Дипломная работа: Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике
Основные информационные ресурсы третьей группы: Panarmenian[55], Trend[56], Xronika[57], Armenia Today[58], Голос Армении[59], Zerkalo[60],
Georgia Times[61].
Основные
информационные ресурсы четвёртой группы: Институт изучения Ближнего Востока[62],
Санкт-Петербургский центр изучения современного Ближнего Востока[63],
Лента.ру[64], Turkish News[65], Корреспондент.нет[66], Коммерсант[67], ИА Regnum[68], Родон[69],
Эксперт[70],
Утро.ру[71],
Новые известия[72], РИА
Новости[73],
Взгляд[74],
Газета.ру[75].
Можно
выделить главную особенность по каждым группам:
1.
Тенденциозность в зависимости от позиционирования средства
масс-медиа (проправительственная/оппозиционная)
2.
Оценка с позиций общемировых геополитических интересов (в числе
главных – интересы Евросоюза и США, а также общие тенденции исламизма и
осуществляемыми отдельными мусульманами террористических акций)
3.
Оценка с позиций региональных геополитических интересов
4.
Оценка с позиций геополитических интересов России
Общими
тенденциями стоит выделить то, что турецкие и зарубежные статьи и новостные
заметки являются во многом основой для журналистов из России и стран ближнего
зарубежья, которые отличаются достаточно сумбурными знаниями по Турции и
происходящим там событиям, в котором явно не хватает научного «зерна».
В основу
данного исследования положен структуралистский подход [Ф. де Соссюр, К.
Леви-Стросс], в рамках которого применяется системно-структурный метод:
создание рабочей модели [структуры], состоящей из фактов и установленных между
ними связей, изучаемой в динамике или в статике. Структура в данном подходе –
это система устойчивых внутренних отношений, определяющих существующие признаки
объекта.
Также в
данном исследовании применяется ценностный подход, подразумевающий отношение
исследователя к изучаемым объекту и предмету. Таким образом, используется
концепция аксиологического субъективизма А. Штерна: «только слепой догматик
может упорно верить, будто историческое знание является отображением истины». В
связи с этим, немаловажно использование принципа партийности Г. Грейчке, в
котором большую роль играет субъективизм и релятивизм.
В ходе
исследования вопроса взаимоотношения Турции и ЕС используется методологический
подход школы политического реализма Г. Моргентау. В рамках этого подхода
международные отношения рассматриваются как борьба различных государств за
влияние на международной арене, а при исследовании следует придерживаться
объективной оценки ситуации.
Использованные
в данной работе методы делятся на общенаучные и специально-исторические.
Общенаучные методы – это индукция и дедукция, анализ и синтез, метод
исследования документов. Специально-исторические методы – это
историко-генетический [метод последовательного распределения свойств, функций и
изменений исторической реальности, направленный на анализ генезиса тех или иных
явлений или процессов], ретроспективный [метод «от настоящего – к прошлому»,
создание этапов становления и формирования явления], синхронно-эволюционный
[метод выявления взаимосвязи одновременно происходящих явлений], компаративный
[историко-сравнительный].
Работа
состоит из трёх глав. В первой главе – «Феномен Белой партии» - рассматриваются
основные принципы, направления политической деятельности и программа ПСР; а
также личность Р. Эрдоана как лидера современной Турции, в связи с чем глава
состоит из двух параграфов – «Идеология партии как социально-политический
фундамент современной Турции (на основе принципов и программы AK Parti)» и «Реджип Тайип Эрдоан
как лидер современной Турции».
Во второй
главе – «ЕС как эпицентр турецкой геополитики при «Партии Справедливости и
Развития» - рассматриваются вопросы, связанные с интеграцией Турции в Евросоюз.
В первом параграфе данной главы – «Дискуссии об евро-идентичности и
цивилизационном шоке» - рассматриваются причины противодействия турецкой
интеграции, а также мнения современных политиков (как находящихся у власти, так
и нет) и простого населения. Во втором параграфе – «Армянский и кипрский
факторы как геополитические препятствия турецкой интеграции в ЕС» -
рассматривается деятельность по урегулированию двух ключевых геополитических
проблем Турции – армянской и кипрской. Наконец, в третьем параграфе – «Турецкий
европессимизм и статус ‘’rogue state’’» - анализируются современное отношение турецких властей и
населения к вопросу интеграции в ЕС и возможные повороты в геополитике Турции.
