рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Внешняя политика СССР после Второй мировой войны

Ликвидация после 2-й мировой войны колониального господства империалистов - второе по историческому значению явление после образования мировой системы социализма. Мощь и влияние социализма вынудили империалистов идти на уступки, во многих случаях воздерживаться от применения силы и вмешательства во внутренние дела молодых государств. Советское правительство предложило и Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1960 приняла историческую Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Коренное изменение соотношения сил на мировой арене дало возможность активно участвовать в международной жизни развивающимся государствам.

Но колонизаторы ещё не оставили попыток продолжать эксплуатировать молодые, отставшие в своём развитии страны, используя новые формы и методы. В частности, неоколониализм стремится создать такую систему международного разделения труда, которая постоянно бы воспроизводила зависимость экономически отсталых стран от западных держав, подчиняла бы их экономику потребностям империализма.

Советская внешняя политика с первых дней образования Советского государства направлена на поддержку национально-освободительных движений, на помощь развивающимся странам в отражении империалистической агрессии. Она способствует тому, что многие развивающиеся страны отвергают путь капитализма и избирают некапиталистический путь развития - социалистическую ориентацию.

Ленинская внешняя политика направлена на упрочение независимости и содействие прогрессу, развивающихся стран. По настоянию СССР требование об "уважении принципа равноправия и самоопределения народов" было включено в Устав ООН. Крепнущие экономические связи с СССР и всем социалистическим содружеством способствуют преодолению подчинения развивающихся стран западным капиталистическим державам. Советский Союз оказывает политическую и экономическую помощь освободившимся от колониализма странам и не преследует при этом получение прибыли и прав в отношении промышленных предприятий и других объектов, сооружаемых с его помощью.

СССР оказывает развивающимся странам помощь в подготовке национальных кадров. В ходе строительства и эксплуатации новых предприятий советские специалисты подготовили сотни тысяч квалифицированных рабочих и техников различных национальностей. В 1960 в Москве открылся университет дружбы народов им.П. Лумумбы, где готовятся специалисты по всем отраслям науки и техники. В советских вузах обучаются студенты из 84 стран Азии, Африки и Латинской Америки. Все они учатся бесплатно, получают стипендии за счёт Советского государства.

СССР придаёт большое значение развитию дружеств. отношений с народами арабских стран. Отношения с этими странами были и остаются важной областью внешней политики Советского Союза. В борьбе арабских народов за самостоятельный путь развития и социально-экономические преобразования советская внешняя политика сыграла исключительно важную роль, сорвала планы мирового сионизма и империализма. СССР решительно поддержал Египет, Сирию и Иорданию, подвергшихся в 1967 израильской агрессии, помог арабским государствам укрепить их обороноспособность. Советская внешняя политика направлена на ликвидацию израильско-арабского конфликта на справедливой основе, на обеспечение прочного мира на Ближнем Востоке. Ключевыми условиями для такого мира были и остаются - вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 арабских территорий, признание и претворение в жизнь законных национальных прав арабского народа Палестины вплоть до создания своего государства, а также гарантии независимого существования и развития всех государств этого района.

СССР успешно развивает политические, экономические и культурные отношения со многими странами Азии, в том числе с одной из крупнейших - Индией, отношения с которой покоятся на глубоком взаимном уважении и доверии. Советско-индийский договор 1971 подвёл под эти отношения ещё более прочную основу. Советская внешняя политика сыграла важную роль в урегулировании индо-пакистанского конфликта (см. Ташкентская декларация 1966) и налаживании отношений между Индией и Пакистаном.

Последовательный сторонник свободы и общественного прогресса народов, Советский Союз выступил за обеспечение независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Кипр. СССР поддержал народ Анголы в борьбе с силами империализма, расизма и реакции, выступившими против создания нового независимого государства.

