рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике

Основные информационные ресурсы третьей группы: Panarmenian[55], Trend[56], Xronika[57], Armenia Today[58], Голос Армении[59], Zerkalo[60], Georgia Times[61].

Основные информационные ресурсы четвёртой группы: Институт изучения Ближнего Востока[62], Санкт-Петербургский центр изучения современного Ближнего Востока[63], Лента.ру[64], Turkish News[65], Корреспондент.нет[66], Коммерсант[67], ИА Regnum[68], Родон[69], Эксперт[70], Утро.ру[71], Новые известия[72], РИА Новости[73], Взгляд[74], Газета.ру[75].

Можно выделить главную особенность по каждым группам:

1.  Тенденциозность в зависимости от позиционирования средства масс-медиа (проправительственная/оппозиционная)

2.  Оценка с позиций общемировых геополитических интересов (в числе главных – интересы Евросоюза и США, а также общие тенденции исламизма и осуществляемыми отдельными мусульманами террористических акций)

3.  Оценка с позиций региональных геополитических интересов

4.  Оценка с позиций геополитических интересов России

Общими тенденциями стоит выделить то, что турецкие и зарубежные статьи и новостные заметки являются во многом основой для журналистов из России и стран ближнего зарубежья, которые отличаются достаточно сумбурными знаниями по Турции и происходящим там событиям, в котором явно не хватает научного «зерна».

В основу данного исследования положен структуралистский подход [Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс], в рамках которого применяется системно-структурный метод: создание рабочей модели [структуры], состоящей из фактов и установленных между ними связей, изучаемой в динамике или в статике. Структура в данном подходе – это система устойчивых внутренних отношений, определяющих существующие признаки объекта.

Также в данном исследовании применяется ценностный подход, подразумевающий отношение исследователя к изучаемым объекту и предмету. Таким образом, используется концепция аксиологического субъективизма А. Штерна: «только слепой догматик может упорно верить, будто историческое знание является отображением истины». В связи с этим, немаловажно использование принципа партийности Г. Грейчке, в котором большую роль играет субъективизм и релятивизм.

В ходе исследования вопроса взаимоотношения Турции и ЕС используется методологический подход школы политического реализма Г. Моргентау. В рамках этого подхода международные отношения рассматриваются как борьба различных государств за влияние на международной арене, а при исследовании следует придерживаться объективной оценки ситуации.

Использованные в данной работе методы делятся на общенаучные и специально-исторические. Общенаучные методы – это индукция и дедукция, анализ и синтез, метод исследования документов. Специально-исторические методы – это историко-генетический [метод последовательного распределения свойств, функций и изменений исторической реальности, направленный на анализ генезиса тех или иных явлений или процессов], ретроспективный [метод «от настоящего – к прошлому», создание этапов становления и формирования явления], синхронно-эволюционный [метод выявления взаимосвязи одновременно происходящих явлений], компаративный [историко-сравнительный].

Работа состоит из трёх глав. В первой главе – «Феномен Белой партии» - рассматриваются основные принципы, направления политической деятельности и программа ПСР; а также личность Р. Эрдоана как лидера современной Турции, в связи с чем глава состоит из двух параграфов – «Идеология партии как социально-политический фундамент современной Турции (на основе принципов и программы AK Parti)» и «Реджип Тайип Эрдоан как лидер современной Турции».

Во второй главе – «ЕС как эпицентр турецкой геополитики при «Партии Справедливости и Развития» - рассматриваются вопросы, связанные с интеграцией Турции в Евросоюз. В первом параграфе данной главы – «Дискуссии об евро-идентичности и цивилизационном шоке» - рассматриваются причины противодействия турецкой интеграции, а также мнения современных политиков (как находящихся у власти, так и нет) и простого населения. Во втором параграфе – «Армянский и кипрский факторы как геополитические препятствия турецкой интеграции в ЕС» - рассматривается деятельность по урегулированию двух ключевых геополитических проблем Турции – армянской и кипрской. Наконец, в третьем параграфе – «Турецкий европессимизм и статус ‘’rogue state’’» - анализируются современное отношение турецких властей и населения к вопросу интеграции в ЕС и возможные повороты в геополитике Турции.

