рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Статус личности в зарубежном и отечественном конституционном праве

-  равенства людей в своем достоинстве и правах (ст.24 Конституции Украины, ст.1 Декларации);

-  неотчуждаемости и нерушимости прав и свобод человека (ст.21 Конституции, Преамбула Декларации);

-  гарантированности прав и свобод и обязанностей человека и гражданина (ст.ст.22,24,25,30-43,46,50,55,57 Конституции Украины);

-  неисчерпываемость конституционного перечня прав и свобод человека и гражданина (ст.22 Конституции Украины);

-  равенства конституционных прав и свобод граждан Украины и равенство их перед законом (ст.24 Конституции Украины, 2,7,10 Декларации);

-  единства прав человека и ее обязанностей перед обществом (ст.23 Конституции Украины).

Принцип свободы человека (ст.ст.21, 23 Конституции Украины) отображает стержневую идею современной либеральной концепции прав человека о свободе как естественном состоянии человека. Подобно тому, как человек рождается на свет с головой, руками, ногами, разумом и сердцем, так он рождается и свободным [20, с.155].

Конституционный принцип свободы человека обуславливает его право на свободное развитие своей личности, а границей индивидуальной свободы являются права и свободы других людей.

Принцип равенства людей в своем достоинстве и правах (ст.21 Конституции Украины) означает, что права и свободы признаются за любым человеком (если только владение ними не обуславливаются принадлежностью к гражданству Украины, то есть в ст.21 Конституции Украины идет речь о равенстве прав, вытекающих из естественного права); запрещается дискриминация в пользовании правами по любым основаниям, связанных с естественными особенностями личности и ее социальным статусом.

Под достоинством человека обычно понимают признание за человеком ценности как существа, наделенного разумом, волей и чувствами, независимо оттого, что он о себе думает, и как его оценивают другие [13, с.115].

В соответствии с Преамбулой Международного пакта о гражданских и политических правах достоинство личности – это особенность, присущая всем членам человеческой семьи, признание достоинства людей, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и общего мира [13, с.116].

Принцип равенства конституционных прав и свобод граждан Украины и их равенства перед законом (ст.24 Конституции Украины) означает, что запрещаются любые ограничения прав граждан по расовым, политическим, религиозным, половым, этническим, социальным, языковым либо иным признакам. Этот принцип имплантирован в Конституцию Украины из Всеобщей декларации прав человека, ст.2 которой утверждает: «Каждый человек должен иметь все права и все свободы, провозглашенные этой Декларацией, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Принцип неотчуждаемости и нерушимости прав и свобод человека закреплен в ст.21 Конституции Украины и касается основных прав и свобод человека, то есть тех, которые зафиксированы в Конституции Украины. Человек имеет основные права от рождения, а не от государства. Государство не может «дарить» или «отбирать» эти права. Из указанного принципа следуют такие выводы:

1)  человек не может быть лишен основных прав и свобод: ни одно из зафиксированных в Конституции Украины прав человека не может быть упразднено (отменено) государством;

2)  отказ человека от своих основных прав и свобод является юридически недействительным;

3)  в случае нарушения прав и свобод человека они должны быть восстановлены соответствующими органами государственной власти или законными действиями лица, права которого были нарушены;

4)  основные конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены (сужены), кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.

Ч.2 ст.64 Конституции запрещает даже в условиях военного или чрезвычайного положения ограничивать принцип равенства конституционных прав и свобод граждан, и следующие права и свободы: право на гражданство и право изменить гражданство; право на жизнь, право на уважение чести и достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; право направлять индивидуальные и коллективные петиции; право на жилье; право на брак; равенство всех детей в своих правах; право на судебную защиту; право на возмещение материального и морального вреда; право знать свои права и обязанности; запрещение обратной силы закона; право на правовую помощь; право не выполнять явно преступные распоряжения или приказы; запрещение повторного привлечения к юридической ответственности; право на презумпцию невиновности; гарантия против самообвинения (статьи 24,25,27-29,40,47,51,52,55-63 Конституции Украины).

Принцип гарантированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина означает, что все, зафиксированные в Конституции Украины права и свободы человека должны быть обеспечены государством при помощи соответствующих механизмов, средств, которые способствовали бы полной и эффективной реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Общий принцип гарантии прав и свобод закреплен в ч.2,3ст.22 Конституции, который гласит: «Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Кроме того, практически каждая статья Конституции, закрепляющая определенное конкретное право человека, содержит и гарантию осуществления этого права. Например, право на жилье – «Каждому гарантируется неприкосновенность жилища» (ст.30 Конституции), право на труд – «Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения» (ст.43 Конституции). Таким образом, в Конституции Украины закреплено обязательство государства создавать все необходимые условия и механизмы реализации прав и свобод людей.

Принцип неисчерпываемости конституционного перечня прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в ст.22 Конституции Украины, означает, что в будущем Конституция Украины может быть дополнена положениями, фиксирующими новые права и свободы человека и гражданина. Это связано с тем, что с развитием общества осознаются новые и новые права и свободы, присущие человеку от рождения или необходимые для полноправного участия гражданина в общественной и государственной жизни. На определенном этапе возникает необходимость их закрепления в Основном Законе с целью их гарантии, обеспечения надежной защиты со стороны государства.

