Курсовая работа: Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг.
В июле 1965 г. Союзная
скупщина приняла ряд законодательных актов, положивших начало новой
социально-экономической реформе. Ее основные цели и задачи сводились к
следующему: переход к интенсивному хозяйствованию; ликвидация диспропорций
между отраслями экономики и ее стабилизация; повышение производительности
труда; активное включение страны в международное разделение труда.
Вводились также
некоторые принципы рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность
югославской промышленности на внутреннем и международном рынках. В связи с этим
предусматривалась отмена монополии на внешнюю торговлю, льготы для предприятий,
модернизировавших оборудование и технологические процессы. Налог с оборота с
предприятий взимался после реализации продукции. Отменялись государственные
дотации нерентабельным предприятиям, а сами они попадали под так называемое
принудительное управление со стороны государственных органов. Сократились
федеральные фонды капиталовложений в неразвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться
в Югославии, получали право на свободный выезд из страны. Еще большую
самостоятельность получили республики и края.
В ходе внедрения
реформы в жизнь выявились и положительные, и отрицательные ее стороны. С одной
стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства. Возросла
рентабельность предприятий, модернизировалось их оборудование. В результате 2/3
прироста прибыли достигались за счет роста производительности труда. Однако
рост потребление, значительно увеличение импорта нарушили стабильность
экономики. Стремительно стала расти внешняя задолженность страны. Обострилась
проблема трудоустройства. С начала 70-х гг. наблюдается рост безработицы. Свыше
1 млн. граждан Югославии вынуждены были искать заработки за рубежом. Еще более
увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития
отдельных республик и автономных краев СФРЮ, а также в уровне жизни отдельных
граждан.
Конец 60-х - начало
70-х гг. характеризуются резким ростом социальной и межнациональной
напряженности. В мае 1968 г. в ряде городов СФРЮ прошли массовые студенческие
демонстрации. Особо большой размах они получили в Белграде. "Бездомным
студентам - общежития!", "Долой красную буржуазию!" - таковы
были лозунги белградских студентов. Сказывалась неравномерность развития
отдельных национальных регионов. По всем показателям в сфере экономики,
просвещения и по уровню жизни на первое место в СФРЮ вышла Словения. Последнее
место принадлежало автономному краю Косово, находившемуся в составе Сербии,
большинство населения которой составляли албанцы.
Все послевоенные годы
Косово развивалось медленнее, чем любой другой из национальных регионов
Югославии. Массовая неграмотность населения, самый большой демографический
прирост населения в стране и самая низкая заработная плата - вот наиболее
точные характеристики Косово тех лет. Средства массовой информации соседней
Народной Республики Албании (НРА) стали призывать албанское население Косова к
воссоединению. В ноябре 1968 г. демонстрации студентов, школьников и рабочих состоялись
в ряде городов этого автономного края. Однако в Косово, как ранее и в Белграде,
демонстрации были разогнаны милицией, а их участники арестованы.
Национальная и
социальная напряженность, сопутствующая экономической реформе, и протест против
сложившейся политической и экономической ситуации с наибольшей силой проявились
в 1971 г. в Хорватии. В ноябре 1970 г. по всей Хорватии обсуждался проект новой
конституции. Ее статьи предусматривали дальнейшее увеличение прав союзных
республик, опять-таки за счет уменьшения законодательных прав органов
федерации. Необходимость конституционных преобразований диктовалась многими
обстоятельствами, среди которых было желание хотя бы отчасти ослабить
обострившиеся межреспубликанские отношения и противоречия. Центральная пресса
того времени обращала внимание на намерение переложить ответственность за
дальнейшее социально-экономическое развитие страны на республики. В период
обсуждения статей проекта конституционных изменений выявились различия в оценке
предложенных поправок в республиках и краях СФРЮ. Конституционная реформа
ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение,
особенно по части статей, значительно уменьшавших отчисления в фонд федерации
для развития национальных регионов. Практически во всех республиках - Сербии,
Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине - наблюдалась критика
конституционных поправок. В Хорватии в средствах массовой информации все
отчетливее и чаще говорилось об эксплуатации хорватского народа путем перекачки
средств республиканского бюджета в "отсталые регионы с неработоспособным
населением". Разногласия в подходе к решению вопроса о путях
экономического и политического развития Хорватии вызвали раскол в
партийно-государственном руководстве республики. Одна его часть поддержала
требования еще большей самостоятельности Хорватии, обвиняя при этом руководство
Сербии в шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обострились отношения
между хорватами и сербами на бытовом уровне. Оценивая ситуацию в Хорватии,
президент и лидер СКЮ И.Броз Тито считал, что страна находится в преддверии
межнациональной гражданской войны.
