Дипломная работа: Роль казачества в военной истории России
На Волге бои продолжались более шести месяцев и положили начало
коренному перелому в войне. Казаки в составе советских формирований наступали,
нанося противнику
ощутимые удары. Дважды в Приказах Главнокомандующего
отмечался 5-й Гвардейский Донской казачий
кавалерийский корпус. За бои под Корсунь-Шевченковском он был награжден вторым орденом
Красного Знамени. 11-я Гвардейская Донская казачья дивизия - орденом
Богдана Хмельницкого, 12-я Краснознаменная казачьи дивизия и 63-я
кавалерийская дивизия с двумя казачьими полками в нём получили почётное
звание «Корсуньских». Звание Героя Советского Союза получил донской казак
Рыжов Александр Петрович, помощник наводчика противотанкового орудия. В ночь на
27.09.1943г. под огнём противника он в числе первых переправился через Днепр у
д. Нивки (Гомельской обл.) и, подобравшись к вражеской траншее, забросал
её гранатами, тем самым способствовал переправе всего полка через Днепр.
К сожалению, в годы войны не обошлось без территориальных
переделов. Многострадальные казачьи территории Терека вновь были перекроены:
Кизлярский округ был передан во вновь образованную Грозненскую область, а
Моздокский район - в образованную из области Северо-Осетинскую АССР.
В 1944г. казачьи корпуса отличились на украинско-венгерском
направлении. В Приказе Сталина было отмечено: «В боях за овладение городом
Ньиредъхаза отличились кубанские и донские казаки». В январе 1945 года
в боях между озером Веленце и Дунаем отличились казаки 5-го Гвардейского
Донского казачьего кавалерийского корпуса и 37-го Гвардейского казачьего нолка
В 1-й Гвардейской Донской казачьей дивизии 220 казаков удостоены
правительственных наград.
Казаков старались направлять, прежде всего, в кавалерийские части
и соединения, многие из которых получали наименование «казачьих» и
традиционную казачью форму. В их составе воевали добровольцы из донских,
кубанских, терских и других казачьих станиц. Среди бойцов было немало
участников первой мировой и гражданской войн. Кавалерийские соединения часто
использовались в составе конно-механизированных групп, включавших помимо
кавалерийских механизированные и танковые соединения. Многие из кавалерийских
дивизий и корпусов стали гвардейскими, в их числе 4-й Кубанский и 5-й Донской
казачьи кавалерийские корпуса. Само появление казаков на том или ином участке
фронта зачастую повергало противника в ужас, а стремительные атаки на врага
побуждали того обращаться в бегство.
Из кубанских и терских казаков была создана пешая пластунская
дивизия, которую использовали только с разрешения Ставки Верховного
Главнокомандования - так высоко ценились боевые качества казаков-пластунов.
Но большая часть казаков воевала в составе общевойсковых соединений.
Так, одним из лучших летчиков-асов был дважды Герой Советского Союза донской
казак Н. Д. Гулаев. Он не имел себе равных по числу крупных побед, так как в
одном воздушном бою зачастую сбивал от двух до пяти вражеских самолетов. И
общий счет - 57 сбитых вражеских самолетов - мог быть значительно большим, но
почти за год до окончания войны Гулаева направили на учебу в военную академию.
Трагически завершилась судьба выдающегося военного инженера, сибирского
казака Героя Советского Союза генерала Д. М. Карбышева, который, попав в
немецкий плен, отверг всякие попытки склонить его к сотрудничеству с врагами. В концлагере его превратили
в ледяную статую, обливая на морозе водой.
Из казаков вышло немало прекрасных командиров, показавших образцы
военного искусства. В первые дни войны немцы наткнулись на ожесточенное
сопротивление Брестской крепости, которую защищали части стрелкового корпуса
под командованием донского казака Василия Попова, закончившего войну
генерал-полковником и Героем Советского Союза. Его же армия и освобождала
потом Брест, а закончила войну встречей с союзниками-американцами на Эльбе в
побежденной Германии.
В июне 1941 года, в районе городов Луцк и Дубно, развернулось
крупнейшее танковое сражение, в котором успешно действовал механизированный
корпус генерал-лейтенанта Д. И. Рябышева, на несколько дней задержавший
продвижение немцев. Впоследствии он командовал армиями, фронтом.
Первым командующим Ленинградским фронтом был донской казак
Маркиан Попов, впоследствии ставший генералом армии и Героем Советского Союза.