Общий принцип единства закреплен в ст.23 Конституции Украины и звучит так: «Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности». Принцип единства прав человека и его обязанностей перед обществом находит свое отражение в наличии у каждого одновременно как прав и свобод, так и обязанностей; и в том, что ряд конституционных прав уже несут в себе качества обязанности (правовой или моральной). Например, право на свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст.34 Конституции Украины). Естественно данное право на свободу слова и распространения информации тесно сопряжено с обязанностью соблюдать моральные принципы: не унижать честь, достоинство других лиц, не распространять заведомо ложную информацию, которая может нанести вред материальному или моральному состоянию другого лица, соблюдать конфиденциальность, если данная информация является таковой и т.д. Или, например, право иметь собственность (ст.41 Конституции Украины). Данное право обязывает использовать свою собственность таким образом, чтобы не нанести вред экологии, ущерб правам, свободам и достоинству других лиц, интересам общества. В случае невыполнения этой обязанности, наступает юридическая ответственность владельца.


2. Конституционный статус прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Украине

2.1 Историческое развитие и становление прав и свобод человека

Исследование проблем свободы, способов ее достижения и реализации имеет древнюю историю. Такие исследования всегда были и остаются актуальными как для философии, политической идеологии, так и для юридической науки, в частности теории государства и права, философии права. Традиционное западное понимание свободы личности, выдвинутое прогрессивными мыслителями еще в XVII–XIX в.в. связывалось с отчуждением личности от общества, невмешательством государства в личные дела граждан, признанием свободы личности сферой, свободной от правового регулирования. Индивидуализм, основанный на философской доктрине, которая утверждает реальности индивидов как таковых, в отличии от родовой и видовой детерминации, признавал индивида особенной ценностью в политическом, экономическом и моральном плане. Так, Дж.Локк, который к главным правам и свободам относил право на равенство, индивидуальность и свободу действий, отождествлял свободу человека распоряжаться свой личностью, своими действиями, владениями со свободой вообще. Идея индивидуальной свободы у И. Канта исключала как возможность произвола самого индивида, та и возможность произвола общественного целого и ставила отношения между индивидом и обществом на почву взаимного признания. При этом Кант рассматривал право как систему гарантий, обеспечивающих возможность каждого действовать при наличии аналогичной возможности других. Свобода представляется как высшее благо и естественное право человека, защищать которое должно государство. Объективное право оказывается в таком случае системой субъективных прав, которые определяют, ограничивают и гарантируют возможность индивидов [23, с.71,72].

Становление прав человека связано с генезисом правовых норм, в которых формулировались путем установления конкретных правил поведения, возможности человека свободно пользоваться соответствующими благами с целью удовлетворения своих разнообразных потребностей.

В первобытном обществе подобные правила поведения имели синкретический характер, они определялись мононормами, т.е. нормами, не подлежащими дифференциации. В этих нормах находили свое отражение представления человека о полезном и вредном для племени. В целом это были жесткие предписания, направленные на сохранение целостности рода, племени в крайне сложных условиях бытия человека. Для мононорм характерным было то, что они никогда не предоставляли преимуществ одному члену рода над другими, то есть они закрепляли первобытное равенство человека.

Правовые системы рабовладельческих государств были основаны на методах насилия, принуждения. Они применялись носителями верховной власти к подавляющему большинству населения. Уровень свободы был минимальным и охватывал только правящие круги. В этих условиях началось формирование представлений о правах человека, письменными свидетельствами чего стали Библия, мифы древнего Китая, Индии, Греции.

Зарождение научных идей о правах человека происходило в Y-YII ст. до н.э. в полисах Древней Греции. Этот процесс был связан с возникновением определенного простора свободы, что создало условия для уровня политических прав у лиц – граждан соответствующего полиса. У истоков теоретического осознания отношений между человеком и государством стояли греческие мыслители, которых называли «семеркой мудрецов»: Фалес из Милета, Питак из Митилены, Периандр из Коринфа, Биант из Приены, Клеобул из Линда, Хилон из Эфор и Солон их Афин. Наиболее известным является Солон. Заслуга «семерки мудрецов» состояла в том, что они высоко оценили роль закона для прав и свобод человека. Именно с разработкой Политии (Конституции) Солона, собственно, и появилось то явление, которое сегодня именуется правами (юридическими) человека.

Впервые идея естественного равенства и свободы всех людей была высказана софистами, в частности Гиппием (460-400 гг. до н.э.). Он утверждал, что природа (законы природы) – естественное право, которое противостоит ошибочному, несовершенному, созданному человеком закону – позитивному праву. Протагор (481-411 гг. до н.э.) утверждал: «Мера всех вещей – человек». Софист Ликофрон считал, что люди равны по природе, соответственно – равны и их личные права, а закон является гарантией личных прав.

