рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

Другой, весьма специфический тип фитокомпозиций, призванный продемонстрировать декоративность растений на фоне-суровой красоты необработанного камня называется «скальным ландшафтом». Растительность располагается у подножия «скал», на горизонтальной плоскости. В вертикальной плоскости - только камни, отдельные виды суккулентов и камнеломковые. В малом объеме контейнера, конечно сложно с большой художественной достоверностью передать горный рельеф. Однако при наличии больших помещений этот тип композиции может весьма успешно использоваться для оформления стен. «Скальный ландшафт» хорош для создания сложных, многоуровневых композиций. Интересен вариант с двумя композиционными центрами – скалой и крупным экземпляром толстянки древовидной или другого вида суккулентного растения. Подбор камней и растений должен быть осуществлен с особой тщательностью, чтобы достигнуть «момента совершенства». В зависимости от размера композиции и объема помещения перед скалой на горизонтальной плоскости может располагаться агава американская, на переднем плане оттеняющие - толстянка плауновидная и очиток Моргана, среди камней – различные виды гастерии и хавортии.

Фитокомпозиция может быть составлена, как в небольших вазонах, так и в крупных емкостях, помещаемых в рекреациях, больших холлах и разумеется в оранжереях. Монокультурные красивоцветущие группы представлены главным образом камелиями, пеларгониями и азалиями. В последнем случае прекрасный результат можно получить, создав «сад азалий» (рододендрон индийский, цветет с февраля по апрель). Прелестны недотроги (бальзаминовые) примулы, глоксинии и т.д. В течение всего года эффектны композиции из декоративно–листных растений – бегония, драцен, кротонов.

Наиболее простой и доступной для создания в офисе является следующая группа: центральное растение – китайская роза (гибискус). Акцент- два сорта азалии и вспомогательные – различные сорта примул, бегоний, пеларгоний.

Интересны и плодоносящие растения – карликовые виды банана, но особенно популярны сорта лимона и других плодовых цитрусовых. Плодоносящие виды лучше использовать как солитеры.

Разумеется, данные фитокомпозиции не надо рассматривать как догму. Фитодизайнер волен, заменять вышеприведенные виды аналогичными, близкими по условиям обитания или же принадлежащими к тому же самому семейству. Однако, мы советуем всегда помнить, об эстетической и биологической совместимости различных растений, чтобы потом не было обидно за напрасно потраченные время и труд (6, с.413).

Композиции цветов могут быть самым разными: можно сделать зеленый островок в фойе, декорировать его гравием, камнями, корягами и корнями, а так же использовать сухие элементы растительного происхождения (ветви, листья). Окружающий мир дает неограниченные возможности поиска тем, надо только проявить наблюдательность и внимание. (30, с.62)

В интерьерах помимо зимних садов, зеленых уголков, используют зелень в одиночно стоящих керамических вазах. Но при этом надо помнить, что неправильно расставленные цветы могут загромоздить интерьер, закрыть освещение создать неудобство в передвижении.

Главные требования при составлении стандартной композиции:

1. Самые высокие или темные растения следует располагать на заднем плане, создавая фон для более низких растений.

2. По бокам композиции лучше всего ставить широколистные

растения.

3. Горшечные цветущие культуры помещают на передний план в

середине композиции, создавая яркое пятно, которое скрасит однообразие зеленого цвета.

Каждый из приемов фитодизайна, как правило, не применяется сам по себе, в отрыве от общего решения элементов здания. Приемы фитодизайна связаны обязательно с системой естественного освещения, с его вентиляцией и отоплением, с выбором отделочных материалов. Это означает, что озеленение не является простым привнесением растений в интерьер, а становится и неотъемлемой частью пространственного решения здания или помещения в целом (28, с.223).

2.4 Оборудование и оснащение библиотек

Теперь необходимо остановится на мебели в библиотеке, ведь она играет не маловажное значение в библиотечном дизайне. От мебели зависит удобство и читателей и библиотекаря.

Основными предметами оборудования библиотечного помещения являются: книжные стеллажи (двухсторонние и односторонние), книжные витрины, каталожные шкафы, столы (двухместные, одноместные), стулья для читателей и библиотекарей, а также тех. средства.

Библиотечная мебель отвечает своему назначению, если она соответствует по размерам площади помещения, удобна, проста и изящна по конструкции, приятна по окраске, достаточно прочна, имеет гладкие поверхности, удобные для удаления пыли.

Желательно приобретать мебель серийную, чтобы при необходимости можно было заменить вышедшие из строя предметы, увеличить их комплект, не нарушая общего стиля.

