Курсовая работа: Ювелирные изделия Красного села
Курсовая работа: Ювелирные изделия Красного села
Содержание
1. Исторические
аспекты филигранного центра и его значение в развитии ювелирного искусства:
сканное ремесло Киевской Руси
2. Заготовительные
операции скани: вытяжка, свивка
3. Последовательность
и принцип набора сканного рисунка с технологией его изготовления: пайкой и
монтировкой
Введение
Филигранный
(сканный) орнамент строится по-разному.
Иногда он
составляется из крутых спиральных завитков, выполняемых из толстой проволоки.
Этот основной стержень несет на себе множество тонких побегов-усиков,
закручивающихся на конце в мелкие спиральки и заполняющих все внутреннее
пространство между крупными завитками.
Иногда
сканный орнамент состоит из розет, окруженных крупными лепестками, которые
располагаются либо довольно свободно, заполняя плоскость предмета, либо
вписываются в определенные геометрические фигуры-ромбы, восьмиугольники,
треугольники и т.д. В этих случаях из толстой проволоки выполняются обычно
контуры розет, геометрических фигур и крупных лепестков, а все свободное между
ними пространство заполняется тонкими волнистыми линиями, колечками,
спиральками, ромбиками и другими мелкими орнаментальными формами.
Некоторые
изделия, например подстаканники, украшаются филигранным орнаментом, состоящим
из розет и восьмиконечных звезд, вписанных в строгие геометрические формы.
Сочетание геометрических форм с тончайшим кружевным филигранным орнаментом
накладывает отпечаток своеобразия на такие изделия.
Делались
попытки выполнения в технике филиграни изделий и с сюжетными изображениями.
Таков, например, нож-закладка, ручка которого украшена изображением плывущих в
волнах рыбок.
О
совершенстве исполнительского мастерства, которого достигли мастера Красного
села, работавшие в технике филиграни, дает представление государственный герб
СССР, выполненный во второй половине 30-х годов коллективом красносельских
мастеров под руководством Н.Грустливого и Г.Дерябина. В этой большой работе
(размер 31х31,5 см) техникой филиграни выполнена значительная часть изображения
земного шара, серпа, молота, солнца, ленты, перевивающей колосья, и самих
колосьев.
Ювелирные
украшения и бытовые предметы, выполненные мастерами села Красного в технике
филиграни, экспонировались на всемирных выставках в Париже (1937) и в Нью-Йорке
(1939). Артели "Красный кустарь" (с. Красное) за филигранные изделия
была присуждена на Всемирной Парижской выставке 1937 года золотая медаль.
В
послевоенные годы филигранное дело продолжало развиваться. В отличие от
довоенных лет посеребренная и позолоченная филигрань стала применяться не
только в массовых бытовых вещах, но и в дорогих уникальных произведениях – в
юбилейных кубках, декоративных вазах, ларцах и т. д., причем нередко она
сочеталась с зернью, с гладким полированным металлом, делалась не только
плоской, но и выпуклой или рельефной.
К числу наиболее
значительных филигранных произведений, выполненных во второй половине 40-х
годов, принадлежит ларец работы В.Каретина (рис. 162). Ларец прост по форме.
Его прямоугольный остов покоится на невысоком постаменте. Приземистые, крепкие
ножки, слегка выходящие за габариты постамента, придают ларцу устойчивость, а
слегка сужающаяся кверху четырехскатная крышка делает его стройным. Филигрань
покрывает верхнюю (плоскую) часть крышки ларца, ее скаты и боковые стенки
остова, причем характерно то, что она расположена не сплошным кружевным узором,
как это делалось в большинстве вещей довоенного времени, а делится узкими
полосками гладко отполированного металла на правильные геометрические фигуры:-
прямоугольники, различной формы треугольники и т.д. Слегка выступающие полоски
гладкого металла членят поверхности ларца, как бы образуя его конструктивный
остов. Вместе с тем они обрамляют определенные участки филигранного узора,
подчеркивая своими четкими, гладко отполированными поверхностями его легкость и
ажурность. Филигранный узор также стал разнообразнее; в его кружевные
прозрачные завитки то там то здесь вкраплена зернь. На крышке ларца расположены
три крупные выпуклые розетки, центры которых сплошь заполнены крупными шариками
зерни. Это был первый, достаточно интересный и удачный опыт создания
филигранного рельефа.
