Курсовая работа: Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.)
Курсовая работа: Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.)
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
РУССКОЯЗЫЧНОЕ
ТЕЧЕНИЕ
Курсовая работа
Основные тенденции и механизмы развития
начального и среднего женского образования в Западных
губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.)
Минск, 2010
Оглавление
Введение
Глава 1 Развитие начального женского
образования в Западных губерниях Российской империи во второй половине ХIХ – начале
ХХ вв.
Глава 2 Средние женские учебные заведения
в Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ вв.
2.1 Средние женские заведения Мариинского
ведомства
2.2 Женские училища духовного ведомства
Глава 3 Устройство средних женских учебных заведений
Мариинского ведомства
3.1 Управление средними женскими учебными
заведениями
3.2 Преподавательские кадры
3.3 Учебно-воспитательный процесс
Глава 4 Управление и учебный процесс в
средних женских училищах духовного ведомства
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Просвещение
и образование – неотъемлемая часть культуры, своего рода её фундамент. Развитие
народного образования оказывает очень большое влияние на все стороны жизни
общества. Зная особенности этого процесса можно сделать выводы о степени
культурного и духовного развития народа. В условиях переосмысления
исторического прошлого нашего государства и возрастания интереса к истории
национальной культуры в современном белорусском обществе объектом общественного
и научного обсуждения стали вопросы развития народного образования.
В
арсенале исторических и историко-педагогических исследований по народному образованию
Беларуси существует достаточно много работ, касающихся почти всех видов учебных
заведений, однако женские начальные и средние школы до сих пор остаются
малоизученными. Исследование женского образования представляет интерес для
формирования целостного научного взгляда на систему образования дореволюционной
России и Беларуси, что и обусловливает актуальность данной темы.
Цель данной работы
заключается в детальном и комплексном анализе основных тенденций и механизмов
развития начального и среднего женского образования как составной части
народного просвещения в Западных губерниях Российской империи во второй
половине ХIХ века – по 1917 год.
В
рамках поставленной цели выделены следующие задачи:
1.
Осветить актуальные вопросы возникновения и развития начальной
женской школы в Беларуси в рассматриваемый период;
2.
Проанализировать процесс становления средних женских учебных
заведений на территории Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ вв.;
3.
Рассмотреть устройство средних женских школ Мариинского ведомства;
4.
Выявить концептуальные основы управления и учебного процесса в
женских училищах духовного ведомства.
Хронологические
рамки работы охватывают период второй половины ХIХ века – по 1917 год.
Правомерность такого выбора определяется необходимостью детального анализа
принципиально нового этапа в развитии начального и среднего женского
образования на территории Западных губерний Российской империи.
Географические
рамки охватывают территорию шести Западных губерний Российской
империи. В ряде случаев приходиться выходить за данные границы, что обусловлено
спецификой объекта изучения.
Объектом
изучения
является народное образование на территории Беларуси во второй половине ХIХ века – по 1917
год.
Предмет рассмотрения
включает в себя развитие женских начальных и средних учебных заведений в
обозначенный период.
Историографический
обзор и источниковая база. Проблема развития женского образования в
Беларуси не была предметом специального научного изучения, поэтому до
сегодняшнего дня по данной теме не имеется отдельных научных работ. Однако в
отечественной историографии есть некоторые исследования, в которых раскрываются
отдельные аспекты проблемы женского образования.
В
дореволюционный период история женского образования на территории Беларуси
серьёзно не изучалась. Рассмотрению проблемы развития женских учебных заведений
Российской империи, в том числе и Беларуси, посвящена работа Г. Я. Киприяновича [16]. В своём труде рассматриваются
вопросы истории школы и просвещения Беларуси второй половины XIX – начала XX вв.,
деятельность управления Виленского учебного округа, школьная политика царского
правительства в крае, педагогическое прошлое отдельных белорусских губерний. В
исследованиях А. В. Белецкого [7] рассматриваются вопросы истории школы и просвещения Беларуси
изучаемого периода, деятельность управления Виленского учебного округа,
школьная политика царского правительства в крае.
Колнилов И.
[17]
в своих трудах даёт оценку педагогических взглядов и деятельности начальников и
преподавателей, работавших в средних учебных заведениях Гродненской губернии в XIX – начале XX вв., показывает
роль педагогических советов в организации учебно-воспитательного процесса,
приводит статистические данные, которые раскрывают состояние и тенденции
развития Гродненских женских гимназий.
Работа
Е. Лихачёвой «Материалы для истории женского образования в России (1856 –
1880)» охватывает историю женского образования в целом по Российской империи,
но в ней можно найти сведения и по возникновению и развитию женских гимназий в
белорусских губерниях.
