рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Роль государства в развитии малого предпринимательства

На долю малого предпринимательства приходится 25,4% в объеме оборота полного круга предприятий.

В сфере потребительского рынка 73,7% общего товарооборота приходится на долю малого бизнеса.

Оборот малых предприятий и предпринимателей за 2007 года составил 717,9 млн.руб. и превысил показатель аналогичного периода прошлого года на 20,2%.

Структура оборота сложилась следующим образом: добыча полезных ископаемых 3,8% (ООО Гравитон, ООО Гравитон 1), обрабатывающие производства 16,7% (СКСИ, СКСИ 1, Сибирцевский завод строительных материалов, ООО «Колосок», ООО «Примарм»), производство и распределение электроэнергии, газа, воды – 1,2%, сельское хозяйство – 9,3%, стороительство – 2,9%, оптовая и розничная торговля – 66,2%, прочие-1,1%. Наибольший рост объема производства достигнут на КСИ 1, ОАО «Черниговский механический завод», ООО «Примарм». Снизили объемы производства ООО «Колосок», ООО «Коралл», ООО «Гравитон». На малых предприятиях и хлебопекарных предприятиях индивидуальных предпринимателей выпуск хлеба составил 1297,7 тонн, произведено 11,9 тонн макаронных изделий, 70,8 тонн кондитерской продукции.

В селе Меркушевка Дмитриевского сельского поселения в 2006 году создан и работает потребительский сельскохозяйственный кооператив «Селянка». В состав кооператива входят 36 человек. На сегодняшний день ежедневная сдача молока кооперативом составляет до 1400 литров в день. За 2007 г. кооперативом произведено 439711 кг. молока. В 2007 году кооператив получил субсидий на продукцию животноводства (молоко) в размере 694,4 тыс.руб. на сегодняшний день это единственный сельскохозяйственный кооператив по сбору молока в Приморском крае.

За счет собственных средств проведена реконструкция кондитерского цеха, строится кафе и магазины, реконструированы складские помещения под торговый комплекс, ведется реконструкция сервис – центра технического обслуживания автомобилей. Строится автосервис и кафе. Построена АЗС в п. Сибирцево.

В 2007 году на малых предприятиях района создано 86 новых рабочих мест, среднемесячная заработная плата возросла к уровню 2006 года на 38,4% и составила 6330 руб.

В отделе экономики и территориального планирования Администрации района постоянно ведется консультационная работа с предпринимателями и руководителями малых предприятий по вопросам трудового законодательства, охраны труда, законодательства в области реализации алкогольной продукции (лицензирование, декларирование) и табачных изделий, соблюдение правил продажи различных групп товаров, налогового законодательства.

За истекший период 2007 года было проведено 3 обучающих семинара с работодателями по вопросам и изменениям трудового законодательства и охране труда. Представители малого бизнеса принимают активное участие в выполнении муниципального заказа. В 2007 году с субъектами малого бизнеса заключено 649 контрактов на сумму 32,2 млн.руб.

В отделе экономики и территориального планирования Администрации района постоянно ведется консультационная работа с предпринимателями и руководителями малых предприятий по вопросам трудового законодательства, охраны труда, законодательства в области реализации алкогольной продукции (лицензирование, декларирование) и табачных изделий, соблюдение правил продажи различных групп товаров, налогового законодательства. В 1 квартале 2007 г. был проведен семинар с работодателями по вопросам изменения трудового законодательства.

Главой района принято Постановление «О мерах по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства» № 102 от 22.02.2001 г.

Представители малого бизнеса принимают активное участие в выполнении муниципального заказа. За 1 квартал 2008 года с субъектами малого бизнеса заключены контракты на сумму 3049 тыс. руб., что составляет (без учета контрактов с естественными монополиями) около 75% от общей суммы заключенных контрактов.


3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕРНИГОВСКОМ РАЙОНЕ

По прогнозам экспертов и ведущих мировых аналитиков, надвигающийся экономический кризис обещает стать самым глобальным и разрушительным за всю историю человечества, он затронет абсолютно все сферы деятельности и, безусловно, негативно отразится на развитии сферы малого предпринимательства всех без исключения государств мира.

Однако любой кризис рано или поздно преодолевается, а между тем, преимущества малого бизнеса остаются неизменными как в масштабах экономического развития государств, так и касательно каждого отдельного человека. Малый бизнес позволяет обрести долгожданную независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует капитальных вложений, человеческий ресурсов и значительных затрат времени.

Даже если судить о финансовом кризисе как о долговременном явлении в мировом хозяйстве, в условиях стагнации и упадка промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной сферой развития экономики. Ведь при распаде крупных предприятий-монополистов именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета. Роль же государства состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву соль важный для экономики «Ноев ковчег», построенный предприятиями малого бизнеса, который поможет стране справится с кризисом и повысить общее благосостояние нации.

По моему мнению, в России существуют негативные факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства.

Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. В настоящее время малый бизнес испытывает воздействие ряда неблагоприятных внешних и внутренних факторов. Из факторов внешнего порядка особенно болезненно предпринимателями воспринимается нестабильность налогового законодательства, отсутствие адекватной малому бизнесу системы кредитования, бюрократичные препятствия со стороны государства (сложности регистрации, активность контролирующих органов, коррупция). Наличие внешних негативных факторов усиливает внутренние препятствия для развития бизнеса - психологические, кадровые, материальные.

Неблагоприятным фоновым фактором для развития малого бизнеса является взаимное недоверие власти и предпринимателей, которое взаимоусиливается и взаимоподкрепляется именно в процессе непрерывных налоговых "инноваций". В этих условиях предприниматели с априорным недоверием относятся и к возможностям государственной поддержки малого бизнеса, полагая, что лучшей формой поддержки может быть невмешательство и стабильность условий для ведения бизнеса.

Многие представители малого бизнеса лишь в единичных случаях настроены на расширение самостоятельного бизнеса. Остальные, кроме стратегий "выживания", видят только возможность кооперации, создания ассоциаций с другими предприятиями, но не видят перспектив собственного самостоятельного развития. Помимо традиционных для российской системы барьеров, сегодня действует и другой сильный фактор риска - растущая конкуренция.

На мой взгляд, в случае создания благоприятной для развития малого бизнеса системы кредитования, предельно возможной минимизации налогов и демонстрации полной прозрачности бюджетной и налоговой политики, существует реальная возможность кардинального изменения ситуации с положением малого предпринимательства в России.

Кроме того, требуется и морально-идеологическая поддержка малого бизнеса, особенно в регионе, традиционно акцентирующем свои приоритеты на крупных промышленных предприятиях и олигархических бизнес-структурах.

На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства. 24 июля 2007 г. был принят Закон № 209-ФЗ, всецело посвященный развитию малого и среднего бизнеса.

Что касается регионального законодательства в сфере развития малого бизнеса, то 1 июля 2008 г. был принят Закон Приморского края N 278-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае». В ходе работы над проектом закона депутаты учли в общей сложности 60 поправок, внесенных в процессе доработки. В окончательной редакции учтены поправки прокуратуры Приморского края, отдела законодательства субъектов РФ, федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований по Приморскому краю главного управления Министерства юстиции РФ по ДВФО, текст законопроекта был доработан с учетом правил законодательной техники.

В Законе подробно прописаны полномочия органов государственной власти Приморского края в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Так, Законодательное Собрание принимает законы и другие нормативные правовые акты в данной сфере, утверждает объем средств краевого бюджета, направленных на поддержку предпринимательства, и осуществляет контроль за их использованием на реализацию мероприятий краевых и межмуниципальных целевых программ развития субъектов малого и среднего бизнеса, а также осуществляет контроль за исполнением данного закона.

В свою очередь Администрация Приморского края реализует мероприятия по государственной поддержке и развитию предпринимательства, содействует деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы среднего и малого предпринимательства, финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по данным проблемам за счет средств краевого бюджета. Кроме того, предусмотрено содействие Администрации ПК в выставочной деятельности для продвижения продукции малого и среднего бизнеса на российский и зарубежный рынки, для развития торговых, производственных, научных, информационных связей с зарубежными партерами; проведение анализа показателей развития предпринимательства, формирование инфраструктуры его поддержки и обеспечение ее деятельности, разработка программ развития субъектов предпринимательства и т.д.

В статьях Закона подробно прописаны взаимодействие органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в сфере поддержки предпринимательства, формы, условия и порядок имущественной, информационной, финансовой и консультационной поддержки. Особый интерес предпринимателей вызовут такие статьи данного Закона, как "Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Приморском крае", "Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", "Критерии эффективности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" и другие.

Как отмечает заместитель председателя комитета по экономической политике и собственности Юрий Денисенко: «В дальнейшем на основе закона планируется разработать и принять соответствующую краевую целевую программу».

Безусловно, принятие данного закона облегчит функционирование субъектов малого бизнеса на территории Приморского края, однако большим рывком для края стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки.

В целях дальнейших перспектив развития малого предпринимательства на территории РФ необходимо сформировать и обеспечить решение следующих неотложных задач:

- упрощение административных процедур и снижение связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;

- устранение неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;

- значительное сокращение количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотр технических норм и правил;

- совершенствование налогообложения малых предприятий;

- расширение доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;

- обеспечение доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;

- поддержка программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей;

- расширение государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Порядок государственной регистрации юридических лиц определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), который ввел заявительную систему создания юридических лиц, что в целом соответствует общемировой тенденции.

Вместе с тем, идея «устранения административных барьеров» оказалась не в полной мере реализованной. Значительное сокращение контрольно-надзорных функций государственных органов привело к тому, что потребность в государственном регулировании оказалась неудовлетворенной, а также существенно ухудшилось правовое положение кредиторов, поскольку недобросовестные предприниматели зачастую учреждают юридические лица в целях уклонения от исполнения обязательств, в том числе налоговых. Учитывая то, что существующие механизмы привлечения указанных лиц к ответственности неэффективны, экономическому обороту наносится серьезный ущерб.

