Контрольная работа: Юго-западные русские земли под властью Литвы и Польши в XIII-XV веках
Контрольная работа: Юго-западные русские земли под властью Литвы и Польши в XIII-XV веках
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ФИЛИАЛ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА им. В.Г. Шухова
в г. Новороссийске
Контрольная работа по
«Отечественной истории»,
вариант № 8
Юго-западные русские земли под властью
Литвы и Польши в XIII-XV
Работу
выполнил:
студент 1
курса,
5ТГВД – 11У
группы,
Годунов А.С.
Работу
проверил:
старший
преподаватель
Домашек Е.В.
Новороссийск
2006
План
1. Захват западных и южных
русских земель Литвой и Польшей.
2. Предпосылки формирования
украинского и белорусского народов.
1. Захват западных и южных
русских земель Литвой и Польшей
Включение в состав Великого княжества
Литовского большого числа русских земель, причем с более высоким уровнем
общественных отношений и культуры, вело к русификации этого государства. С XIV
в. оно, собственно, и именовалось Великим княжеством Литовским и Русским.
Русский язык стал языком официальной письменности, на большей части территории
действовали русские правовые нормы, среди литовской знати распространялось
православие. Все это могло привести к полному обрусению княжества.
Однако это не произошло. Западное,
польское влияние на литовскую знать возобладало. В 1387 г., после того как
великий князь литовский Ягайло стал польским королем, языческая в основной
массе Литва была крещена по католическому обряду. Возможность формирования на
территории Великого княжества Литовского крупного русского государства
окончательно исчезла в середине XV в., когда после междоусобной войны сын
Ягайло Казимир стал одновременно великим князем литовским и королем польским.
"Дранг нах Остен" ("Натиск
на Восток") – страшная опасность, которая угрожала в XIII в. Руси,
дамокловым мечом нависла и над населением прибалтийских земель. Под ударами
"орденских братьев" пали русские крепости в Прибалтике, рыцари
захватили территории племенных союзов ливов, куршей, эстов и др. - предков
современных латышей и эстонцев. Ожесточенное сопротивление рыцарям оказывали литовцы.
Литовцы достаточно поздно появляются на авансцене европейской истории, их политическая
и экономическая жизнь, о которой нам сообщают источники, начиная со второй половины
XII в., дышит глубокой архаикой. Распадаясь на множество разрозненных племен,
литовцы уже тогда состояли из двух этнографических групп - аукштайте (верхняя
Литва) жемайте (нижняя или "Жмудь" русских источников). Они занимались
земледелием, скотоводством и всякого рода промыслами: охотой, рыболовством,
добычей меда диких пчел. Литовцы были хорошими воинами, а под влиянием немецкой
агрессии весь быт их перестраивается на военный лад. Прекрасно зная свои леса и
болота, литовцы хитростью заманивали рыцарей в чащобу, наносили неожиданные
удары по немецким замкам. О многих славных победах литовцев повествуют немецкие
хронисты, которых трудно заподозрить в симпатиях к противнику. Однако
справиться с таким сильным врагом, как рыцари, литовцы не могли: не хватало ни людских,
ни материальных ресурсов. В этих условиях начинается экспансия литовцев на юг и
юго-восток, начинается литовское "завоевание". Распространялся, собственно,
не литовский этнос, а власть литовских князей, причем процесс проникновения в
русскую среду этой власти был постепенным, капиллярным. Литовские князья утверждаются
на столах в некоторых русских городах.
Явление это напоминает появление на Руси
несколькими столетиями раньше Рюриковичей. Натиск на Русь становится интенсивнее
после тою, как литовскому князю Миндовгу удается уничтожить своих противников и
добиться некоторой централизации. Происходит это в 40-50-х годах XIII в.
Централизация была относительной,
"союз союзов" литовских племен был рыхлым, и "самодержетво"
Миндовга (по определению русского летописца) - не более чем цветастый риторический
оборот. Однако именно в это время начинает складываться ядро Литовско-Русского
государства, или как оно чаще называется в исторической литературе:
"Великое княжество Литовское в узком смысле этого слова".
Территориальный рост продолжался и при
преемниках Миндовга, особенно при князе Гедимине (1316-1341 гг.). В состав
центра будущего государства входят земли верхней Литвы - аукштайте и "приросшие"
к ним земли Черной Руси, - т.е. Пониманья, а также некоторые части Полоцкой и Турово-Пинской
земель. Тут необходимо обратить внимание на одно очень интересное явление.
