
[19] Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих
фараонов.-М., 2000. – С.259-266.
[20] Матье М.Э. «Хеб-сед».// ВДИ. 1956. №3.-С.7-28.
[21] Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М.-Л., 1956.- С.28-30.
[22] Прусаков Д.Б. Море и Дельта в древнем
Египте: природа и социальная история (к постановке проблемы) // Генетические
коды цивилизаций. Материалы Третьей научной конференции "Человек и природа
– проблемы социоестественной истории". М., 1995.
[23] Прусаков Д.Б. Концепция социоестественной
истории древнего Египта // Лик Сфинкса. Материалы Четвёртой международной
научной конференции "Человек и природа – проблемы социоестественной
истории". М., 1995.
[24] Прусаков Д.Б. "Старые дюны" в
Среднем Египте // ВДИ № 2, – 1997. – С. 95–99.
[25] Прусаков Д.Б. Взаимоотношение человека
и природы в Древнем Египте (автореф. дисс.). М., 1996.
[26] А.Карпичечи А.К. Искусство и история
Египта. 5000 лет цивилизации. Флоренция, 1997.
[27] Лапис И.А. Культура древнего Египта //
История древнего мира. Ч. I. Ранняя древность. М., 1983. – С. 256–275.
[28] Рубинштейн Р.И. Загадки пирамид. М.,
1966. Рецензия: Павлов В.В. // Художник – № 5. – 1967.
[29] Перепелкин Ю.Я. История Древнего Востока. Зарождение
классовых обществ
и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия.
Египет.-М., 1988.
[30]
Морозов А. «Загадка культу Атона»
// ВДИ № 5, 1997. –С. 148.
[31] Хрестоматия по
истории древнего мира Под ред. В.В. Струве -. Т. 1-М.,1950.
[32] Пиотровский Б.Б. Идеологические формы укрепления царской
власти в Древнем Египте // Вопросы научного атеизма и религии. 20. 1976.
[33] Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. М.,
1997.
[34] Струве
В.В., Авдиев В.О., Матье М.З. Египет (Древний) // Большая
Советская
знциклопедия (2-е изд.). Т. 15. М., 1952. - С. 434-446.
[35] Lupton C. «Mummymania» for the Masses — is Egyptology Cursed by
the Mummy’s Curse. // Consuming Ancient Egypt. — L., 2003.
[36] Шоу
Я. Древний Египет. — М., 2006.
[37]
Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. –Ч.1. – История древнего мира. - М.:
Добросвет, 2000. - 256с.
[38] Jones J. Towards Mummification: New Evidence for Early
Development. // Egyptian Archaeology. 2002. 21.
[39] Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М.: Просвещение,
1971. — С. 54—55
[40] Рак И. В. Легенды и мифы
Древнего Египта. — СПб., 1997.
[41] И.В. Рак Египетская мифология. - М: Изд-во Терра, 2004. -
320 с
[42] Таранов П.С. 120 философов: жизнь, судьба, учение. - Симферополь:
Реноме, Т.1, 2. 1997.
[43] Силиотти А. Египет: храми, люди и боги. - М., 2004.
[44] Струве В.В.
Египет. Древняя история (до арабского завоевания) // Большая Советская
знциклопедия (1-е изд.). Т. 24. М., 1932. - С. 371
[45] Хрестоматия по
истории древнего мира Под ред. В.В. Струве -. Т. 1-М.,1950.
[46] Прусаков Д.Б. Взаимоотношение человека и природы в Древнем Египте Автореф. дисс. Канд ист. Наук.
–М., 1996.
[47] Прусаков Д.Б. Море и Дельта в древнем Египте: природа и социальная история
(к постановке проблеми) // Генетические коды цивилизации. Материалы Третьей научной конференции
"Человек и природа -проблемы социоестественной истории".
М., 1995.
[48] Морз А. Цари и боги Египта.-М., 1998.- С. 31-33.
[49] Тураев Б.А.
Египет. История (до завоевания арабами)// Энциклопедия Брокгауз и Ефрон. –Т. ХІІІ, 22.– СПб, 1894. - С.
527.
[50] Стучевский
И.А. Государственное (царско-храмовое) хозяйство и господствующий класе
древнего Египта // Государство на Древнем Востоке (Сборник статей). М, 2004. С.
186.
[51] Рубинштейн Р.И. Загадки пирамид М., 1966. Рецензия:
Павлов В.В. // Художник - № 5. - 1967.
[52] Хрестоматия
по истории древнего мира Под ред. В.В. Струве -. Т. 1-М.,1950.
[53]
Морозов А. «Загадка культу Атона»
// ВДИ № 5, 1997. С. 148.
[54] Стучевский
И.А. Государственное (царско-храмовое) хозяйство и господствующий класе
древнего Египта // Государство на Древнем Востоке (Сборник статей). М, 2004. С.
186.
[55]
Фахри А. Пирамиды.-М., 1961.
|