Курсовая работа: Сословное законодательство второй половины XVIII века
Курсовая работа: Сословное законодательство второй половины XVIII века
Содержание
Введение 3
Глава 1. Реформа 1775 г. и ее роль в развитии сословного
законодательства 6
Глава 2. Система сословных органов 8
Глава 3. Отдельные сословия в законодательстве второй
половины XVIII в. 10
§1. Дворянство –
§2. Духовенство и полупривилегерованные группы 13
§3. Горожане 15
§4. Крестьяне18
Заключение 20
Список источников и литературы 23
Примечания 24
Введение
Екатерина II, реформаторская
деятельность которой охватила все области государственной, политической и
социальной жизни России второй половины XVIII в., не оставила без внимания и
такую важную область, как сословное устройство государства. По мнению О. А.
Омельченко, создание сословий по образцу Западной Европы было для императрицы
одной из основных целей ее реформаторской деятельности.[1]
Пи этом изменения
коснулись самых различных ветвей законодательства: от судебного до налогового
(отечественное налоговое законодательство ХУШ - первой половины Х1Х вв.
представляет собою, прежде всего, сословное, регламентирующее статус лиц,
занимающихся торговой и промысловой деятельностью.
Цель данной работы –
проанализировать особенности сословного законодательства второй половины XVIII
в.
Задачи:
- определить роль
губернской реформы 1775 г. в развитии сословного законодательства;
- составить систему
сословных органов второй половины XVIII в.;
- показать особенности
законодательного положения различных сословий.
Основным источником
послужил двухтомный сборник законодательных актов, изданных при Екатерине II.[2]
Следует отметить, что эпоха
XVIII стала временем интенсивного расширения видового состава источников и
накопления новых письменных свидетельств. Очень сильно возрос объем
законодательных актов, увеличилось количество их разновидностей. Законы стали
издаваться в виде манифестов, указов, законов, положений и циркуляров. Большое
место в законодательстве XVIII в. заняли комплексные акты, определившие новую
систему государственного управления и социально-сословную структуру страны. В
частности, особое значение имеет «Учреждение для управления
губернии 1775 г.» и Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
Материалы государственной
деятельности и политические проекты Екатерины II, относящиеся к 80-м – началу
90-х годов, мало учтены и, за редкими исключениями, почти неизвестны. Однако
именно эти материалы свидетельствуют о развитии сословно-экономической и
правовой политики «просвещенного абсолютизма», позволяют составить полное
представление о законодательной программе правительства Екатерины II.
К середине 80-х годов
XVIII века относится обширный замысел полного законодательного урегулирования
прав и положения всех сословий в России. Отвечая, прежде всего, интересам
абсолютизма, он в большей своей части был реализован в Жалованных грамотах
дворянству и городам (1785). Наряду с этим Екатерина II разработала проект
Жалованной грамоты для «поселян ведомства Директора экономии» (иное название –
Сельское положение), которым охватывались аналогичным образом права и положение
государственных крестьян. Проект предлагалось дополнить обширным «Наказом
Директору Экономии» – сводом инструкций главноуправляющему государственными
имуществами и административных правил по управлению подведомственными ему
уездами, округами и отдельными селениями.[3]
Кратко остановившись на
историографии вопроса, отметим, работы О. А. Омельченко.[4] В 1774 – 1775 5 В 1775 –
1785 гг. годах Екатериной II, как считает О.А. Омельченко, был выработан план
всеобщего «законоположения». Историк отмечает, что это был проект и будущего
свода законов, и повременной законодательной деятельности. План содержал
развивающую положения «Наказа» схему классификации законодательства с краткими
комментариями, причем единственным комментарием к части о сословном строе было
указание на запрет крепостить «вольных до того людей».
В работе Н. М. Дружинина
«Просвещенный абсолютизм в России»[5] рассматривается в том числе
идеологические установки и предпосылки создания сословного законодательства
Екатериной II.
Аналогичные вопросы
затрагиваются в работе И. А. Федосова.[6]
Н. Я. Павленко в работе
биографического характера «Екатерина Великая» (серия ЖЗЛ) также касается
вопроса о введении сословного законодательства в контексте жизнеописания
императрицы.[7]
Структура работы состоит
из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и
литературы.
