рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Лейбористская партия в политической жизни Великобритании

Джон Прескотт[139], занимая пост заместителя премьер-министра и обладая полномочиями государственного секретаря по вопросам окружающей среды, транспорта и регионов, в «1997 г. возглавил делегацию в Японию»[140] и провел успешные переговоры о судьбе планеты в условиях глобального потепления, грозившее таянием ледников и повышением уровня мирового океана, которое чревато последствиями для островного государства. В рамках Киотского протокола Британия взяла на себя обязательства снизить за период с 1990 по 2010 гг. выбросы двуокиси углерода на 20 %, в связи с чем граждан призывали ограничить использование автомобилей в путешествиях и уменьшить число регулярных поездок, пользуясь общественным транспортом. Тем не менее сам Прескотт был уличен в 1999 г. журналистами в комичном случае, когда, для «преодоления расстояния всего в 230 метров от отеля до места партийной конференции»[141] по вопросу популяризации общественного вида транспорта, он воспользовался автомобилем с личным водителем, а кроме того его останавливала полиция за превышение скорости и создание опасной ситуации на дорогах 4 раза за период с 1988 по 1997 гг.

Джек Каннингэм[142] на посту министра сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия приступил к реализации программы модернизации, которая заключалась в отстаивании интересов производителя и защите прав потребителей. Ему удалось договориться с Евросоюзом о снятии некоторых ограничений на поставку говядины, вызванной скандалами в связи с «коровьем бешенством», также предложил спорную идею по созданию независимого Агентства пищевых стандартов. В июле 1998 г. Каннингэм получает новые посты в Кабинете министров, а его пост занимает Ник Браун[143]. Тони Блэр обещал как до прихода власти, так и в июле 1999 г. запретить псовую охоту на лис, однако с тех пор был куда менее настойчив, понимая, что это не пользуется поддержкой как среди охотников – представителей крупной земельной аристократии, так и среди обслуживающего персонала, получающего, возможно, единственный источник дохода в сельской местности. Такими же скромными результатами закончилась попытка реформ земельных отношений в Шотландии. Дело в том, что «98 % территории Шотландии – это сельская местность, где 80 % принадлежат 1500 крупным собственникам, которые устанавливают размеры арендных платежей для арендаторов, оговаривают способы пользования землей и строениями»[144]. Правительство намеревалось создать условия, при которых арендаторы могли бы стать частными собственниками, однако в итоге лишь менее 7 % шотландских земель стали подлежать продаже, которое обставлено столь многочисленными условиями, что не всякий захочет связываться. Нику Брауну также пришлось столкнуться с новой напастью, постигшей сельское хозяйство – 19 февраля 2001 г. был выявлен случай ящура[145] у свиней в графстве Эссекс в Восточной Англии, который стал стремительно распространяться по сельскохозяйственным районам, обнаружив более 2 000 очагов инфекции. Экономический ущерб составил более 16 миллиардов долларов США, нанеся ущерб сельскому хозяйству и туризму. Более 10 миллионов голов скота составил падеж, а мясо свиней, овец и коров было запрещено к экспорту.

В конце 90-х гг. Великобритания стала получать более 17 миллиардов долларов США доходов от туризма, людей привлекали спортивные события, культурные достопримечательности, произведения искусства и музеи. Количество граждан государств, не входящих в Евросоюз, которые посещают Британию увеличилось в 90-е гг. на 60 %. Крис Смит[146] выполнял в правительстве обязанности государственного секретаря по вопросам культуры, средств массовой информации и спорта. В 2000 г. например ему удалось добиться налоговых льгот для музеев, в результате чего заведения могли позволить организовать бесплатный доступ посетителям, а уже в августе торжественно был отмечен 100-летний юбилей королевы-матери. Нужно отметить, что британская монархия полностью перешла на принцип окупаемости, лейбористское правительство сократило содержание королевской семьи на 10 миллионов фунтов стерлингов, королевский двор перешел на режим жесткой экономии, сократив количество придворных и служащих, зато отныне туристы получили право на посещение Букингемского дворца.

