рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Проблемы и противоречия горбачевской перестройки: экономика, политика, общественная жизнь (историческое исследование, роль личности в истории)

В декабре 1989 г. состоялся II съезд народных депутатов СССР. Наиболее острая дискуссия развернулась по поводу 6-й статьи Конституции, в соответствии с которой КПСС являлась руководящей и направляющей силой в жизни общества. С призывом отменить 6-ю статью выступил А.Сахаров. А через несколько дней после выступления, 14 декабря он скоропостижно скончался. Новым лидером МДГ и всей демократической оппозиции стал Б. Ельцин. М. Горбачёву удалось отклонить на съезде обсуждение 6-й статьи Конституции. Пытаясь перехватить политическую инициативу, в начале 1990 г он сам заявил о необходимости отмены 6-й статьи Конституции по разработке новой Программы КПСС, в которой признавались политический плюрализм, многопартийность, смешанная экономика.

Зимой-весной 1990 г. радикальные демократы объединяются перед выборами в местные Советы. Они видят, что им невозможно получить большинство в союзном парламенте, поэтому своей главной задачей делают победу на выборах в России, чтобы объявив её суверенитет, устранить союзный центр от реальной власти. 21-22 января 1990 г. было создано движение «Демократическая Россия». Параллельно с ней появилась и «Демократическая платформа в КПСС». Её организаторами стали ректор МВПШ В. Шостаковский и преподаватель научного коммунизма В.Лысенко, но ключевые позиции в ней занимали Б. Ельцин и Н.Травкин. Создание «Демократической платформы» было направлено на превращение КПСС в партию парламентского типа.

4 марта 1990 г. состоялись выборы в Советы народных депутатов в РСФСР и ряде других республик. Блок «Демократическая Россия» получил около 25% голосов избирателей и сформировал в Верховном Совете РСФСР мощную фракцию.

12 марта 1990 г. открылся III внеочередной съезд народных депутатов СССР. На нём было принято два важнейших решения: была отменена 6-я статья Конституции, было принято решение о введении поста Президента СССР. На съезде произошла дискуссия о том, каким способом избирать президента СССР: прямым голосованием избирателей или косвенным делегатами съезда. За избрание президента на съезде выступили представители национальных республик, которых не устраивали выборы всенародным голосованием. Избрание президента на всенародных выборах давало ему большие полномочия. Это также не устраивала и Б.Ельцина и его сторонников.

В результате на должность президента СССР на III съезде народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. был избран единственный реальный кандидат - М.Горбачёв . За него проголосовало более 60% делегатов съезда.

В мае – июне 1990 г. состоялся 1-й съезд народных депутатов РСФСР. 12 июня была принята декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. В декларации было установлено верховенство законов России над союзными законами, одновременно предусматривалась возможность приостановления действия законов СССР на территории РСФСР. Председателем верховного Совета был избран Б.Ельцин, его заместителями – Р.Хасбулатов, Б.Исаев, С.Горячева, главой правительства – И.Силаев.

На следующий день после избрания на пост главы парламента России, 30 мая 1990 г. Ельцин на пресс-конференции заявил, что Россия станет скоро во всём самостоятельной и её законы будут выше союзных.

Вслед за Россией декларации о суверенитете в течение нескольких месяцев приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР.[29]

Суверенизация России положила начало заключению двухсторонних договоров республик в обход союзного договора. В общественном мнении активно формируется негативное общественно мнение по отношению к союзным структурам. При этом огромную роль стали играть экономические процессы. Местным партийным элитам в процессе перехода к рыночным отношениям была крайне необходимо получить как можно больше суверенитета для перевода под свой контроль государственного имущества.

Вместе с тем 4-й съезд народных депутатов СССР 24 декабря 1990 г. принял решение о проведении всесоюзного референдума по вопросу о сохранении СССР, а 16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление об организации референдума.

17 марта 1991 г. вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности».

Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса) 113, 5 млн. высказалось за сохранение Союза (76,45%).[30]

23 апреля 1991 г. в загородной резиденции президента в Ново-Огарёво состоялась встреча руководителей 9 республик и Горбачёва. В нём говорилось, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является подписание нового Союзного договора. В совместном заявлении говорилось, что не позднее чем через 6 месяцев после подписания договора будет принята новая Конституция СССР.

24 мая в Ново-Огарёве состоялось первое заседание Подготовительного комитета для работы над проектом нового союзного договора. В заседании приняли участие руководители всех союзных и автономных республик. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовку текста нового договора. Республики объявлялись «полноправными членами международного сообщества», имели право свободного выхода из Союза. Они могли приостанавливать действие союзных законов, самостоятельно определять государственные языки.[31]

Текст фактически означал распад как СССР, так и Российской Федерации, конституция которой не упоминалась в тексте союзного договора. Подписание договора планировалось на 20 августа 1991 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что М.Горбачёв утратил реальную власть и контроль над политической ситуацией в стране задолго до событий 18-22 августа 1991 г. Вряд ли демократические реформы в СССР могли закончится успешно в стране, где отсутствуют демократические традиции. Политическое устройство России, которое можно определить как «иллюзорную демократию», и политическая жизнь в России в последние несколько лет ярчайшее подтверждение этому.


3. Перестройка внешней политики

3.1 Завершение «Холодной войны»

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. Экономический кризис, в котором оказался СССР, ставил на повестку дня вопрос об «экономии на внешней политике». Несмотря на то, что возможности такой экономии преувеличивались, начавшиеся в СССР реформы привели к завершению «холодной войны» в 1987–1990 гг. Предусматривалось и улучшение отношений с капиталистическими странами на основе равноправия и открытости - концепция «нового политического мышления».

Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания: а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений; в) деидеологизации международных отношений; г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; ) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

 В заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению. «Ход истории, общественного прогресса всё настоятельнее требует налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты», - говорил Горбачёв на XXVII съезде КПСС.[32]

В ноябре 1985 Горбачев встретился с Рейганом в Женеве [Приложение 3] и предложил значительно сократить ядерные вооружения в Европе. Решить проблему было еще нельзя, потому что Горбачев требовал отмены СОИ, а Рейган не уступал. Американский президент обещал, что когда исследования принесут успех, США «откроют свои лаборатории перед Советами», но Горбачев не верил ему. «Говорят, верьте нам, что если американцы первыми реализуют СОИ, то они поделятся с Советским Союзом. Я сказал тогда: господин президент, призываю вас, поверьте нам, мы уже об этом заявили, что не применим первыми ядерного оружия и не нападем первыми на Соединенные Штаты Америки. Почему же вы, сохраняя весь наступательный потенциал на земле и под водой, еще собираетесь развернуть гонку вооружений в космосе? Вы нам не верите? Выходит, не верите. А почему мы вам должны больше верить, чем вы нам?» Несмотря на то, что существенных сдвигов на этой встрече достигнуть не удалось, два президента лучше узнали друг друга, что помогло им договориться в будущем.

Однако после встречи в Женеве отношения между СССР и США вновь обострились. СССР поддержал Ливию в ее конфликте с США. США отказались соблюдать договоренности по ОСВ, которые выполнялись даже в годы конфронтации 1980–1984. Это был последний всплеск «Холодной войны». «Похолодание» в международных отношениях наносило удар по планам Горбачева, выдвинувшего широкомасштабную программу разоружения и всерьез рассчитывавшего на экономический эффект конверсии, которая, как впоследствии стало ясно, нанесла огромный урок обороноспособности страны. Уже летом обе стороны стали зондировать возможности для проведения «второй Женевы», которая и состоялась в октябре 1986 г. Рейкьявике. Здесь Горбачев попытался вызвать Рейгана на ответные уступки, предложив масштабные сокращения ядерных вооружений, но «в пакете» с отказом от СОИ, однако американский президент отказался отменить СОИ и даже изобразил возмущение увязкой двух проблем: «Уже после того, как все или почти все, как мне казалось, было решено, Горбачев выкинул финт. С улыбкой на лице он произнес: «Но все это, конечно же, зависит от того, откажетесь ли вы от СОИ». В итоге встреча в Рейкьявике фактически кончилась ничем. Но Рейган понял, что добиться улучшения международных отношений можно не путем нажима на СССР, а с помощью взаимных уступок. Стратегия Горбачева увенчалась иллюзией успеха – США согласились заморозить несуществующую СОИ до конца века.