Глава 1. Реформа 1775
г. и ее роль в развитии сословного законодательства
Манифест 7 ноября 1775
г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующие
недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии
представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа
снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным
составом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные ведомства: одно и
то же место ведало и администрацию собственно, и финансы, и суд, уголовный и
гражданский.
На устранение этих
недостатков и рассчитаны были новые губернские учреждения.
Утвержденные Екатериной
II 7 ноября 1775 г. губернские учреждения с небольшими изменениями
действовали до земской и судебной реформы 1864 года, а некоторые и до начала ХХ
столетия. Они составили довольно сложную систему административных и судебных «мест
общих и сословныхъ».[8] Россия была разделена на 50 губерний
с населением от 300 до 400 тыс. душ в каждой, с подразделением на узды в 20 —
30 тыс. душ. Губернии управляются губернаторами; иногда во главе 2-3 губерний
ставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями. Губернское правление
получило власть распорядительную и полицейскую; его уездными органами были нижние
земские суды под председательством избираемых дворянством капитанов-исправников.
Государственными доходами и другими казенными делами заведует казенная палата; хранят
доходы казначейства губернское и уездные.
В судебном порядке были учреждены
три инстанции: низшую образовали в уезде уездный суд для дворян, городовой магистрат
для купцов и мещан, нижняя расправа для однодворцев и государственных крестьян,
среднюю – губернские сословные суды, верхний земский суд,
губернский магистрат и верхняя расправа, высшую — палаты уголовная и
гражданская для всех сословий.
Для уголовных дел, в которых
источником преступления являлась не злая воля, а несчастье, суеверие и т. п., и
для полюбовного решения тяжб в губернском городе учреждался совестный суд. Делами
благотворительности и народного просвещения заведовал приказ общественного призрения.
Главные результаты
реформы: коллегиальный порядок ведения дел, последовательно проведенное разделение
ведомств административного и судебного с отделением суда гражданского от уголовного,
сословный состав суда в низшей и средней инстанции, совместное
участие трех сословий в некоторых учреждениях, именно в совестном суд и приказ общественного
призрения, где присутствовали выборные заседатели от купечества и мещан, от однодворцев
и государственных крестьян.
В качестве вывода
целесообразно привести мнение В. О. Ключевского: «это участие имело особенно
важное значение: оно было робким приступом к восстановлению в управлении и суде
совместной деятельности сословий, еще в ХѴІІ в. разобщившихся сословными
правами и обязанностями, как и сословнымъ управлением».[9]
Глава 2. Система
сословных органов
Система сословных
учреждений была следующая:
В губернском городе имелись:
1) Совестный суд – для
полюбовного решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными
преступлениями;
2) Приказ общественного
призрения – для устройства школ, богаделен, приютов и т. п. В обоих этих местах
председательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий и
ведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти учреждения не были
и бюрократическими.
В каждом уездном городе
находились:
1) Нижний земский суд -
ведавший уездную полицию и администрацию, состоявший из исправника
(капитана-исправника) и заседателей; и тот, и другие избирались из дворян
уезда. Исправник считался начальником уезда и был исполнительным органом
губернского управления.
2) Уездный суд - для
дворян, подчиненный Верхнему земскому суду.
3) Городской магистрат -
судебное место для горожан, подчиненное губернскому магистрату (городская
полиция была вверена коронному чиновнику - городничему).
4) Нижняя расправа - суд
для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе. Все эти учреждения
по своему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц того
сословия, дела которого ведали); только председатель нижней расправы был
назначаем от правительства.
Кроме перечисленных
учреждений следует заметить еще два: для попечения о вдовах и детях дворян была
установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем земском суде), а для призрения
вдов и сирот горожан - сиротский суд (при каждом городовом магистрате). И в
том, и в другом учреждении членами были сословные представители. В Дворянской
Опеке председательствовал предводитель дворянства (они стали существовать со
времени Екатерининской комиссии), а в сиротском суде - городской голова. Такова
была система местных учреждений Екатерины II.[10]
Таким образом, вместо
довольно простых форм прежнего времени теперь раскинута в каждой губернии целая
сеть учреждений с многочисленным составом, и эта многочисленная администрация
сосредоточена в меньших административных округах.