В британском обществе формируется двоякое отношение к иностранцам: доброжелательное к туристам, и негативное, подчас перерастающее в националистические и шовинистические настроения к иммигрантам, особенно цветным. Иммигранты, составляющие 5,5 % от общего числа населения в 59,5 миллионов человек к 2000 г., также не остаются в долгу, например в местах их компактного проживания в барах весят таблички с надписью: «Белым свиньям вход запрещен!»

В течение двадцатого столетия в период нахождения лейбористских правительств во власти многие законы не прошли процедуру утверждения в традиционно консервативной Палате Лордов. Подобное случилось и в первый год функционирования правительства Тони Блэра – 38 раз были отвергнуты законопроекты Палаты Общин, беспрецедентно 5 раз отклонялся закон о «Европейских парламентских выборах». Блэр обвинил консерваторов в подстрекательстве к злоупотреблению властью наследственными пэрами Палаты Лордов перед демократически выбранными депутатами Палаты Общин, использую это как повод для осуществления конституционной реформы[147], обещанной во время избирательной кампании.

Во время открытия второй сессии Парламента 24 ноября 1998 с речью, подготовленной партией власти, перед депутатами выступила Королева, она пожелала своему правительству продолжить реформу Палаты Лордов. Традиционно, речь Королевы выслушивается членами Парламента молча, но в этот раз лейбористы восклицали: «Слушайте! Слушайте!», а консервативные пэры твердили: «Позор! Позор!»[148], после этого никто не сомневался с какими трудностями будет проходить закон о «Палате Лордов». Некоторые лорды угрожали сорвать многие законопроекты правительства, если оно не откажется от планов реформ, так один из наследственных пэров Майкл Онслоу заявил: «Я буду счастлив организовать постатейное голосование по шотландскому законопроекту. Каждое голосование занимает 20 минут, а в законе более 270 статей»[149]. Блэр согласился в качестве временной меры оставить в Палате Лордов некоторое количество наследственных пэров.

Маргарет Бекетт, занявшая в июле 1998 г. пост лидера Палаты Общин, представила 19 января 1999 г. законопроект о «Палате Лордов», который 16 марта получил поддержку 340 депутатов против 132, а на следующей день дебаты уже продолжились в Палате Лордов. В итоге было принято решение на первой стадии реформы позволить 92 из 759 наследственным лордам сохранить свой статус, что получило 11 ноября 1999 г. официальную силу закона. Численность Палаты с 1330 в октябре 1999 г. сократилось до 669 человек в марте 2000 г. После этого дальнейшие предложения по реформе было поручено выработать Королевской комиссии под руководством Джона Уэйкхема. В 2000 г. комиссия опубликовала доклад: предлагалось сократить численность Палаты Лордов до 550 членов, где меньшинство в количестве 67, 87 или 195 представителей должно избираться на региональном уровне; большинство должно назначаться независимой Комиссией почетных званий вместо представлений премьер-министра, что уменьшит роль Палаты в политическом патронаже; подотчетность министров перед Палатой Лордов такая же как и перед Палатой Общин. По этому поводу 7 марта 2000 г. в Палате Лордов прошли дебаты, которые поддержали выводы и предложения Королевской комиссии. Премьер-министр 4 мая 2000 г. объявил о составе Комиссии почетных званий, а уже 19 июня 2000 Палата Общин резко раскритиковала предложения Королевской комиссии, приняв решение о создании Объединенного комитета обеих палат парламента по доработке предложений реформы. Правительство констатировало 6 марта 2001 г., что Комитету не удалось выработать действенных решений из-за межпартийной дискуссии, вместо этого они предложили Парламенту семь вариантов формирования верхней палаты: полностью назначение, избрание 20 % состава, избрание 40 % состава, избрание 50 % состава, избрание 60 % состава, избрание 80 % состава, полное избрание. Реформа Палаты Лордов так и осталась незавершенной, 92 наследственных пэра продолжали заседать в верхней палате Парламента, а 26 апреля 2001 г. Королева подтвердила свое намерение назначить 15 человек пожизненными пэрами, видимо для увеличения численности Палаты взамен ушедших наследственных пэров.