По приказу президента
СФРЮ осенние волнения 1971 г. в Хорватии были подавлены силами милиции и армии.
Руководители республики, особенно резко выступавшие за коренные экономические и
политические преобразования, были арестованы, среди них - и будущий президент
Хорватии, генерал-майор Ф.Туджман.
В декабре 1971 г. были
отстранены от должностей руководители высших партийных и государственных
органов в некоторых республиках и краях, в том числе в Сербии и в Хорватии. Как
показали дальнейшие события, силовое решение сложной межнациональной и
социально-политической ситуации дало лишь временный и недолговечный результат.
Обострение
межнациональных отношений между сербами и хорватами в 1971 г. еще долгое время
находилось в центре внимания политического руководства СФРЮ, склоняя его к
более активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Если, например,
VIII съезд СКЮ 1964 г. подчеркивал, что роль коммунистов заключается в работе в
сфере идеологии и воспитания трудящихся, но не в области
социально-экономической, то материалы партийных форумов начала 70-х годов
внести коррективы в прежние политические аксиомы. Подчеркивалась необходимость
усиления руководящей роли рабочего класса и его авангарда - СКЮ как ведущей
силы, ответственной за направление общественного развития и социалистического
самоуправления, силы, хранящей идеалы социалистической революции.
В 1971-1973 гг.
происходила фактическая чистка руководящих кадров партийных, государственных и
хозяйственных работников. Обвинения в их адрес типичны для политической лексики
тех лет: технократизм, анархо-либерализм, антисоциалистический догматизм и т.п.
В 1974 г. была принята
конституция, которая оказалась последней в истории "государственного
содружества объединившихся народов". Согласно конституции, все средства
производства находились в общественной собственности, предоставленной в
пользование объединениям трудящихся. Последние образуют основные (первичные)
организации объединенного труда (ОООТ). ОООТ провозглашались не только
первичной ячейкой экономической системы страны, но и основной
социально-политической структуры СФРЮ. Конституцией была введена так называемая
делегатская система. На общих собраниях ОООТ избирались делегаты в вышестоящие
органы самоуправления сроком на 4 года (в скупщины общин, городов, отдельных
регионов и республик). Любой из делегированных депутатов теоретически мог быть
отозван досрочно, если он недостаточно активно отстаивал интересы коллектива,
выдвинувшего его в ОООТ.
Делегатская система не
была подкреплена реальными возможностями социально-политического и
экономического потенциала югославского общества. Большинство выдвигаемых в
высшие органы власти депутатов были, по сути, представителями
партийно-административной номенклатуры. Поэтому положение, чтобы избранные
коллективами ОООТ делегаты скупщин, профсоюзных организаций исполняли волю
избравших их коллективов, осталось только на бумаге.
Конституция 1974 г.
значительно расширила права союзных республик и наделила их правами автономные
края Сербии - Воеводину и Косово. Республики и края превратились по сути в
независимые государственные образования и в сфере экономики, и в области
государственно-политических прав.
Скупщина СФРЮ на совместном
заседании двух палат (Союзное вече и Вече республик и краев) избирала Президиум
СФРЮ - высший орган государственной власти. В его состав входили по одному
представителю от каждой республики и автономных краев. За исторические заслуги
перед народами Югославии Тито был назначен пожизненным председателем
президиума, официально именуясь президентом. После его смерти 8 членов
президиума ежегодно сменяли друг друга, именуясь председательствующим
президиума СФРЮ.
Прошедший в июле 1978
г. XI съезд СКЮ был последним, на котором присутствовал и выступал его
генеральный секретарь И. Броз Тито. В своем докладе он в очередной раз
подчеркнул, что социалистическое самоуправление и политика неприсоединения
являются основами внутренней и внешней политики СФРЮ. Съезд подтвердил, что в
президиум СФРЮ делегируется равное количество представителей от республик и
краев. Помимо ЦК был избран президиум ЦК СКЮ, в который вошло 23 человека. Его
члены избирали из своих рядов сроком на 1 год председателя и на двухлетний срок
- секретаря. Лишь правительство - Союзное исполнительное вече (СИВ)
утверждалось Скупщиной на 4 года.
Неуклонное соблюдение
демократических форм равноправия - ежегодная смена высших должностных лиц
федерации и партии - приводило к различного рода конфликтам и организационным
неурядицам, так как интересы республик и краев оставались различными. Эти
различия, окончательно узаконенные конституцией 1974 г., стали еще более
видимыми после смерти Тито в мае 1980 г.
Смерть И.Броз Тито -
бессменного руководителя югославских коммунистов и главы новой Югославии на
протяжении нескольких десятилетий, не могла не сказаться на дальнейшей судьбе
федерации. Неоднократно личность этого человека была весьма значимым фактором в
решении коренных вопросов внешней и внутренней политики, а авторитарный
характер созданного им режима сдерживал остроту межнациональных противоречий.