Мебель, рассчитанную на помещения, открытые для читателей, предпочитают делать из древесины. Дерево намного «теплее» металла и пластиков, и в большей степени, чем другие материалы, способствует созданию в помещении, уютной обстановки.

Металлическая мебель также имеет свои преимущества: она прочнее деревянной мебели, требует меньшего ухода, не воспламеняется и не деформируется. Ее целесообразно закупать для внутренних помещений.

Очень важно, чтобы планировка и отделка интерьера библиотеки, его оформление, набор и расположение мебели представляли собой гармоничный единый ансамбль.

Для каждого вида библиотек предусматривается примерный минимальный набор стеллажей, библиотечной мебели и технических средств, который естественно, может изменяться и дополняться в зависимости от конкретных условий.

В основном применяется несколько типов стеллажей. Наиболее удобный из них – односторонний семиполочный стеллаж с длиной полки в 100 см, высотой более 2,05м, соответственно приспособленный к условиям работы при открытом доступе. Для детей – пятиполочный.

Стеллажи с рекомендуемой литературой ставят т.о., чтобы они были в самом удобном, доступном для обозрения месте, чтобы информация само без каких – либо требований и усилий пользователя попадало к нему в руки. В этих целях используют приемы размещения стеллажей:

1.  Пристенное, ленточное расположение односторонних стеллажей;

2.  Размещение двухсторонних стеллажей параллельными рядами;

3.  Расположение двухсторонних стеллажей, обеспечивающее оптимальный надзор за фондами с кафедры;

4.  «смешанное» расположение стеллажей, заключавшее в себе элементы других приемов и в большой степени способствующее организации отдельных функциональных подзон (54, с.36).

В настоящее время существуют много видов стеллажей, различающихся по конструкции, материалу изготовления и иным признакам. И ко всем им предъявляются следующие требования: они должны обеспечивать хранение документов, их удобства; создавать необходимые стандартные гигиенические, санитарные противопожарные и техникобезопасные условия хранения фонда, быть экономичными в эксплуатации, достигать большей компактности. К ценным качествам стеллажей относятся его простота конструкции, малый собственный вес и объем.

Для размещения некоторых разновидностей кинофотофонодокументов применяют металлические термостатические шкафы. Все эти оборудования размещают перпендикулярно к стенам, чтобы на документы попадал, как возможно меньше естественного света. Между верхним краем документа и следующей полкой должен оставаться зазор в 2 см.

К размещению оборудования в хранилищах приняты свои нормы. Так:

1.  ширина основного прохода 1.2 м;

2.  ширина вспомогательного прохода 0,6м;

3.  расстояние между стеллажами 0,75м;

4.  расстояние между стеной и стеллажом, параллельным к стене 0,75м;

В открытом доступе проход между стеллажами рекомендуется устанавливать не менее 1,0 м. (но не более 1,5м.)

Ширина дверных блоков - 1,5 м. (они должны быть несгораемые). Ширина обходов возле стен может составлять 45 см, но если в них установлены источники тепла, то 60 см. Транспортные линии требуют для своего размещения дополнительной площади.

Для оперативной доставки немаловажно расположение стеллажей в хранилище, обычно их ставят ортогонально. Это - однако, не лучший способ. В хранилищах, не имеющих окон, либо освещенных со всех четырех сторон, более экономично размещать стеллажи диагонально, т.к. в этом случае расстояние от рабочего места библиотекаря до самой удаленной точки почти наполовину короче, по сравнению с ортогональным приемом (при равных площадях помещений) а оперативность доставки повышается на 15-20%

Современной библиотеке свойственна «свободная» планировка, которая предусматривает применение элементов библиотечной мебели в качестве нестандартных перегородок между отдельными участками помещений. Основным конструктивным элементом в этих случаях является стеллажи или выставочная витрина, книжные шкафы или кафедра выдачи, Стремление осуществить свободную планировку, более рационально использовать площадь помещения способствует развитию секционных и блокируемых типов мебели, обладающих многовариантностью их сочетаний и группировок. Могут применяться также сборно-разборные конструкции оборудования, многофункциональные его элементы (15, с.28).

Можно привести несколько вариантов оформления библиотеки плоскостными и объемными стендами, щитами. Благодаря простоте изготовления и тому, что они занимают небольшое пространство и не мешают основному оборудованию читального зала, вестибюля, комнат или холлов для отдыха, также стенды можно использовать и в больших и в малых библиотеках, как городских, так и сельских. С помощью стендов можно изменить планировку помещения, используя его, как разделительный экран. Благодаря простоте конструктивного решения, законченности композиции, интерьер библиотеки приобретает приятный вид. Установлено, что высокохудожественное оформление фонда увеличивает спрос на книги на 20 % (48, с.61).