Уровень политического развития литовских "завоевателей" был ниже, чем
восточнославянского населения. В то же время литовские князья нуждались в тех
материальных и людских ресурсах, которыми обладали русские земли. Такого рода обстоятельства
обусловили русификацию верхушки литовцев. Литовские князья принимают крещение в
православие, усваивают русский язык, культуру. Одно время даже столица формирующегося
государства находилась на русской территории - в Новгородке Литовском. Позже
она была перенесена в Вильно, но характер отношений между этносами в
формирующемся государстве остался тем же. Дело, начатое первыми великими
литовскими князьями, было продолжено князьями Ольгердом и Кейстутом. Они
договорились между собой, разделив функции: Кейстут занимался обороной Литвы от
рыцарей, а Ольгерд осуществлял захваты русских земель. В состав Великого
княжества Литовского вошли такие древнерусские земли, как Полоцкая, Смоленская
(уже при Витовте в начале XV в.), Киевская, Чернигово-Северская, Волынская,
самая южная - Подолье. Долго шла борьба за Галичину, которая, в конце концов,
оказалась в руках Польши. Древнерусские земли входили в состав Великого
княжества на правах автономии. Дело в том, что великие князья литовские придерживались
принципа "мы старины не рухаем, а новин не вводим", довольствовались
сбором дани с присоединенных земель и привлечением к участию в общеземском
ополчении местных вооруженных сил. Такого рода отношения закреплялись в
специальных договорах - уставных: грамотах, весьма напоминавших договоры
Новгорода с князьями.
Формировалось федеративное государство,
пусть со своеобразной, средневековой, но федерацией. Процесс складывания
данного государства нет оснований идеализировать - при его создании лилась
кровь, захватывались земли, но оно создавалось не одним только насилием. Дело в
том, что некоторые русские земли были сами заинтересованы в поддержке литовских
князей, не без основания видя в них защиту от татар. Внешняя опасность, необходимость
вести борьбу на несколько фронтов, была одной из основных причин возникновения
Великого княжества Литовского. С другой стороны, такой характер генезиса государства
приводил к тому, что русские земли в составе Литовско-Русского государства
долгое время сохраняли свои особенности, внутреннюю структуру и политическое устройство.
В этом смысле именно Великое княжество Литовское наследовало многие черты
экономического и политического быта русских земель еще киевского периода нашей
истории.
Ситуация в этом регионе начинает меняться
в конце XIV в. В соседней Польше пресеклась правящая династия. После двенадцатилетнего
правления венгерского короля Людовика на престоле оказалась его дочь Ядвига.
Польские паны, короновав ее, одновременно поставили вопрос о ее браке с Ягайло
Ольгердовичем - великим князем литовским. В 1385 г. брак был заключен.
Одновременно была заключена и польско-литовская уния (союз), которая должна
была знаменовать объединение двух государств. Однако она так и осталась на
бумаге. В Великом княжестве Литовском вокняжился Витовт Кейстутьевич, который
сумел добиться самостоятельности Великого княжества в борьбе с Ягайло, с которым
у него были и личные счеты - Ягайло был повинен в смерти отца Витовта. Между
тем объединение русских земель и Литвы, как пусть и номинальный, но союз с
соседним славянским государством - Польшей, дало в области внешней политики
блестящие результаты. Еще в 1362 г. в битве у Синих Вод (Подолье) русско-литовские
войска разбили войска трех татарских царевичей, а в 1410 г. грянула знаменитая
Грюнвальдская битва. С той и с другой стороны в битве участвовало около 60 тыс.
человек - цифра для эпохи средневековья огромная.
Польскими войсками командовал Ягайло, а
литовско-русские возглавил Витовт, участвовали отряды из Чехии и татары.
Все это воинство нанесло сокрушительное
поражение Ордену. Был убит даже магистр - глава Ордена - фон Юнгинген. Хотя развить
этот успех соединенные силы не смогли – осада крепости Мальборг (главного
форпоста крестоносцев в Прибалтике) окончилась ничем, но Ордену был нанесен страшный
удар, от которого он так и не сумел оправиться. Совместная победа на поле между
селениями Грюнвальд и Танненберг привела к заключению в местечке Городло (Восточная
Польша) следующей унии - Городельской. Она, впрочем, также оказалась в
реальности лишь личной, номинальной - оба государства сохранили свою самостоятельность.
Значение Городельской унии 1413 г. состоит в том, что именно с нее начинается
весьма неоднозначный процесс - процесс полонизации и католицизации Великого
княжества Литовского. По условиям унии католики получили определенные
привилегии при доступе к "урядам" - государственным должностям.
Польская знать браталась с литовской, передавая ей свои гербы, начинала формироваться
чуждая народным массам по своей вере и даже этнической принадлежности элита.