В третьей
главе – «Роль оппозиции в процессе формирования лаицистско-исламистского
равновесия» - типологизируются группы оппозиции и анализируется их роль в
формировании лаицистско-исламистского социально-политического эквилибриума. В
соответствии с типологией оппозиции, глава делится на четыре параграфа –
«Политический спектр современной Турции», «Политические дела против военных и
интеллигенции («Дело «Эргенекона», «План «Балйоз» («Кувалда»),
«Исламисты-традиционалисты (шериатчилер) и националисты», «Курдский вопрос».
Глава 1 Феномен «Белой партии»
«Партия
Справедливости и Развития» (тур. «Адалет ве Калкынма Партиси», часто сокращается до AKP,
далее – ПСР, Белая партия[76]) была
основана 14 августа
2001 года[77]
бывшими членами умеренного консервативного крыла запрещённой в Турции
исламистской «Партии Добродетели» (тур. «Фазилет»). Экс-лидер «Фазилет» Р.
Кутан основал «Партию Счастья» (тур. «Саадет»), экс-лидер «обновленческого»,
реформистского крыла (тур. «йениликчилер») «Фазилет» Р. Т. Эрдоан – «Партию
Справедливости и Развития» (в неё также вошли члены «Партии Отечества» (тур.
«Анаватан»). Он же стал и лидером новой партии, позиционировавшей себя как
умеренно консервативную, ориентированную на прозападный путь развития. Другими
видными деятелями в партии были Абдуллах Гюль[78] и
Бюлент Арынч[79].
С самого
начала существования партии оппозиция активно использовала исламистский фактор
в своих популистских высказываниях против ПСР, хотя руководство партии от
исламизма всячески открещивалось. Несмотря на это, уже 3 ноября 2002 года Белая
партия победила на выборах в Великое Национальное Собрание Турции, получив
треть голосов избирателей и закончив эру коалиционных правительств, которые
управляли страной свыше десяти лет. Всего за год руководство партии создало
организационную структуру, молодёжную и женскую организации, а также привлекло
на свою сторону огромное количество сторонников и членов. Премьер-министром
тогда стал Абдуллах Гюль, в то время как Эрдоан не мог занять этот пост в связи
с имеющейся судимостью (запрет впоследствии был снят при помощи
«Республиканской Народной партии» и Эрдоан сначала вошёл в парламент от Сиирта,
получив 85% голосов, а 15 марта 2003 года президентом Турции Ахметом Недждетом
Сезером был назначен главой правительства).
Так начался
новый этап в истории Турции – этап правления ПСР, несмотря на то, что саму
партию периодически раздирают внутрипартийные кризисы (например, в 2003 году –
вокруг вопроса о размещении американских войск на территории Турции для
проведения военных действий в Ираке, когда часть членов партии «перешла» в
«Республиканскую Народную Партию»).
За годы
правления Белой партии удалось достичь серьёзных успехов. The Economist назвал его самым успешным
за последние пятьдесят лет[80].
Именно в правление Белой партии Турция пережила грандиозный экономический рост,
который был остановлен только всемирным экономическим кризисом. Именно этой
партии удалось устранить гиперинфляцию, с которой не могли справиться прежние
руководители страны. Наконец, в эти годы произошла резкая вестернизация в
социально-политической сфере, основной целью которой является соответствие
Копенгагенским критериям вступления в ЕС, о чём речь пойдёт ниже.
Успехи партии,
между тем, явно неоднозначно оцениваются как в Турции, так и за рубежом. В 2007
году на внеочередных выборах в Великое Национальное Собрание Турции (далее – ВНСТ,
меджлис) Белая партия под лозунгом «Не останавливаться, продолжать движение
вперёд!» вновь одержала победу, ещё более впечатляющую, нежели пять лет назад
(46,6% голосов против 34,28%; кроме того, на локальных выборах в 2004 году
партия получила в среднем 42% голосов). Правда, при этом Белая партия получила
меньше мест в ВНСТ, нежели в 2002 году, что объяснялось нововведённой
избирательной системе, впрочем главной целью выборов была возможность добиться
избрания Гюля президентом страны. Успехи партии в строительстве идеального
социума по западным меркам привели к тому, что уже в январе 2005 она была
приглашена в качестве наблюдателя в «Европейскую народную партию», крупнейшую в
ЕС партию как среди консервативных, так и среди партий других спектров.
