Дипломная работа: Культурная жизнь общества: поздний "сталинизм", "оттепель", "застой"
За годы войны советская наука
понесла большой ущерб в кадрах, пострадала ее материальная база. Чтобы восполнить
эти потери государство резко увеличило ассигнования на науку: в 1946 г. расходы
в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года. В короткие сроки была восстановлена
материальная база научных исследований.
Восстановлены Академии наук
Украины, Белоруссии, Литвы. В 1946г. были созданы Академии наук в Казахстане, имела
16 филиалов, в том числе созданные за годы 4-й пятилетки – в Дагестане, Якутин,
в Восточной Сибири.
С возникновением новых отраслей
и научных направлений создавались новые научно-исследовательские коллективы. Во
второй половине 40-х годов были открыты Институт точной механики и вычислительной
техники, Институт радиотехники и электроники, Институт атомной энергии и др.
Большие задачи стояли перед
народным образованием и культурно-просветительной работой. Остро стоял вопрос обеспечения
промышленности и сельского хозяйства квалифицированными специалистами. Первоочередными
задачами 4-го пятилетнего плана в области культуры были восстановление обязательного
семилетнего обучения детей в городе и деревне, расширение подготовки Ии переподготовки
специалистов.
За годы четвертой пятилетки
сеть учебных заведений и культурно-просветительных учреждений была не только полностью
восстановлена, но и расширена. Широкое распространение получили вечерние школы для
молодежи. Много внимания уделялось развитию вечернего и заочного высшего образования.
Но, несмотря на быстрый рост
системы высшего и среднего специального образования, потребности страны в специалистах
полностью не удовлетворялись.
В 1947 г. было полностью восстановлено
радиовещание и развернулось движение за сплошную радиофикацию страны. Московский
телецентр возобновил регулярные передачи.
Восстановление зданий театров,
развитие киносети, расширение издательской деятельности – все это создавало необходимые
условия для оживления культурной жизни общества.
Однако в этот период не ослабевали
административно-командные методы руководства культурой.
Центральное место в работе
ЦК партии в послевоенные годы заняли идеологические вопросы. Об этом свидетельствуют
многочисленные партийные постановления того, времени, которые касались широкого
круга проблем, от подготовки идеологических кадров партии до работы некоторых редакций
газет и журналов, от преподавания общественных наук в вузах до репертуаров драматических
театров и оценки отдельных фильмов и опер. Большое внимание уделялось марксистко-ленинскому
образованию всех коммунистов.
О прежнем диктаторстве в отношении
руководства развитием культуры свидетельствовали уже упоминавшиеся постановления
ЦК ВКП(б). но в тоже время оживилась борьба «против формализма» в литературе и искусстве.
О положении в литературе с
горечью говорил М.А. Шолохов на Втором Всесоюзном съезде советов писателей в декабре
1956 г.:
«…остается нашим бедствием
поток бесцветной посредственной литературы, который последние годы хлещет со страниц
журналов и наводняет книжный рынок».16
Разумеется, художественная
жизнь страны не исчерпывалась псевдореалистическими бесконфликтными лакировочными
произведениями. Остались в советской литературе «Золотая карета» Л.Леонова, «Далекие
годы» К.Паустовского, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К.Федина, «Звезда»
Э.Казакевича и др.
В классику военного киноискусства
вошли «Молодая гвардия» С.Герасимова. Продолжают волновать зрителя работы П.Корина,
В.Фаворского, П. Кончаловского. Достойное место в репертуаре современных исполнителей
занимает творчество Д. Игостаковича, В.Шебалина, С.Прокофьева.
§3. Культурный эффект «оттепели».
Процесс демократизации жизни
советского общества, широко развернувшийся с середины 50-х годов, создавал благоприятный
условия для развития культуры. Важным шагом на этом пути был ХХ съезд партии. Значительную
роль в этом процессе сыграло постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности
и его последствий» (30 июня 1956 г.)»17
ХХ съезд КПСС (14-25 февраля
1956 г.) стал во многом переломным моментом в истории страны, хотя далеко не все
связанные с ним надежды впоследствии оправдались.
ХХ съезд и особенно исторический
доклад на нем Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» дали толчок процессу
обновления общества, положили начало развенчанию мифов сталинизма, освобождению
общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. Период жизни страны,
связанный со съездом, получил название «оттепели» (по одноименному роману И.Эренбурга).
особенно этот период повлиял на молодое поколение, многие представители которого
и позднее, в условиях брежневской реакции, оставались верны убеждениям, формировавшимся
в годы «оттепели».
Стержнем политической системы
советского общества в рассматриваемый период, как прежде, являлась КПСС. Все основные
решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии
с «генеральной линией» ее политики.