Глава 3. Отдельные
сословия в законодательстве второй половины XVIII в.
§1. Дворянство
Становясь
привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной
организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную
организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым
давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны
были съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездного
предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения.
Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих
представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация
находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд).[11]
По своему сословному
положению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и
его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых
был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников
принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и
губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство
же из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральные
учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками
верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве
коронных чиновников.
Таким образом, с 1775 г.
вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых
магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде
бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся
обществ. Такое значение для дворянства имели реформы 1775 г., они дали ему сословную
организацию и первенствующее административное значение в стране.
В «Учреждениях для
управления губерний», однако, и организация, данная дворянству, и ее влияние на
местное управление рассматриваются как факты, созданные в интересах
государственного управления, а не сословий. Позднее Екатерина те же факты, ею
установленные, а равно и прежние права и преимущества дворян изложила в особой
Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Здесь уже начала сословного
самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми
правами и льготами, какие дворяне имели раньше.[12]
Жалованная грамота 1785
г. явилась, таким образом, не новым, по существу, законом о дворянстве, но
систематическим изложением ранее существовавших прав и преимуществ дворян с
некоторыми, впрочем, прибавлениями. Эти прибавления составляли дальнейшее
развитие того, что уже существовало. Главной новостью было признание дворянства
уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером
юридического лица. Грамотой 1785 г. завершен был тот процесс сложения и
возвышения дворянского сословия, какой мы наблюдали на пространстве всего XVIII
в. При Петре I дворянин определялся обязанностью бессрочной службы и правом
личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не
вполне. При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и
увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных
привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости;
при Петре III снял с себя служебную повинность и получил некоторые
исключительные личные права.[13]
Наконец, при Екатерине II
дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и
державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что
дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его жене
и детям; судится только равными себе, свободен от податей и телесных наказаний,
владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении;
свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на
дворянские должности, если не имеет «офицерского чина». Таковы главнейшие права
всякого дворянина. Об участие дворянских обществ в местном управлении говорилось
выше. Помимо этого участия дворянские общества имели все права юридических лиц
и пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел. К таким
результатам дворянство пришло к концу XVIII в.; исключительные личные права,
широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление
- вот результаты, к каким привела дворянское сословие политика императрицы.[14]
§2. Духовенство и
полупривилегерованные группы
Другим привилегированным
сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей и
крестьянами и потеряло свыше миллиона душ крестьян, секуляризованных
государством. В процессе секуляризации были ликвидированы многие монастыри, а
в оставшихся устанавливались строгие штаты различных категорий монахов, что в
несколько раз уменьшило численность черного духовенства. Был осуществлен ряд
мероприятий, усиливших замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из
податных сословий был весьма затруднен. Дети духовенства исключались из духовного
сословия лишь в том случае, если они не получали необходимого образования.
Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности
и от телесых наказаний.[15]
Осуществив секуляризацию,
самодержавие превратило духовенство в своеобразных чиновников по духовному
ведомству. Внешним оформлением этого положения явился указ Павла I о
распространении на верхушку духовенства правил о награждении чиновников
орденами за усердную многолетнюю службу.
От подушной подати в
XVIII в. были освобождены и некоторые полупривилегированные сословия и
сословные группы, составлявшие примерно 2,5% населения. Жалованная грамота
городам выделила из городского населения три гильдии купечества, освободила
гильдийское купечество от подушной подати, рекрутского набора, заменив его денежной
платой, закрепила за ним право на оптовую и розничную торговлю, на заведение
торговых судов, фабрик и заводов. Кроме того, купцы I и II гильдии
освобождались от телесных наказаний. Категория гильдийского купечества была
немногочисленна и в составе населения занимала лишь 0,5%.