В годы войны, возглавляемые им группы армий, успешно действовали под
Сталинградом и в Донбассе. Брянский фронт, которым он командовал, в ходе
Курской битвы летом 1943 года освободил город Орел, и в Москве по этому случаю
был произведен первый в ходе Великой Отечественной войны праздничный салют[1,
С. 214].
Продвигаясь дальше, Маркиан Попов осуществил одну из самых
оригинальных, ставшую классикой операцию по освобождению города Брянска. Встретив
упорное сопротивление врага на своем фронте, и посоветовавшись с уже упоминавшимся
нами генералом Василием Поповым, который командовал армией на соседнем
фронте, Маркиан Попов принял решение нанести удар по врагу с боевых позиций
армии генерала Василия Попова, где немцы ничего подобного не ожидали и к удару
готовы не были. В образовавшийся прорыв был введен кавалерийский корпус еще
одного казака - впоследствии генерал-лейтенанта и Героя Советского Союза В.
В. Крюкова. Спланированная своего рода маленьким казачьим фронтовым
землячеством операция завершилась успешно.
Командующий армией генерал-полковник Герой Советского Союза
донской казак Н. Е. Чибисов провел очень искусную операцию по взятию
Лютежского плацдарма на правобережье Днепра, что позволило в ноябре 1943 года
освободить от немцев Киев - «мать городов русских». Была особенность, объединявшая
почти всех упомянутых генералов: они стремились воевать так, чтобы избежать
крупных людских потерь в подчиненных им частях и соединениях, что
соответствовало сложившемуся веками у казаков опыту и миропониманию.
Но в этой войне в Красной Армии с собственными потерями, к
сожалению, особенно не считались. Более того, масштаб понесенного урона
становился зачастую критерием труднодостижимости одержанных побед и командир,
лишившийся большего числа бойцов, нередко мог претендовать на более высокие
награды и отличия, чем тот, кто берег жизни. Маркиана Попова понизили в
должности и звании, боевого генерала Чибисова перевели на преподавательскую
работу. Этот перечень можно продолжить.
Слава,
заслуженная казаками в ходе Великой Отечественной войны, была так велика, что
сталинский режим, репрессировавший целые народы по обвинению в сотрудничестве
с немецко-фашистскими оккупантами, казаков не тронул. Впервые за всю историю
советской власти военные суды не обвиняли всех казаков поголовно, а наказывали
только тех, кто пособничал врагу или воевал против Родины. И это справедливо.
Трудно
переоценить подвиг казаков в годы военных испытаний. Их мужество, беззаветная
преданность воинскому долгу всегда будут примером для потомков. Ведь совсем не
случайно в казачьем фольклоре до наших дней сохранились пословицы и поговорки о
военной доблести казаков: «Будешь чужда держава с Россией шершава – казаки тебя
мигом выгладят», «Казака можно убить, но нельзя победить!» [1, С. 82-83].
Заключение
История народов складывается тысячелетиями. Мир знает их забвение
и возрождение.
Л.Н. Толстой отмечал: «Никогда ни один народ не исчезает и
не погибает полностью. Народы как волны океана: то прибывают к берегу, то
отдаляются от него». Известный казаковед В.А.Потто в конце XIX - нач. XX вв. писал: «На
широком просторе южнорусских степей развилась и воспиталась эта мощная сила,
которою справедливо гордится русский народ, которая на протяжении столетий
делала без шума, медленно, непрестанно и честно великое государственное
дело...казаки... были тем летучим авангардом, за которым сомкнутым строем медленно ползли вереницы русских пахарей.»[28, С. 12.]
На 90-е гг. ХХ в. пришлось возрождение незаслуженно
замалчиваемого в России народа - казаков. В изучении его истории мы опирались на
политические, экономические и социально-культурные особенности этого
русскоязычного субэтноса.
Развитие народности протекало под влиянием географического,
природно-климатического, геополитического, экономического, и социального
факторов, а также под воздействием взаимоотношений с соседями,
взаимообогащением материальной и духовной культуры.
Этническая принадлежность - личный выбор. Каждый относит себя по
родовым корням к определенному народу, компактно проживающему на той или иной
территории, обладающему языковыми и социально-культурными особенностями.
Прошлое и настоящее переплетаются. Политики, порой, во имя узких
интересов вторгаются в этническую историю и географию, обрекая на забвение
целые этносы. В результате - отдельные народы представлялись приоритетными по
сравнению с другими. Так случилось с казаками, которым в нач. XX в. властями упорно
отводилась роль изгоя, даже не народности, а сословия. Их обрекли на вымирание,
отобрав территории и передав народам -соседям, невзирая на вековые традиции,
уклад, языковые особенности. Но в казаках «сработал» инстинкт самосохранения.