Другим важным направлением реформ конституционного характера стала деволюция регионов Великобритании, обещанная в предвыборном манифесте. В каждом регионе процесс деволюции происходил по разному, но были и общие особенности этого процесса, также необходимо обозначить объективные и субъективные факторы, способствовавшие появлению деволюции. Первое, распад британской империи привел к фундаментальному сдвигу в самосознании британцев. Активизировались национальные движения на основе языковой, культурной или религиозной самобытности, все большее число людей ощущали себя не британцами, а шотландцами, валлийцами, ирландцами. Второе, единая экономическая политика центрального правительства не всегда учитывала возможности регионов, специфику местной экономики, да и бюрократический механизм обратной связи давал сбои, ведь прямое управление из центра не значит эффективное. Третье, в течение долгого консервативного правления, в условиях сохранявшейся мажоритарной избирательной системы голоса проигравшей партии не отображались пропорцией мест в парламенте, в итоге получалось, что центр назначал консерваторов в органы управления, в то время, когда население поддерживало лейбористов. В целом, изменение статуса региона носит конституционно-правовой характер – центральное правительство делегирует правомочия региональным органам власти, однако определение статуса Северной Ирландии сильно отличается от других примеров деволюции. В данном случае к конституционным добавляются международно-правовые нормы, вызванные соглашениями по прекращению огня между враждующими политическими силами с участием международных посредников.

Специальная правительственная комиссия совместно с представителями региональных партий 31 июля 1997 г. разработали предложения о деволюции в Шотландии и Уэльсе, которые позже были внесены в закон о «Референдумах в Шотландии и Уэльсе». По закону 11 сентября 1997 г. референдум[150] прошел в Шотландии, где были вынесены два вопроса: первый, согласны ли вы с учреждением Парламента Шотландии – 74,3 % проголосовали в поддержку; второй, должен ли шотландский парламент обладать полномочиями по изменению процентной ставки налога – 63,5 % проголосовали в поддержку. Лейбористская партия, Шотландская национальная партия, Либеральные демократы, Шотландская зеленая партия призывали население поддержать вопросы референдума, против выступила Консервативная партия. По итогам референдума 19 ноября 1998 г. вступил в силу «Закон о Шотландии», по которому в Эдинбурге учреждался Парламент Шотландии в количестве 129 депутатов с правом изменения ставки налогов в 3 пенса на каждый фунт стерлинга. Регион может законодательствовать по любым вопросам, не включенным в список изъятий Соединенного Королевства, к таким относится сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство, экономическое развитие, образование, охрана окружающей среды, здравоохранение, органы местного самоуправления, спорт и искусство, транспорт, туризм научные исследования и статистические данные, социальные работы. Выборы по пропорциональной системе состоялись 6 мая 1999 г., лейбористы возглавляемые Дональдом Дьюаром получили 56 мест, после чего он сложил с себя полномочия государственного секретаря по делам Шотландии в правительстве Великобритании для того, чтобы стать Первым министром Шотландии 17 мая 1999 г., а уже 1 июля Парламент начал свою законотворческую деятельность.