Достижения
ПСР вызвали ожесточение её политических оппонентов, и европейцев-противников
вступления Турции в ЕС. Основной аргумент их политической демагогии – ПСР
является исламистской партией. «Красной тряпкой» для них стало то, что в 2007
году усилиями депутатов Белой партии был снят запрет на ношение хиджаба в
университетах (поправка о хиджабе была отменена Конституционным Судом Турции;
впрочем, и здесь кемалисты пошли на компромисс: студентки, исключённые из
учебных заведений за ношение хиджаба, получили возможность вернуться к учёбе[81]).
Более того, жена Эрдоана, в девичестве Эмине Гюльбаран, даже на официальных
мероприятиях, как в самой Турции, так и в Европе появляется в этом платке, что
вызывает раздражение у сторонников лаицизма, считающих хиджаб едва ли не
символом растущей исламизации. Рост влияния ислама, особенно в высшей школе,
привёл к тому, что в 2008 году против партии было возбуждено дело в
Конституционном Суде Турции, а в 2008 и 2010 годах едва не совершились военные
перевороты.
На
официальном сайте ПСР представлены основополагающие принципы Белой партии. ПСР
– массовая демократическая партия консервативного толка, новое слово в
политической жизни Турции. В понимании лидеров партии, идеология консерватизма
это не чопорный традиционализм, а рациональный эволюционизм, взаимное уважение
старого и нового без заигрывания с радикализмом. Белая партия на электронных
страницах своего сайта в сети Интернет провозгласила отказ от всевозможной
дискриминации по региональному, религиозному и этническому принципу; а также
свой статус как «партии компромисса» между местными традиционалистскими
ценностями и традиционными западными в «стране компромисса» между Западом и Востоком[82].
Важной
статьёй партийной идеологии является борьба с коррупцией и бюрократией, в том
числе и противодействие им внутри самой партии. Вообще, сама партия признаётся
открытой ко всему новому – знаниям, опыту, технологическим ноу-хау и прочим
возможностям, которые открываются в современном мире. Одним из важнейших
принципов партии также является обратная связь «с социальными секторами и
интеллигенцией»[83]
(именно такое разделение предлагают принципы партии). Ещё одними типично
западными социально-политическими принципами являются либеральные права и
свободы, принцип разделения властей, независимости судов, статус правового
государства[84].
Особое место занимает также принцип неделимости страны[85].
Главные
направления деятельности ПСР:
1.
Деятельность по укреплению прав и свобод человека
2.
Децентрализация (как принцип управления большим государством)
3.
Содействие рыночной экономике, невмешательство государства в
экономику (экономическая функция государства должна быть ограничена регуляцией
и наблюдением)
4.
Проведение социальной политики в интересах всей нации, признание
важности социальной безопасности
5.
Признание образования важнейшим элементом развития во всех сферах,
а расходов на образование – первостепенной статьёй расходов государственных
фондов
6.
Проведение внешней политики, основанной на принципах взаимных
интересов и стремления ко всеобщему миру[86]
Основополагающим
документом, отражающим видение развития Турции – глазами политиков Белой партии
является её программа[87]. В
преамбуле представители ПСР заявляют о том, что для решения проблем, стоящих
перед Турцией, необходима «динамическая политическая формация»[88]. Идеологи партии ставят во главу угла социальные преобразования
как фактор развития во всех сферах жизнедеятельности. Своеобразным «союзником»
партии в деле развития Турции должны стать все «краски Турции»[89]
– все различия и схожести, богатства материальных и человеческих ресурсов; по
мнению партии, у Турции есть всё, чтобы стать не только региональным, но и
мировым лидером. Турция обладает следующими конкурентными преимуществами:
·
Богатство наземной и подземной ресурсной базы
·
Молодое и динамичное население
·
Богатство культурного и исторического наследия
·
Развитость государственности
·
Высокий предпринимательский потенциал, в том числе в аспекте
конкурентоспособности
·
Выгодное геополитическое положение
·
Центр притяжения для туризма
·
Высокий уровень социальной солидарности и взаимопомощи
Всё
вышеперечисленное является аргументацией того факта, что у Турции есть все
«карты» для полноценного и успешного развития в дальнейшем. Далее партия
провозглашает себя «партией всех людей, живущих в государстве», обладающей
«честными, динамичными, высокопринципиальными и политически перспективными
кадрами».