Надо
сказать, что в дореволюционной историографии имеют место некоторые попытки
изучения развития среднего женского образования в Беларуси, однако многие из
них носят несистематизированный и фрагментарный характер. К тому же эти работы
написаны в духе поддержки правительства в сфере народного образования в
Беларуси, а поэтому факты в них подобраны тенденциозно.
В
советский период история женского образования на территории Беларуси объектом
исследования становится редко. Женские учебные заведения не рассматривались как
отдельный объект исследования.
Углубленное
изучение просвещения и школы дооктябрьского периода началась в 50 – 60-е годы.
М. К. Кирилов широко осветил состояние начального образования в Беларуси, в том
числе и женского. Он затрагивает особенности политики правительства по
отношению к женскому образованию, характеризует типы начальных женских школ,
приводит статистические сведения по ним.
В
70-е годы историки стали уделять несколько большее внимание исследованию
вопроса женского образования. Развитие женской школы более детально начал
изучать Г. Р. Сенькевич [4,5]. В его статьях рассматривается динамика развития женских
гимназий начальных школ после реформы 1861 года. Г. Р. Сенькевич одним из
первых выделил историю развития женских учебных заведений как отдельную
историческую проблему.
80-90-е
годы отмечены первым опытом создания специальных научных исследований по
истории школы и педагогической мысли Беларуси конца XIX – начала XX вв. Одной из
первых попыток реализовать новые подходы к освящению истории школы и
педагогической мысли Беларуси конца XIX – начала XX вв. стали исследования
С. В. Снапковской [24]. Они содержат глубокий анализ правительственной политики в
сфере народного образования на территории Беларуси, истории школы и педагогической
мысли в период второй половины XIX – начала XX вв., хотя женское
образование в них отдельно не исследуется.
Развитие
женского образования в Беларуси в XIX – начале XX вв.в настоящее время
исследует М. А. Ступакевич [25]. В работе рассматриваются основные тенденции и механизмы
развития женского образования в Беларуси в изучаемый период. Анализируются
процессы возникновения, развития и реформирования женских начальных и средних
школ. Раскрывается специфика управления женскими учебными заведениями, особенности
учебного и воспитательного процессов, формирования и деятельности
педагогического состава.
Особое
внимание уделяется женским училищам духовного ведомства. Историю епархиальных
женских училищ в своей работе рассматривает Е. А. Андреева [2,3]. Среди
современных исследователей женского образования можно назвать также Л.
Третьякову и других.
Отдельная
работа Герасимовой И. П. [11] посвящена развитию еврейского образования. В ней
прослеживается процесс открытия еврейских женских школ и отношение к ним
царского правительства.
Источники
по данной теме можно разделить на опубликованные и не опубликованные.
Опубликованные источники можно подразделить на следующие основные группы:
законодательные акты, делопроизводственная документация, публицистика, статистические
материалы, воспоминания и мемуары.
Законодательные
акты представлены различными положениями, законами, постановлениями,
распоряжениями, высочайшими повелениями, регламентирующих деятельность женских
учебных заведений. Среди них «Сборник постановлений по Министерству народного
просвещения», «Положение о народных училищах и женских гимназиях юго-западного
края и правила о специальных испытаниях по Министерству народного просвещения»
и ряд других источников данного типа, которые позволяют создать представление о
системе женского образования и её элементах.
Вторую
обширную группу источников составляют делопроизводственные документы:
циркуляры, доклады, отчёты, обзоры. Большой фактический материал дают отчёты
органов управления народным образованием, а также отчёты по отдельным учебным
заведениям. Встречаются обзоры деятельности Министерства народного просвещения,
обзоры заведений ведомства учреждений Императрицы Марии за различные года. В
них содержатся списки женских учебных заведений, данные об их устройстве. К
делопроизводственной документации учебных заведений относятся также устав,
инструкции, правила и программы преподавания учебных предметов.
Третья
группа источников – это материалы публицистического характера в периодических
изданиях. Среди них можно назвать газеты «Губернские ведомости», «Наша нiва» и другие.
Следующую
группу источников составляют статистические материалы. К ним относятся сборники
историко-статистических материалов по губерниям, сборники справочных сведений
по Министерству народного просвещения, справочные книги и другие документы,
которые содержат информацию о численности преподавателей и учащихся, их
социальном и национальном составе, датах учреждения женских учебных заведений,
суммах отпускаемых на их содержание и т. д.
