рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Политическая ссылка в Олонецкой губернии второй половины ХІХ в.

Восстановление Олонецкой губернии с ее главным городом Петрозаводском произошло только в 1801 г. при чем Кемь с уездом осталось во владении Архангельской губернии.

Коренные жители Олонецкого края — корелы и чудь. Чудь – разновидность финской народности, в их число так же входят емь и весь. Возможно, что западная территория Повенецкого уезда, или как еще называют в народе - "Лопские погосты". Там в свое время обитали, так называемые, лопари, которые с течением времени потеряли свою народность и слились с корелами.

Наследством для науки от первобытных обитателей остались орудия каменного века, курганы и высеченные на гранитной скале на восточном берегу Онежского озера, у Бесова Носа, изображения какого-то божества. В начале XII столетия, как показывает устав новгородского князя Святослава 1137 г., новгородцы утвердились на берегах Свири, Онежского озера и реки Онеги. Славянская колонизация шла в Олонецкий край двумя путями — по реке Свири и по реке Шексне. Значительные пространства были заняты новгородскими боярами, владыкой и новгородскими монастырями.

В процессе колонизации исследуемой территории участвовало большое количество монастырей (более сорока), из которых Палеостровский и Муромский на Онежском озере упоминаются уже в конце XIV столетия, как владеющие населенными землями. Особое значение из всех монастырей приобрел Александров Свирский, основанный в конце XV столетия.

В период Смуты и в начале царствования Михаила Феодоровича произошло сильное разорение Обонежского края и земли по реке Онеге, виной тому послужили казацкие и литовские шайки.

Во времена правления Алексея Михайловича многие крестьяне Олонецкого уезда, которые все же оставались при своих хозяйствах, зачислялись в "солдаты и драгуны", их стали обучать военному строю иностранные офицеры.

Вскоре произошел раскол в церковной жизни края. Кроме многочисленных скитов, здесь возникла Выгорецкая пустынь, сделавшаяся главным центром беспоповщины.

В 1702 году Петр I прошел с войском от берегов Белого моря к Онежскому озеру и заложил первую верфь на Свири ( Лодейное Поле). Которое выпустило первые русские корабли в Балтийское море.

Петр основал несколько заводов, наметил Мариинскую систему, лечился на марциальных водах близ основанного им Кончезерского завода

Относительно населения Олонецкой губернии, то к 1 января 1896 г. было 376102 (182690 мужчин и 193412 женщин), в том числе в городах (числом 7) 25882 души. По плотности населения (3,2 жителя на 1 кв. версту)

Олонецкая губерния в Европейской России занимает предпоследнее место, превосходя только Архангельскую губернию. Губерния делится на 7 уездов: [19]

Петрозаводский — 6,3 жителей на 1 кв. версту

Лодейнопольский — 5,3

Вытегорский — 5

Олонецкий — 4,9

Каргопольский — 4,2

Пудожский — 1,9

Повенецкий — 0,8 жителя на 1 кв. версту.

Дворян потомственных 1939, личных 2408, духовного звания 3540, монашествующих 244, почетных граждан 608, купцов 418, мещан 15657, крестьян 327201 (в том числе обельных вотчинников и крестьян 1178), однодворцев 14, военнослужащих 760, запасных 10284, отставных 8888, финляндцев 2648, иностранных подданных 34. Православных 3658 2 5, единоверцев 2373, раскольников 2871, римско-католиков 349, лютеран 2621, евреев 566, магометан 46.

К даниловской и филипповской сектам принадлежали раскольники-беспоповцы, так же они наблюдались и в Каргопольском уезде.

В Повенецком, Пудожском и Каргопольском уездах наблюдается более стремительное распространение раскола. Действительное число раскольников намного превышала официальные данные.

Школа в новейшее время нанесла расколу больший удар, чем закрытие Выголексинских скитов и все репрессивные меры. За 28 лет (1867-1894) средний годовой прирост населения 2804 человека (8,7 на 100). Из Финляндии ежегодно переселяется не менее 100 человек. Селений 5022, дворов 53571. В О. губернии преобладают мелкие селения: почти половина селений имеет не более 10 дворов.

Большая часть селений расположена по берегам рек и озер, группами (иногда по несколько десятков); у каждой группы свое имя; сверх того каждое селение имеет свое частное название. Почти все группы селений намечены были уже в конце XVI столетия. Приходов в городах 17, в уездах 280. Монастырей и пустыней 12. Племенной состав населения: великорусов 289531, корелов 62695, чуди 19917, финнов 2666, немцев 110, поляков 374, евреев 566, цыган 78, татар 46.