Равноправный характер связей СССР с развивающимися государствами укрепляет их позиции по отношению к империалистическим державам, вынуждая последние идти на уступки, смягчать условия кредита и т.п. Появление большой группы независимых государств, не входящих в военно-политические союзы и в целом проводящих антиимпериалистическую политику, оказывало и оказывает существенное влияние на решение мировых проблем.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами - одно из главных направлений советской внешней политики. Это определяется тем, что именно в них наиболее полно проявляется основное противоречие современной эпохи - противоборство капитализма и социализма, наиболее резко отражается классовая борьба на мировой арене. После окончания 2-й мировой войны западные державы, напуганные ростом влияния и авторитета СССР, сыгравшего решающую роль в разгроме германского фашизма, размахом революционного движения и национально-освободительной борьбы, круто изменили свой внешнеполитический курс. Их правящие круги стали отходить от международного сотрудничества на основе равноправия и уважения интересов Советского Союза, от принятых странами - участницами антигитлеровской коалиции во время войны согласованных решений, подчинили свою политику целям антикоммунизма, антисоветизма. Исходя из представлений о "монополии" США на атомное оружие и их "неуязвимости", руководители империалистических государств пришли к выводу, что могут теперь с "позиций силы" навязывать свою волю остальному миру, используя атомный шантаж. Открытый поворот к вражде, к "холодной войне", борьбе против СССР и других сил свободы и демократии знаменовала речь Черчилля в г. Фултоне (США, март 1946), произнесённая в присутствии президента США Трумэна и получившая его полное одобрение. Она продемонстрировала истинные цели руководящих кругов западных держав и заложила один из краеугольных камней в создание под флагом антикоммунизма и антисоветизма агрессивного военно-политического блока империалистических держав. Едва закончилась 2-я мировая война, как мир и безопасность народов оказались под угрозой новой войны.

Миролюбивая советская внешняя политика должна была защитить в международных отношениях принцип уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, отстоять мир и обеспечить международную безопасность. При подготовке мирных договоров с побежденными государствами СССР стремился заключить с бывшими союзниками Германии - Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией - такие договоры, которые сохраняли бы их экономическую независимость, ограждали от вмешательства во внутренние дела, определяли их законные границы. Подготовка и подписание договоров 10 февраля 1947 (см. Парижские мирные договоры 1947) свидетельствовали о возможности сотрудничества между СССР и капиталистическими странами и в послевоенное время.

Ещё в 1946 СССР выдвинул в ООН предложения: о мирном сосуществовании двух различных социальных систем; о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну; об укреплении ООН, в первую очередь обеспечение равноправия всех её членов; о выводе войск с территорий не вражеских государств и ликвидации иностранных военных баз; о всеобщем сокращении вооружений; о запрещении атомного оружия. Предложения СССР легли в основу резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1946 "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений". Однако империалистические круги, крупные державы Запада отвергли миролюбивые предложения СССР. В 1947 США провозгласили Трумэна доктрину, означавшую, что США присваивают себе право вмешиваться в дела всех стран на стороне реакции и контрреволюции. Эта доктрина служила целям экспансии и агрессии. Как средство использовать американскую экономическую помощь для обеспечения господствующего влияния в разорённых войной государствах Западной Европы, остановить путём американского вмешательства подъём революционного движения в этих странах, а также изолировать от СССР и вернуть на рельсы капитализма страны народной демократии, тогда же был выдвинут Маршалла план. СССР разоблачил стремления США, поддержанные англо-французскими империалистическими кругами, лишить суверенитета европейские государства и сделать их зависимыми от американского монополистического капитала.

Первый антисоветский военно-политический блок западноевропейских государств был создан в марте 1948. Под покровительством США в "Западный союз" вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. Неоднократные предложения СССР о переговорах для улучшения советско-американских отношений отвергались США. В экономической области большинство западных держав установило дискриминационные ограничения, которые привели к свёртыванию деловых связей с СССР и другими странами социализма. Созданная в апреле 1949 организация Североатлантического договора (НАТО) агрессивна по своей природе и направлена против СССР, а также других миролюбивых стран.

СССР твёрдо придерживался постановлений Крымской и Потсдамской конференций, осуществлял демократизацию, денацификацию и демилитаризацию территории советской зоны оккупации бывшего фашистского рейха. Западные же державы объединили свои зоны и, в нарушение межсоюзнических соглашений, создав в сентябре 1949 ФРГ, начали ускоренную ремилитаризацию, восстановление её вооруженных сил. Вся эта политика создавала серьёзную угрозу безопасности народов Европы. СССР не допустил вмешательства в ход общественного развития в Восточной Германии, на территории которой после образования ФРГ была создана ГДР (окт. 1949). Население ГДР избрало путь строительства социализма.

И на Дальнем Востоке политика Советского Союза была направлена на утверждение прочного мира. После нанесения поражения японскому милитаризму и капитуляции Японии СССР выступил за восстановление её полного суверенитета и независимости, осудил стремление США превратить Японию в свой военный плацдарм. Тем не менее, в 1951 США заключили сепаратный мирный договор с Японией (см. Сан-Францисский договор 1951).