В 80-е гг. СФРЮ
вступила в обстановке резко усугубившихся экономических трудностей и
выплеснувшегося на поверхность национально-политического кризиса в автономном
крае Косово. В апреле 1981 г. в Косово начались массовые митинги и
демонстрации. Одним из основных лозунгов протестующих было требование
предоставления краю статуса союзной республики. Эти выступления явились для
Белграда неожиданностью. Позже это объясняли тем, что подавляющее большинство
работников милиции и органов безопасности Косово были албанцами, и не
проинформировали своевременно о росте националистических и сепаратистских
настроений среди жителей.
События в Косово были
первым и весьма тревожным симптомом для Югославии послетитовского периода. Для
нормализации положения президиум СФРЮ принял решение об объявлении в Косово
чрезвычайного положения. На территорию автономного края были введены армейские
подразделения и объединенный отряд милиции союзного Секретариата внутренних
дел.
Одновременно все более
ощутимыми становились кризисные симптомы в экономике СФРЮ. В числе причин было,
в частности, то, что конституция 1974 г. увеличила самостоятельность республик
и краев до такой степени, что единая экономическая система югославской
федерации перестала существовать. В Югославии образовалось восемь автономных
экономических регионов, которые стали практически государствами в государстве.
Экономическая автономия республик и краев порождала автаркию. Сокращался
межреспубликанский товарооборот. Республики контролировали свыше половины цен
на выпускаемую продукцию и стремились продавать ее по максимальной цене,
способствуя тем самым росту цен и инфляции. Реальная власть в республиках
сосредоточилась в руках государственных чиновников, а не органов
самоуправления. И хотя в июле 1982 г. в Скупшине СФРЮ была принята долгосрочная
программа стабилизации, кризис экономики стал постоянным явлением в жизни
югославского общества на протяжении 80-х годов.
Ситуация в Косово
оставалась весьма напряженной не только в 80-е годы, но и на протяжении всех
90-х. Косовскую проблему также можно считать в качестве одной из причин распада
югославской федерации как единого государства.
Уже в начале 1982 г. на
IX съезде Союза коммунистов Сербии отмечалось, что постоянно нарастает
тенденция выселения из Косово сербов и черногорцев, что албанские националисты
выдвинули лозунг создания "этнически чистого" Косова.
В 1988 г. скупщина
Сербии приняла поправки к республиканской конституции, существенно
ограничивающие полномочия краевых органов власти. Этим актом Воеводина и Косово
лишались части законодательных и судебных функций. Это решение вызвало массовые
акции протеста (демонстрации, забастовки) косовских албанцев.
Ответом на
сепаратистские выступления и акции протеста в связи с ограничением автономии
явились не только массовые контрманифестации сербов (например на одном из
митингов сербов в Белграде осенью 1988 г. участвовало около 1 млн. человек), но
и жесткие административные меры. В 1989 г. были смещены со своих постов, а
затем арестованы руководители края, введен комендантский час.
В конфликт вокруг
Косово постепенно втягивались и другие республики. Финансирование всех операций
по обеспечению общественного порядка в Косово армейскими частями и объединенным
отрядом милиции, который включал в свой состав милицейские подразделения от
всех республик, осуществлялось не из республиканского бюджета Сербии, а из
общефедерального, который формировался из средств всех республик.. Тем самым,
косовская проблема ложилась дополнительным бременем на экономику и финансы
Словении и Хорватии, заинтересованных в интеграции со странами Европейского
союза, а не в участии в решении внутренней проблемы Сербии.
В декабре 1989 г. сербы
и черногорцы, проживавшие в Косово, объявили о намерении провести митинг в
Любляне с тем, чтобы информировать общественность Словении о ситуации в
автономном крае. Руководство Словении заявило о нежелательности этой акции и о
готовности предотвратить ее силой. В ответ на это правительство Сербии
обратилось к гражданам своей республики с призывом прекратить какие бы то ни
было экономические связи со Словенией. Бойкот словенских товаров был
подтвержден тайным решением скупщины Сербии. В феврале 1990 г. из Косова был
демонстративно выведен личный состав Объединенного отряда милиции, прибывший в
край из Словении. В апреле того же года аналогичным образом поступила Хорватия.
Федеральное руководство
предприняло ряд мер с целью преодоления экономического и политического кризиса
в стране. В ноябре 1988 г. скупщина Югославии принимает очередные поправки к
конституции СФРЮ. Основные положения, формулирующие главные принципы
югославской федерации, затронуты не были. Изменения касались расширения основ
единого югославского рынка. В маре 1989 г. скупщина СФРЮ утвердила новый состав
Союзного исполнительного веча, которое возглавил известный хорватский экономист
и хозяйственный деятель А.Маркович. В декабре скупщина по инициативе
А.Марковича приняла предложения направленные на стабилизацию экономики. Реализация
этих предложений дала позитивные результаты. Была проведена денежная реформа, в
результате чего югославский динар стал вновь конвертируемым. На некоторое время
удалось обуздать инфляцию и стабилизировать цены. Однако улучшение экономики
было недолговременным.