По закону о «Референдумах в Шотландии и Уэльсе» 18 сентября 1997 г. референдум[151] прошел в Уэльсе, на котором решался всего один вопрос: согласны ли вы с учреждением Национальной Ассамблеи – 50,3 % населения с небольшим преимуществом в 6712 голосов высказались в поддержку. В поддержку учреждения ассамблеи выступили уэльские лейбористы, либеральные демократы и национальная партия Уэльса «Плайд Камри», против как обычно выступала Консервативная партия. По итогам референдума 31 июля 1998 г. был принят закон об «Управлении Уэльсом», согласно которому в Кардиффе учреждалась Национальная Ассамблея в количестве 60 депутатов, которому передавалось большинство полномочий государственного секретаря по делам Уэльса, в основном связанные с восполнением пробелов в законодательстве правительства Великобритании. Выборы прошли 6 мая 1999 г. по смешанной схеме: 40 депутатов избиралось по мажоритарной схеме, остальные 20 – по пропорциональной, в итоге уэльские лейбористы получили 28 мест в Ассамблее.

Придя к власти Лейбористская партия сделала шаг в сторону признания на территории Великобритании народности Корниш, разговаривающих на языке бриттско-кельтской группы и пользующихся латинским алфавитом, компактно проживающим на полуострове Корнуолл. «В 1998 г. правительство Великобритании обратилось внимание на факт постепенного культурного и исторического размывания слоев, отражающих кельтское прошлое данного региона»[152]. 5 марта 2000 г. началась кампания по сбору подписей в поддержку идеи создания региональной ассамблеи Корнуолла. В июле 2000 г. местная левоцентристская партия «Мебьен Керноу» (в пер. с корниш – «Сыновья Корнуолл») обратилась через «Декларацию о Корнишской Ассамблеи» с призывом созвать Корнишский Конституционный Конвент с последующей организацией в качестве конечной цели Корнишской Ассамблеи. В ноябре 2000 г. был созван Конвент, который сразу обозначил рамки своей деятельности, что не стремиться к отделению или независимости, а действует только в качестве информационно-дискуссионной группы, собравшей в ходе кампании более 50 000 подписей к петиции центральному правительству для проведения референдума об учреждении Корнишской Ассамблеи. Первое лейбористское правительство оставило без движения инициативу жителей Корнуолла, как впрочем и жителей Англии тоже. Англия, как часть Великобритании, остается регионом без собственного Парламентаю. Подобные высказывания еще раньше 14 ноября 1977 г. были поставлены лейбористом Тамом Далиэллом в так называемом «Западно-Лотианском вопросе»[153] во время дебатов по законопроектам о Шотландии и Уэльса 1978 г., когда депутаты от Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии по одним и тем же вопросам могут голосовать и влиять на английскую политику, а депутаты от Англии не могут голосовать по делам других регионов. Подобная ситуация сложилась в ответ на процессы деволюции, в 1998 г. началась «Кампания за Английский Парламент»[154], чтобы ликвидировать серьезное конституционно-политическое отставание. Первая встреча представителей основных политических партий: Лейбористкой, Консервативной и Либерал-демократов состоялась в июне 1998 г., в сентябре движение было зарегистрировано как некоммерческое и выбрало себе руководящий орган – Национальный Совет, куда вошли как бывшие так и действующие лейбористы, либерал-демократы, члены «Партии независимости Соединенного Королевства», английские демократы и консерваторы. Летом 1999 г. стал выходить ежеквартальный бюллетень движения «Думайте по-английски», в июне 2000 г. около 50 участников продвигали своих депутатов в палатах Парламента, но вопрос об учреждении Парламента Англии не был решен в период премьерства Тони Блэра, куда более повезло региону Большой Лондон, вовлеченный в орбиту политики деволюции. Жители Большого Лондона пришли 7 мая 1998 г. на референдум[155] с целью ответить на один вопрос: поддерживаете ли вы предложение правительства учредить Представительство Большого Лондона из отдельно избираемого Мэра и Ассамблеи? – 72 % проголосовавших ответило утвердительно. Результаты референдума дали правомочную базу правительству подготовить законопроект о «Представительстве Большого Лондона», утвержденному 11 ноября 1999 г. Закон предоставлял возможность каждые четыре года избирать Мэра Лондона и Ассамблею Лондона в количестве 25 депутатов, с полномочиями экономического развития, пожарного и чрезвычайного планирования, полиции и транспортной политики – для чего создавались органы власти. Финансирование Представительства осуществляется как напрямую в виде грантов центрального правительства, так за счет сборов местного налога. Выборы Мэра Лондона прошли 4 мая 2000 г., где из 11 кандидатов победил Кеннет Ливингстон как независимый кандидат, в прошлом лейборист, возглавлявший Совет Большого Лондона с 1981 по 1986 гг. до его расформирования правительством Маргарет Тэтчер. В этот же день 4 мая прошли выборы в Ассамблею Лондона по смешанной мажоритарно-пропорциональной схеме и места распределились следующим образом: по 9 мест досталось лейбористам и консерваторам, 4 – либеральным демократам, 3 – партии зеленых.

