рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Тульская интеллигенция XIX века

Находящееся в Туле музыкальное училище носит имя А. С. Даргомыжского. На родине Даргомыжского, недалеко от поселка Арсеньево Тульской области, установлен обелиск великому земляку - бронзовый бюст на мраморной колонне (скульптор В.М. Клыков, архитектор В.И. Снегирев). Это единственный в мире памятник А.С. Даргомыжскому. Там же создан и музей великого композитора. Арсеньевцы гордятся своим земляком и в память о нем нередко устраивают музыкальные праздники под открытым небом "Песни родины Даргомыжского".

Выдающимся театральным деятелем был Семен Иванович Томский (1852 – 1914). И хотя он в отличие от Даргомыжского был уроженцем Калужской губернии, но вся его бурная деятельность связана именно с Тулой.

Томский родился в 1852 году в г. Медыне Калужской губернии. С молодых лет связал свою судьбу с театром. К 1880 году о Томском заговорили как об одном из талантливейших провинциальных артистов. В эти годы он гастролирует в Петербурге, выступления приносят ему успех.

Возвратившись в провинцию, Томский загорается идеей создания общедоступного народного театра, несущего людям свет и радость приобщения к сокровищам культуры. Так актер становится антрепренером и театральным деятелем.

26 декабря 1893 года состоялся первый спектакль театра Томского в Туле. Он проходил в отремонтированном на личные средства антрепренера помещении летнего театра в Кремлевском сквере. Первое время публика с недоверием относилась к спектаклям Томского, плохо посещала театр. Но постепенно театр стал пользоваться успехом. Злободневный репертуар, замечательная игра актеров и прекрасная режиссура выгодно отличали театр Томского от других антреприз. Но 15 апреля 1894 года в театре происходит пожар, полностью уничтоживший деревянное здание вместе с обстановкой, декорациями, костюмами. Но Томский не опускает рук. К концу 1894 года на месте сгоревшего вырастает новое здание театра. Полным ходом идут спектакли.

Цены на спектакли театра Томского были дешевыми, таким образом, он приобщал массы к театральному искусству. Томский много работал с актерами-любителями в Туле, ставил с ним спектакли в театре «Мавритания» в Сапуновском переулке, а также на сцене Народного дома. Но власти не поддерживали его полезные начинания, даже открыто противились им. У Томского не было нормального помещения для театра, ему приходилось скитаться, а в 1907 году и вовсе отказаться от тульской антрепризы.

Лучами света были и последние постановочные работы С.И. Томского. В мае 1913 года, собрав скудные сбережения, старый актер открывает на станции Козлова Засека Московско-Курской железной дороги, близ Ясной Поляны, в одном из любимейших мест отдыха тульских рабочих и интеллигенции, летний театр. Новый театр Томского получает название «Ясная Поляна». Целью театра была пропаганда среди туляков произведений Л. Н. Толстого. Театр пользуется успехом у публики. Однако его материальное положение с первых дней являлось шатким, и вскоре театр прекратил свое существование.

Томский оказался вконец разоренным. Неудача сильно подорвала его здоровье. Томский умер в ночь на 9 января 1914 года в Туле.

Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова. Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор. Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не, только в рисовальных классах, но так, же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета. В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира».

Развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться "на природе", Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение "Бехово" в бывш. Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа "Борок". Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать, во многом способствовал успешности этих поисков. Природа района благоприятствовала развитию у Поленова влечения к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки.

Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки, где были написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова. Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.

«Алексей Степанович Хомяков не так уж хорошо известен современному читателю. Забыты все восемь томов полного собрания его сочинений. Прижизненные издания стали библиографической редкостью. И только изредка в наше время появлялись на свет его произведения в хрестоматийных сборниках, а в последние годы вышло несколько книг с его стихами и статьями, работы о его жизни и творчестве. И все-таки его творческое наследие и общественная деятельность изучены недостаточно. Для многих он — «великий незнакомец»: если известно имя, то книги далеко не всегда. Но в XIX веке он был широко известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофилов. Поражает обширный круг его интересов, трудов и знаний: поэт и драматург, богослов и философ, историк и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, журналист и художник, изобретатель и врачеватель. Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры»[25].