Часть их в 1920-е гг. эмигрировала в зарубежье. Они приложили все силы к
сохранению своей этничности: селились станицами, берегли уникальную культуру,
тем самым сохраняли главное - статус народности.
Русский этнос, как сложная органическая, динамически развивающаяся
система, включает в себя немногие родственные субэтносы, между которыми
существует тесная взаимосвязь, субординированность и координированность в
пространстве и времени. Все они абсолютно равноценны, как равноценны части
единого целого. Политикам было удобно «привязать» казака обращением его в сословный статус.
Казаки по этому поводу бунтовали, но не отделяли себя от народа русского, как
не отделяют себя от аварцев в Дагестане авароязычные народы (цезы,
багулалы...), а от лезгин - лезгиноязычные (рутулы, цахуры...).
Русский
историк Василий Осипович Ключевский в курсе лекций «История сословий в России»,
не пытался вместить казаков в «прокрустово ложе» сословности, дав четкое определение
этому: « Сословие - термин государственного права и обозначает известный ряд
политических учреждений. Сословиями мы называем классы, на которые делится
общество по правам и обязанностям...» Т. о., сословиями мы называем
классы (бедных и богатых, духовенства и военных, ремесленников и т.д.). К
классам относились россияне графского, дворянского, помещичьего сословий. Среди
казаков, как и среди других народов России, были представители почти всех
сословий. Сословного статуса можно лишить, например дворянского, как это было с
декабристами. Но как лишить казака его этнической принадлежности? Народ живёт
на исторически сложившейся территории, обладает языковыми особенностями
(диалектом), сохраняет и передает из поколения в поколение свою культуру,
обрядность и традиции. В 1904 г. о казаках писал историк-этнограф Василий Львович
Величко: «... с другой стороны, казачество, опутанное сетью циркуляров и сложных,
законов, затруднено в выполнении своей национальной задачи»[15, С. 117]. На
Современном этапе истории активно происходит становление казачьего народа, в
местах компактного проживания. В специальных учебных заведениях (лицеях,
гимназиях, кадетских корпусах) введен курс культуры и истории казачества.
Эта часть истории
государства, нашей истории, истории казачества. Здесь очень много спорных
вопросов, но одно ясно – казачество сыграло огромную роль в становлении
российской государственности и, прежде всего, как военная сила, военная
социальная организация.
Уникальность этой военной
организации, ее способность выживать и побеждать вызывает уважение и гордость.
Военное искусство казаков, система подготовки будущих воинов, организация
военных операций – все это вызывает восхищение.
В ходе исследования стало
очевидно, что военные успехи казачества были бы немыслимы без особого
социального уклада жизни, самоуправления, воспитания самоуважения, коллективной
ответственности, культа Родины, товарищества и жертвенности во имя своих
идеалов и убеждений, верности долгу. Это особое мировоззрение - мировоззрение
воина, защитника Отечества.
Несмотря на полную веротерпимость казаков, несмотря на постулат
«каждый волен держать свой закон», основу казачьей духовной жизни составляло
Православие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло. Именно
ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших
дней.
Веками вырабатываемое народное казачье сознание опиралось в
своих духовных поисках на православные каноны, тем же путем шли казачьи
«законоучители» - всемирно признанные философы, такие как Григорий Сковорода.
Казак считал себя защитником Веры. При этом не имело значения,
где происходит сражение и кого казак защищает.
Уделом справедливости считалась Родина, но не географическая,
хотя границы ее должны быть неприкосновенны. Эту Родину казак защищал в любой
точке мира.
В настоящее время казачество активно возрождается, этому
способствуют проводимые правительством мероприятия в области законодательства. В подготовленном на
федеральном уровне законе о казачестве разработана программа его развития на
2004-2009 гг., в которой должно быть предусмотрено отношение государства и
Президента к народу. Государственная Дума Ставропольского края приняла краевой Закон «О казачестве в Ставропольском крае». За период
возрождения издано более 30 документов. Если бы все они работали, государство получало
бы огромную пользу, ведь старинная пословица до сих пор жива: «Дерево сильно
корнями, а Русь - казаками!» По состоянию на 1июля 2003г. в составе Терского
Казачьего Войска состояло реестровых 59620 казаков. Не пожелавшие войти в
госреестр казаки не были учтены, а их достаточно много. Произойдет ли фактическое
объединение земель ТКВ в России, которой терцы еще в 1577г. присягнули служить
верой и правдой? Но каковы бы ни были отрицательные стороны казачества и его
теперешнего быта, оно представляет положительную силу, и песня его далеко не
спета. Как бы ни пытались ее заглушить, придётся решать проблемы его становления
и развития. Проще и более результативно их решать на местах, не отмахиваясь, а
грамотно увязывая традиции с современностью, личные интересы граждан казачьего
рода с местными, региональными и общегосударственными интересами, нисколько не
забывая о том, что за полтора десятка лет своего возрождения казачество России
показало себя самым законопослушным народом из всех многочисленных малых
народов в регионах с компактным их проживанием. Особое значение приобретает закон
о казачестве. Он способствует становлению казачьих общин на государственном
уровне, регулированию их взаимоотношений с местным управлением, разрешит
многие другие назревшие проблемы.