В наиболее острых формах империалистическая политика США проявилась в Корее. После освобождения Кореи от японских войск СССР твёрдо отстаивал свободу и независимость корейского народа, создавшего КНДР, признал её и оказал большую экономическую помощь, вывел в 1948 из Кореи свои войска и призвал к этому США. Но американские правящие круги прямым вмешательством во внутренние дела корейского народа не допустили образования единой независимой Кореи.25 июня 1950 послушное США правительство Южной Кореи развязало войну против КНДР. Затем последовало прямое американское вторжение под флагом "войск ООН". Опираясь на всестороннюю помощь СССР и других стран социализма, народная армия КНДР и китайские добровольцы дали отпор агрессорам.30 ноября 1950 президент США выступил с угрозой применить атомное оружие. Советская внешняя политика мобилизовала все миролюбивые силы, чтобы сорвать этот преступный план. Готовность СССР выполнить обязательства по договору о дружбе, союзе и взаимной помощи (14 февраля 1950) предотвратила военное нападение США на КНР. В то же время США помогали французским колонизаторам в Войне Сопротивления вьетнамского народа 1945-54. Лишь Женевские соглашения 1954, большую роль в подготовке и заключении которых сыграл Советский Союз, создали условия для укрепления мира на Индокитайском полуострове и в Юго-Восточной Азии, для закрепления в международных соглашениях побед вьетнамского народа над колонизаторами. Углубляя международную напряжённость, в сентябре 1954 США создали новый агрессивный военный блок в Юго-Восточной Азии - СЕАТО.

Желая ослабить впечатление от советских предложений на Берлинском совещании 1954 заключить "Общеевропейский договор о коллективной безопасности в Европе и ликвидировать военные группировки, западные державы развернули широкую пропаганду, пытаясь представить НАТО как "оборонительный союз". Чтобы показать фальшь этой пропаганды, 31 марта 1954 а Советский Союз предложил рассмотреть вопрос об участии СССР в Североатлантическом пакте. Это обращение было отклонено. Подписание западными державами Парижских соглашений 1954 создало обострение напряжённости в центре Европы. Несмотря на многократные предостережения Советского правительства, они 5 мая 1955 вступили. в силу. Это и заставило принять необходимые меры предосторожности Советский Союз с и 7 социалистических государств Европы, подписавших 14 мая 1955 оборонительный Варшавский договор. Эта крупная, продиктованная обстановкой акция сыграла и продолжает играть огромную роль в обеспечении европейской безопасности.

Стремления СССР выработать условия, справедливого решения послевоенных проблем Европы на Женевском совещании глав правительств четырёх держав 1955 и Женевском совещании министров иностранных дел четырёх держав 1955 не были поддержаны западными государствами, взявшими курс на ремилитаризацию Западной Германии.

Успехом советской внешней политики было заключение 15 мая 1955 Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии, которую западные державы стремились также включить в НАТО. Австрия обязалась придерживаться политики постоянного нейтралитета, а СССР, США, Великобритания и Франция - уважать её нейтралитет.

По инициативе СССР были установлены дипломатические отношения с ФРГ (сент. 1955). Была подписана советско-японская декларация, провозгласившая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений между двумя странами (19 октября 1956). Были осуществлены меры по улучшению на взаимной основе отношений со Швецией, Норвегией, Данией и Исландией. Эти миролюбивые акции Советского Союза, основанные на ленинских принципах с внешней политики, способствовали сковыванию сил агрессии, дальнейшему упрочению мира.

Иной курс политики проводили крупные страны Запада. Защищая интересы империалистических нефтяных монополий на Ближнем Востоке и стремясь подавить национальную освободит. борьбу арабских народов, они предприняли англо-франко-израильскую-агрессию против Египта в 1956. Решит. предупреждение СССР заставило их прекратить военные действия. В начале 1957 США) приняли Эйзенхауэра доктрину - конгресс предоставил президенту право посылать войска в любую страну Ближнего и Среднего Востока под предлогом борьбы с "международным коммунизмом". СССР противодействовал этому и 11 февраля 1957 предложил западным странам подписаться под принципами, обязывающими все страны решать спорные вопросы мирным путём, не вмешиваться во внутренние дела государств этого района, отказаться от вовлечения их в военные блоки, ликвидировать иностранные базы и вывести иностранные войска с их территорий, содействовать экономическому развитию этих государств без навязывания каких-либо условий. Западные державы не согласились принять такие условия. СССР предупредил, что окажет помощь жертве агрессии. Принятые меры помогли Сирии отстоять независимость. В 1958 СССР, активно поддержанный в ООН, не допустил американо-английской оккупации Ливана, Ирака, Иордании.