А.С. Хомяков родился 1(13) мая 1804 года в Москве, в родовитой дворянской семье тульских помещиков Степана Алексеевича и Марии Александровны Хомяковых. Детские годы будущего писателя тесно связаны с Тульским краем. До 1815 года Хомяковы жили в Москве, а на лето уезжали в свое имение — село Богучарово Тульской губернии. Важно отметить, что именно в эти годы Алексей Хомяков под руководством матери получил солидное домашнее образование и хорошее воспитание. Его мать, урожденная Киреевская, была женщина властная и энергичная, с твердыми и глубокими убеждениями — религиозными, политическими, общественными. Эти качества она передала сыну. По словам современников, мать Хомякова «болела сердцем за Россию более чем за себя и своих близких». Отец был человек слабохарактерный, бесхозяйственный, но обширно начитанный и весьма интересовавшийся литературой своего времени. Он привил сыну интерес к литературной жизни, любовь к книгам и просвещению. В юности А. С. Хомяков сблизился с братьями Веневитиновыми — Дмитрием и Алексеем, участвовал в философско-эстетическом кружке «любомудров», занимался переводами из Вергилия и Горация, а в 1821 году впервые выступил в печати со своим переводом с латинского «Германия» Тацита в «Трудах Общества любителей русской словесности при Московском университете» (причем перевод был сделан им в пятнадцатилетнем возрасте); писал собственные стихи, работал над исторической поэмой «Вадим»[26].

С началом русско-турецкой войны 1828—1829 годов А. С. Хомяков сразу же возвращается в армию, вступает в Белорусский гусарский полк, участвует в сражениях, при этом проявляет незаурядные мужество и храбрость, за что его награждают «Анной с бантом». И вот конец войне, Алексей Степанович сразу же выходит в отставку и начинает заниматься сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях. Молодой помещик находит время и для активных занятий литературной деятельностью, сотрудничества в различных московских журналах, в 1832 году пишет вторую историческую драму «Дмитрий Самозванец».

Идейный вдохновитель славянофилов, А. С. Хомяков по своим общественно-политическим взглядам был сторонником самодержавной власти, но выступал за проведение различных реформ (созыв Земского собора, отмену смертной казни, организацию суда с участием присяжных, свободное выражение общественного мнения). Весьма знаменательно, что он требовал уничтожения крепостного права. Освобождение крестьян было его мечтою.

Живя в Богучарове и занимаясь сельским хозяйством, он принимал участие в общественных делах. На выборах в Тульский комитет по крестьянскому делу в сентябре 1858 года, где присутствовало в здании Дворянского собрания 415 дворян Тульской губернии, обсуждалось предложение о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп. Это предложение поддержали 105 участников съезда, а среди них Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. С. Хомяков. Но дождаться крестьянской реформы 1861 года Хомякову не пришлось. 23 сентября 1860 года Алексей Степанович умер от холеры в селе Ивановском Рязанской губернии (ныне Данковский район Липецкой области), где успешно лечил крестьян, а вот сам не уберегся. Его похоронили в Москве, в Даниловом монастыре, но в 30-е годы XX века останки Хомякова и его жены были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.


5) Техническая и военная интеллигенция.

Интеллигенция – это образованные, мыслящие люди, занимающиеся умственным трудом. Помимо врачей, учителей и людей искусства сюда можно отнести изобретателей и, конечно же, офицерский корпус, имевший свои представления о чести и достоинстве и служивший примером для остального образованного общества. Замечательные страницы истории Тульского края связаны с именами создателя тульской хроматической гармоники Н.И. Белобородова, конструктора легендарной «трехлинейки» С.И. Мосина, прославленных боевых генералов Д.С. Дохтурова и С.А. Хрулева, а также «командира легендарного крейсера» В.Ф. Руднева. О них и пойдет речь далее.