К концу XVIII в. довольно
большим по численности оказалось сложившееся полупривилегированное
военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Его
общая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословием
закреплялись земли, луга, леса, водоемы по размерам, значительно превышавшим
размеры земель крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие освобождалось
от подушной подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службу
на особых условиях. Права, предоставленные верхушке этого сословия, в ряде
случаев приближались к правам дворян.
К неподатным сословиям
принадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети,
образовывавшие небольшую категорию солдатских детей, которые использовались
правительством для формирования унтер-офицерского состава армии.[16]
§3. Горожане
Остановимся еще на одном
аспекте этой проблемы – вопросе об отношении Екатерины II к городу,
его населению - «третьему сословию» или «среднему роду людей», - ремеслу,
торговле, промышленности.
Одной из основных проблем
городского сословного устройства в XVIII в. было определение статуса
«горожанина» и «мещанина»: кто является «жителем города» и «кто составляет
общество того города». Различие между категориями «житель города» и «член
общества градского» вносит существенную путаницу как в сам «Наказ», так и в
последующее городское законодательство. Ст. 394 утверждает, что «имя мещан»
дается только тем, кто имеет недвижимую собственность в городе, т.е. только они
являются членами «общества градского», при этом, согласно следующей статье,
называться этим именем не позволено тем из них, кто не платит городских
податей. Эти идеи получили отражение в проекте «Об общем градском праве»
Комиссии о среднем роде людей и проекте прав «средняго рода людей»
Кодификационной Комиссии 1767-1771 гг.[17]
Важным аспектом
городского развития был вопрос о торговле. Ему посвящена ст. 330 «Наказа»,
которая представляет собой цитату глав 21 и 22 книги XX «Духа законов» Ш.
Монтескье. Следуя ему, а не Дидро, Екатерина II положительно решает вопрос
о возможности возведения в дворянское достоинство представителей купечества.
Также разрешает она и важный для той эпохи вопрос о дворянской торговле
-согласно Монтескье, торговля была «привилегией» «третьего сословия» (кн. XX,
гл. 19). Противоположное мнение высказывал И.-Г.-Г.Юсти, не видя в торговле
ничего, что умалило бы дворянскую честь.
Стремясь создать «третье
сословие», Екатерина не могла не задумываться о новых людях, которые составили
бы его. Здесь важен проект И.И. Бецкого о создании Воспитательного дома. Он
предлагал взять за основу будущего «средняго рода» детей, выросших в
Воспитательном доме: «новую породу» людей. Идею о том, что просвещение - залог
создания полноценного «третьего сословия», выдвигал и Д.Дидро в своих беседах с
Екатериной II в начале 1770-х гг. Мысль эта была, безусловно, одной из
основополагающих для Просвещения: в ст. 381 «Наказа» читаем: «К сему роду
причесть должно всех тех, кои выходить будут, не быв дворянами, изо всех Нами и
предками Нашими учрежденных училищ и воспитательных домов».
Так выглядит набор
понятий и представлений, с которым императрица подошла через много лет к
подготовке проектов городского законодательства. Плодом просвещенческого
мировоззрения и станет последующее городское законодательство этого
царствования,
В период правления
Екатерины II было принято новое сословное законодательство об устройстве
купечества и торгово-промышленного обложения путем введения гильдейского сбора
с купечества, как налога с объявленного капитала. В 1775 г. был принят
Манифест «По случаю заключения мира с Турцией». В соответствии с данным
документом купечество было освобождено от уплаты подушной подати и временных
чрезвычайных налогов. Взамен последней, купцы обязаны были уплачивать по 1% с
объявленной ими по совести суммы капитала. При этом купечество было разделено
на 3 гильдии, в которые могли записываться только лица, имевшие капитал не
менее 500 руб. Те граждане, которые не имели такого капитала, не имели права
записываться в купечество, называясь мещанами, и были обязаны платить подушную подать.[18]
На основании данного
Манифеста Правительствующий Сенат принял Указ 25 мая 1775г. «О разделении
купечества на гильдии», определив, что купцы, объявившие капитал свыше 10 тысяч
рублей - приписывались к первой гильдии; от 1 до 10 тысяч рублей - ко второй
гильдии; от 500 рублей до 1 тысячи рублей - к третьей гильдии. Объявление
капиталов предоставлялось также по совести каждого.
