рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Особенности монополизации в США

Американец моет руки мылом фирмы «Проктер энд Гэмбл» и дарит своей возлюбленной духи и помаду той же фирмы, а Морганы в результате кладут в свой карман ежегодно несколько десятков миллионов долларов. Домашняя хозяйка, экономя время, готовит обед из концентратов компании «Кампбелл суп», ее детишки лакомятся вафлями и печеньем, предлагаемыми фирмой «Нэшнл бискит» – и здесь Морганы не в накладе: пищевая промышленность – один из весьма прибыльных бизнесов «моргановской империи». Вот картина могущества Морганов после Первой мировой войны. Однако это могущество не ограничивалось рамками США. Деньги Морганов вкладывались в добывающую промышленность Южной Америки, Канады и Африки. В частности, через посредство «Кеннекот коппер корпорейшн», «Фелпс Додж корпорейшн», «Сент Джозеф лид компани» группа Морганов после Второй мировой войны взяла под контроль значительную часть добычи цветных металлов в Чили, Мексике, других странах Латинской Америки, в Канаде, в ряде стран Африки41.

Другая группа – Рокфеллера – сложилась в отличие от моргановской не вокруг банков, а вокруг крупнейшей промышленной монополии. Такой монополией явился главный нефтяной трест «Стандард ойл». В 90-х годах в империи Рокфеллера был создан свой банк («Нэшнл сити бэнк») для перекачки капиталов из нефтяной промышленности в находившиеся под рокфеллеровским контролем десятки монополий горнодобывающей, электрической, газовой и других отраслей.

В тот период не было других групп финансового капитала,имевших реальную возможность конкуренции с Морганами и Рокфеллерами . Перед первой мировой войной в их руках находилось 56% всего акционерного капитала США (22 миллиарда долларов), а также 341 руководящий пост в 112 банковских, промышленных, страховых и других монополистических объединениях. «Величайшая монополия в этой стране,- говорил Вудро Вильсон, - это монополия денежная»42.

Однако стоит упонянуть еще об одной династии магнатов американского империализма – Дюпонах. Под контролем этого семейства оказалась огромная сумма – 20.1 миллиарда долларов, что определило их третье, после Морганов и Рокфеллеров, место среди лидеров большого бизнеса в США.

Центром дюпоновского королевства явилась крупнейшая в мире химическая монополия «Е.И. Дюпон де Немур», превратившаяся из небольшого порохового заводика XIX века в концерн с капиталом, превышающим 3500 миллионов долларов. На 78 крупных химических заводах, расположившихся в 27 штатах страны, к середине ХХ века работало свыше 300 тысяч человек43.

Но Дюпоны не ограничиваются территорией Соединенных Штатов. Дочерние предприятия концерна «Дюпон де Немур» или фирмы с их участием начинают действовать в Англии, Франции, ФРГ, Канаде, Бельгии, Голландии, Швеции, Норвегии, Венесуэле, Бразилии, Чили, Аргентине, Мексике, Японии, Швейцарии, Перу. Размеры сумм, вложенных Дюпонами за пределами США после Второй мировой войны, приближались к 500 миллионам долларов.

Но «Дюпон де Немур» – не единственное богатство наследников вельможи Людовика XIV. Дюпоны взяли под свой контроль множество заводов, выпускавших самую различную продукцию. Все многочисленные дюпоновские компании составили связанное друг с другом производство, охватившее практически все области химической промышленности.

Особое место заняла в их королевстве «Дженерал моторс» – самая крупная в капиталистическом мире промышленная корпорация, которой они владели совместно с семейством Морганов.

Большую роль в королевстве Дюпонов играет в то время «Юнайтед Стейтс раббер компани». Хотя ее размеры уступают и «Дюпон де Немур», и «Дженерал моторс», но, имея более чем миллиардный ежегодный оборот, она входила в первую десятку крупнейших химических концернов мира. Этот концерн держал в своих руках значительную часть производства резины и синтетического каучука. «Юнайтед Стейтс раббер компани» приносил своим хозяевам стойкие и крупные прибыли, превышающие 30 миллионов долларов в год.

Стрелковое вооружение также небезвыгодный для семейства бизнес. В годы Второй мировой войны они специализировали на этом огромные цехи филиала дюпоновской компании «Ремингтон армз К».

«Пока муж надевает утром пиджак из орлона и носки из спэндакса, - рекламировал в ту пору дюпоновский бизнес журнал «Тайм», - его жена надевает пояс из синтетической ткани, белье из икусственного волокна и платье, являющееся так же, как и все остальное, продукцией фирмы Дюпонов».

Монопольное положение дюпоновского концерна на американском рынке искусственного волокна и пластиков приносило ему значительный процент прибылей. Достаточно сказать, что нейлон дюпоновский концерн производил единолично 14 лет, дакрон – 10, орлон – 4 года.

Итак, господство финансового капитала в экономике США начала ХХ столетия приобрело законченные формы. Сформировалась финансовая олигархия – группа миллиардеров, сосредоточивших у себя ключи управления всей внутренней жизнью страны – как экономикой, так и политикой. В.И.Ленин писал, что в США «нагло господствует кучка не миллионеров, а миллиардеров, а весь народ – в рабстве и неволе»44.