КПСС делилась как бы на три
уровня: рядовой состав, который практически не имел возможности влиять на выработку
политики партии; партбюрократия, бывшая становым хребтом партии и реально осуществлявшая
политику; верхушка партии, обладавшая абсолютной реальной властью и принимавшая
решения.
В отношении рядового состава
изменений в этот период произошло немало. Пытаясь опереться на силу, противостоящую
партократии, Хрущев стимулировал в некоторой степени внутрипартийную демократию.
Повысились значение партсобраний и ответственность перед ними выбранных делегатов.
Более демократичной стала
система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов передавались
общественным организациям. Расширились права союзных республик в области культурного
строительства. Ряд ВУЗов и техникумов были переданы в ведение республик. Министерство
высшего образования СССР было реорганизовано в союзно-республиканское Министерство
высшего и среднего специального образования. Республиканским органам поручалось
проведение в жизнь реформы школьного образования 1958 г. Больше прав в отношении
народного образования получили местные Советы.
Регулярно стали собираться
съезды художественной интеллигенции. Крупными событиями в культурной жизни страны
явились Второй (1954) и Третий (1959) Всесоюзные съезды писателей РФ. Состоялись
Всесоюзные совещания строителей и архитекторов (1954), историков (1962), регулярно
стали проводиться совещания заведующих кафедрами общественных наук. В 1957, 1962
и 1963 гг. были организованы встречи творческой интеллигенции с руководителями партии
и правительства. Съезды, совещания и встречи явились демократической формой обсуждения
животрепещущих общественных и профессиональных проблем.
В 1956 г. были восстановлены
Ленинские премии за наиболее выдающиеся работы в области науки, техники, литературы
и искусства.
«Демократизация системы руководства
культурой способствовала постепенному преодолению административных методов жесткой
регламентации культурной жизни. Была осуждена практика некомпетентного вмешательства
в процессы творчества. Но при поддержке сверху в биологической науке сохранялось
монопольное положение Т.Д. Лысенко и его сторонников.
Непривычные по форме и содержанию
произведения литературы и искусства с трудом пробивали дорогу к читателям и зрителям.
Случались рецидивы публичных проработок, как это было с Б.Л. Пастернаком в связи
с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго». В 1957 г. он был несправедливо
исключен из Союза советских писателей (восстановлен в 1987 г. посмертно»).18
С резкой критикой некоторых
молодых тогда поэтов и художников выступал Н.С. Хрущев.
Большое значение для духовной
жизни советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение
преступников, орудовавших в органах госбезопасности, реабилитация тех, что безвинно
пострадал в довоенные и послевоенные годы. Все эти благотворные перемены связаны
с именем Н.С. Хрущева, роль которого нельзя оценивать однозначно.
Постепенно преодолевались
настроения всеобщей подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата.
Было восстановлено доброе
имя многих деятелей науки, литературы и искусства, ставших жертвой беззакония. Исправлялись
несправедливые оценки творчества ряда литераторов и художников. Важное значение
в этом отношении имело постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок
в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца». Оно послужило
толчком для пересмотра негативных оценок не только в музыке, но и в литературе,
и в других областях искусства, хотя по ним не было специальных решений.
В 1958 г. на экраны вышел
фильм Л.Д. Лукова «Большая жизнь» (2-я серия). После долгого перерыва были изданы
сборники А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко. Широкая аудитория наконец получила доступ
к произведениям, незаслуженно забытым или ранее неизвестным. Публиковались стихи
С.Есенина, была поставлена на сцене «Золотая карета» Л.М. Леонова. Стали исполняться
почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов XIX в. – первой половины XX в. На выставке живописи в 1962 г. были широко представлены работы
20-30-х годов, долгие годы валявшиеся в запасниках. Оживлению культурной жизни способствовали
публикации новых и возобновление издания некоторых старых литературно-художественных
журналов: «Нева», «Юность», «Иностранная литература», «Наш современник», «Молодая
гвардия», «Москва», «Дон», «Советский экран», «Музыкальная жизнь».
Со 2-й половины 50-х годов
активизировались международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский
кинофестиваль, стал проводиться в Москве Международный конкурс исполнителей им.
П.И. Чайковского. Советские люди получили возможность познакомиться с зарубежным
изобразительным искусством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина, которая перед войной была переведена в запасники. Стали
проводиться выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана.
Широкий общественный резонанс получила выставка П.Пикассо в 1956 г.
«Укреплению культурных контактов
способствовал Московский международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г.».