В
позолоченном кубке – "Социалистическое строительство", выполненном в
1951 году мастерами А.Васиной (род. 1920 г.) и А.Шибановым (род. 1899 г.) по проекту художников А.Удалова и А. Щепелкина, филигрань не менее органично
сочетается с полированным металлом, который в одних случаях резко контрастирует
с кружевным филигранным узором, в других – создает красивую светотеневую игру
чеканными и давлеными рельефами, в третьих – радует глаз изящными и тонкими
профилировками. Этот кубок неплох, хотя и несколько тяжеловат по своим
пропорциям, его цилиндрическое, слегка расширяющееся кверху тулово покоится на
достаточно массивной, устойчивой и выразительной по силуэту ножке.
Заваленная
крышка завершается небольшим отполированным шариком, поддерживающим изображение
ордена Победы. Верхняя и нижняя части тулова опоясаны неширокими полированными
металлическими поясками. Между ними на определенном расстоянии проходят
вертикальные профилированные полоски металла. Соединяясь с горизонтальными
поясками, они делят слегка усеченное книзу цилиндрическое тулово кубка на
четыре равные части. В каждую из этих частей вписан круглый медальон с
чеканными рельефными изображениями (панорама новостройки, механизированная
уборка урожая, лаборатория ученого, парный профильный портрет В.И.Ленина и
И.В.Сталина). Филигрань в этом кубке лишь дополняет металлический остов кубка,
подчеркивая своим легким матовым кружевным узором блеск и массивность
отполированного металла.
Вслед за этим
в селе Красном было выполнено еще несколько уникальных произведений. Художники
и мастера промысла успешно продолжали поиски новых форм изделий, в которых
металлический остов отделывался филигранью. В одних из них филигрань сплошным
кружевным узором покрывает тулово изделий. Таковы, например, две вазы работы
А.Голикова (род. 1919 г.) и А.Васиной, выполненные в 1952 году. Широкие полосы
полированного металла образуют здесь несколько поясов разной ширины (по
верхнему борту и нижней части ножки). Все пространство между этими поясами
сплошь покрывает филигрань, которая играет главную декоративную роль.
В других
изделиях филигрань использовалась по тому же принципу, как и в кубке "Социалистическое
строительство": она лишь дополняла металлический остов, который сам по
себе был достаточно выразителен. Таков, например, юбилейный кубок, выполненный
в 1954 году по проекту А.Удалова и А.Щепелкина мастерами А.Васиной (скань),
М.Суригиным (штампованные детали) и А. Шибановым (монтировка) и подаренный
Украинской ССР в честь 300-летия воссоединения с Россией.
Кроме
красносельского района, производство недорогих ювелирных украшений – брошей,
колец с цветным стеклом, кулонов – существует в городе Приволжске Ивановской
области (артель "Красная Пресня"). Здесь же изготовляется и цветное
стекло (искусственный камень).
Филигранный
узор в казаковской артели также приобрел характерный облик. В его основу была
положена розетка с длинными вытянутыми лепестками и круто завивающиеся спирали.
Эти крупные формы четко выделяются на фоне мельчайших филигранных завитков,
сплошным узором заполняющих поверхность филигранных изделий.
В мастерской
артели производство филигранных изделий возникло лишь в 1947 году. Первое время
продукция этой артели была не вполне удачна: филигрань выполнялась из толстой
проволоки, не велось работы над формами изделий, вещи выглядели грубоватыми. Но
постепенно и в этой артели филигранные работы сделались одним из наиболее
интересных видов продукции. Большое значение имело то, что в артели было
уделено внимание не только улучшению качества филиграни, но и работе над формой
изделий, а также над различными способами применения филигранной техники. Над
филигранными изделиями мстерской артели много и серьезно поработала художница
В.Дмитриева (род. 1919 г.). В результате артель стала выпускать вещи, в которых
филигрань сочетается в большинстве случаев с полированным металлом. В одних
изделиях из гладкого металла сделана лишь ножка (туалетная вазочка в виде
чаши), в других – гладкий металл играет более активную роль, из него выполнена
и ножка и ручки, он включен в виде гладких полосок, лучами расходящихся от
центра, в самый корпус вазочки (плоская вазочка-конфетница), наконец, в
некоторых вещах филигрань сочетается с штампованными позолоченными накладками
(подстаканник). Не во всех случаях задача решена с одинаковым успехом, но самый
факт творческих поисков новых конструктивных решений применения филиграни имеет
большое положительное значение.
Производство
разнообразных ювелирных изделий развито в Москве и Ленинграде. Артель
"Московский ювелир" в Москве, фабрика "Ленэмальер" и
Эмальерно-филигранная фабрика Ювелирторга в Ленинграде – крупные предприятия,
выпускающие основную массу продукции.