Порядок сбора указанной
гильдейской подати был изменен в связи с принятием Екатериной II в 1785 г. «Грамоты
на права и выгоды городам Российской Империи», явившейся важнейшим
законодательным памятником, которым в юридическом порядке были определены права
и преимущества городского состояния, введена сословная организация городского
населения по отношению к промысловому обложению, что являлось прогрессом на тот
период. В соответствии с указанной Грамотой каждый, независимо от пола, лет,
рода, поколения, семьи, состояния, вероисповедания, торга, промысла, рукоделия
или ремесла, если объявит капитал от 1 тысячи до 50 тысяч рублей, разрешается
записываться в одну из трех гильдий согласно установленным суммам объявленных
капиталов. Оклад налога и порядок объявления капиталов были оставлены прежними.
Таким образом, все категории населения, в том числе, дворяне, крестьяне,
иностранцы - имели право заниматься торговлей и промыслами, и в зависимости от
суммы объявленных капиталов, обязаны были приписываться к гильдиям и уплачивать
соответствующие процентные сборы.
§4. Крестьянство
Свыше 90% населения
составляли крестьяне, делившиеся на две большие
категории: помещичьих и
государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян:
дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1 в удельных, посессионные
(купленные к заводам) и другие. Крестьяне всех категорий были прикреплены к
земле, платили феодальную ренту, несли рекрутскую повинность и испытывали на
себе все тяготы сословного неполноправия. Все они являлись крепостными. Но
формы и степень крепостничества и сословного неполноправия для крестьян разных
категорий существенно различались.
Наиболее тяжелым было
положение помещичьих крестьян. Составлявшие в XVIII в. более половины всего
населения страны, они не имели никаких прав: и они сами, и их имущество
находились в неограниченной власти и собственности помещиков.
Государственные крестьяне
(к концу века их было около 5,5 млн. душ) составляли большинство населения в
районах, где по разным причинам поме-щичье землевладение не прижилось или не
стало преобладающим (Север, При-уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Южная
Украина). Высок был их удель ный вес также в национальных районах Поволжья,
районах прежних засечных черт и в некоторых других районах. Государственные
крестьяне пользовались землей на основе общинной землевладения. Феодальная
рента взималась с них в форме подати, но к этому добавлялись всякого рода
государственные повинности: по строительству и содержанию дорог и мостов,
перевозке казенных грузов, расквартированию войск и т. д.
Их законодательное положение
отличалось тем, что никто не вмешивался в их семейные отношения, они не
подвергались постоянным наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами,
ремеслом, торговлей, наниматься на купеческие мануфактуры и т. д. Состав
государственных крестьян был неоднороден.
Заключение
Местные общества получили
на сословном принципе широкое участие в делах местного управления: и
дворянство, и горожане, и даже люди низших классов наполняли своими
представителями большинство новых учреждений. Местная администрация приняла вид
земского самоуправления, действовавшего, впрочем, в чувствительной зависимости
и под контролем немногих правительственных лиц и бюрократических органов.
Верхним из них были
учреждения бессословные: губернское правление, палаты - казенная, уголовная и гражданская.
Весь личный состав в этих учреждениях назначался от короны, без всякого участия
местного общества. Второй пласт состоял из сословных губернских судов: верхнего
земского суда, губернского магистрата и верхней расправы, также из всесословных
учреждений - совестного суда и приказа общественного призрения. Личный состав
учреждений этого второго пласта был смешанного характера: председатель
назначался короной, но заседатели, называвшиеся советниками и асессорами,
выбирались в каждом учреждении известным сословием, а в совестном суде и
приказе общественного призрения - всеми тремя сословиями. Точно так же и
третий, низший пласт, состоявший из уездных судебных инстанций с полицейским
нижним земским судом, были учреждения коллегиальные, но личный состав в них
весь был земского сословного происхождения: как председатель, так и заседатели
выбирались сословиями. Только председатель нижней земской расправы, или
расправный судья, ведавший дела вольных хлебопашцев, назначался из чиновных
людей высшей местной властью.