Великорусы, потомки новгородских колонистов, поселившихся в Обонежье и по реке Онеге не позже XII в., занимают большую и лучшую часть края: берега Свири и всех ее притоков, кроме верхнего течения Ояти, прибрежье Онежского озера, за исключением небольшой полосы на западном берегу, с Заонежским полуостровом и с устьями всех сколько-нибудь значительных рек, впадающих в Онего, и все земли на восток от Онежского озера.

Корелы живут в северо-западной части О. губернии: во всем почти Олонецком уезде (кроме прибрежья Свири), северо-западной части Петрозаводского и большей, северо-западной части Повенецкого уезда.

Чудь занимает верхнее течение реки Ояти, в юго-восточной части Лодейнопольского уезда, и несколькими селениями переходит в Вытегорский уезд; сверх того, сохранился островок чуди, близкой к обрусению, на западном берегу Онежского озера, к югу от Петрозаводска, олонецкие корелы, а равно и чудь, в антропологическом отношении не представляют из себя чистых финнов; поглотив некоторую часть русского элемента (например в окрестностях Олонца), они говорят языком, заимствовавшим массу русских слов для обозначения культурных понятий, имеют общинное землевладение и почти те же обычаи, как у соседних русских крестьян, поют русские песни и считают для себя совершенно чужими финляндских корелов-лютеран. Чудь и почти все корелы православные; небольшая часть корелов придерживается раскола.

Русское население говорит новгородским наречием и удержало в своем языке немало древних или своеобразных слов славянского корня, позаимствовав также кое-что из финских языков. Заонежско-пудожский говор выделяется своим ударением: оно ставится как можно дальше от конца слова (влияние корельского языка). Ладвинские стекольщики (русские) имеют свой особый ("билямский") язык, подобно офеням. Академия наук предпринимает издание словаря слов Олонецкого. наречия, собранных Г. И. Куликовским. До новейшего времени население Обонежья сохранило богатую народную поэзию, особенно эпическую.

В Олонецком крае собраны былины Рыбниковым и Гильфердингом, причитания — Е. В. Барсовым. Из 400 былин киевского цикла — 300 записаны в Олонецкой губернии; былины о Микуле Селяниновиче сохранились только здесь.[20]

Интересна крестьянская община, отличающаяся от среднерусской[21] (см. статью, и артель. Уцелели такие обычаи, как увод невест (Каргопольский уезд) и еда всем обществом в Ильин день мяса быков и баранов, "завичоных Илье пророку". Много преданий и суеверий. Население живет в больших двухэтажных избах, по большей части зажиточнее и чище, чем в средней России.

 

1.2 Специфика обвинений политического характера ссыльных Олонецкой губернии

В данном разделе главы дипломной работы представлены ссылки на политические документы, которые касаются непосредственно причин ссылок в Олонецкую губернию из окраинных губерний России, ставших ныне самостоятельными государствами.

Перед рассмотрением политической ссылки поляков в Олонецкую губернию, обратимся к истории ссылок в нашей стране.

На всем протяжении русской истории практиковалась принудительная отправка государственной властью наших соотечественников — да и иностранных граждан — в отдаленные места для временного или пожизненного там пребывания. Целью ссылки было удалить вредных в политическом отношении людей, а также наказать и исправить преступников.

Уровень политической терпимости государства – это, своего рода показатель соответствия политического преступления последующему наказанию.

Трансформация политической системы государства тесно связаны с изменением ее институтов. Прежде всего, это затрагивает сферу законотворчества, потому как именно эта сфера осуществляет работоспособность новой политики со стороны властей, а также меняет содержание понятия политического преступления.

В русском праве XVI в. упоминается «выбытие из земли вон». Это было выдворение из волости, посада или села; такое наказание определялось за ябедничество и за вторую татьбу. К XVII столетию уже возникает относительно четкая дифференциация наказаний ссылой.

Во-первых, ссылка в тюрьму; в основном для религиозных преступников и опальных.

Во-вторых, ссылка в посад (в город); для лиц непреступных.

В-третьих, ссылка в службу; имеются в виду разжалованные и посланные в другую местность на государственную службу.

В-четвертых, ссылка на пашню; ссылаемые в Сибирь наделялись землей и ссудой.

Как уголовное наказание ссылка впервые называется в указе 1582 г., определявшем за некоторые преступления торговую казнь с переводом в казаки — в окраинные города. До Соборного уложения 1649 г. ссылка в основном применялась в отношении опальных бояр и не слишком опасных политических преступников.