1. Исторические аспекты филигранного центра и его значение
в развитии ювелирного искусства: сканное ремесло Киевской Руси
Производство
всевозможных ювелирных поделок и украшений из золота и серебра – одно из
древнейших художественных ремесел. Оно отличается разнообразием технических
приемов. В искусстве ювелиров издавна применялись литье, чеканка и гравировка,
филигрань., наводка черни и эмаль. Нередко несколько технических приемов
совмещаются при выполнении того или иного ювелирного изделия. Чеканкой и
гравировкой очень часто дополняют литье; филигрань сочетается с чеканкой, эмаль
с филигранью и т.д.
Народные
ювелирные промыслы, выпускающие недорогие вещи из меди, белого металла и
серебра с позолотой, цветными камнями и т.д. – кольца, серьги, броши, кулоны,
браслеты, – а также разнообразные кресты и образки, издавна существовали в
городах и селах нашей страны. Основным потребителем этих изделий было
крестьянство и малозажиточная часть городского населения: торговцы, мещане,
ремесленники.
В XIX веке
производство недорогих ювелирных вещей получило особенно сильное развитие в
селах и деревнях Костромской губернии – Красном, Сидоровском и других, –
расположенных по Волге в 30-40 километрах от Костромы, Село Красное – центр ювелирного промысла, охватывающего четыре волости, пятьдесят одно селение и
около 1706 работников, к концу XIX века, подобно Гжели, представляло собой, по
определению В.И.Ленина, типичный центр "народной" капиталистической мануфактуры.
В конце XIX века красносельский ювелирный промысел производил продукции более
чем на миллион рублей.
Недорогие
ювелирные изделия расходились по всей стране, они сбывались в Москве,
Петербурге, Нижнем Новгороде, в Сибири, часть изделий шла в Среднюю Азию, Афганистан,
Иран и Индию.
В конце XIX –
начале XX века в продукцию красносельских ювелиров стали проникать черты
модерна. Открытие земством в селе Красном класса технического рисования,
преобразованного в 1904 году в художественно-ремесленную мастерскую, не
улучшило положения дела. Это мероприятие в значительной мере способствовало
развитию модных в то время модернистских тенденций и ложнорусского стиля;
промысел находился во власти скупщиков и торговцев, наживающихся от перепродажи
изделий кустарей и являвшихся главными проводниками дурного вкуса.
После Великой
Октябрьской социалистической революции мастера красносельского ювелирного
промысла одни из первых стали создавать кооперативные артели. По числу занятых
в промысле мастеров это был самый крупный центр народных художественных
промыслов. В 30-х годах здесь работало в нескольких крупных артелях
("Красный кустарь" в селе Красном, Сидоровский промколхоз в селе
Сидоровском, "По заветам Ильича" в селе Подольском) более 1200
мастеров. Кадры для промысла готовил Красносельский техникум.
Глубокий
упадок, в котором находился красносельский ювелирный промысел перед революцией,
изживался постепенно.
В 20-х годах
промысел выпускал главным образом революционные значки и пятиконечные звезды
(до 20 тысяч штук в год), а также чайные ложки (до 12 тысяч дюжин).
По мере
возрастания спроса на ювелирные украшения красносельские. мастера постепенно
возрождали свой исконный ассортимент: серебряные с позолотой серьги, перстни,
браслеты, кольца, кулоны, заколки, броши и т.д. В большинстве изделий
употреблялись искусственные камни (цветное граненое стекло). Резкий блеск
позолоты и цветных граненых стекол придает, как правило, грубоватый вид таким
изделиям. Лучшими среди них до сих пор продолжают оставаться изделия, в которых
отсутствуют цветные искусственные камни, например, традиционные серьги –
"калач". Такого вида изделия, очень скромные, простые по форме,
лишенные какой-либо вычурности и претенциозности, убедительно свидетельствуют о
больших потенциальных возможностях народного творчества.
Такие вещи
просты в выполнении и требуют минимальной затраты металла. Вместе с тем они
могут служить образцом и убедительного художественного решения. Форма изделий
хорошо согласована с их функциональным назначением. Нарастающая книзу объемность
серьги придает ей пластическую выразительность, подчеркивая весомость и
массивность нижней части и ювелирную тонкость и легкость верхней. Плавно
округленная форма серьги напоминает полумесяц, острые рога которого сближены и
соединены тонкой проволочкой-подковкой.
По-видимому,
не случайно эта древняя народная форма ювелирного украшения продолжает
пользоваться успехом и в наши дни. Если учесть, что близкие аналогии ей мы
находим среди золотых и серебряных колт XI-XII веков Киевской Руси, то станет
очевидным, какое серьезное испытание временем она выдержала.