В третьей главе – «Роль оппозиции в процессе формирования лаицистско-исламистского равновесия» - типологизируются группы оппозиции и анализируется их роль в формировании лаицистско-исламистского социально-политического эквилибриума. В соответствии с типологией оппозиции, глава делится на четыре параграфа – «Политический спектр современной Турции», «Политические дела против военных и интеллигенции («Дело «Эргенекона», «План «Балйоз» («Кувалда»), «Исламисты-традиционалисты (шериатчилер) и националисты», «Курдский вопрос».

 

Глава 1 Феномен «Белой партии»

«Партия Справедливости и Развития» (тур. «Адалет ве Калкынма Партиси», часто сокращается до AKP, далее – ПСР, Белая партия[76]) была основана 14 августа 2001 года[77] бывшими членами умеренного консервативного крыла запрещённой в Турции исламистской «Партии Добродетели» (тур. «Фазилет»). Экс-лидер «Фазилет» Р. Кутан основал «Партию Счастья» (тур. «Саадет»), экс-лидер «обновленческого», реформистского крыла (тур. «йениликчилер») «Фазилет» Р. Т. Эрдоан – «Партию Справедливости и Развития» (в неё также вошли члены «Партии Отечества» (тур. «Анаватан»). Он же стал и лидером новой партии, позиционировавшей себя как умеренно консервативную, ориентированную на прозападный путь развития. Другими видными деятелями в партии были Абдуллах Гюль[78] и Бюлент Арынч[79].

С самого начала существования партии оппозиция активно использовала исламистский фактор в своих популистских высказываниях против ПСР, хотя руководство партии от исламизма всячески открещивалось. Несмотря на это, уже 3 ноября 2002 года Белая партия победила на выборах в Великое Национальное Собрание Турции, получив треть голосов избирателей и закончив эру коалиционных правительств, которые управляли страной свыше десяти лет. Всего за год руководство партии создало организационную структуру, молодёжную и женскую организации, а также привлекло на свою сторону огромное количество сторонников и членов. Премьер-министром тогда стал Абдуллах Гюль, в то время как Эрдоан не мог занять этот пост в связи с имеющейся судимостью (запрет впоследствии был снят при помощи «Республиканской Народной партии» и Эрдоан сначала вошёл в парламент от Сиирта, получив 85% голосов, а 15 марта 2003 года президентом Турции Ахметом Недждетом Сезером был назначен главой правительства).

Так начался новый этап в истории Турции – этап правления ПСР, несмотря на то, что саму партию периодически раздирают внутрипартийные кризисы (например, в 2003 году – вокруг вопроса о размещении американских войск на территории Турции для проведения военных действий в Ираке, когда часть членов партии «перешла» в «Республиканскую Народную Партию»).

За годы правления Белой партии удалось достичь серьёзных успехов. The Economist назвал его самым успешным за последние пятьдесят лет[80]. Именно в правление Белой партии Турция пережила грандиозный экономический рост, который был остановлен только всемирным экономическим кризисом. Именно этой партии удалось устранить гиперинфляцию, с которой не могли справиться прежние руководители страны. Наконец, в эти годы произошла резкая вестернизация в социально-политической сфере, основной целью которой является соответствие Копенгагенским критериям вступления в ЕС, о чём речь пойдёт ниже.

Успехи партии, между тем, явно неоднозначно оцениваются как в Турции, так и за рубежом. В 2007 году на внеочередных выборах в Великое Национальное Собрание Турции (далее – ВНСТ, меджлис) Белая партия под лозунгом «Не останавливаться, продолжать движение вперёд!» вновь одержала победу, ещё более впечатляющую, нежели пять лет назад (46,6% голосов против 34,28%; кроме того, на локальных выборах в 2004 году партия получила в среднем 42% голосов). Правда, при этом Белая партия получила меньше мест в ВНСТ, нежели в 2002 году, что объяснялось нововведённой избирательной системе, впрочем главной целью выборов была возможность добиться избрания Гюля президентом страны. Успехи партии в строительстве идеального социума по западным меркам привели к тому, что уже в январе 2005 она была приглашена в качестве наблюдателя в «Европейскую народную партию», крупнейшую в ЕС партию как среди консервативных, так и среди партий других спектров.