В 1986 г. администрация США отказалась от фронтального наступления на СССР, которое закончилось неудачей. Однако был усилен финансовый нажим на СССР, США в обмен на различные уступки уговорили власти Саудовской Аравией о резко увеличить объем добычи нефти и снизить мировые цены на нефть. В результате, экспортные доходы Советского Союза, которые зависели от цен на нефть, стали быстро сокращаться.

После неудачной встречи в Рейкьявике в 1986 г. два президента наконец пришли к соглашению в Вашингтоне в декабре 1987 г., по которому американские и советские ракеты среднего радиуса действия выводились из Европы. «Новое мышление» восторжествовало. Мир полным ходом шел к прекращению «холодной войны».

Важнейший кризис, который привел к возобновлению «холодной войны» в 1979, ушел в прошлое. За ним последовали и другие «фронты» «холодной войны», в том числе и главный – европейский.

В декабре 1988 г. Горбачев заявил в ООН об одностороннем сокращении армии. В феврале 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана.

В декабре 1989 г. у берегов Мальты Горбачев и президент США Джордж Буш [Приложение 4] смогли обсудить ситуацию фактического прекращения «холодной войны». Буш обещал предпринять усилия в направлении распространения на СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле США, что было бы невозможно, если бы «холодная война» продолжалась. Несмотря на сохранение разногласий по поводу ситуации в некоторых странах, в том числе в Прибалтике, атмосфера «холодной войны» отошла в прошлое. Объясняя Бушу принципы «нового мышления» Горбачев говорил: «Главный принцип, который мы приняли и которому следуем в рамках нового мышления, – это право каждой страны на свободный выбор, включая право пересмотреть или изменить первоначально сделанный выбор. Это – очень болезненно, но это – основополагающее право. Право выбирать без вмешательства извне».

Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения. В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 г. во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях.

Летом 1991 г. впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.


3.2 Новые отношения с социалистическими странами и их последствия

М.С. Горбачёв первым выступил за деидеологизацию внешней политики. При сохранении социализма в СССР, странах центральной Европы деидеологизация международных отношений означала на практике отказ от претензий на вседозволенность с использованием силовых методов, терпимость к инакомыслию, признание права страны на свободный выбор. Выступая за деидеологизацию, советское политическое руководство предполагало, что администрация США и их союзники также будут строить свою политику в соответствии с общечеловеческими идеалами, признают окончание «холодной войны», откажутся от попыток «выбросить социализм на свалку истории».

Выступая в ООН в конце 1988 г., Горбачёв объявил о намерении СССР вывести части советских войск из ГДР, Чехословакии, Польши и Венгрии к началу 1990-х гг. Это заявление, а также надежды на то, что СССР не решится на военное вмешательство, вселили надежды в восточноевропейскую оппозицию решимость взять власть, В течение 1989-1990 гг. по странам Восточной Европы прокатились «бархатные революции», в ходе массовых антикоммунистических выступлений пали просоветские режимы в Венгрии (октябрь 1989 г.), Чехословакии (ноябрь 1989 г.), Болгарии и Румынии (декабрь 1989 г.), Начало набирать силу объединительное движение в Германии (ноябрь 1989 г. – разрушена Берлинская стена) и т.п.[33]

1 июля 1990 г. вступил в силу договор о заключении союза между ГДР и ФРГ. СССР брал на себя обязательства до конца 1994 г. вывести свои войска, расположенные в Восточной Германии. А в октября 1990 г. было объявлено о присвоении М.С. Горбачёву Нобелевской премии мира [Приложение 5].