С середины
30-х годов в красносельском ювелирном промысле стала с особой остротой
ощущаться необходимость обновления ассортимента, развернулась творческая работа
над новыми видами изделий. В этой работе участвовали и старейшие мастера
промысла – Л.Метлин (род. 1873г.), М.Волков (1875- 1953), и, с конца 30-х
годов, представители молодого поколения – Н.Грустливый (род. 1914г.), В.Каретин
(род. 1921 г.), Г.Дерябин (род. 1914 г.) и другие.
Творческие
поиски шли в разных направлениях. Делались попытки выполнять из металла
миниатюрные изделия, не имеющие определенного целевого назначения, типа
настольных украшений. Создание таких вещей диктовалось главным образом
потребностью блеснуть мастерством, виртуозной техникой исполнения. К числу
таких изделий принадлежат: миниатюрный стол со стульями, со стоящим на столе
самоваром и чайным сервизом работы Л.Метлина или миниатюрная скульптурная
группа, состоящая из лошади, запряженной в тарантас, в котором сидит кучер.
Лошадь и кучер выкованы из железа и обработаны чеканом (мастер К.Шестернин).
Тарантас и упряжка (оглобли, сбруя) исполнены в технике филиграни (мастер
А.Серов). Эта скульптура отличается не только тонкостью мастерства, но и
большой выразительностью. В ней много общего с народной деревянной и
керамической скульптурой. Делались опыты изготовления и эмалевых вещей, в
частности, серебряных изделий, украшенных геометрическим орнаментом, а также
изделий с растительным орнаментом, выполненным техникой эмали в глубину.
Убедительно свидетельствуя о высоком техническом мастерстве красносельских
ювелиров, все эти опыты не разрешали, однако, главной задачи – обновления
ассортимента массовых изделий.
Более
перспективными оказались опыты по возрождению филигранного дела. Со второй
половины 30-х годов производство филигранных изделий получило в красносельском
ювелирном промысле широкое развитие.
2. Заготовительные
операции скани: вытяжка, свивка
Филигранью,
или сканью, называется жгутик, скрученный из двух или нескольких медных (иногда
серебряных или золотых) проволочек. Такие металлические жгутики легко гнутся и
принимают форму спиралек, колечек, лепестков, розеток, а также всевозможных
криволинейных и прямолинейных геометрических фигур. Орнамент плоских
филигранных изделий обычно предварительно прорисовывается на бумаге. Такой
рисунок помогает набрать проволочные детали и составить из них требуемый узор
путем наклейки их на бумагу. Набранный рисунок посыпают измельченным припоем
(сплав серебра или золота с цветным металлом) и спаивают. Иногда филигрань
напаивается на металлический остов предмета. Для получения объемных предметов
пользуются железными формами.
Техника
филиграни позволяет выполнять разнообразные по форме изделия и композиции.
Из медной
позолоченной или посеребренной витой проволоки путем набора и спайки отдельных,
заранее приготовленных узорчатых деталей можно делать и плоские и округлые
изделия. Филигранная поверхность может быть ровной и рельефной, она нередко
дополнительно украшается специально выполняемыми накладками, небольшими литыми
шариками – зернью, сочетается с гладкими, награвированными или обработанными
чеканом поверхностями металла. Техника филиграни дает возможность выполнять
композиции, состоящие из растительных и геометрических узоров, она позволяет
вводить в эти узоры и изобразительные мотивы. Для того чтобы подчеркнуть тот
или иной мотив или ту или иную деталь узора, в филигрань нередко вводится более
толстая и гладкая проволока. Очень часто основной контур узора выполняется из
толстой, а все детали из более тонкой проволоки.
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники:
ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной
или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто
дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Филигрань —один из
традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся
в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из
двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется
сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в
стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная
через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.
Предварительный
рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур
будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным
сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня
спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может
напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется
зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру,
обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания
скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения
с гладким металлом и камнями.
Заготовка скани.
Материалами
для изготовления скани служат чистые металлы: золото, серебро, медь. Их сплавы
для этой цели обычно не применяют по двум причинам: во-первых, они обладают
меньшей пластичностью и вязкостью; они более жестки и упруги, и это затрудняет
волочение проволоки, ее сучение и набор скани. Во-вторых, температура плавления
сплавов ниже, чем у чистых металлов, что затрудняет пайку изделий. Однако
иногда по экономическим соображениям при работе из драгоценных металлов
допускается заготовка скани из пробы 958 для золота и 916 для серебра. Но такая
скань трудна в работе. Исключение составляет плавка зерни, которую можно
изготовлять из сплавов указанных проб (и даже ниже), а для медных сканных работ
зернь иногда плавят из латуни.
Страницы: 1, 2
|