Последовательно проводя политику мира, Советский Союз осенью 1957 предложил 12-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принять декларацию о мирном сосуществовании государств. Ассамблея приняла решение, признав, что в основу отношений между государствами - членами ООН, независимо от их общественной системы, должны быть положены принципы ненападения, взаимного уважения, суверенитета, равенства и территориальную неприкосновенности, невмешательства во внутренние дела.

Неоднократно, 10 декабря, 21 декабря 1957, 8 января 1958, СССР обращался к государствам - участникам НАТО, а также ко всем государствам - членам ООН и правительству Швейцарии с предложениями, направленными на ослабление международной напряжённости. Советские предложения были поддержаны широкими кругами общественности во всех странах, но не нашли отклика со стороны правительств стран - членов НАТО.15 июля 1958 СССР предложил европейским странам заключить договор о дружбе и сотрудничестве. правительство США приглашалось принять участие в этом договоре. Это предложение также не было принято западными державами, как и ряд других предложений, выдвигавшихся Советским Союзом в 1956-59.

Придавая большое значение в укреплении мира установлению прочных отношений сотрудничества между двумя крупнейшими державами мира, Советский Союз ещё в 1956 предложил США заключить договор о дружбе и сотрудничестве. Но и эта инициатива не встретила понимания. В 1959 СССР предпринял новые усилия. Была достигнута договорённость об организации встречи глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции в мае 1960. Однако вторжение американских разведывательных самолётов в воздушное пространство СССР и заявление Эйзенхауэра о том, что такие полёты представляют национальную политику американского правительства, которую оно будет проводить и впредь, сделали невозможным проведение совещания глав 4 держав.

По-прежнему важным направлением советской внешней политики являлась борьба за упрочение мира и безопасности на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана В 1957 СССР предложил созвать совещание по вопросам сближения Северной и Южной Кореи. Но это предложение западные державы не приняли, как и предложение о выводе иностранных войск из Южной Кореи. Использование США Южной Кореи, Тайваня и Японии в качестве военных баз для ведения войны в Индокитае осложнило обстановку. В целях обеспечения безопасности СССР и КНДР заключили в 1961 договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Придавая большое значение позиции Японии, Советское правительство в конце 1958 заявило, что она могла бы внести вклад в обеспечение мира, став на путь нейтралитета. Со своей стороны СССР выразил готовность (20 апреля 1959) гарантировать уважение соблюдению постоянного нейтралитета Японии и согласился обсудить вопрос о заключении соответствующего договора. В унисон с позицией США японское правительство заняло отрицательную позицию, выдвигая необоснованные территориальных претензии к СССР. В январе 1960 Япония заключила т. н. договор безопасности с США, по которому на японской территории сохраняются американские военные базы.

Два противоположных курса во внешней политике столкнулись в связи с обстановкой, которая складывалась вокруг Кубы. Попытка вооруженного вторжения США на Кубу (1962) провалилась. Твёрдая позиция Советского Союза, выдержка и трезвый учёт им сложившейся обстановки предотвратили тяжёлую трагедию для человечества и обеспечили ликвидацию Карибского кризиса 1962.

Вмешательство США во внутренние дела стран Индокитая после прекращения войны в 1954 вновь обострило обстановку в Юго-Восточной Азии. Усилиями СССР было созвано совещание по Лаосу, но достигнутые Женевские соглашения 1962 США нарушили, военные действия в Лаосе возобновились; в 1964 началась неприкрытая вооружённая Американская (США) агрессия во Вьетнаме. (В 1970 США перенесли войну на территорию Камбоджи)

По предложению СССР 20-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН 1965 приняла Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их суверенитета и независимости. В 1967 по инициативе Советского Союза была созвана Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи по Ближнему Востоку. При его активном участии Совет Безопасности ООН принял 22 ноября 1967 резолюцию, предусматривающую вывод израильских войск с оккупированных в июне 1967 территорий.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.