Достижения ПСР вызвали ожесточение её политических оппонентов, и европейцев-противников вступления Турции в ЕС. Основной аргумент их политической демагогии – ПСР является исламистской партией. «Красной тряпкой» для них стало то, что в 2007 году усилиями депутатов Белой партии был снят запрет на ношение хиджаба в университетах (поправка о хиджабе была отменена Конституционным Судом Турции; впрочем, и здесь кемалисты пошли на компромисс: студентки, исключённые из учебных заведений за ношение хиджаба, получили возможность вернуться к учёбе[81]). Более того, жена Эрдоана, в девичестве Эмине Гюльбаран, даже на официальных мероприятиях, как в самой Турции, так и в Европе появляется в этом платке, что вызывает раздражение у сторонников лаицизма, считающих хиджаб едва ли не символом растущей исламизации. Рост влияния ислама, особенно в высшей школе, привёл к тому, что в 2008 году против партии было возбуждено дело в Конституционном Суде Турции, а в 2008 и 2010 годах едва не совершились военные перевороты.

 

§1 Идеология партии как социально-политический фундамент современной Турции (на основе принципов и программы AK Parti)

На официальном сайте ПСР представлены основополагающие принципы Белой партии. ПСР – массовая демократическая партия консервативного толка, новое слово в политической жизни Турции. В понимании лидеров партии, идеология консерватизма это не чопорный традиционализм, а рациональный эволюционизм, взаимное уважение старого и нового без заигрывания с радикализмом. Белая партия на электронных страницах своего сайта в сети Интернет провозгласила отказ от всевозможной дискриминации по региональному, религиозному и этническому принципу; а также свой статус как «партии компромисса» между местными традиционалистскими ценностями и традиционными западными в «стране компромисса» между Западом и Востоком[82].

Важной статьёй партийной идеологии является борьба с коррупцией и бюрократией, в том числе и противодействие им внутри самой партии. Вообще, сама партия признаётся открытой ко всему новому – знаниям, опыту, технологическим ноу-хау и прочим возможностям, которые открываются в современном мире. Одним из важнейших принципов партии также является обратная связь «с социальными секторами и интеллигенцией»[83] (именно такое разделение предлагают принципы партии). Ещё одними типично западными социально-политическими принципами являются либеральные права и свободы, принцип разделения властей, независимости судов, статус правового государства[84]. Особое место занимает также принцип неделимости страны[85].

Главные направления деятельности ПСР:

1.  Деятельность по укреплению прав и свобод человека

2.  Децентрализация (как принцип управления большим государством)

3.  Содействие рыночной экономике, невмешательство государства в экономику (экономическая функция государства должна быть ограничена регуляцией и наблюдением)

4.  Проведение социальной политики в интересах всей нации, признание важности социальной безопасности

5.  Признание образования важнейшим элементом развития во всех сферах, а расходов на образование – первостепенной статьёй расходов государственных фондов

6.  Проведение внешней политики, основанной на принципах взаимных интересов и стремления ко всеобщему миру[86]

Основополагающим документом, отражающим видение развития Турции – глазами политиков Белой партии является её программа[87]. В преамбуле представители ПСР заявляют о том, что для решения проблем, стоящих перед Турцией, необходима «динамическая политическая формация»[88]. Идеологи партии ставят во главу угла социальные преобразования как фактор развития во всех сферах жизнедеятельности. Своеобразным «союзником» партии в деле развития Турции должны стать все «краски Турции»[89] – все различия и схожести, богатства материальных и человеческих ресурсов; по мнению партии, у Турции есть всё, чтобы стать не только региональным, но и мировым лидером. Турция обладает следующими конкурентными преимуществами:

·  Богатство наземной и подземной ресурсной базы

·  Молодое и динамичное население

·  Богатство культурного и исторического наследия

·  Развитость государственности

·  Высокий предпринимательский потенциал, в том числе в аспекте конкурентоспособности

·  Выгодное геополитическое положение

·  Центр притяжения для туризма

·  Высокий уровень социальной солидарности и взаимопомощи

Всё вышеперечисленное является аргументацией того факта, что у Турции есть все «карты» для полноценного и успешного развития в дальнейшем. Далее партия провозглашает себя «партией всех людей, живущих в государстве», обладающей «честными, динамичными, высокопринципиальными и политически перспективными кадрами».