Последняя
группа источников – воспоминания, юбилейные сборники, мемуарная и
художественная литература.
Данная
курсовая работа состоит из введения, четырёх глав и заключения.
В
первой главе
прослеживается процесс возникновения и развития начальных женских учебных заведений.
Вторая глава имеет двучастную
структуру. В первой части анализируется открытие и становление средних
женских учебных заведений Мариинского ведомства, во второй – женских училищ духовного ведоства.
Третья
глава имеет трёхчастную структуру. В первой части рассматриваются особенности
управления и контроля за деятельностью женских учебных заведений Мариинского ведомства, а так же их
материальная база. Во второй – анализируется кадровое обеспечение женских
гимназий, училищ и школ. В третьей части рассматривается постановка учебного
дела в средних женских учебных заведениях, охарактеризованы воспитательные
задачи среднего образования.
В
четвёртой главе исследуются особенности управления и контроля за деятельностью женских училищ духовного ведомства.
В заключении
подведены итоги работы.
Таким
образом, изучив литературу, можно сделать вывод, что основная масса источников
по данному вопросу – это монографии и разного рода исследования. Что касается
степени разработанности темы в изученной научно-исследовательской литературе
можно говорить о том, что накоплен немалый опыт изучения начального и среднего
женского образования. Существует большое количество комплексных, обобщающих
трудов по изучению этой проблематики.
Глава
1 Развитие начального женского образования в Западных губерниях Российской
империи во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
С
конца XVIII
века женское образование на территории Беларуси осуществлялось главным образом
в католических женских монастырях и в частных польских пансионах. Римско-католические
ордена стремились подчинить своему влиянию немногочисленные женские школы и
домашнее образование девочек. Они открывали женские учебные заведения –
небольшие монастырские пансионы у бенедиктинок, сакраменток, базилианок,
кармелиток. Также существовали и светские школы и пансионы, созданные
конгрегациями светских женщин по примеру монастырских [16, c. 36].
Устав
1786 года открыл доступ к образованию и для девочек из низших слоёв населения: в
главные и малые народные училища принимались не только мальчики, но девочки. По
школьному уставу 1828 года девочки допускались в приходские училища.
Министерство государственных имуществ также открывало приходские училища для
мальчиков и в 1844 году разрешило посещать их девочкам [16, c. 38]. Но сословная политика
правительства определила фактически обособленность женских учебных заведений
для детей крепостных крестьян.
Вторая
половина XIX
века стала временем кардинальных изменений в экономической и общественной жизни
Беларуси. Отмена крепостного права, буржуазное развитие страны обусловили
необходимость проведения ряда реформ: земской, судебной, военной и т. д.
Развитие буржуазных отношений ускорило процессы демократизации культурной
жизни. В 1864 году правительство приняло решение о проведении школьной реформы,
которая содействовала развитию сферы начального и среднего образования. Школа
объявлялась всесословной, вводилась преемственность разных ступеней обучения,
увеличилось количество начальных школ. Прогрессивное общественное движение
решительно заявляло о праве женщин на образование, и правительство вынуждено
было поставить вопрос об учреждении женских начальных школ. В Беларуси
буржуазные реформы были проведены позднее и к тому же со значительными
отклонениями по сравнению с общероссийскими нормами, что придавало им более
ограниченный и непоследовательный характер.
В
отличие от центральных губерний России в Беларуси не было земских школ, и
общественность не допускалась к управлению народным образованием. Поэтому здесь
не действовало российское «Положение о начальных народных училищах» 1864 года
[15, с. 41]. Для Беларуси и Литвы были разработаны и утверждены 23 марта 1863
года специальные «Временные правила для народных школ Виленской, Ковенской,
Минской и Витебеской губерний». По временным правилам девочки получали право
учиться в народных училищах на равнее с мальчиками [15, с. 29]. В народные
училища допускались дети всех сословий и вероисповеданий. В небольших деревнях,
отдаленных от учебных заведений, открывались отделения училищ. В них обучались
первым началам грамоты.
В
ходе школьных реформ 1864 года появляются первые женские народные и приходские
училища. После школьной реформы девочки имели ещё одну возможность получить
начальное образование. Высочайше утверждённым 19 октября 1865 года именем
Государственного Совета было повелено учредить при приходских и народных
училищах женские смены, где обучались элементарной грамоте, Закону Божию,
рукоделию. В 1865 году в Беларуси начали свою работу женские смены при 36
приходских и 7 народных училищах [26, с. 276]. Большинство смен открывалось в
городах, в результате чего в них наблюдается высокий процент девочек из
городских сословий.
Во
второй половине XIX в.