В период интенсивной монополизации американской экономики, продолжившийся в первой половине ХХ века, увеличилось число слияний фирм и их капиталов: за 1898–1902 годы число слияний фирм достигло здесь 531, а в период 1925-1929 годов (т.е. перед самым разрушительным кризисом в истории мировой капиталистической экономики) – уже 91745.

Тенденция к монополизации стала проявляться и в сфере внешней торговли. Примером этого может послужить создание в 1928 году по инициативе «Стального треста» и «Вифлеемской стальной корпорации» дочерней внешнеторговой компании – «Американской ассоциации по экспорту стали», имевшей своей целью расширение сбыта продукции сталелитейной промышленности США на внешних рынках.

В период стабилизации 1922-1929 годов половина всех капиталов американских корпораций и половина всей промышленной продукции США контролировалась 200-ми крупнейшими корпорациями, представлявшими, по существу, основное ядро финансового капитала в стране.

§2. Процессы, способствовавшие развитию монополий в США.

История монополий в США неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния, как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современной экономики США и экономики в период конца XIX – начала ХХ века.

Вообще говоря, существует два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений (в последнее время отмечается существенное преобладание именно этого способа).

Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в американской экономике первой половины XIX века, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, в Америке существовали давно, но широкое распространение они получили лишь под влиянием быстрого роста производительных сил. Одним из таких способов является акционерная форма организации капиталистических компаний46.

Важнейшая сторона развития американских монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов, с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании страны искать с банками прочных связей с целью получения долгосрочных кредитов, их предоставления в случае изменения экономической конъюнк туры. Банкиры из скромных посредников стали постепенно превращаться во всесильных монополистов. Это означало формальное создание в Америке «общего распределения средств производства» (по содержанию же это распределение является частным, то есть сообразованным с интересами монополистического капитала). Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и американской финансовой олигархии47.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной – «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 годов. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и другие.

§3. Антимонопольное законодательство в США.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство,о котором сейчас можно слышать на каждом шагу, не относится к первым попыткам по формированию регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения (к слову,известнейший экономист Адам Смит заходил в вопросе обеспечения конкуренции так далеко, что предложил конкурировать даже попам, для более полной свободы вероисповедания).

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения ими злоупотреблений за счет своего господствующего положения на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений интересам эффективного развития экономики с точки зрения конкуренции на рынке государственный орган, регистрирующий подобные соглашения, вышестоящий государственный орган или суд признает их недействительными.

История регулирования американской промышленности насчитывает уже более ста лет и восходит к образованию Комитета по межштатному транспорту и торговле в 1887 году, который был создан как для предотвращения ценовых войн и обеспечения услугами небольших городов, так и для контроля монополий. Позднее федеральное регулирование распространилось на банки в 1913 году, на электроэнергетику - в 1920 году, на коммуникации, рынки ценных бумаг, сферу регулирования рынка труда и трудовых отно-шений, грузовые и авиаперевозки в течение 1930х годов (в течение последних нескольких лет под крыло правительственного регулирования попали новые отрасли, например, кабельное телевидение)48.

США прошли период быстрого возникновения трестов в конце XIX – начале ХХ века. Небольшие компании сливались в крупные. Никому не подчинявшиеся крупные компании входили между собой в соглашения, позволяющие ограничить предложение на рынке и поднять цены. Часто они устраняли ниболее слабых конкурентов, занижая цены, и терпели убытки до тех пор, пока не доводили конкурентов до банкротства. Затем победители приобретали собственность бывших конкурентов и поднимали цены.

Традиционно руководители администрации США неохотно вмешивались в дела частного сектора, исключая транспорт. В целом федеральное правительство поддерживало концепцию «laissez-faire» («дайте действовать» слова одного французского предпринимателя XVII века, символизирующие принцип невмешательства государства в экономику), или свободное рыночное предпринимательство. Эта позиция начала изменяться в конце XIX века, когда фермерское и рабочее движения призвали правительство защищать их интересы. К началу XX века образовался новый средний класс, опасавшийся не только предпринимательской элиты, но и политических движений фермеров и рабочих. Известные как «прогрессисты» лидеры среднего класса хотели, чтобы правительство само активно вмешивалось в регулирование предпринимательской деятельности и стимулировало конкуренцию49.

Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичные законы были приняты в других штатах США. Принятие законов, направленных против монополизации экономики, многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 году появляется закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. На бумаге это был прогрессивный акт, но на практике он редко применялся для сокращения числа монополий. Главной его особенностью является формальный запрет монополий, что придавало ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. Позднее, в начале 1900-х годов, при двух республиканских президентах Теодоре Рузвельте и Уильяме Говарде Тафте правительство стало применять положения данного закона для предотвращения образования монополий. В русле этих изменений Верховный суд США предотвратил слияние двух гигантских железнодорожных компаний,принадлежавших в основном Дж.Моргану и Э.Х. Гарриману, затем на несколько более мелких объединений вынужден был разделиться и «Стандард ойл».