По Уложению же ссылке подлежали все тати, мошенники и разбойники после отбытия ими тюремного заключения; затем корчемники и табашники: первые после кнута, вторые — с урезанными носами и рваными ноздрями; а также подьячие, склонные к тому, «чтобы пошлинами покорыствоваться», посадские тягловые люди, которые во избежание уплаты налогов «учнут за кого закладываться и называться чьими крестьяны и людьми». Вскоре после Уложения следует несколько указов, по которым ссылка назначается как самостоятельное наказание. Ей подлежат убийцы «пьяным делом в драке, а не умышлением»; те, «кто у себя медные деньги держать учнет»; «укрыватели краденого; уличенные в краже с пожара». Позже ссылкой наказывали лиц, виновных в насильственном освобождении «оговорных людей», того, кто «с пьянства наскачет на лошади на чью жену и лошадью ее стопчет и повалит и тем обесчестит»[22].

Практика ссылки берет свое начало ссылки ко времени царствования Федора Иоанновича.

Первым ссыльным, как повествует о том история, был в 1593 г... никто иной, как медный угличский колокол, весивший 19,5 пудов и сосланный в Тобольск в наказание за то, что он своим набатным звоном возмутил жителей города Углича к расправе над убийцами царевича Дмитрия во время его совершения этого убийства 15 мая 1591 г. По народному преданию, он был бит кнутом с вырыванием у него уха.

В том же году были сосланы граждане Углича, виновные в убийстве царевича Дмитрия, отправленные Борисом Годуновым в Пелым.

Понятие ссылки возникло одновременно с освоением новых земель. Она, фактически, стала одним из основных факто ров их принудительного за селения.

Уголовная же ссылка оформилась указом 1653 г., когда ею заменили смертную казнь для воров и разбойников. При царе Алексее Михайловиче, указом было решено смертную казнь для воров и разбойников заменить наказанием кнутом с отсечением перста у левой руки и ссылкою с женами и детьми.. Т. о., в нашем древнем уголовном кодексе ссылка является смягчающим наказанием, что законодатель и определяет словом «пожалованием».

С 1669 г. ее начинают применять еще в больших размерах, и она является дополнительным наказанием в тех случаях, в которых назначалась ссылка в отдаленные города, именно – для бродяг, воров.

В числе других наказаний ссылка назначается раскольникам и всем, кто «меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж», за прошение милостыни «притворным лукавством», земским старостам и целовальникам — за злоупотребления по сбору денег, за стрельбу из ружей в городе Москве.

В начале XVII в. изгнали немало целовальников: «возмутил их разум диавол», и стали они делать на монетном дворе из своей меди деньги наравне с царскими. До XVIII в. преступников ссылали целыми семьями — с женой и детьми. Получалось, что наказывались невинные люди. Не все ссыльные вели себя примерно. Многие «своими трудами питатися не хотят, только того усматривают, что своровать, за промысел никакой не принимаются, свои статки и заводы пропивают и бегут в старину». Ссыльные сколачивались в шайки грабить инородцев и местных русских крестьян.

Слово каторга означает в греческом языке гребное судно, галеру. В России же сначала имелась в виду отдача на тяжелые принудительные работы по строительству портов и крепостей. Каторгу разделяли на вечную и временную. Вечная назначалась вместо смертной казни и сопровождалась кнутом и клеймением. Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины». [23]

Ссылки на поселение при Петре уже практически не существовало. Елизавета Петровна отменила смертную казнь, взамен определив преступникам вечную каторгу. Применялись также вечная ссылка, ссылка на поселение, на житье. Последняя мера относилась к привилегированным лицам. Первыми местами ссылки в России стали Архангельск, Устюг, Пустозерск, Симбирск, Уфа, Сибирь. Позднее стали ссылать и в Азов, Оренбург, Таганрог. В 1719 г. на Кавказ выселили раскольников. Далее места ссылки прирастают Иртышом, Охотским морем, Забайкальем.

Ссыльнопоселенцев в 1822 г. разделили на шесть классов. Первым классом обозначались поселенцы, наказанные плетьми, которые должны были работать на заводах вместе с каторжными год, получая за это жалованье.

Второй класс — дорожные работники. Это были ссыльные за незначительную вину. Через пять лет хорошего поведения они могли быть приписаны к государственным крестьянам.

В третий класс входили ремесленники, работавшие в специальных ремесленных домах.

Ссыльные четвертого класса не знали никаких ремесел, их разрешалось брать местным жителям в услужение.

Пятый разряд — сельские рабочие.

Шестой разряд — неспособные ни к какой работе. Их приписывали к волостям на вольное пропитание или помещали в больницы и приюты.

По действующему в начале XIX в. праву местом ссылки административной и на житье была Западная Сибирь, а на поселение и в каторгу отправляли в Восточную Сибирь.