Другими словами, именно Городельская уния создала предпосылки для наступления Польши
на русские земли Великого княжества Литовского. В условиях начавшейся
полонизации, ухудшения положения русских в Великом княжестве Литовском
вспыхнула война, которая в литературе получила название "восстание Свидригайло",
в ходе движения, возглавленного князем Свидригайло Ольгердовичем, возникла
ситуация, когда Великое княжество Литовское распалось на две части: "Литва
посадила на великое княжение Сигизмунда Кейстутьевича, а русские земли
держались стороны Свндригайло и именно его посадили на "великое княжение
Русское". В политическом развитии Великого княжества Литовского период
этот был переломным. Пока Сигизмунд подтверждал унию с Польшей, русские земли
жили своей жизнью, пытались построить отдельное политическое здание. Однако
"восстание Свидригайло" потерпело поражение, а после гибели князя Сигизмунда
на престоле в Вильно утверждается Казимир Ягеллончик, правление которого
знаменовало новую эпоху, и которое по значению можно сравнить с правлением
Ивана III в Великом княжестве Московском. Казимир восстанавливает, пошатнувшиеся
уже было, основы униатской политики, в своем лице династически вновь объединяет
два государства.
Впрочем, основы политики унии остаются
достаточно неустойчивыми и во второй половине XV-начале XVI вв. Униатский
процесс продолжился и при преемниках Казимира - великих князьях Александре и
Сигизмунде, но завершился лишь в правление Сигизмунда-Августа, когда в 1569 г. В
условиях постоянной борьбы Великого княжества Литовского с Российским
государством была заключена Люблинская уния (в городе Люблине в Польше), имевшая
важнейшее значение в истории Восточной и Центральной Европы. На европейских картах
появилось новое государство - Речь Посполитая. Правда, Великое княжество и в
составе Речи Посполитой сохраняло определенную самостоятельность, но территория
ее теперь ограничивалась собственно Литвой и землями Белоруссии, а все южные
земли (Украина) отошли непосредственно в состав Короны, т.е. Польши. Такова
внешняя канва событий. Но как развивалась "внутренняя" история этого
огромного региона Восточной Европы? В состав Великого княжества Литовского
вошли древнерусские города-государства, которые в ряде районов еще долгое время
сохраняли свою социально-политическую структуру и экономическую основу в виде
землевладения общин. Со временем усиление княжеской власти привело к росту так
называемой служебной системы - организации, имевшей место и у других народов
Центральной и Восточной Европы. Все большая часть населения начинает нести "службу"
в пользу княжеской власти, города-государства сменили "княжества" -
своеобразные военно-служилые государства, в которых большинство населения было
обязано служебными отношениями князю, но было свободным и не находилось в той
или иной зависимости. По типу такого рода государства строится и само Великое
княжество Литовское в целом. В этом государстве XIV-первой половины XV в. Еще очень
сильна была община, литовско-русское право основывалось на Русской Правде. Лишь
постепенно начинают зарождаться сословия, процесс формирования которых занимает
XV-первую половину XVI в. Этот процесс был ускорен появлением крупного
иммунизированного землевладения, получившего развитие во второй половине XV столетия.
Крупное землевладение привело к тому, что высшее сословие в государстве
составили землевладельцы - бояре, которые на польский манер получили название
"панов", "шляхты". К ним со временем присоединились и
княжеские роды уцелевших в борьбе с великокняжеской властью остатков Рюриковичей
и Гедиминовичей. Название "бояре" со временем перешло на верхушку
крестьянства - довольно многочисленную категорию, несшую военную службу.
Военную службу несло и "тяглое" и "данное" крестьянство, но
основу их служебных отношений составляла дань и выполнение всякого рода работ. По
мере развития иммунизированного землевладения именно эти отряды крестьян в
наибольшей степени пополняли отряд "непохожего" крестьянства - первый
симптом крепостнических отношений. Особое сословие со временем сложилось в городах:
мещане, которые несли в государстве ряд повинйостей. Консолидации этого
сословия весьма содействовало распространение такой разновидности иммунитета,
как магдебургское право, которое постепенно и весьма болезненно прививалось в
русских землях. Иммунизированное землевладение в конечном итоге привело и к
изменению государственного строя Великого княжества Литовского. Уходили в
прошлое вечевые собрания и прежняя княжеская власть утрачивала свои функции, а
все большую роль в политической жизни земель начинали играть бояре - шляхта.
Рада - совет вокруг великого князя литовского (почти полный аналог
древнерусской думы) начинает разрастаться и превращается в "великий
вальный сойм" - подобие польских шляхетских сеймов. Формирование этого государственного
учреждения относится в концу XV – первой половине XVI столетия. Землевладельцы
с мест отправлялись в центр, где на собраниях шляхты и решали основные проблемы
политической жизни государства. Появление "великого вального сойма"
знаменовало формирование новой государственности - сословно-аристократической.