Согласно Платону (428/427-347 гг. до н.э.) справедливость состоит в том, чтобы «никто не захватывал чужое и не лишался своего». Он различал геометрическое равенство (равенство по достоинству и добропорядочности) и арифметическое равенство (равенство меры, веса и числа). Лучшим он считал геометрическое равенство: «большему она дает больше, меньшему – меньше». Эта идея Платона была развита Аристотелем (384–322 гг. до н.э.) в его учении о двух видах справедливости – уравнительной и распределительной (общин для всех граждан блага должны бать разделены между членами общества пропорционально их вкладу в общее дело).

Большой вклад в развитие теоретических основ прав человека внес выдающийся римский юрист и государственный деятель Марк Тулий Цицерон (106–43 гг. до н.э.), который отстаивал идеи свободы и справедливости. Цицерон утверждал, что все люди подобны и равны друг другу, гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или делать другу несправедливость, а и обязан помогать тем, кто потерпел от несправедливости, – «в защите свободы не частных лиц». Критерий свободы по Цицерону – универсальный закон природы – естественное право, которое является высшим, истинным законом и предшествует любому писаному закону.

Сенека, отрицая идею равенства граждан, предложил идею равенства всех людей как творений Божьих [13, с.109–110].

Современный этап развития конституционно-правового статуса человека и гражданина в Украине начался с принятием Декларации о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990г., в преамбуле которой акцентируется необходимость всестороннего обеспечения прав и свобод человека. После принятия Декларации в Украине начался процесс переориентации правовой системы, ее поворот от коллективистской концепции правового статуса личности к современной либеральной, признания и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как наивысшей социальной ценности. Свое логическое завершение этот процесс достиг в Конституции Украины 28.06.1996г., которая установила новый конституционный статус человека и гражданина на основе положений современной либеральной концепции прав человека согласно с общепризнанными мировым сообществом нормами в области прав человека.

2.2 Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина

Классификация прав и свобод может осуществляться по различным основаниям. Подходы к классификации конституционных прав и свобод следующие:

1)  по субъекту (носителю прав и свобод) – права человека и права гражданина

2)  по характеру субъекта – индивидуальные права (право на жизнь) и коллективные права (право на забастовку)

3)  основные и дополнительные права

4)  по содержанию:

а) личные (гражданские) – закреплены ст.ст.27-35 Конституции Украины

б) политические – закреплены ст.ст.36-40 Конституции Украины (участие в управлении обществом и государством)

в) экономические, социальные и культурные – закреплены ст.ст.41-54 Конституции Украины.

В зависимости от характера субъекта права делятся на индивидуальные и коллективные. Разумеется, индивидуальное право часто может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне может осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как права коллективные по своей природе индивидуально осуществлять невозможно. Например, право на забастовку – коллективное, потому что индивидуальная забастовка – не забастовка, а прогул. В большинстве случаев права, свободы и обязанности индивидуальные.

В истории общественной мысли и в юридической литературе сложились два основных подхода к природе и сущности прав человека. Согласно первому подходу – права человека и гражданина – это его естественные прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой стороны – связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требование и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», т.е. он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему правителем или законодателем.

Второй подход – позитивистский – исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. «дарует» их человеку и гражданину.

Права и свободы классифицируются также на основные и дополнительные. Дополнительные являются производными от первых, конкретизируют их. Так, право на образование является основным, базовым для права на выбор родителями формы обучения (светское, религиозное) для своего ребенка, на учреждение частных учебных заведений.

Наиболее распространённой является классификация прав и свобод по содержанию: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные.

Гражданские (личные) права и свободы возможности человека, ограждающие от незаконного вмешательства (и нежелательного) в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразию и автономию личности. Они принадлежат человеку от рождения и не зависят от его принадлежности к конкретному государству. Они составляют основу всего правового статуса человека.

К их числу относится, прежде всего, право на жизнь. В странах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция, Норвегия, Дания, Португалия, Швеция, всего около 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (так называемое абсолютное право на жизнь) [19, с.200]. В Конституции Украины право на жизнь закреплено ст.27: «Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни».

Политические права и свободы предоставляют человеку возможность участвовать в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивают его политическое самоопределение и свободу. Согласно ст. 48 Конституции Португалии «Все граждане имеют право принимать участие в политической жизни и в решении общественных вопросов, стоящих перед страной, непосредственно или через законно избранных представителей» [19, с.202].

Конституцией Украины гражданам предоставлено право на свободу объединения в политические партии (ст.36), принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными (ст.38).

Социально-экономические права и свободы – возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. Наиболее широкий перечень данных прав и свобод содержат Конституции Италии, Испании, Португалии, где включены специальная глава или раздел (в Португалии – «Права и обязанности в экономической, социальной и культурной сфере»). Также подобные положения содержатся в конституциях Болгарии, Марокко, Дании, Индии, Гватемалы, Бангладеш, Габона.

Подавляющее большинство конституций закрепляют право частной собственности, гарантируют её защиту, а также свободное пользование и распоряжение ей. Вместе с тем в соответствии с распространённой формулой «собственность обязывает» (Основной закон ФРГ) оговаривается, что пользование собственностью не должно идти во вред обществу, оно призвано служить общему благу и не должно нарушать права других граждан [19, с.210].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.