На практике каторжные отбывали наказания и в центральных тюрьмах Сибири, и на Сахалине. Обеденный привал партии арестантов На Север стали ссылать рано. В 1560 г. при Иване Грозном был «удален» в Соловецкий монастырь влиятельный в Москве поп Сильвестр. Тогда-то, наверное, и стала соловецкая сторона местом ссылки. Спустя сто лет в тех местах возникли новые ссыльные поселения: Пустозерский и Кольский остроги и Никольский Карельский монастырь — при впадении Северной Двины в Белое море.

Массовая ссылка поляков берет свое начало еще со времен восстания в 1794 году Тадэуша Костюшко [24].

В первой половине XIX века массовое поступление поляков в сибирскую ссылку возобновилось, что было связано с активизацией национально-освободительного движения в Царстве Польском (1830-е гг.) и началом реакционной политики Николая I. Следующая волна массовой ссылки поляков наблюдается в 1860-е годы, в связи с усилением национально-освободительного движения в Польше, Литве и Белоруссии (восстание 22 января 1863 г.)

Многие факторы исторического процесса спровоцировали появление польской политической ссылки.

Уничтожение независимого польского государства спровоцировало появление поляков в структуре населения Российской империи.

Некоторые проблемы, характерные для национальной политики и обеспечения целостности государства 1860 - начала 1880-х гг., весьма актуальны и в настоящее время. Период первой половины 1860-х гг. характеризуется возникновением кризисной ситуации в национальной политике России.

Приток огромного числа политических заключенных в разные регионы Российской Империи явилось результатом подавления восстания 1863-1864 гг. в Царстве Польском и западных губерниях.

Однако данный процесс имел и другую сторону. Это событие поспособствовало взаимодействию диалога разных культур.

В современной Российской Федерации, в вопросах формирования национальной политики, изучение опыта межэтнических контактов является одним из наиболее важных вопросов.

Польская ссылка занимала важное место в политической ссылке Российской империи, имела свои особенности и способствовала изменению законодательства о ссылке. Понятие «польская политическая ссылка» следует понимать, как насильственная высылка в Сибирь поляков за участие в общественно-политических движениях на территории польских земель и Центральной России. Под поляками понимаются уроженцы Царства Польского.

В пореформенный период основными причинами ссылки поляков в сибирский край было участие не только в национально-освободительном движении в польских землях, но и в других движениях как в Царстве Польском, так и в Центральной России.

В связи с этим широко применяется общепринятая периодизация истории польской политической ссылки 1860-1890-х гг.:

1) 1860-е годы - ссылка участников национально-освободительного движения в Польше, Литве и Белоруссии в 1863-1864 гг.;

2) 1870-е -начало 1880-х годов - ссылка участников русских народнических организаций и первых польских социалистических кружков;

3) вторая половина 1880-х-1890-е гг. - ссылка поляков, представителей социалистических и социал-демократических партий.

Следует обратить внимание на то, что при учете выявленных особенностей ссылки поляков в Западную Сибирь (в частности, проблемы их адаптации) пореформенного периода исследователи выделяют новую периодизацию ссылки польских политических заключенных в Западной Сибири:

1) устройство быта поляков в сибирском изгнании (1860-е гг.);

2) жизнь и деятельность в Сибири, завершение первоначальной социально-экономической и социокультурной адаптации (1870-е гг.);

3) возвращение на родину после амнистии 1883 г. или продолжение жизни в Сибири (1880-1890-е гг.) [25]

В этой связи, очень перспективными являются исследования посвященные экономическим, социокультурным особенностям адаптации польских ссыльных к сибирским условиям. Выявляются особенности в отношении модификации национальных традиций в местах ссылки, вариантов межэтнических коммуникаций поляков с представителями других этнических и конфессиональных сообществ, проживающих на территории региона.

Таким образом, затронутая тема может быть полем профессиональных интересов самых разнообразных профессионалов в области науки, таких как этнологи, социологи, культурологи и др.

Общее число каторжан и ссыльных по этому восстанию превышало 22 тыс. человек. После отбытия сроков заключения повстанцев отправили на поселение в разные места Сибири. Часть из них поселилась в Иркутске. Среди поляков было много представителей интеллигенции: ученые, врачи, педагоги, писатели, художники, а также искусные ремесленники. Заметную роль в развитии науки и культуры Иркутска и вообще Сибири сыграли зоологи Дыбовский и Годлевский, геологи Черский и Чекановский, археолог Витковский, художники Вроньский и Зеньковский.

В 1883 г. полякам было разрешено возвратиться на родину. Одни из них вернулись в Польшу, другие остались в Сибири до конца своих дней, а их потомки стали сибиряками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.