В конце 80-х гг.
наблюдались рост национальных выступлений в республиках и краях Югославии,
обострение борьбы за власть в местном партийно-государственном руководстве.
Массовые митинги протеста жителей Черногории (февраль 1989 г.) и Воеводины (октябрь
1988 г.) привели к отставке высшего руководства названных регионов.
Январь-февраль 1990 г.
были до предела насыщены событиями, которые свидетельствовали об эскалации
межнациональных противоречий, о росте в Югославии социально-политической
напряженности, о кризисе Союза коммунистов Югославии и резком падении его
авторитета. XIV внеочередной съезд СКЮ, открывшийся в январе 1990 г в Белграде,
покинули делегации коммунистов Словении и Хорватии. С этого времени СКЮ
практически прекратил свою деятельность как единая всеюгославская партия.
В январе 1990 г.
массовые демонстрации вновь охватили Косово. При разгоне демонстрантов были
убитые и раненые. Студенты Белградского университета вышли на демонстрацию
перед зданием скупщины СФРЮ под лозунгом "Не отдадим Косово!"
В феврале 1990 г.
участники собрания Югославской самостоятельной демократической партии в г.
Войниче(Хорватия) объявили о возможности образования Сербского автономного края
(будущая республика Сербская крайна). Это было своего рода реакцией на принятое
в августе 1989 г. решение хорватского сабора о лишении официального статуса
сербского языка в сербских районах республики. В феврале 1990 г. правительство
Словении принимает ответные меры в ответ на экономическую блокаду со стороны
Сербии.
В апреле 1990 г.
состоялись парламентские и президентские выборы в Словении. В Югославии впервые
после войны они были проведены на многопартийной основе. Президентом был избран
М.Кучан, незадолго до этого возглавивший Союз коммунистов Словении. В апреле
того же года аналогичным образом были проведены выборы в Хорватии. Две трети
депутатских мест в саборе получило Хорватское демократическое содружество, а
его лидер Ф.Туджман стал президентом Хорватии.
Через несколько
месяцев, 2 июля 1990 г. скупщина Словении приняла декларацию о полном
суверенитете Республики Словения. Это, по сути, положило начало распаду
Федерации югославских республик, провозглашенной в 1945 г. Аналогичные решения
парламентов Македонии (25 января 1991 г.), Хорватии (25 июня 1991 г.) логически
завершили полный распад прежней югославской федерации как единого
государственно-правового целого.
3.
Югославия в системе международных отношений. 1950-е
- конец 1980-х гг.
Успешная
внешнеполитическая деятельность Югославии и невысокий авторитет как страны, внесшей
большой вклад в разгром фашизма, способствовали установлению в начале 50-х гг.
добрососедских отношений с основными государствами Запада. В 1954 г. были
урегулированы отношения с Италией, в результате чего был мирно решен вопрос о
г. Триесте и прилегающих к нему территориях. В 60-70-е годы СФРЮ удалось
заключить договоры с развитыми странами Европы и Америки об улучшении
социально-политического статуса югославян, нашедших себе работу в этих
государствах. Существенное значение для нормализации советско-югославских
отношений имели переговоры на высшем уровне 1955 г., которые завершились
подписанием Белградской декларации, а также Московское заявление руководителей
СССР и Югославии 1956 г. Торгово-экономическое сотрудничество строилось на
долгосрочной основе. В 70 - 80-х гг. СССР занимал первое место в экспорте СФРЮ
и второе место в ее внешнеторговом обороте. С 1964 г. СФРЮ являлась
членом-наблюдателем СЭВ.
Советско-югославские
отношения середины 50 - 80-х годов нельзя однозначно назвать позитивными. Югославия
осудила акции СССР в Венгрии в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., Афганистане в
1979 г. Последовательная в своей внешней политике Югославия была на стороне
арабских стран в годы арабо-израильских конфликтов, осуждала политику США во
Вьетнаме, Ливане и в отношении Кубы. Со всеми пограничными странами СФРЮ имела
добрососедские отношения. Исключение составила Албания, которая поддерживала
сепаратистские настроения албанцев в автономном крае Косово. Средства массовой
информации этой страны открыто призывали к свержению существующего в Югославии
государственно-политического строя. Пропаганда НРА в немалой степени
способствовала волнениям в Косово в 1968 и 1981 гг.
Страницы: 1, 2, 3
|