Легко заметить, однако,
некоторое преобладание, данное одному сословию - дворянству; нижний земский суд
был полицейским учреждением для всего уезда, хотя в число его заседателей по
делам, касавшимся вольных хлебопашцев, входили заседатели нижней расправы, но
председатель нижнего земского суда - исправник - выбирался только дворянством.
Притом нижние расправы были далеко не во всех уездах: открытие их
предоставлялось усмотрению губернаторов, и они учреждались только в таких
округах, где было достаточное количество людей подведомственных им состояний,
т. е. вольных земледельцев; нижняя расправа учреждалась только в том округе,
где находилось от 10 до 30 тыс. душ этих состояний. Таким образом, полицейский
порядок в уезде, поддержание безопасности и тишины и суд без различия состояний
сосредоточивались в учреждениях дворянских. Была и другая форма, в которой
выразилось тоже преобладание одного класса, - в губернском управлении. Высшие
губернские места не имели сословного характера, но правительство обыкновенно
набирало личный состав этих учреждений из того же класса, представители
которого избирались в сословные дворянские учреждения: губернатор, председатель
и заседатели высших губернских административных и судебных учреждений, как и
палат, обыкновенно принадлежали по происхождению к дворянству. Таким образом,
преобладающее значение сословия в местном управлении выражалось в двух формах:
1) в выборе личного
состава сословных дворянских учреждений;
2) в сословном
происхождении личного состава общих бессословных учреждений. Благодаря этому
преобладанию дворянство стало руководящим классом в местном, как и центральном
управлении. Дворянин господствовал в местном управлении как выборный
представитель своего сословия; он господствовал в нем и как назначенный верховной
властью коронный чиновник.
Список источников и
литературы
Источники
Законодательство
Екатерины Великой. Сборник документов. М., 2000. Т. 1 – 2.
Литература
Дружинин Н.М.
Просвещенный абсолютизм в России. / Абсолютизм в России . XVII–XVIII века. М.,
1964.
Павленко Н.Я. Екатерина
Великая. М., 2000.
Федосов И.А. Просвещенный
абсолютизм в России // Вопросы истории. 1970. № 9. С. 34–55.
Омельченко О.А.
Государственное хозяйство и экономическая реформа в законодательной практике
«просвещенного абсолютизма» в России. М., 1996.
Омельченко О.А. «Законная
монархия» Екатерины II. М., 1993.
Ключевский В.
О. Краткое пособие по Русской истории. М., 1993.
Примечания
[1] Омельченко О.А. Государственное
хозяйство и экономическая реформа в законодательной практике «просвещенного
абсолютизма» в России. М., 1996.
[2] Законодательство Екатерины Великой.
Сборник документов. М., 2000. Т. 1.
[3] Омельченко О.А. «Законная монархия»…
C. 379.
[4] Омельченко О.А. Государственное
хозяйство…; Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. М., 1993.
[5] Дружинин Н. М. Просвещенный
абсолютизм в России. / Абсолютизм в России. XVII–XVIII века. М., 1964.
[6] Федосов И.А. Просвещенный абсолютизм
в России // Вопросы истории. 1970. № 9. С. 34–55.
[7] Павленко Н.Я. Екатерина Великая. М.,
2000.
[8] Ключевский В. О. Краткое пособие по
Русской истории. М., 1993. С. 142-193.
[9] Там же.
[10] Павленко Н.Я. Указ. соч. С. 214.
[11] Омельченко О.А. «Законная
монархия»…С. 277.
[12] Там же. С. 381.
[13] Там же.
[14] Там же.
[15] Законодательство Екатерины Великой.
Т. 2. С. 286.
[16] Павленко Н.Я. Указ. соч. С. 214.
[17] Законодательство Екатерины Великой.
Т. 1. С. 314.
[18] Дружинин Н. М. Указ. соч. С.
425–439.
|