Идеологи
партии заявляют, что она намерена действовать в рамках всей демократической
платформы, в том числе с уважением прав и свобод и презрением к дискриминации,
а не просто в рамках своих идеологических установок, чтобы предложить действительно
оригинальные варианты решения проблем.
Наиболее
интенсивно партия обещает бороться с такими проблемами современной Турции, как
упадок, коррупция, нарушения законов, спекуляция, фаворитизм и непотизм,
неравенство перед законом и неравенство возможностей, etc.
При этом
идеологи партии говорят о том, что решение этих вопросов зависит и от турецкого
народа. Приводится цитата Ататюрка: «сила для спасения нации это её
решительность и целеустремлённость»[90].
Кроме того, важно восстановить доверие общества к государству, которое было
утрачено предыдущими лидерами страны.
Цели
партии:
·
Распространение понимания прав и свобод на все сферы
жизнедеятельности личности, нации и государства
·
Полная ликвидация всех проблем, лежащих перед Турцией
·
Мобилизация человеческих и физических ресурсов
·
Ликвидация разрыва между бедными и богатыми
·
Создание гражданского общества
·
Создание концепции прозрачности и подотчётности во всех сферах
жизнедеятельности
·
Обеспечение современных, рациональных и реалистичных решений в
следующих сферах жизнедеятельности: экономика, геополитика, культура и
искусство, образование, здоровье, сельское хозяйство и животноводство
Что можно
сказать о преамбуле программы партии? Очевидна её социальная направленность,
которая зачастую объясняется тривиальным популизмом. Единственное, что говорит
о важности для партии религии – последняя фраза преамбулы, своего рода
слоган-девиз: «всё будет лучше с нами, да поможет нам Аллах»[91].
Достаточно
ли говорить о влиянии ислама на партию, руководствуясь сугубо материалами её программы?
Вероятно, нет. Идеологи партии провозглашают «фундаментальные права и свободы»
- абсолюты апологетов Западной цивилизации и западной либеральной демократии,
что, в общем и целом, не характерно для мусульманских государств, но не идёт
вразрез с традициями республиканской Турции. В том числе и потому, что
следование принципам Ататюрка и эволюционной форме развития социума, основанной
на реформах провозглашается партийными идеологами как основа развития.
Партия не
упоминает об исламе и в своих политических принципах, говоря преимущественно о
демократии и демократизации. Партия провозглашает необходимость конституционной
реформы, которая бы осуществила нижеследующие необходимые преобразования ныне действующей
(с 1983 года) Конституции:
·
Сведение принципов демократических прав и свобод к «универсальным»
стандартам
·
Сохранение республиканского строя при включении только основных
положений государственной администрации
·
Чёткое разделение властей и их юрисдикции с учётом системы сдержек
и противовесов
·
Необходимые меры к реформированию парламента для увеличения его
эффективности (в том числе, публичность дискуссий)
·
Совершенствование законотворчества, как отражения «коллективной, а
не индивидуальной воли»[92]
В программе
говорится и о необходимости повышения качества юристов и правоохранительной
системы, а также о построении гражданского общества. Отсутствуют намёки на
исламизм и в экономической части программы, где устанавливаются принципы
примата частной собственности и рыночной экономики при регулирующей роли
государства.
Вопрос
государственного строительства решается партией с учётом следующих принципов:
·
Концепция «правового государства»
·
Концепция «социальной ответственности государства»
·
Государство «выходит» из сфер обслуживания, оставляя за собой
только геополитику и безопасность, правотворчество, основное (среднее)
образование, здравоохранение и инфраструктуру
·
Всем гражданам следует адаптироваться к принципам демократии
Что
характерно, нет намёков на ислам или исламизацию и в такой идеологически важной
сфере жизнедеятельности, как образование, вместо чего партия предлагает
достаточно верную программу для его реформирования, признавая, что на момент
принятия программы образование в Турции находилось на весьма низком уровне.
Между тем, интересно взглянуть на то, как партия решила вопрос с
религиоведением в средней школе: в пункте 2 статьи 5 программы партия заявляет,
что «согласно принципам секуляризма для изучения должны быть доступны все
религии в рамках курса «Религиозная культура и этническая наука», а лекции по
выбранной религии относятся на усмотрение родителей»[93].
Пожалуй, можно говорить о трезвом политическом расчёте, основанном на важности
ислама для мировоззрения турецкого населения, часть которого может дать
согласие на обучение детей основам мусульманства. Интересно и то, что партия
умалчивает о том, какими должны быть подобные уроки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|