Для многих советских людей фестиваль дал возможность впервые познакомиться с художественным
творчеством в зарубежных странах».18
«Значительно расширилось участие
советских ученых в работе международных научных организаций и печатных органов,
в международных научных конгрессах и совещаниях. В 1956 г. с согласия Советского
правительства были рассекречены принципиальные направления работ в области ядерного
синтеза, а делегация советских физиков во главе с И.В. Курчатовым посетила английский
атомный центр в Харуэлле. С 193 г. в СССР стали издаваться реферативные журналы
с обзорами мировых научных изданий. Преодоление пренебрежительного отношения к западным
научно-техническим достижениям благоприятно сказывалось на развитии советской науки».19
В 50-е годы партия взяла курс
на ускорение научно-технического прогресса и соединение науки с производством. Основы
этой политики были закреплены в постановлениях Совета Министров и Пленума ЦК партии
(28 мая 1955 г. «Об улучшении дела изучения и внедрения в народное хозяйство опыта
и достижений передовой отечественной и зарубежной науки и техники», 1955 г. – Пленум
ЦК КПСС). В 1961 г. был создан Государственный комитет по координации научно-исследовательских
работ. Отчетливо проявились и стали возрастать тенденции, свидетельствующие о вступлении
страны в эпоху научно-технической революции (НТР).
Но это было только начало
долговременных процессов, формирующих новые условия труда и быта людей. Почти в
12 раз за 20 лет выросли расходы государства на науку: с 1 млрд. руб. в 1950 г.
до 11,7 млрд. руб. в 1970 г.
Формирование новых научных
коллективов отразило две тенденции в развитии науки – углубление специализации и
взаимопроникновение отраслей науки. В конце 50-х годов сформировался крупный научный
центр на востоке страны – Сибирское отделение Академии наук СССР.
С 1963 г. на Академию наук
СССР была возложены функции государственного органа управления развитием теоретической
науки, были созданы научные советы. Повысилась роль высших учебных заведений в развитии
науки. Всемирную известность получила школа химиков Казанского университета (А.Е.
Арбузов и Б.А. Арбузов).
Оживлению научной жизни способствовало
издание новых научных журналов. Появились новые журналы по различным отраслям обществоведения.
Наибольшее влияние на научно-технический
прогресс и на все естественные науки оказывала физика. Фундаментальные теоретические
исследования физиков получили широкое признание во всем мире. В 1962г. Л.Д. Ландау
была присуждена Нобелевская премия за разработку теории жидкого гелия. Оживлению
научной жизни способствовало издание новых научных журналов. Количество естественнонаучных
и специальных технических журналов увеличилось более чем на 100.
Успехи советских ученых в
области физики ядра привели к возникновению новых отраслей народного хозяйства –
атомной энергетики и атомной промышленности. Началось строительство более мощных
Сибирской, Воронежской и Белоярской атомных станций. В 1957 г. был спущен на воду
первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Достижения ядерной физики
нашли свое применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.
Развитие физики полупроводников
повлекло за собой подлинную революцию в технике.
Фундаментальные исследования
в области квантовой электроники Н.Г. Басова и А.М. Прохорова, отмеченные в 1964
г. Нобелевской премией, ознаменовали новый этап в развитии радиоэлектроники.
Теоретические исследования
математиков В.С. Кулебакина, Н.Н. Боголюбова, Н.М. Крылова способствовали созданию
систем автоматического регулирования непрерывных производственных процессов.
В 60-е годы математические
методы проникают в различные области науки и народного хозяйства: биологию, языкознание,
археологию, истории.
Мировое значение приобрели
работы Н.Н. Семенова по исследованию химических цепных реакций.
В 1956 г. впервые в воздух
поднялся турбоядерный самолет ТУ-104. Советский Союз открыл человечеству дорогу
в Космос. «Общественные науки получили мощный импульс. Для своего развития, однако
полностью реализовать его не удалось. Административная система руководства наукой
осталась… неизменной. Многие темы и имена находились под негласным запретом, ограничивался
доступ по многим архивным фондам… для общественных наук этого времени характерно
создание многотомных коллективных трудов:… «Всемирная история», «История Великой
Отечественной войны», «История русского искусства»… и др.»19
В связи с подготовкой и проведением
экономической реформы 1965г. выросло значение экономической науки. Широко стали
использоваться математические методы в планировании и решении экономических задач.
Началось возрождение социологических исследований, прерванных после 20-х годов.
В 1968 г. был создан и начал действовать с 1972 г. Институт социологических исследований.
Складывалось новое отношение
к науке в целом, появилась новая отрасль знания – «наука о науке» (или науковедение),
включающая в себя такие дисциплины, как логика и методология науки, социология,
история, экономика науки и др.
Задача перехода ко всеобщему
среднему образованию молодежи была поставлена еще до войны. Однако выполнение ее
растянулось на долгие годы. К концу 40-х годов все еще имелись недостатки в содержании
обучения. Учебные программы были оторваны от достижений науки и техники. Школьное
образование не было политехническим.