Очень важен выбор высоты щитов и стендов. Основной приоритет определения размеров – оптимальные условия видимости. Человеческому глазу свойственны оптические ограничения. Наиболее удобный размер для обозрения вертикальной плоскости 250 см.

Наклонные и повернутые к читателю выставленные щитки удобны для просмотра литературы. В зависимости от формата экспонируемых изданий расстояние между держателями книг меняются.

Витрина – горка предназначается для выставки новых книжных поступлений, на наклонных выставочных щитах показывается наиболее важная литература. Остальные книги, а также дублетные экземпляры, помещаются между щитками на специально вмонтированных полочках. Витрина – горка может монтироваться вокруг колон.

Такие витрины очень удобны и красиво вписываются в интерьер библиотеки.

Даже в небольших библиотеках необходимо иметь читательские столы. Наилучший вариант - стол на металлической основе, рассчитанный на двух человек. К такому столу предусматриваются стулья также на металлической основе.

Требования к размещению таковы: между читательскими столами при отсутствии прохода за стулом читателя 0,75м, при наличии прохода в одном направлении 0,9м, при наличии прохода в двух направлениях 1,5м.

Несомненный интерес у библиотекаря вызывает конструкция одноместного читательского бокса для работы с книгой, чтения микрофильмов или прослушивания записей через наушники. Бокс оборудуется настенными или настольными светильниками. Эта мебель необычна, но удобна (44, с.420).

Следует упомянуть один из удобных промышленных образцов детского оборудования – многофункциональный пластмассовый элемент, комплекта мебели помещения для чтения, обучения и игры детей дошкольного и младшего школьного возраста. Унифицированное решение его формы (куб) и малая масса призваны обеспечить мобильность изделия, функциональное и композиционное разнообразие сочетаний отдельных элементов комплекта мебели при относительно небольшом их количестве.

Самостоятельное передвижение элементов мебели детьми, составление ими различных пространственных и цветовых композиций помогает совершенствовать их инициативность, воображение, двигательные навыки. Способствует развитию эстетического вкуса. (52, с.72).

Библиотеке необходимо также кафедра выдачи книг и рабочий стол библиотекаря, каталожные шкафы. Рабочее место библиотекаря, осуществляющего прием и выдачу литературы, располагается и оборудуется с учетом следующих требований:

1.  Обеспечение свободного обзора проходов между стеллажами, установленными в зоне открытого доступа;

2.  Обеспечение свободного обзора и контроля, за входом и выходом из помещения, в которых осуществляется обслуживание;

3.  Регулирование числа читателей, находящихся одновременно в зоне открытого доступа, в зависимости от ситуации на месте;

4.  Кафедры выдачи и другие виды оборудования должны находиться на расстоянии 2,0-2,5 м.

Для размещения каталожных ящиков требования следующие:

1. Между каталожными шкафами, параллельно расположенными и обращенными рабочими сторонами друг другу, или рядами каталожных шкафов 2.0 м.

2. Между каталожными шкафами и столами для работы 1,2 м.

3. Торцами оборудования или элементами конструкций и рабочей стороной каталожных шкафов 1,0м.

Для каталожных ящиков отводится специальный каталожный зал или они размещаются в помещениях обслуживания читателей. Они должны иметь указатели, чтобы читатель без затруднений мог найти, то, что ему надо (31, с.10).

Приступая к оборудованию или переоборудованию помещения библиотеки, прежде всего, надо ознакомиться с такими специализированными изданиями, как «Нормами планировочных элементов библиотек», альбом техонорабочих чертежей «Библиотечная мебель» Коршунова О.Ф. , где даются перечни оборудования с показом его внешнего вида, марки, размеров, предприятий – изготовителей.

В настоящее время библиотеки все в большей мере начинают оснащаться техническими средствами для облегчения труда библиотекаря. В минимум оснащения входили: диапроектор, магнитофон, проигрыватель, а сейчас внедряются новые средства технологии.

В заключение хочу сказать, что библиотечное оборудование и мебель, должны соответствовать определенным требованиям, а пока во многих библиотеках мебель случайная или кустарная низкого качества.

Несколько предприятий, где производится библиотечное оборудование, не в состоянии удовлетворять все возрастающие нужды библиотек.

В журналах «Библиотека» часто печатается чертежи отдельных предметов оборудования, однако этого недостаточно.