Литература
1.
Алмазов Б.А.
Казаки. – Спб., 1999.
2.
Белокуров С.А.
Сношения России с Кавказом. Вып. I. –
М.,1889.
3.
Браламберг И.
Кавказская рукопись. Переиздание. – Ставрополь, 1992.
4.
Великая Н.Н.
Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. – Ростов-на - Дону, 2001.
5.
Венков А.В.
Система управления и самоуправления. Очерки традиционной культуры казачеств
России. Т.I, гл. 3-6. – Москва-Краснодар, 2000.
6.
Виноградов В.Б.,
Нарожный Е.И., Савенко С.Н. О Шелкозаводском городище… на Тереке. Материалы
исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.I.- Армавир, 2003.
7.
Гордеев А.А.
История казаков. Т. II. – М., 1991.
8.
Гумилев Л.Н.
Этногенез и биосфера земли.- М.,1993.
9.
Гумилев Л.Н.
Древняя Русь и великая степь.- М., АСТ, 2003.
10.
Гумилев Л.Н.
Открытие Хазарии.- Спб, 2002.
11.
Гумилев Л.Н. От
Руси до России.- М., 2003.
12.
Дудко А.М.
Велесова книга. Славянские веды.- М., 2002.
13.
Егоров-Хоперский
В.Н., Немиров Ю.А. Сокровища «старого города». – Ростов-на-Дону, 1981.
14.
Желтова В.П.,
Иванова Н.А. Российское законодательство о казачьем сословии XVIII-XIX вв. Проблемы казачьего возрождения. Сборник научных
статей. - Ч.II. – Ростов-на-Дону, 1996.
15.
Заседателева Л.Б.
Терские казаки. Середина XVI-
нач. XX вв. Историко-этнографические очерки.
– М., МГУ, 1974.
16.
Ивонин А.Р.
Колупаев Д.В. Казаки на Алтае в XVIII-XIX столетиях. – Барнаул, 2003.
17.
История народов
Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века.- М., 1988.
18.
Казачество. Мысли
современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Париж, 1928.
19.
Караулов М.А.
Терское казачество в прошлом и настоящем. – Владикавказ, 1912.
20.
Клычников Ю.Ю.
Сбор российскими офицерами сведений о Северном Кавказе в конце 20-х- начале
30-х гг. XIX в. Актуальные проблемы всемирной
российской истории. Ученые записки. Вып. 1.- Пятигорск, ПГЛУ, 2002.
21.
Козлов С.А.
Кавказ в судьбах казачества. – Спб., 1996.
22.
Мамонтов В.Ф.
История казачества России. – Екатеринбург-Челябинск, 1995.
23.
Матвеев О.В.
Самосознание и самоназвание. Очерки традиционной культуры казачества России. Т.I, гл. 3,5.
24.
Нарожный Е.И.,
Емельянов О.Б. «Городки» и «Станицы» на Тереке. Чечено-Ингушетия в составе
России в конце XVIII- середине XIX века. Тезисы докладов
научно-пропагандистской конференции.- Грозный, 1989.
25.
Никоновская
летопись, ПСРЛ XII.- М., 1965.
26.
Омельченко И.Л.
Терское казачество.- ИР, Владикавказ, 1991.
27.
Попов А. История
о Донском войске. – Спб., 1814.
28.
Потто В.А. Два
века терского казачества. 1577-1801. Репринт, 1912. Ставрополь, 1991.
29.
Савельев Е.П.
Древняя история казачества. – Новочеркасск, 1915. Переиздание. М., Вече, 2002.
30.
Трут В.П.
Противоречия ряда основных положений миграционной теории происхождения
казачества и конкретно-исторических условий. Возникновение казачества и
становление казачьей культуры.- Ростов-наДону, 1999.
31.
Шенк В.К., Казин
В.Х. Казачьи войска. Главная Книга Императорской Квартиры. – Спб.,1912.
Репринт. – Спб., 1992.
|