ХХ съезд партии подтвердил
курс на политехнизацию среднего образования. Новый курс в развитии школы нашел свое
воплощение в законе «Об укреплении связи школы с жизнью», принятом 24 декабря 1958г.
сессией Верховного Совета СССР. Согласно Закону 1958 г. было перестроено и профессионально-техническое
образование: - создавалась единая сеть строительных училищ, училищ механизации и
др. Профессионально-технических училищ со сроком обучения от одного до трех лет.
Школьная реформа 1958 г. в
значительной степени себя не оправдала, так как школы не располагали необходимой
магистральной базой.
В 1964 и 1966 гг. в Закон
о школе были внесены некоторые изменения.
«Изменилось соотношение между
различными формами обучения. Большое внимание уделялось высшему заочному и вечернему
образованию для людей, занятых на производстве. Если в 1945/46 учебном году на вечерних
и заочных отделениях ВУЗов учились 28% всех студентов, то в 1960/61 учебном году
– 51,7%»19
в 1957 были введены новые
правила приема в ВУЗы: преимущество предоставлялось имеющим стажи работы не менее
двух лет, или демобилизованным из Советской Армии. В ВУЗах увеличилась доля рабочей
и сельской молодежи.
«В середине 60-х годов правила
приема в ВУЗы были изменены: конкурс для школьников и производственников проводился
отдельно… Курс в развитии высшей школы не изменился… Но продолжался поиск методов
решения задач высшего образования».20
Что представляла собой идейная
и культурная жизнь общества в годы «оттепели»?
происходившие перемены были
связаны с попыткой восстановления ленинских норм партийной и государственной жизни,
преодоления последствий культа личности Сталина.
В центре идейной жизни советского
общества оказались вопросы о перспективах развития.
Необходимо было определить
достигнутый уровень развития социализма и сформулировать задачи социалистического
и коммунистического строительства на будущее. Остро стояли вопросы управления народным
хозяйством. Глубокого мировоззренческого осмысления требовали достижения науки и
техники, их влияние на общественные отношения, человеческую психологию, культуру,
быт.
Был сделан вывод о полной
и окончательной победе социализма в СССР и невозможности реставрации капитализма,
разработана и принята третья Программа КПСС, определившая основные задачи на пути
строительства коммунизма. Однако «не все оценки и выводы нашли свое подтверждение.
Оказался преждевременным перевод задач развернутого строительства коммунизма в плоскость
непосредственных практических действий».21 Были допущены просчеты в сроках
решения ряда конкретных задач. Вместе с тем успехи в развитии народного хозяйства,
выдающиеся научно-технические достижения, рост активности масс вселяли в людей в
то время убежденность в реальности грандиозных планов коммунистического строительства.
Их вера поддерживалась и укреплялась проводимой партией пропагандистской и агитационной
работой.
Основным направлением совершенствования
идеологической работы партии в эти годы было укрепление ее связи с жизнью. Осуждался
догматический начетнический подход к изучению марксизма-ленинизма.
Широкий размах получила экономическая
учеба. Центр тяжести агитационной работы перемещался непосредственно на рабочее
место – в цех, в бригаду, на ферму, в звено.
Освоение целины, запуск первого
искусственного спутника Земли, полет человека в Космос – это рождало горячий отклик
в сердцах людей, поддерживало их энтузиазм и уверенность в новых победах.
Устремленность в будущее пронизывала
возникшее в 1957 г. движение за коммунистический труд. Девизом рабочих, включившихся
в соревнование за звание бригад коммунистического труда, стал лозунг «Учиться работать
и жить по-коммунистически!».22
В эти годы по инициативе передовых
рабочих были созданы народные университеты культуры. Большую помощь в этом оказала
научная и художественная интеллигенция, работавшая, как правило, на общественных
началах.
«Курс ХХ съезда партии на
демократизацию общественной жизни и на преодоление последствий культа личности вызвал
противодействие со стороны некоторых членов Президиума ЦК: В.М. Молотова, Л.М.Кагановичча,
Г.М. Маленкова и других. Явные и тайные защитники системы культа личности оставались
в различных социальных слоях общества, в научных учреждениях, в институтах и на
предприятиях, среди руководящих работников и рядовых. Этим объясняется противоречивость
и непоследовательность процесса реализации решений ХХ съезда и постановления ЦК
партии от 30 июня 1956 г. Пережитки культа личности выразились, в частности, в непомерном
возвеличивании заслуг Н.С. Хрущева органами массовой информации и пропаганды. Пережитки
недавнего прошлого в идеологической работе вели к возрождению догматизма, начетничества,
к отрыву от практики».23
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|