Наряду с проектированием и строительством новых зданий все большее внимание обращается на внутреннее оборудование помещений, отходит в прошлое несоответствующая специфическим требованиям библиотечного процесса мебель. Теперь проектирование ее ведется с учетом габаритов печатной продукции, антропометрических исследований человека. Разрабатывая чертежи нового оборудования, инженеры больше всего заботятся об удобствах библиотекаря и читателя.

Оборудования становятся многовариантным, увеличиваются возможности монтажа его элементов в любых комбинациях (перестановка стеллажных полок, перемена местами секций кафедры и т. п.). Все это обусловливает индустриальное производство библиотечной мебели, ее стандартизацию и высокую эстетическую форму.

Качественную удобную и недорогую мебель для библиотек производит компания «Интерьер-В». Конечно, выбрать подходящую мебель непросто, поэтому они разработали серию мебели «Оранжевый лес», которая идеально подходит для библиотечного дела, и учитывает все нюансы работы с большими объемами книжной продукции.

Вся мебель функционально - теперь не нужно будет думать, как разместить все книги, чтобы посетители нашли интересующую литературу. Полок больше чем достаточно!

2.5 Художественные средства

Художественные средства, подчиняющиеся общему образному замыслу, придают дизайну библиотеки гармоническую завершенность. Этими средствами являются: изобразительно-колористические решения плоскости (роспись, мозаика, фреска, витраж); плакаты, фотографические композиции, визуальная информация; объемно-пространственные элементы (скульптура, светильники, так называемые малые формы); предметы декоративно-прикладного искусства. Но привлекательность отдельного произведения изобразительного искусства в помещении не может обеспечить гармонию целого. Для украшения жилища используются различные изделия из стекла, дерева, металла, пластмассы и других материалов. Поделки из соломы, элементы национального быта – также могут оживить, сделать оригинальным, особенным интерьер помещения. Решающим при выборе декоративных элементов убранства являются их художественные достоинства. И здесь не нужно руководствоваться ценой, а можно что-то подобрать и среди недорогих вещей (60, с.28). Для создания современного интерьера применяются работы народного искусства. Широко применяются для оформления библиотеки доступные недорогие керамические изделия, а также кашпо, вазы, тарелки. Они легко передвигаются, занимают мало места. Можно использовать витражи с рисунками. Их можно вписать в интерьер библиотеки, они позволяют обыграть окна, лестничные проходы, перегородки и т.д. Для оформления вестибюля или холла могут служить ветки или стволы сухого дерева (32, с.35).

С помощью произведений декоративного искусства в помещении создается определенный акцент, служащий главным украшением, “изюминкой” данного помещения. Без художественных акцентов в виде различных произведений декоративного искусства здание мертво.

Среди элементов декоративного искусства одно из первых мест по распространенности применения принадлежит панно. Объясняется это тем, что этот элемент располагается обычно на стенах, декор которых имеет, как правило, главенствующее значение, и тем, что техника исполнения панно и материалы для них сейчас очень разнообразны.

В настоящее время архитектуры уже не включают, как правило, картин в декоративные убранства новых сооружений. Это объясняется изменившимися требованиями эстетики и специфической ролью, которую картина играет в декоре. Дело в том, что картина – законченное в себе произведение искусства, которое отрезано от окружения. В ней все сказано, она завершена и не приобретает новых черт от окружения, как современные изделия декоративного искусства.

Хотя картины как элемент декоративного убранства и стали играть меньшую роль в интерьере, они все же есть и применяются, причем в их развеске и оформлении тоже сказались черты современности.

Рамы уже отсутствуют. Вместо рам применяется узкий багет белого или серого цвета, тонкая деревянная рейка цвета натуральной древесины, тонкая рамка из профилированного металла, белого или желтого.

Изменился сейчас и способ навески. Наиболее рациональны для общественных помещений с возможными сменными экспозициями – металлические стержни у потолка на некотором расстоянии от стены. Навеска картин – на тонких лесках. Картины вешают без наклона к плоскости стены, вертикально на высоте, удобной для восприятия (не выше уровня глаз зрителя).

Если в одном помещении подлинных произведений больше чем одно, желательно сохранить единый принцип в их оформлении.

Разделяющие пространства читального зала, служебно-производственных отделов, различного рода перегородки, также могут играть роль, декоративно-художественных элементов. Сочетание их с декоративной зеленью позволяет смягчить чрезмерную графическую сухость архитектуры интерьеров, выполненных зачастую из стандартных унифицированных элементов индустриального производства, не нарушая при этом традиционного делового характера и “функциональности” помещений (24, с.55).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.