Гораздо сложнее процесс деволюции происходил в Северной Ирландии, где не прекращалась вооруженное противостояние между католиками и протестантами – это использовалось как повод для военного присутствия и прямого правления из Лондона фактически с 30 марта 1972 г., когда была приостановлена деятельность Парламента Северной Ирландии. В начале 90-х гг. наметился определенный поворот к компромиссу, но до урегулирования конфликта было еще далеко. С приходом к власти лейбористов, Тони Блэр с самого начала объявил о намерении начать переговоры и положить конец тридцатилетнему конфликту к 1998 г., найдя понимание как правительства Ирландии, так и лидеров основных противоборствующих группировок при посредничестве США. «В июне 1997 г. после встречи с премьер-министром Ирландии Джоном Брутоном в Вашингтоне в ходе саммита по вопросам окружающей среды Блэр объявил о согласии с принципиальным требованием для Ирландской республиканской армии (ИРА) о постепенной сдаче оружия»[156] в ходе переговорного процесса, ведь до этого консерваторы выступали за полную и безоговорочную капитуляцию. Лидеры Ольстерской юнионистской партии протестантов Дэвид Тримбл и ирландской партии католиков «Шинн Фейн» Джерри Адамс поддержали мирные инициативы. После ряда летних провокаций радикалов с обеих сторон, ИРА объявила о прекращении огня 20 июля 1997 г., что дало возможность Шинн Фейн быть допущенной к переговорам. Результаты перемирия сказались очень быстро, инвесторы, в частности компания «Дюпон», потянулись в регион для создания производств, тем более это актуально в связи с наличием большого уровня, до 50 % местами, безработицы, а как известно, чем выше занятость, тем ниже уровень преступности – основной подпитки террора. Правительства Великобритании и Ирландии 26 августа 1997 г. подписали соглашение о создании Независимой международной комиссии по разоружению, председателем которой стал Специальный уполномоченный США по делам Северной Ирландии бывший сенатор Джордж Митчелл. Он разработал условия, на которых велись переговоры: применение только мирных средств при урегулировании спорных вопросов и отказ от силового давления, полное разоружение военизированных организаций, разоружение должно быть подконтрольно Комиссии, придерживаться условий достигнутых договоренностей. Государственный секретарь по делам Северной Ирландии Марджори Моулам[157] объявила 29 августа 1997 г., что Шинн Фейн доказала искренность своих намерений и допущена к переговорам. Джерри Адамс, воодушевленный подобным раскладом, начал активно действовать, нанес визит в США, где встречался с ирландской общиной и даже президентом Биллом Клинтоном. Представители Шинн Фейн согласились вести переговоры на принципах Митчелла и приехали 9 сентября 1997 г. в Стормонт, местечко близ Белфаста. Переговоры не раз находились на грани провала, многие сторонники враждующих общин разделились на тех, кто желал мира, и тех, кто терял власть и влияние в результате переговоров и стремился сорвать их террористическими провокациями. Итогом долгих обсуждений стал проект соглашения по урегулированию конфликта, который был принят 10 апреля 1998 г. По этому поводу Джордж Митчелл заявил: «Я рад объявить, что два правительства и политические партии Северной Ирландии пришли к соглашению»[158]. Билл Клинтон внес большой вклад, лично убеждая по телефону партийных лидеров поставить подпись под документом. Белфастское соглашение предусматривало создание Североирландской Ассамблеи в количестве 108 депутатов, формирование местного правительства, отказ Ирландии от территориальных претензий, создание совещательного органа Севера и Юга