Монополии, естественно, оказывали бешеное сопротивление, нередко судебным преследованиям вместо трестов подвергались рабочие объединения – профсоюзы.

После появления закона Шермана усиленное распространение получает новая форма монополий – холдинг. Холдинг – это общество, которое держит портфель акций разных фирм, получает дивиденды и распределяет их между пайщиками. Естественно, как предприятие-акционер, холдинг-компания посылает в эти фирмы своих директоров, контролирует их деятельность. Но перед лицом закона холдинг – не монополия: общество владеет только акциями и в качестве акционера, безусловно, имеет право контролировать те фирмы, в которые вложены её капиталы50.

В 1914 году в были приняты закон Клейтона и закон о федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями и составили костяк антимонопольного законодательства США.

Закон Клейтона был принят для того, чтобы прояснить и усилить закон Шермана. В нем объявлялись незаконными «связывающие контракты» (согласно которым потребитель вынужден покупать продукт В, если он хочет продукт А); ценовая дискриминация и эксклюзивное дилерство (ограничительная практика организации сбыта продукции промышленной фирмы через определенные торговые предприятия) также были признаны нелегальными. Закон запрещал сцепленное руководство (при котором люди могли быть директорами более чем одной фирмы в одной и той же отрасли) и слияния, сформированные приобретением обыкновенных акций конкурента. Все эти действия не были незаконны сами по себе, а только тогда, когда они могли существенно уменьшить конкуренцию. Закон Клейтона делал особый акцент на профилактических мерах, а также на наказании. Одна из важнейших составляющих закона Клейтона заключалась в том, что он обеспечивал антимонопольный иммунитет против профсоюзов51.

В 1914 году была образована Федеральная торговая комиссия для того, чтобы препятствовать «нечестным методам конкуренции» и проведению антиконкурентных слияний. В 1938 году ФТК было дано право запрещать лживую и вводящую в заблуждение рекламу. Для того, чтобы использовать данную ей власть, ФТК получила право проводить расследования, разбирать дела и отдавать приказы о прекращении и приостановлении деятельности компаний.

Первая волна антимонопольных действий, начавшаяся после принятия закона Шермана, была направлена на разъединение существующих монополий. В 1911 году Верховный суд постановил, что Американская Табачная Компания и компания «Стандард ойл» должны быть разбиты на несколько отдельных компаний. Вынеся приговор этим монополиям, Верховный суд сформулировал важное «правило причины»: только беспричинные ограничения торговли (слияния, соглашения и т.д.) попадают под действие закона Шермана и признаются незаконными52.

Доктрина «правила причины» практически свела к нулю атаки антимонопольного законодательства на монополистов, образованных в результате слияния, как свидетельствует дело «Юнайтед Стейтс стил» (принадлежавшей Дж.Моргану) от 1920 года. В ходе разбирательства Верховный суд постановил, что нельзя предъявлять обвинение, ориентируясь лишь на размер компании. В то время, как и сегодня, суд обращал больше внимания на антиконкурентное поведение, а не на монопольную структуру.

Подводя итоги,можно сказать,что основная особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Впрочем, как было сказано выше, пути для смягчения антимонопольного законодательства позже все-таки были найдены («правило причины»).

ГЛАВА III. Взгляды на монополизацию экономики США.

§1. Взгляды представителей экономических течений на процесс монополизации экономики США.

Анализ процесса монополизации американской экономики (и не только) провели представители исторической школы (в последней трети XIX века), обратившие внимание на усиление монополизации и назвавшие эту стадию империализмом (теория «организованного капитализма» этой школы рассматривала благотворительную роль промышленных и банковских монополий как факторы упорядочения производства, устранения кризисов перепроизводства). Аналогичные исследования провели марксисты. Эти школы отметили характерные особенности империализма (например, захват колоний) и рассмотрели его как политический феномен.

Шумпетер в своей работе «Социология империализма» посчитал, что капитализм и агрессия не совместимы, так как товарные отношения формируют тип человека, который стремится решить проблемы мирным путем, получить необходимое благо с помощью честной сделки, а не насилия. По его мнению, империалистическую политику нельзя вывести из экономических отношений капитализма, а надо исходить из нерациональности человека, привычек, обычаев, психологии доставшихся человеку в наследство от феодализма (здесь Шумпетер  представитель институционализма).

В.И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 год) считает, что основой развития общества является развитие производительных сил. Основой монополизации явилась серия крупных открытий последней трети XIX века, приведших к изменению структуры народного хозяйства. Основой экономики стала тяжелая промышленность, в которой концентрация производства капитала выше, чем в легкой. Производство сосредоточилось на нескольких крупных предприятиях и возникли возможности договора между ними о ценах. Процесс концентрации идет в банковской сфере, возникают банковские монополии, далее образуется финансовый капитал и финансовая олигархия (результат сращивания банковского и промышленного капитала), которые стремятся к мировому господству, отсюда следует борьба за передел мира. Изменения, которые произошли в экономической и политической сфере, Ленин выводит из процесса монополизации экономики. Монополизация - результат концентрации производства, который дает возможность получать монопольновысокую прибыль на основе монопольновысоких цен.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.