Реакцией на подобные злоупотребления стал фактический возврат к разрешительной системе государственной регистрации, когда регистрирующий орган при наличии определенных субъективных оснований («адрес массовой регистрации», учреждение одними и теми же лицами нескольких организаций, назначение одного и того же лица генеральным директором в нескольких организациях и т.п.) может затянуть сроки государственной регистрации, вынести решение об отказе по формальным основаниям, либо потребовать личного присутствия учредителей или генерального директора при представлении документов. Кроме того, в настоящее время регистрирующий орган фактически проводит юридическую экспертизу документов, представляемых заявителем при государственной регистрации юридических лиц, и, в случае несоответствия предоставляемых документов законодательству Российской Федерации, отказывает на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Для реализации поставленной задачи необходимо подготовить и внести в установленном порядке проекты федеральных законов и необходимых нормативных актов, направленных на сокращение реальных сроков регистрации юридических лиц.

Проведенные в последние пять лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности.

Указанные меры создали стимулы для перехода субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса.

Применение упрощенной системы налогообложения является добровольным. При этом субъекту малого предпринимательства предоставляется право выбора между двумя объектами налогообложения:

-доходами, что предполагает уплату единого налога по ставке 6% от выручки;

-разницей между доходами и расходами, что предполагает уплату единого налога по ставке 15 % с указанной разницы.

Независимо от объекта налогообложения уплата единого налога заменяет уплату налога на прибыль (подоходного налога), налога на добавленную стоимость, налога на имущество. Вместо единого социального налога предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы в Пенсионный фонд.

Упрощенная система налогообложения позволяет субъектам малого предпринимательства применять упрощенные формы и порядок ведения бухгалтерской отчетности (книга учета доходов и расходов).

Необходимо отметить, что доля фирм, отказавшихся от использования упрощенной системы в течение года, снизилась с 38% в 2003 году до 18% в 2007 году. В основном, 49% отказывающихся от использования упрощенной системы «перерастают» ее, т.е. размер годовой выручки компании превышает предельное значение, установленное в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Наиболее важной для малых предприятий является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), которая применяется двумя миллионами предпринимателей (половина от числа субъектов малого предпринимательства). Ежегодно отмечается прирост общего размера собираемого ЕНВД. Так, за 4 года (2004 – 2007 года) сборы выросли в 2,3 раза и достигли 59 млрд.рублей. Применение единого налога на вмененный доход по решению органов местного самоуправления (с 1 января 2006 г.) является обязательным для видов деятельности, предусмотренных указанным решением.

Перечень потенциально возможных видов деятельности, показатели базовой доходности, порядок расчета единого налога на вмененный доход установлены в Налоговом кодексе Российской Федерации и являются обязательными для всех муниципальных образований.

Применение единого налога на вмененный доход позволяет субъекту предпринимательства планировать налоговые платежи на год, так как размер налога не зависит от фактических результатов деятельности. Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание население, автоперевозки, наружная реклама и услуги гостиниц – это виды деятельности, в отношении которых может быть принято решение о введении единого налога на вмененный доход. Перечень сформирован, исходя из тезиса о невозможности осуществления стопроцентного налогового контроля за субъектами предпринимательства в данных сферах, обусловленного значительным объемом расчетов наличными денежными средствами и массовостью субъектов предпринимательства

Для реализации поставленной задачи совершенствования налогообложения малых предприятий, во-первых, необходимо рассмотреть на федеральном уровне предложение об увеличении до 60 млн. рублей (т.е. в 3 раза) порога, разрешающего применение упрощенной системы для неторговых видов деятельности (строительство, жилищно-коммунальное обслуживание, промышленность), во-вторых, на уровне Приморского края снизить ставку по УСН с 15 до 10% от прибыли, поскольку согласно статье 346.20 НК РФ Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. По моему мнению, бюджеты муниципальных образований Приморского края, куда зачисляется налог по УСН, от этой меры не пострадают, так как малый бизнес нарастит обороты и тем самым удержит местные бюджеты на прежнем уровне.

Еще одной задачей развития малого бизнеса является расширение доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства, которая в настоящее время является критическим условием для развития малого бизнеса.

В 2007 году в Российской Федерации подано заявок на присоединение на 29 ГВт, в том числе малые предприятия (до 0,1 МВт) – 7,2 ГВт, фактически присоединены мощности на 2 ГВт, в т.ч. малые предприятия – 0,8 ГВт. Общая плата за присоединение предпринимателей с мощностью до 100 кВт составила около 43 млрд. рублей в год.

Растущие расходы на потребляемые энергоносители, в том числе предварительная оплата за их поставку, и оплата услуг по технологическому подключению к электрическим, газовым и тепловым сетям способствуют существенному росту себестоимости продукции и оказывают негативное воздействие на показатели хозяйственной деятельности предприятий.

По информации органов управления агро-промышленного комплекса ряда субъектов Российской Федерации, поставщики электроэнергии в договорах с сельскохозяйственными предприятиями устанавливают предварительную оплату от 50%, а в некоторых случаях и до 100% договорного объема поставки электроэнергии на текущий период.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.