Так шло развитие государственности западнорусских земель: от древнерусских
городов-государств к княжествам и военно-служилой государственности - и, затем,
к сословно-аристократическому государству. Процесс эволюции государственных
организмов сопровождался и изменением налоговой системы Великого княжества Литовского.
На протяжении XIV-XV вв. здесь существовали архаические древнерусские налоги и
повинности (полюдье, дары и т.д.), которые лишь постепенно меняли свой облик. Существенные
изменения в налоги и повинности вносило иммунизированное землевладение, так как
при передаче землевлалельцу прежних повинностей многие из них просто исчезли.
В русских землях Великого княжества
Литовского лишь постепенно изменялся и характер социальной борьбы. Борьба, характерная
для древнерусского периода - борьба между свободными, которые в ходе нее распадались
на партии, возглавляемые боярскими группировками. Эти архаические формы
социального противостояния сменялись противоборством между различными
сословиями, формировавшимися в государстве, а также борьбой общин с
государственным аппаратом.
Все эти тенденции социально-экономической
и политической жизни получили дальнейшее развитие во второй половине XVI-первой
половине XVII в.
2. Предпосылки
формирования украинского и белорусского народов
На протяжении XV-первой половины XVII вв.
формируются украинская, белорусская и русская народности. Определенные различия
в языке, материальной культуре появляются еще в период расселения восточных
славян по Русской равнине.
Хотя в XI-XII вв. сохранялась идея
восточнославянского единства, разобщенность политической жизни в рамках городов-государств
также способствовала накоплению различий между восточнославянскими общностями.
Сильный импульс этому процессу был дан перипетиями бурного XIII столетия. Как
мы уже знаем, земли будущей Украины и Белоруссии оказались в составе Великого
княжества Литовского. Здесь на основе древнерусского литературного языка
сформировался белорусско-украинский язык, который стал государственным языком в
Литовско-Русском государстве. Со временем, особенно после Люблинской унии, в
результате проникновения в него оборотов живой народной речи формируются
украинский и белорусский языки. Определенную роль в этом процессе играл и церковнославянский
литературный язык.
Идея исторической общности русских,
украинцев и белорусов имеет многовековую историю. Истоки ее коренятся в эпохе
Киевской Руси, от которой были унаследованы понятия общих для всех православных
восточных славян «русской веры» и «русского языка». В начале XVII в. осознание
этой общности было достаточно четко сформулировано автором «Русского
летописца», вошедшего позднее в состав Густынской летописи: «Вестно есть всем,
яко сии все... Москва, Белая Русь, Волынь, Подоля, Украина. Подгоря...
единокровны и единорастаны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь
нарицаются». На это общее наследие наложились затем вторичные черты сходства,
обусловленные длительным сосуществованием в рамках Российской империи и
Советского Союза и русификацией. В советское время идея воплотилась в тезисе о
«трех братских народах», берущих свое начало в единой колыбели - Киевской Руси.
На фоне этой очевидной близости мысль о
том, что эти «братские народы» тем не менее, все же являются разными народами,
пробивала себе дорогу с большим трудом. В среде украинской интеллигенции
национальное самосознание зародилось в середине XIX в. и сформулировано было
деятелями Кирилло-Мефодиевского общества в Киеве (1846-1847 гг.), многие из
которых затем (в 50-е - 60-е гг.) группировались вокруг журнала «Основа» в
Санкт-Петербурге. Там в частности, была опубликована статья Н. И. Костомарова
«Две русские народности», название которой говорит само за себя.
Признание существования третьей «русской
народности», белорусов, вызревало еще медленнее. В умах местной интеллигенции
боролись польское самосознание и идеология так называемого «западно-руссизма»,
согласно которой белорусы были лишь одной из этнографических групп русского
народа. Идея самостоятельности белорусского народа была впервые выдвинута,
пожалуй, народнической группой «Гомон», действовавшей среди белорусских
студентов в Петербурге в 1880-е гг., притом не без влияния аналогичных
украинских групп. Но еще несколько десятилетий этой идее приходилось доказывать
свое право на жизнь. Например, авторитетный языковед, академик И.И. Срезневский
в 1887 г. утверждал: «Гораздо правильнее белорусский говор считать местным
говором Великорусского наречия, а не отдельным наречием» Двухтомная работа П.
В. Шейна по этнографии белорусов, опубликованная в 1887-1893 гг., вышла под не
менее красноречивым, чем статья Костомарова, названием: «Материалы для изучения
быта и языка русского населения Северо-Западного края».
Впрочем, в то время не раз подвергался
сомнению и самостоятельный статус украинского народа. Но в целом несомненно,
что украинская национальная идея развивалась активнее белорусской. В 1905 г.
комиссия Российской академии наук официально признала полноправное
существование украинского языка, в то время как попытки закрепить аналогичный
статус за белорусским языком окончательного оформления так и не получили.