рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Политическое развитие СССР в 60-80 гг.

С самого начала американской агрессии СССР стал на сторону ДРВ, помогал ей политическими, дипломатическими и военными средствами (оружием, боеприпасами, военными специалистами). Средства, необходимые для отражения агрессии, доставлялись по морю и по суше, через Китай. Руководство КНР занимало в войне обструкционистскую позицию, создавало помехи перевозкам, Месяцами держало на своей территории эшелоны с оружием, отказалось разместить на своих аэродромах часть истребительной авиации СССР, прикрывавшей территорию ДРВ.

СССР стал инициатором широкого антивоенного движения, которое охватило многие страны мира. С ростом военных потерь (в небе ДРВ было сбито 5 тыс. американских самолетов) это движение проникло и в США. С ноября 1968 г., после прихода к власти президента Р. Никсона, бомбардировки были временно (до1971 г.) прекращены, в Париже начались затяжные четырехсторонние переговоры о прекращении войны. В них принимали участие Демократическая Республика Вьетнам, Народный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), США, сайгонская администрация.

Летом 1969 г. в освобождённой зоне Южного Вьетнама конгресс народных представителей создал Республику Южный Вьетнам (РЮВ), которая была признана Советским Союзом. В том же году США взяли курс на "вьетнамизацию" войны, который американские дипломаты назвали попыткой "изменить цвет кожи покойников". Он заключался в том, что американцы, выводя постепенно свои войска из Южного Вьетнама, одновременно укрепляли сайгонскую армию для борьбы с национально-освободительным движением.

В 1972 г. в ходе московских переговоров Л.И. Брежнева и Р. Никсона была достигнута договоренность о прекращении бомбардировок ДРВ и полном выводе войск США из Южного Вьетнама. В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Парижское соглашение было победой вьетнамского народа, логическим итогом помощи Вьетнаму со стороны СССР, других стран социалистического, содружества, международного движения солидарности с борьбой вьетнамского народа.

В апреле 1975 г. проамериканский сайгонский режим на юге Вьетнама пал, Сайгон (ныне т. Хошимин) был освобожден, власть на всей территории Южного Вьетнама перешла в руки Временного революционного правительства РЮВ. В 1976 г. Север и Юг объединились в Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ), с которой в 1978 г. Советский Союз подписал Договор о дружбе и сотрудничестве. В соответствии с этим договором СССР встал на защиту своего братского союзника в феврале 1979 г., когда китайские войска вторглись на территорию СРВ.

2.2 Разрядка международной напряженности

1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды "холодной войны" начали таять.

Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.

В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил "восточную политику" своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.

12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от Л.И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус "вольного города", не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.

7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты и состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.

Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта – 9 апреля 1971 г.).

Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем "корзинам" вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.

Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

30 июля – 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап – совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.

Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

В 1977 г., эти принципы были внесены в Конституцию, СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. – Мадридская встреча, в 1988-89 гг. – Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, "духа Ялты". Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина "отбрасывания социализма" потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.

Хельсинкское совещание стало символом разрядки международной напряженности 70-х годов. Важной составной частью разрядки стали советско-американские договоры и

соглашения, подписанные во время возобновленных встреч на высшем уровне. Первая из них состоялась в Москве во время официального визита президента США Р. Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Ее итоги были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в "Основах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки", подписанных Л.И. Брежневым и Р. Никсоном, "Основы" регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусматривали развитие политических, экономических, научно-технических и культурных связей двух стран.

В1972 г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), установивший потолок, выше которого нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения (межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты на подводных лодках, стратегические бомбардировщики). Тогда же был заключен договор и по противоракетной обороне (ПРО). Согласно этому документу СССР и США закрепили за собой право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных для них районах.

В1974 г. к договору по ПРО был подписан дополнительный протокол, сокративший количество таких зон до одной с каждой стороны. США выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, а СССР – Москву, т.е. руководство США решило прикрыть средства-нападения, а руководство СССР – многомиллионную столицу. Тем не менее в 1987 г. сквозь сито этой зоны беспрепятственно, с подозрительной легкостью пролетел и приземлился у Красной площади западногерманский пилот-"любитель" М. Руст.

В 1974 и 1976 годах СССР и США подписали два договора в области ядерных испытаний. Первый ограничил подземные испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второй регулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях. Наконец, в 1979 г. был подписан второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), понизивший потолок допустимого наращивания указанного оружия.