Идеологи партии заявляют, что она намерена действовать в рамках всей демократической платформы, в том числе с уважением прав и свобод и презрением к дискриминации, а не просто в рамках своих идеологических установок, чтобы предложить действительно оригинальные варианты решения проблем.

Наиболее интенсивно партия обещает бороться с такими проблемами современной Турции, как упадок, коррупция, нарушения законов, спекуляция, фаворитизм и непотизм, неравенство перед законом и неравенство возможностей, etc.

При этом идеологи партии говорят о том, что решение этих вопросов зависит и от турецкого народа. Приводится цитата Ататюрка: «сила для спасения нации это её решительность и целеустремлённость»[90]. Кроме того, важно восстановить доверие общества к государству, которое было утрачено предыдущими лидерами страны.

Цели партии:

·  Распространение понимания прав и свобод на все сферы жизнедеятельности личности, нации и государства

·  Полная ликвидация всех проблем, лежащих перед Турцией

·  Мобилизация человеческих и физических ресурсов

·  Ликвидация разрыва между бедными и богатыми

·  Создание гражданского общества

·  Создание концепции прозрачности и подотчётности во всех сферах жизнедеятельности

·  Обеспечение современных, рациональных и реалистичных решений в следующих сферах жизнедеятельности: экономика, геополитика, культура и искусство, образование, здоровье, сельское хозяйство и животноводство

Что можно сказать о преамбуле программы партии? Очевидна её социальная направленность, которая зачастую объясняется тривиальным популизмом. Единственное, что говорит о важности для партии религии – последняя фраза преамбулы, своего рода слоган-девиз: «всё будет лучше с нами, да поможет нам Аллах»[91].

Достаточно ли говорить о влиянии ислама на партию, руководствуясь сугубо материалами её программы? Вероятно, нет. Идеологи партии провозглашают «фундаментальные права и свободы» - абсолюты апологетов Западной цивилизации и западной либеральной демократии, что, в общем и целом, не характерно для мусульманских государств, но не идёт вразрез с традициями республиканской Турции. В том числе и потому, что следование принципам Ататюрка и эволюционной форме развития социума, основанной на реформах провозглашается партийными идеологами как основа развития.

Партия не упоминает об исламе и в своих политических принципах, говоря преимущественно о демократии и демократизации. Партия провозглашает необходимость конституционной реформы, которая бы осуществила нижеследующие необходимые преобразования ныне действующей (с 1983 года) Конституции:

·  Сведение принципов демократических прав и свобод к «универсальным» стандартам

·  Сохранение республиканского строя при включении только основных положений государственной администрации

·  Чёткое разделение властей и их юрисдикции с учётом системы сдержек и противовесов

·  Необходимые меры к реформированию парламента для увеличения его эффективности (в том числе, публичность дискуссий)

·  Совершенствование законотворчества, как отражения «коллективной, а не индивидуальной воли»[92]

В программе говорится и о необходимости повышения качества юристов и правоохранительной системы, а также о построении гражданского общества. Отсутствуют намёки на исламизм и в экономической части программы, где устанавливаются принципы примата частной собственности и рыночной экономики при регулирующей роли государства.

Вопрос государственного строительства решается партией с учётом следующих принципов:

·  Концепция «правового государства»

·  Концепция «социальной ответственности государства»

·  Государство «выходит» из сфер обслуживания, оставляя за собой только геополитику и безопасность, правотворчество, основное (среднее) образование, здравоохранение и инфраструктуру

·  Всем гражданам следует адаптироваться к принципам демократии

Что характерно, нет намёков на ислам или исламизацию и в такой идеологически важной сфере жизнедеятельности, как образование, вместо чего партия предлагает достаточно верную программу для его реформирования, признавая, что на момент принятия программы образование в Турции находилось на весьма низком уровне. Между тем, интересно взглянуть на то, как партия решила вопрос с религиоведением в средней школе: в пункте 2 статьи 5 программы партия заявляет, что «согласно принципам секуляризма для изучения должны быть доступны все религии в рамках курса «Религиозная культура и этническая наука», а лекции по выбранной религии относятся на усмотрение родителей»[93]. Пожалуй, можно говорить о трезвом политическом расчёте, основанном на важности ислама для мировоззрения турецкого населения, часть которого может дать согласие на обучение детей основам мусульманства. Интересно и то, что партия умалчивает о том, какими должны быть подобные уроки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.