Первым, о ком стоит сказать – Н.И. Белобородов (1828-1912). Родился он 15 (27) февраля 1828г. в семье потомственного туляка, занимавшегося торговлей. Вскоре умерла его мать. Мальчик рос впечатлительным. Лучшим отдыхом для мальчика были поездки с отцом, управлявшим дворянским имением, в село Медвенки. «Изумрудная краса лесов и нолей, звонкие трели соловьев тревожно и радостно будоражили его воображение. Здесь, в деревенской глуши, Коля впервые познакомился с игрой на гармонике»[27]. Мечта иметь такую чудесную игрушку осуществилась не сразу. Наконец привез с Нижегородской ярмарки семиклавиганую однорядную гармонь. Мальчик целыми днями не расставался с ней. По слуху старался подобрать народные напевы.

Тула оправлялась от пожаров. Город, сосредоточивший массы искусных металлистов и оружейников, быстро превращался в ведущий район производства гармоник в России. Заморская гостья прочно обосновалась на промышленной окраине — в Чулково. Завез ее в родные края и начал «работать» энергичный и находчивый оружейник Иван Сизов. В 1848г. фабрики Т. Воронцова и И. Сизова дали на рынок десять тысяч гармоник. Любители игры на них выступали на свадьбах, провожали новобранцев в армию и т.д.

Планы создания новой модели гармоники все больше волновали творческую натуру незаурядного гармониста. У него собирались друзья по интересу — рабочие казенного завода, гармонные мастера. Играли вместе, состязались на переигрыш. Николай Иванович, решивший серьезно заняться музыкой, неизменно задавал тон импровизи­рованным репетициям.

Осенью 1875г. Н. Белобородое договорился с прославленным мастером-гармонщиком Леонтием Алексеевичем Чулковым об изготовлении им по разработанным чертежам нечто доселе невиданного и неслыханного.

В марте 1878г. экспериментальный инструмент был закончен. Белобородов, оставив службу, с увлечением занялся изучением теории музыки, первым среди отечественных гармонистов овладел музыкальной грамотой. Консультировали его приятели — военные капельмейстеры. Много труда потребовало создание партитур, которые писались на восемь партий при составе ансамбля из 8—10 человек. Как дирижера, Белобородова отличали требовательность и целеустремленность. Он настойчиво добивался того, чтобы каждая музыкальная фраза, отдельная мелодия при исполнении соответствовали нотной записи и замыслу композитора. По заказу московского издателя в 1880г. он составил «Школу для хроматической гармонии по системе Белобородова».

1880—1890-е годы — расцвет плодотворной деятельности Н. И. Белобородова. К скромному самоучке пришли слава, признание. В репертуар слаженного коллектива теперь включались классические вещи, марши, вальсы, народные песни «По улице мостовой», «Камаринская»...

В числе тонких ценителей мастерства гармонистов был Л. Н. Толстой. Летом 1893г. оркестранты на даче Белобородова вблизи Косой Горы с удовольствием исполнили для писателя несколько народных песен. Позднее, на прогулке он вновь встретился с талантливым коллективом. Льву Николаевичу вручили почетный адрес и членский билет Музыкального общества любителей игры на хроматических гармониках. «Как-то В. Хегстрем предложил: «Не пора ли нам на люди выходить? Давайте дадим концерт». Сняли помещение, расклеили по городу афиши. Долгожданный час  первой публичной гастроли настал. В малом зале Дворянского собрания десять музыкантов заняли свои места. Гармоники положены на колени (тогда еще не применяли плечевые ремни), Белобородов поднял руку... Начали с величавой увертюры к опере М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), затем исполнили чарующие мелодии Штрауса, с чувством проиграли вальс «Полярная звезда», принадлежащий перу самого седобородого дирижера, закончили русскими песнями. С того памятного 1897г. оркестр систематически выступал с концертами в Калуге, Серпухове, Алексине, Ефремове...»[28] В 75 лет маститый музыкант передал дирижерскую палочку в надежные руки любимого соратника Владимира Хегстрема.