В странах Восточной Европы начались реформы, основанные на «неолиберальных» идеях, близких к западному неоконсерватизму и неоглобализму. Реформы проводились поспешно, без плана и подготовки, что приводило к болезненной ломке общества. Они получили название «шоковой терапии», так как считалось, что после короткого «шока» наступит облегчение. Страны Запада оказали некоторую финансовую поддержку этим реформам, в итоге в Восточной Европе удалось создать рыночную экономику по западному образцу.

Новые правительства стран Восточной Европы потребовали скорейшего вывода советских войск со своей территории. У СССР к тому времени не было ни возможностей, ни желания сохранять там свое военное присутствие. В 1990 начался вывод войск, который напоминал поспешную эвакуацию. Армейские соединения выводись в кратчайшие сроки на фоне антисоветской истерии. При этом одни из них расформировывались, другие перебрасывались к совершенно необустроенным новым местам дислокации.[34]

С 1991 г. СССР перешёл на расчеты со странами членами СЭВ по мировым ценам и в свободно конвертируемой валюте.

Все эти обстоятельства предрешали распад военно-политических и экономических организаций, подконтрольных СССР. В июле 1991 были распущены Варшавский договор (1 июля) и СЭВ (28 июля). Единственной мощной военной силой в Европе осталась НАТО.

СССР ненадолго пережил созданный им военный блок. В августе 1991 в результате неудачной попытки руководителей СССР установить авторитарный режим (так называемый ГКЧП) реальная власть перешла от Горбачева к президенту Российской Федерации Борису Ельцину и руководителям республик СССР. Прибалтика вышла из Союза. В декабре 1991, чтобы закрепить свой успех в борьбе за власть, руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской пуще соглашение о роспуске СССР.

Почти точное совпадение завершения «холодной войны» и распада СССР вызвало в мире споры о том, какова связь между этими явлениями. Может быть, завершение «холодной войны» является результатом распада СССР и, следовательно, США выиграли эту «войну». Однако к моменту распада СССР «холодная война» уже закончилась – за несколько лет до этого события. Если учесть, что в 1987 был разрешен ракетный кризис, в 1988 заключено соглашение по Афганистану, и в феврале 1989 были выведены советские войска из этой страны, в 1989 исчезли социалистические правительства почти во всех странах Восточной Европы, то говорить о продолжении «холодной войны» после 1990 не приходится. Были сняты проблемы, вызвавшие обострение международной напряженности не только в 1979–1980, но и в 1946–1947. Уже в 1990 уровень отношений между СССР и странами Запада вернулся к состоянию до «Холодной войны», и ее вспоминали лишь для того, чтобы провозгласить ее окончание, как это сделал президент Д.Буш, объявив о победе в «холодной войне» после распада СССР и президенты Б.Ельцин и Д.Буш, заявив о ее прекращении в 1992. Эти пропагандистские заявления не снимают факта, что в 1990–1991 признаки «Холодной войны» уже исчезли. Завершение «Холодной войны» и распад СССР имеют общую причину – кризис государственного социализма в СССР.


Заключение

Рассмотрев основные экономические и политические преобразования в эпоху перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов.

Попытаюсь объяснить, что же я имела в виду в качестве исторического термина "перестройка". В широком смысле: перестройка - совокупность государственно-правовых, политических и социальных явлений и процессов, связанных с реформами и разрушением государственно-правовых и общественно-политических институтов СССР. Перестройка - это крупномасштабная сознательная попытка реформировать общественный строй в СССР, предпринятая по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева в 1985 г. По своему существу это - определенная система мер революционного и реформистского характера, осуществленных М. Горбачевым (апрель 1985 - август 1991) и задуманных в целях "обновления социализма", придания ему "второго дыхания". Изменив общество, широко введя свободу печати и гласность, идейный и политический плюрализм, разрешив многопартийность и провозгласив необходимость экономических реформ, перестройка не достигла своей цели. Перестройка породила ряд общественных процессов, которые можно оценивать двояко, как антитоталитарную, посткоммунистическую, демократическую революцию, или как распад России и превращение её в сырьевой придаток развитых стран мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.