Эффективность договоров 1974, 1976 и 1979 г. была снижена тем, что они не были ратифицированы, но тем не менее соблюдались обеими сторонами.

Научно-техническим символом разрядки международной напряженности и советско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССР и США "Союз" – "Аполлон" в 1975 г. Советские руководители и лично Л. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и "колесо истории нельзя повернуть вспять". Они заблуждались, выдавая желаемое за действительное.

В начале 80-х годов усилиями обеих сторон разрядка была свернута, льды "холодной войны" сомкнулись. Первым признаком дестабилизации двусторонних отношений во второй половине 70-х годов стала повышенная активность президента США Дж. Картера в борьбе за права человека в СССР в ущерб экономическим отношениям двух стран.


2.3 Обострение международной напряженности

В первой половине 80-х годов международная обстановка резко обострилась, положение СССР в мире ухудшилось, его внешнеполитическая активность почти угасла. Это было вызвано рядом причин.

В 1979-1980 годах США развернули широкую кампанию по развертыванию в Западной Европе нейтронного оружия. Они доказывали "гуманность" этого вида оружия массового поражения тем, что оно не разрушает, не сжигает, а только умерщвляет все живое. Кампания захлебнулась в мощной волне массового протеста, прокатившейся по странам Запада.

Тогда новое руководство США во главе с президентом Р. Рейганом приняло решение разместить в Западной Европе крылатые ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Ракеты могли достичь Москвы за 8 минут, отклонившись при этом от цели всего на несколько метров. Из-за высокой точности попадания в цель их прозвали на Западе ракетами "персональной охоты за советскими руководителями". В 1983-1984 гг. ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия парламентов этих стран.

В свою очередь, СССР по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в 1984 г. в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиуса действия. На Западе их называли СС-20.

Самым серьезным шагом и самой крупной внешнеполитической ошибкой СССР стал ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Решение было принято узким кругом руководителей (Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, Д.Ф. Устинов, А.А. Громыко) в ответ на неоднократные просьбы руководства Демократической Республики Афганистан оказать военную помощь в деле проведения революционных преобразований общества и защиты страны от возможной интервенции.

СССР не только оказался втянутым в гражданскую войну в ДРА, но и очутился в международной изоляции, как США во время вьетнамской войны. Абсолютное большинство стран – членов ООН решительно осудили вмешательство СССР в дела Афганистана. США и их союзники оказали непримиримой афганской оппозиции широкомасштабную военную помощь. СССР стал нести ощутимые человеческие и материальные потери. Только по официальным данным, к 1988 г. в необъявленной афганской войне СССР потерял около 14 тыс. солдат, 35 тыс. человек было ранено, более 300 пропало без вести или попало в плен. Потери же афганского народа составили примерно 1 млн. человек.

Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР и его союзникам научно-технический бойкот. Созданный по инициативе США в 1949 г. Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), который и прежде жестко контролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоёмкой продукции и технологии, поставлявшейся в нашу страну в годы разрядки. Советский Союз, несмотря на свой мощный потенциал, оказался в ловушке технологической зависимости от Запада по стратегическим поставкам.

Антисоветская кампания в мире приняла истерические формы осенью 1983 г. в связи со сбитым 1 сентября над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Спецслужбы США использовали его для проведения разведывательной операции. Тон кампании задал президент США Рейган, назвавший Советский Союз "империей зла которую необходимо разрушить.

2.4 Отношения с социалистическими странами

К концу 60-х годов раскол мировой системы социализма принял необратимые формы. Советско-китайские отношения, которые в 50-е годы определяли мощь этой системы, из недружественных стали враждебными. С началом "культурной революции" в Китае (1966 г.) Советский Союз был отнесен к "смертельным врагам" КНР. В новой китайской конституции (1975 г.) курс на борьбу с СССР был возведен в ранг государственного закона. В ней содержались положения о "советской угрозе", о "внезапном нападений СССР", о готовности к войне с СССР.

В конце 1960-х годов СССР подтянул к советско-китайской и монгольско-китайской границе значительные военные силы. Это было вызвано вооруженным вторжением Китая на советскую территорию (о. Даманский на реке Амур). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. военных и гражданских лиц. Особенно крупный конфликт был 13 августа на советско-китайской границе в районе Казахстана.

Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. С осени 1969 г. начались советско-китайские переговоры по спорным пограничным вопросам. Они шли долго, тяжело, часто заходили в тупик.

После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) и разгрома "банды четырех" во главе с вдовой "великого кормчего" Цзян Цин (1978 г.) лидером КНР стал реформатор Дэн Сяопин. В стране был взят курс на экономическую реформу путем свертывания в деревне коммун и перевода крестьян на семейный подряд. Однако политика по отношению к СССР не изменилась.

В 1979 г. правительство КНР объявило что оно не намерено продлевать заключенный в 1950 г. Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. В середине 80-х годов Дэн Сяопин сформулировал "три главных препятствия" на пути урегулирования советско-китайских отношений: советские войска на советско-китайской границе и в Монголии, советские войска в Афганистане, вьетнамские войска в Кампучии. Последние были введены туда по просьбе кампучийских патриотов и с одобрения СССР для изгнания маоистского режима Пол Пота и "красных кхмеров", уничтоживших в процессе массового террора более миллиона граждан. Подход к преодолению отмеченных препятствий был намечен во второй половине 80-х годов.

Со второй половины 60-х годов в условиях раскола мировой системы социализма страны" вошедшие в СЭВ и ОВД, стали называться странами социалистического содружества. В1968 г. возникла угроза раскола и этого содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии. Набранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А. Дубчек стал инициатором строительства, новой модели социализма – "социализма с человеческим лицом ". В СССР в этой политике увидели "правый уклон", попытку выйти из-под советского влияния и "социалистического лагеря". Попытка была пресечена силой. По инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши. Новое руководство во главе с Г. Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло страну к укреплению отношений с СССР.

В 1980 г. политический кризис разразился в Польше. Он был вызван антиправительственной деятельностью профсоюза "Солидарность", созданного в 1970 г. на судоверфи в Гданьске Л. Валенсой. Получив поддержку трудящихся страны, профсоюз открыто выступил против внутренней и просоветской внешней политики польского руководства. В декабре 1981 г. оно было вынуждено ввести в стране военное положение. Уйдя в подполье, руководство профсоюза получило политическую и финансовую помощь западных стран и продолжило свою работу.

Особую позицию в содружестве заняла в 1970-е годы. Румыния. Она отказалась нести расходы на содержание ОВД, мобилизовав внутренние ресурсы на выплату внешнего долга западным странам.

Влияние СССР ослабло в развивающихся странах третьего мира. В 1965 г, после государственных переворотов в Индонезии и Алжире эти страны отошли от социалистической, просоветской ориентации. В 1973 г. после четвертой| арабо-израильской войны правительство Египта потребовало от СССР вывести свои военные части. Они были введены туда в 1967 г. во время третьей, "шестидневной" арабо-израильской войны 1967 г. для защиты воздушного пространства Египта и прежде всего построенной при активной помощи СССР Асуанской плотины на реке Нил.

Несмотря на проблемы внутреннего и внешнего характера, во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов социалистическое содружество представляло собой серьезную военную и экономическую силу. В 1970-е годы страны СЭВ углубили экономическую интеграцию путем разделения труда. Торговлю между собой они вели с использованием "сэвовского" рубля по ценам значительно ниже мировых. СССР расширил поставки в братские страны энергетического сырья: нефти и нефтепродуктов (в перерасчете на нефть) с 67,4 млн. т (1970г. до 112,8 млн. т (1985г.), газа соответственно с 2,7 млрд. м3 до 26,6 млрд. м3. Это позволило предотвратить проникновение мирового энергетического кризиса в страны содружества в 70-е годы и избежать его последствий в 80-е годы.


Литература

1. Отечественная история (1917-2001): Учебник/ Отв. ред. проф. И.М. Узнародов. – М.: Гардарики, 2002

2. Новейшая история России. 1914-2002: Учебное пособие/ Под ред. М.В. Ходякова. – М.: Юрайт-Издат, 2004

3. История России ХХ-ХХI вв./ Ю.Я. Терещенко – М. Филологическое общество "СЛОВО"; Ростов н/Д: Издательство "Феникс", 2004

4. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, Издательство "Весь Мир", 1998

5. История России в новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов/ Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: "Олимп", "Издательство АСТ", 2000

6. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. испр. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.