Сам Николай Иванович до конца своих дней проявлял живой интерес к музыкальной жизни города: посещал концерты гармонистов, встречался с видными артистами — Н. Фигнером, А. Агреневым, А. Меньшиковой, избирался почетным членом «Первого российского общества любителей игры на хроматических гармониках».

Похороны Н. И. Белобородова превратились в многолюдную процессию горячих поклонников творца поистине народного инструмента.

Без сомнения, вершиной конструкторской мысли была знаменитая винтовка Мосина. С.И. Мосин (1849 - 1902) родился в семье отставного солдата, служившего управляющим экономией и сахарным заводом у помещицы Шеле в селе Рамонь воронежской губернии. Получить начальное образование ему помогла та самая Шеле. Дальнейшее образование он, получив в 1860г. дворянство, продолжил в Воронежском кадетском корпусе, который в 1865г. переименовали в военную гимназию. В 1867г. с отличием ее окончил, поступил в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге — одно из лучших военно-учебных заведений того времени. Большое место занимали там математические науки. Специальные предметы вели известные артиллеристы. Некоторые из них лично участвовали в разработке отечественного оружия. Интерес к нему, к военной технике уже тогда появился у Мосина.

В июне 1870г. он, отлично закончив училище по первому разряду, был произведен в подпоручики и назначен во Вторую резервную конноартиллерийскую бригаду. При­мерно неся службу, Мосин готовился к поступлению в Михайловскую артиллерийскую академию для получения высшего военно-технического образования. Успешно сдав нелегкие экзамены, он в 1872г. поступил туда.

В 1875г. Мосин, окончив академию по первому разряду с чином капитана, получил назначение помощником начальника инструментальной мастерской Тульского оружейного завода. В 1883г. была создана комиссия для испытания магазинных ружей, и Мосина включили в ее состав. Представленная им переконструированная винтовка 1870г. имела в прикладе реечный магазин на 8 патронов. Мосин продолжал ее совершенствовать (разработал пять вариантов!). В 1885г. винтовка была признана лучшей из 119 других систем, и Тульскому заводу заказана тысяча винтовок для войсковых испытаний.

Сведения о работах Мосина проникли за границу. Фирма Рихтер в Париже предложила ему 600 тысяч франков за право использовать его магазин для французской винтовки. «Впервые мастерство русского конструктора получило признание в Западной Европе. Мосин, как истинный патриот, отказался от предложения»[29].

Продолжая работы, он в сентябре 1887 г. представил комиссии винтовку своей системы калибром в 3,15 линии (8 мм) и с прикладным реечным магазином на 8 патронов Новые возможности для ее совершенствования обеспечило создание полковником Н. Ф. Роговцевым патрона с бездымным порохом, производство которого при помощи Д. И. Менделеева освоил Охтинский пороховой завод.

В апреле 1889г. Мосина назначили и. о. председателя приемной комиссии при заводе, что способствовало успешному продолжению его работ. К середине февраля 1890г. Мосин, ведя работы в мастерской Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы, сконструировал новый образец своей винтовки. Мосин сумел найти простое и целесообразное решение сложнейших технических задач, что блестяще проявилось в конструкции затвора, который, не имея винтов, разбирался без отвертки, и в отсечке, впервые обеспечившей правильную подачу патронов. Созданная Мосиным винтовка явно превосходила современные ей иностранные.

22 марта 1890г. Мосин вернулся в Тулу, где продолжал совершенствовать винтовку. В мае заводу было предписано изготовить 300 винтовок «по системе капитана Мосина». После Карле, Крика, Бердана завод впервые выпускал винтовку русского конструктора!

13 апреля 1891г. Ванновский представил Александру III доклад «Об утверждении образца пачечного трехлиней­ного ружья системы капитана Мосина». Но, не смущаясь явным противоречием, он предлагал именовать его «русская винтовка образца 1891г.», основываясь на том, что «в окончательной разработке винтовки участвовал не один капитан Мосин...» Здесь имелось в виду участие членов комиссии и отчасти Нагана, от которого была принята коробчатая обойма вместо лучшей пластинчатой, предложенной Мосиным.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.