Контрольная работа: Первобытное общество. Античная цивилизация. Средневековая Европа
Народные собрания в Риме созывались по
усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты
председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было
открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода.
В первый век существования республики
сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. – предварительно рассматривал
вопросы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко,
чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом
и магистратами.
Сенат – контролировал и руководил деятельностью
народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших
свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5
лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов.
Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые
книги. Формально сенат был совещательным органом, его постановления – сенатусконсульты.
Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления
по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю
политику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и
распределял легионы между командующими.
Магистратом мог быть избран только богатый
человек. Высшими магистратами считались –цензоры, консулы и преторы. Все магистраты
избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и консула
во время ведения военных действий).
Власть магистратов: высшая (военная
власть, право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания и
председательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению,
право суд и назначения наказания .
5 Каковы причины
падения республиканского строя в Риме?
Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме
начинает клониться к упадку, а во II—III вв. назревает его кризис. Углубляется
социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных
земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль
рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология,
на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая
система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах
эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и
начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими
восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим
рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется
освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим
начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между
враждующими группировками господствующего класса. После правления династии
Северов (199—235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров",
приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пять
лет. Большинство из них были убиты заговорщиками.
Принципат подавил дух гражданственности у римлян,
республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот
республиканских учреждений — сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца
III.-в. начинается новый этап истории империи — доминат, во время которого Рим
превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.
6 Как изменялся
государственный строй Римской империи в течение I - V вв.?
В эпоху
домината государственный строй Римской империи претерпел радикальные изменения.
Они были вызваны как экономическими процессами, так и существенными социальными
сдвигами. Во II — начале III в. н. э. возникает новое сословное деление: на
honestiores («достойные», «почтенные») и humiliores («смиренные», «ничтожные»).
В период домината сословная структура еще более усложняется, так как среди
«достойных» выделяется элита — так называемые clarissimi («светлейшие»), в свою
очередь с IV в. подразделявшиеся на три разряда. Что же касается «смиренных»,
то в эту группу наряду со свободнорожденными плебеями все чаще включают
неполноправные слои населения: колонов, отпущенников, в дальнейшем и рабов. Так
складывается принципиально новая структура общества, в рамках которой
постепенно преодолевается деление на свободных и рабов, а древние полисные
градации уступают место иным, отражающим усиливающуюся иерархичность
общественной организации.
В этой ситуации древние римские магистратуры
окончательно утрачивают всякое значение: одни (квесторы, эдилы) исчезают вовсе,
другие (консулы, преторы) превращаются в почетные должности, замещаемые по воле
государя его приближенными, в том числе варварами, или собственными, подчас
малолетними, детьми. Сенат, разросшийся к 369 г. (когда представители восточных
провинций стали собираться в Константинополе) до 2 тыс. человек, выродился в
собрание тщеславных магнатов, то раболепствующих перед императором, то
фрондирующих, озабоченных в основном защитой своих сословных привилегий и
внешних атрибутов власти. С конца III в. многие императоры, выбранные армией
или назначенные предшественником, не обращаются в сенат даже за формальным
утверждением в этом сане. Поскольку резиденция императора все чаще находится
вне Рима (в Константинополе, Медиолане, Равенне, Аквилее и т. д.), он все реже
удостаивает сенаторов своего посещения, предоставляя последним автоматически
регистрировать направляемые им эдикты. В периоды политической нестабильности,
например в середине V в., значение сената возрастало, случалось, он открыто
вмешивался в борьбу за власть, оспаривая ее у армии. При «сильных» императорах
его роль низводилась до роли городского совета столицы империи, каковым он
оставался на протяжении всего раннего средневековья.
Реальная власть сосредоточивается в
совете императора, получившем название священного консистория. Отныне император
уже не принцепс — первый среди равных, лучший из граждан, высший магистрат, чья
деятельность хотя бы в теории регулируется законом, а доминус — господин,
владыка, воля которого сама является высшим законом. Особа его объявляется
священной, публичная и даже частная жизнь обставляется сложным помпезным
церемониалом, заимствованным во многом у персидских царей. Из «республики»
империя превратилась в деспотию, а граждане — в подданных. Управление
государством все в большей мере осуществлялось при помощи огромного,
иерархически организованного и разветвленного бюрократического аппарата,
включавшего помимо центральных ведомств многочисленную провинциальную
администрацию и целую армию контролировавших и инспектировавших ее столичных
чиновников.
В конце III в. было ликвидировано старое
административное устройство империи с его традиционным делением на
императорские и сенаторские провинции, личные владения императора (таковым
считался Египет), союзные общины и колонии разного статуса.
Задуманная Диоклетианом тетрархия, т. е.
совместное управление государством двумя «августами» и двумя их младшими
соправителями и преемниками — «цезарями», себя не оправдала, но в
административном отношении четырехчастное деление империи было сохранено.