позволяющее двум странам осуществлять трансграничное сотрудничество. Мирные инициативы были поддержаны жителями острова, которые 22 мая 1998 г. приняли участие в референдуме: в Северной Ирландии[159] 71,1 % избирателей поддержали соглашения, в самой Ирландии[160] в пользу документа высказалось 94,39 % населения. Противники соглашения, например Подлинная ИРА, не оставляли надежд девальвировать его через парламентский механизм, так 25 июня 1998 г. прошли выборы в Ассамблею Северной Ирландии[161]: ольстерские юнионисты с лидером Дэвидом Тримблом получили 28 мест, партия социал-демократов и лейбористов с лидером Джоном Хьюмом взяли 24 мандата, лидер Демократической юнионистской партии Иан Пейсли зарезервировал 20 мест, а партии Шинн Фейн с Джерри Адамсом досталось 18 мест. Процесс формирования коалиционного правительства осложнялся всплеском насилия, например самым мощным стала террористическая акция Подлинной ИРА в Оме[162] 15 августа 1998 г., когда погибло 28 человек, и условиями разоружения военизированных группировок. В самой Великобритании мирные инициативы стали сильным козырем кабинета Блэра, была организована информационная поддержка необходимости отмены прямого правления и передачи ответственности самим жителям Северной Ирландии. Сторонников мирного решения становилось все больше, в декабре 1998 г. нобелевская премия мира была присуждена Дэвиду Тримблу и Джону Хьюму, террор стал средством давления на сторонников продолжения конфликта. По мнению ряда британских обозревателей, правительство Великобритании вполне устраивает, что боевики ИРА и протестантские экстремисты убивают своих, а не друг друга и тем более жителей. В феврале 1999 г. Блэр выступил с заявлением, что интернированных не будут освобождать до тех пор, пока не прекратиться насилие, таким образом формирование коалиционного правительства затягивалось до апреля 1999 г., а главным условием оставалось разоружение ИРА. В октябре 1999 г. ухудшение отношений с юнионистами и слабое здоровья стало причиной отставки с поста государственного секретаря по делам Северной Ирландии Марджори Моулам в пользу Питера Мандельсона и сразу же успел сконфузиться ошибочно назвав себя «государственным секретарем Ирландии»[163]. Все это время деятельность Ассамблеи Северной Ирландии носила неформальный теневой характер, так как не обладала реальными полномочиями. 2 декабря 1999 г. парламент Великобритании передал часть полномочий, Королевой была возложена ответственность за события на коалиционное правительство во главе с Дэвидом Тримблом. Однако уже 11 февраля 2000 г. британский парламент приостановил действие автономии, так как ИРА не собиралась разоружаться, и весь мирный процесс был поставлен на грань краха. Питер Мандельсон взял на себя осуществление исполнительной власти и реализацию реформы полицейской службы. Независимая международная комиссия по разоружению вновь приступила к переговорам, придя к выводу, что разоружение ИРА может быть осуществлено к лету 2001 г., идя на встречу мирному процессу, Великобритания разрешила 30 мая 2000 г. возобновить деятельность Ассамблеи Северной Ирландии и вернула автономию. В ответ на вспышки насилия в Белфасте вновь были введены войска Великобритании в Северную Ирландию. 24 января 2001 г. Питер Мандельсон был отправлен в отставку и Секретарем Северной Ирландии стал Джон Рид[164], который вел деятельность по снижению напряженности между общинами, осуждая любые провокации как со стороны католиков, так и протестантов. Сам он, будучи католиком, оказывал сильное давление на ИРА в процессе разоружения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.