Начали открываться женские еврейские школы – хедеры, талмуд-торы, казённые
училища. Их возникновение было связано с открытием общественных и частных школ
для девочек. Ввиду того, что девочки не получали в школах знаний национальной
направленности, родителям приходилось брать частных учителей. Но такая
возможность была только у состоятельных семей, а для необеспеченных детей стали
создаваться женские хедеры по типу талмуд-торы, в которых девочки обучались как
еврейским, так и общеобразовательным предметам. Такие школы открылись в
Витебске, Бабруйске, Орше и других городах [25, с. 45].
Большое
значение в развитие еврейских школ «Общество для распространения просвещения
между евреями в России», которое имело свои филиалы и на территории Беларуси.
Ещё
с 40-ых годов XIX в.
на территории Беларуси учреждаются одноклассные школы начального образования
для «беднейших девочек». Они продолжали свою деятельность и во второй половине XIX в. Открываются и новые школы
подобного типа. В 1891 – 1892 годах начали работу бесплатные школы для бедных
девиц в Витебске и Полоцке. Создавались также смешанные школы для бедных детей.
Одна из таких школ в Полоцке носила название «хулиганской». Эта школа была
открыта в Полоцке православным благотворительным обществом в апреле 1905 года.
Было принято 20 девочек и 24 мальчика в возрасте от 7 до 13 лет всех
вероисповеданий. В 1907 году в ней обучалось 18 девочек и 28 мальчиков. Школа
испытывала недостаток материальных средств и преподавательских кадров. По этим
причинам школа была вскоре закрыта[8, с. 10].
Кроме
вышеназванных женских и смешанных начальных учебных заведений в Беларуси большую
роль в первоначальном обучении играли школы ведомства Синода. К ним относились
церковноприходские школы грамоты.
Церковноприходские
школы и школы грамоты начали активно создаваться с конца 50-ых годов XIX в. Во второй половине 60-ых
– начале 80-ых годов в связи с буржуазными реформами и возросшей ролью
Министерства народного просвещения наблюдается спад их численности. После
убийства Александра II в
1881 году, во внутренней политике России произошли значительные изменения. В
руководстве государством взяли верх консервативные силы, начали
пересматриваться и реформы 60 – 70-ых годов. Первые контрреформы затронули
народное образование. Началось возрождение церковноприходских школ и школ
грамоты под покровительством императора. В 1884 году церковноприходские школы
были переданы в подчинение Синоду. 13 июня 1884 года были приняты «Правила о
церковноприходских школах», которые подчёркивали необходимость начального
образования, связанного с религиозным воспитанием. Целью данных школ являлось
распространение среди крестьян народного образования в духе русской народности
и православия «утверждение в народе православного учения веры и нравственности
христиан и сообщение первоначальных знаний» [10, с. 48].
Церковноприходские
школы и школы грамоты открывались в сёлах при приходских церквях православным
духовенством. Об открытии школ священники обязаны были доносить епархиальному
архиерею, испрашивая его благословения и утверждения. Школы грамоты были
«организованные» и «домашние»[10,
с. 50]. Организованными считались
те, которые имели штатного учителя и включались в школьную сеть епархиальных
советов. «Домашние» школы не имели обязательных учебных классов и программ, и
обучение в них продолжалось одну зиму.
Население
отдельных уездов обслуживалось школами не равномерно. Одна школа приходилась на
870 душ и 19,4 квадратных вёрст, но если учитывать, что часть училищ находились
в городах, то одна школа в действительности приходилась на большее число
сельских жителей [1, с.27].
Ещё
одним типом учебных заведений, где могли получать образование девочки, были
городские училища. Вначале это были мужские учебные заведения. С 1880 года
разрешалось открывать женские городские училища. В начале XX в. по ходатайству населения
стали во многих городских училищах было допущено совместное обучение детей [11,
с. 38]. Однако только после переименования городских училищ в высшие начальные
в 1912 году дети обоих полов юридически получили равные права на высшее
образование. Женские высшие начальные училища были открыты в Городке и Бресте,
смешанные – в Чечерске, Пропойске, Жлобине и других населённых пунктах (всего
16) [11, с.39]. Во второй половине XIX в.
особое покровительство властей наблюдалось в сфере частного женского
образования. Частные учебные заведения были двух видов – школы (в которых
обучались приходящие ученицы) и пансионы (закрытые учебные заведения). В них
принимались дети всех сословий. Правительство выделяло значительные средства на
их содержание. К концу 70-ых годов в Беларуси было открыто 21 частное училище [6,
с. 9].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|