Отныне Восток и Запад имели, как правило, а с 395 г. всегда, раздельное
управление. При этом каждая из империй (Западная и Восточная) делилась на 2
префектуры, те в свою очередь — на диоцезы (общим количеством 12), а последние
— на более или менее равновеликие провинции, число которых резко возросло и
достигло при Диоклетиане 101 (в дальнейшем 117), причем в нарушение
многовековой традиции одной из провинций был объявлен Рим. Наместники
провинций, называемые теперь ректорами, раньше управлявшие вверенными им
территориями, регулярно объезжая их и опираясь в решении дела на магистратов
автономных общин, теперь прочно обосновываются, вместе с многочисленными
чиновниками, в постоянных резиденциях. Главными их обязанностями становятся
сбор налогов и высшая юрисдикция; военные функции постепенно переходят к
специально назначенным военачальникам, подчиненным только вышестоящим военным
инстанциям.
РАЗДЕЛ 3
Европейская средневековая
цивилизация
Тема 1 Исторические
судьбы древних цивилизаций
1 Основные черты позднеримского
общества и государства
Византийское государство IV—VII вв. унаследовало, с теми или
иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской
империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских
цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной
власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви.
Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета
императора.
Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину
божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение
государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от
католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере
экономически и политически зависела от императора, так как существовала в
условиях мощного централизованного государства.
2 Основные черты
традиционной социальной и политической организации древних германцев
Общественный
строй германцев, а именно свевов, о которых первым писал Цезарь, отличался от
общественного уклада того времени, когда о них писал Тацит. Цезарь и Тацит,
дополняя друг друга, оставили бесценные сведения о жизни германских племен. Во
времена Цезаря германские племена еще не перешли к полной оседлости. Земледелие
их было примитивным, носило грубо переложный характер. Поля поверхностно
разрыхлялись, в землю горстями, наугад, бросали зерна, а через год, когда был
собран урожай, племя покидало эту территорию.
Цезарь
писал о том, что в его время земля у германских племен не была предметом
частной собственности, а принадлежала общине. Эта общинная собственность на
землю сохранится до времен Тацита, т.е. 150 лет спустя, хотя к тому времени все
стороны бытия германских племен подверглись серьезным изменениям. Эти племена
были полуоседлыми или кочевыми, и важную роль играло у них скотоводство. В
"Записках" Цезаря говорится о том, что германцы питаются не хлебом, а
молоком, сыром и мясом.
Что
касается власти, то не у всех германских племен в эпоху Цезаря была королевская
власть. У тех племен, где она была, она носила временный и чисто военный
характер: королей избирали только на время войны, а в мирное время они были не нужны.
В мирное время германские племена управлялись родоплеменными старейшинами и
вождями - principes, как называл их Цезарь.
3 Причины и последствия
эпохи Великого переселения народов
Большинство исследователей называют в
качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных
регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных
причин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с
континентальным климатом устремились в районы с более мягким климатом. Пик
переселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов.
В процессе перемещений стирались и
изменялись границы прежних племенных территорий, происходило резкое увеличение
межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило
к образованию новых народов. История многих современных народов берёт начало в
этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза
большинства европейских наций. Первая волна великого переселения была связана с
германцами. Вторжения варварских (германских, сарматских и др.) племён, живших
в первые века н. э. на периферии Римской империи, значительные уже в к.II-III вв. (Маркоманская война 166-180,
захват в 2 70-х германскими и сарматскими племенами Дакии и др.), приняли с
последней четв.IV в. катастрофический для Рима характер. Во II-III вв. через Восточно-Европейскую равнину с севера на юг - из районов
Восточной Прибалтики в Крым двинулись германские племена готов. Вторая волна
великого переселения была связана с гуннами в IV в. Причины этого кроются
как во внутренних социальных сдвигах у варварских племён (разложение у них родоплеменного
строя и начавшийся процесс формирования классового общества), так и в кризисной
ситуации, создавшейся в Римской империи. Сочетание обоих факторов придало
передвижениям IV-VII вв. радикальный характер.
Тема 2
Западноевропейский вариант средневекового
общественного
устройства
1 Почему последние
короли династии Меровингов получили прозвище “ленивых королей”?
Ленивые
короли Ч прозвище франкских королей из династии Меровингов в 640Ч 751 гг.,
правивших лишь номинально (реальная власть Ч у майордомов). При них Франкское
государство разделилось на несколько частей, в каждой из них был свой король, а
реальная власть принадлежала майордомам. Последний из ленивых королей Ч
Хильдерик III Ч был низложен в 751 г. майордомом Пипином Коротким (см.
Каролинги).
Меровинги получили прозвище “ленивых
королей”. В действительности они не были так уж ленивы, просто в эпоху царившей
даже среди знати полной неграмотности они читали книги, причем написанные не
только на латыни и на греческом, но и на арамейском и на иврите. Наложением
рук, как некогда их предок Иисус, они врачевали от проказы, они создали на юге
нынешней Франции, в Провансе, еще одно королевство, Благословенную Септиманию,
страну священников и ученых, где из почтения к Ветхому Завету иврит стал даже
государственным языком. Они уподобляли себя мелхиседекам — библейским
царям-первосвященникам и дела духовные считали своим основным занятием.
Называли же они себя деспозинами, что означает “от Господа”.
Страной же правили майордомы. Огромное
королевство было разделено на четыре майордомата, и майордомы вершили суд,
собирали подати, командовали армиями, то есть в представлении рыцарства
занимались истинным делом. Самым влиятельным стал Аквитанский майордомат, в
особенности после того, как в 732 году майордом Карл по прозвищу Мартелл (Молот
Божий) в битве при Пуатье разбил арабов и остановил их продвижение в Европу.
2 Основные черты
культуры раннего средневековья
Основными чертами Раннего Средневековья
являются процесс формирования европейской общности народов, складывание
феномена западноевропейского христианского типа культуры на основе
повсеместного распространения христианства.
Укрепление и распространение
христианства. Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического
кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на ее излете в IV в. становится
государственной религией в Риме. Первоначально в 1 в. н. э. христианство еще не
знало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя,
апостолы, проповедники, которые выходили из числа рядовых верующих и отличались
в общей их массе харизмой.
3 Что такое отношения
вассалитета?
Вассалите́т (фр. vassalité, от лат. vassallus) — система отношений
личной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других (сеньоров)
в средневековой Западной Европе. Вассал обычно получал от сеньора лен и был
обязан нести за это определённые повинности, прежде всего военную службу,
обычно 40 дней в году. Сеньор в свою очередь был обязан, кроме того, что давал
вассалу лен, защищать его и его имущество, выкупать его из плена.
Вассалитет сформировался в VIII-IX веках во Франкском
королевстве. Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора и получая
земли от него, имели вассалов в свою очередь и жаловали земельные владения им.
Система сюзеренитета — вассалитета, так называемая «феодальная
лестница» (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал»), существовала на
территории Франции и в Древнерусском государстве.
4 Каковы были
исторические судьбы империи Карла Великого?
После смерти Карла Великого созданная им
империя существовала недолго. Уже при его внуках она распалась. И причины этого
заключались не только в том, что внуки Карла Великого не обладали талантами
деда.
Карл Великий объединил под своей властью
очень разные народы. В западных областях его державы и в Италии, отделенной от
остальной империи высокими Альпами, население говорило на наречиях, сохранивших
много черт латыни — языка древних римлян. (Завоевателей-германцев было слишком
мало в сравнении с коренным населением, чтобы в корне изменить язык завоеванной
страны.) Языки — наследники латыни — называются обычно романскими (латинское
название жителей Рима — Romani). На востоке преобладали, напротив, чисто
германские племена, еще почти варвары. Общего у тех и других было мало, разве
что христианская религия. Недаром так настойчиво насаждал ее Карл Великий во
вновь завоеванных землях. Он понимал, что единая вера могла бы сплотить его
разноплеменную державу. Но и медленное распространение христианства в
германских землях не помогло. Уже внуки Карла Великого, собравшись в 843 г. в
Вердене, разделили между собой империю. Младший взял себе западную часть,
средний — восточную. Старший же внук — Лотарь получил Италию — самый богатый
край тогдашней Западной Европы.
Тема 3 Классическое
средневековье
1 Каковы основные черты
средневекового города?
В центре города лежала обычно просторная
рыночная площадь. На нее выходило величественное здание ратуши — здесь
располагался магистрат, здесь «отцы города» решали важнейшие дела. Неподалеку
обычно возвышалась и главная городская церковь. Горожане собирались туда не
только на молитву, но и чтобы отметить важное событие или праздник, выслушать
распоряжение властей, выбрать должностных лиц.
На эту же площадь выходили дома самых
богатых и уважаемых горожан. Вообще, приобрести дом в городе, как правило, мог
только человек, пользующийся всеми городскими правами, а не какой-нибудь
подмастерье. Полноправных горожан называли в Германии бюргерами, во Франции —
буржуа, в Италии — пополанами.
От рыночной площади во все стороны
расходились улицы, которые пересекались с узенькими и кривыми улочками и
переулками. Места в городе вечно не хватало, а потому дома лепились друг к
другу, и для проезда по улице оставалось очень мало места. Чтобы хоть немного
выгадать в площади жилья, верхние этажи строили часто нависающими над нижними,
так что они закрывали пешеходу небо. За узкими, вытянутыми вверх фасадами домов
располагался столь же узкий, но вытянутый уже в глубину квартала участок. На
нем умещались дом, хозяйственные постройки, колодец, огородик, хлев со свиньями
и иной живностью
2 Каковы основные
причины крестовых походов?
Кресто́вые
похо́ды —
серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против
«неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических
движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую
очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее
крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики,
подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы
и так далее) или решения политических задач пап.
3 Значение Великой
Хартии вольностей для истории Англии.
Большая часть статей посвящена установлению законности, правопорядка
и гарантиям личных прав населения в рамках «общего права».
Великая хартия вольностей также содержала положения о единстве
мер и весов, о свободном въезде и выезде из королевства, о запрещении
взыскивать произвольные судебные пошлины, запрещении чиновникам привлекать
кого-либо к ответственности лишь по устному заявлению без свидетелей, заслуживающих
доверия, и других гарантий правосудия.
Страницы: 1, 2, 3
|