Дипломная работа: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Татарстан
В своих работах Макконел
и Брю называют пять основных направлений государственного вмешательства:
1)
обеспечение
правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному
функционированию рыночной системы;
2)
защита
конкуренции;
3)
перераспределение
доходов;
4)
перераспределение
ресурсов;
5)
меры по
стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и
обеспечение полной занятости).[36, С. 45]
Опираясь на этот
перечень, можно предложить следующую классификацию направлений государственного
регулирования рыночной экономики:
1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы,
способствующих эффективному функционированию рыночной системы:
-
гарантирование государством (через принятие соответствующих правовых норм и
контроля за их исполнением) права частной собственности, без которой невозможно
сформировать рыночную экономику;
- предоставление юридического статуса хозяйствующим
субъектам (государственное регламентирование организационно- правовых форм
субъектов предпринимательской деятельности);
- государственное регламентирование договорных
отношений между субъектами рынка, а также между ними и гражданами;
регламентирование государством ответственности сторон за невыполнение
(ненадлежащие выполнение) взятых на себя обязательств;
- выполнение
государством (его судебными органами) функций арбитража при разрешении споров,
возникающих между сторонами в ходе осуществления предпринимательской
деятельности;
- поддержание общественного порядка, обеспечение
безопасности граждан, защита их собственности;
- охрана окружающей среды;
2) защита конкуренции и ограничение монополистической
деятельности:
-
введение запретительных мер в отношении любых действий, направленных на
ограничение свободной конкуренции;
-
контроль за деятельностью естественных монополий путем государственного
регламентирования цен на соответствующие товары и услуги, а также путем
регламентирования их качества;
3)
перераспределение доходов (трансферты):
-
применение прогрессивных ставок налогообложения, предусматривающих рост
той их части, которая отчисляется в виде налога государству для удовлетворения
общественных нужд;
-
установление
минимального размера оплаты труда;
4) перераспределение ресурсов:
-
в целях
финансирования природоохранных мероприятий;
-
для финансового
обеспечения строительства и эксплуатации маяков и т.д.;
-
для
финансирования сферы услуг;
5.
государственная
поддержка отдельных видов бизнеса;
6.
государственное
регламентирование трудовых отношений, поддержка социального партнерства;
7.
государственное
регламентирование внешнеторговой деятельности;
8.
регулирование
валютного курса;
9.
стабилизация
макроэкономических процессов.
Для того чтобы осуществлять государственное
регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые,
экономические и административные рычаги.[43, С. 525]
Экономические рычаги
воздействуют на субъекты предпринимательской деятельности не прямо, а
посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не
запрещают, не ограничивают деятельность, но заставляют предпринимателя
принимать решения о целесообразности расширения, сохранения или прекращения
своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических
условиях.
К таким рычагам можно
отнести денежно — кредитную, бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую
политики.
Денежно — кредитная
политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике,
т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми орудует Центральный
банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по купле
— продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке [17, С. 23-29].
Проведение бюджетной
политики позволяет реализовывать три основные функции — фискальную,
регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству
создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция
регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической
сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного
государственного регулирования в социальной сфере.
Налоговая политика
является важнейшей составляющей в системе методов государственного
регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и
фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и
государства. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие
экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными,
общефедеральными. Формы налоговых льгот — налоговые кредиты, пониженные ставки,
отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы
Внешнеэкономическая
политика как косвенный метод государственного регулирования предпринимательской
деятельности включает в себя три основные группы инструментов: общие,
направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные
на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на
прямую поддержку государством экспорта [19, С. 23-29]
Административные, т.е.
методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические
методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.
Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно
использовать в следующих областях:
1) естественная государственная
монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);
2) охрана окружающей среды и
использование ресурсов;
3) сертификация, стандартизация,
метрология;
4) социальная политика; прежде всего
имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни
населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и
др.);
5) внешнеэкономическая деятельность
(лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом
и т.д.).
К прямым методам
регулирования относятся, система ценообразования, режим квотирования, политика
доходов, лицензирования.
Система ценообразования
используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических
рынков.
Применение режима
квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых
товаров на внутреннем рынке.
Политика доходов находит
свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, уровня оплаты
нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.
Лицензирование относится
к наиболее действенным методам регулирования государством отдельных видов
деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и
безопасности государства.
Правовые рычаги
регулирования предпринимательской деятельности воплощены с помощью
постановлений Правительства, законов, подзаконных актов и других нормативно —
правовых документов. К ним можно отнести защиту прав потребителей со стороны
государства, осуществляемую через систему нормативно — правовых актов,
определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей,
систему государственной и общественной защиты потребителей.[28, С. 39]
Для создания нормальных
условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема
экономики государство должно проводить фискальную, научно — техническую,
инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно — денежную и другие виды
политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические,
так и административные методы.
Проанализировав основные
направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской
деятельности можно выделить пять основных направлений:
1)
обеспечение
правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному
функционированию рыночной системы;
2)
защита
конкуренции;
3)
перераспределение
доходов;
4)
перераспределение
ресурсов;
5) меры по стабилизации экономики в
целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).
Для того чтобы
осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы
определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги.
1.3 Зарубежный опыт государственного
регулирования предпринимательской деятельности
Сектор малых и средних
предприятий является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной
системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально
существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и
производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные
предприятия, однако основой жизни этих стран являются малые и средние предприятия
как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено
большой социально-экономической значимостью сектора малых и средних
предприятий, которые объединяют жизненные интересы основной массы населения,
вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Социальная значимость
определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых
предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной
из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой
рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает
основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в
соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая
приспособляемость малых и средних предприятий и массовый охват практически всех
сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют
стабильности политического климата [47, С. 62-66].
По данным Всемирного
банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования, в
ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8%, и, наконец, через
5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее количество малых предприятий,
как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий
постоянно рождаются новые. Сопоставление данных о выживаемости малых
предприятий с относительной стабильностью их общей численности и объемами
производства, указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных
процессов внутри сектора малых и средних предприятий, способствующих
оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
(Приложение 1).
Приведенные данные
указывают на фундаментальную роль малых и средних предприятий в
социально-экономической и политической жизни каждой страны, т.к. в них
действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть
экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так,
удельный вес предприятий сектора МСП в таких странах как США, Япония, Германия превышает
99% от их общем количества. Из 880 тысяч промышленных предприятий Японии только
4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС
количество предприятий с численностью занятых свыше 500 чел. не превышает 12
тысяч.
Рассмотрим
государственное обеспечение развития и поддержки малых и средних предприятий во
Франции.
Государственная политика
направлена на создание и рост новых малых и средних предприятий, экономическое
развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной
деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы
обслуживания малых и средних предприятий с целью обеспечение их экономической
устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Эта политика
отражена в пятилетних планах и программах, согласованных правительством с
регионами и финансируется ими в равных долях, с привлечением средств из фондов
ЕС и частного капитала.
Базовые государственные
программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития малого
предпринимательства отражены в Таблице 1.
Таблица 1 Базовые
государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития
малого предпринимательства во Франции
Программы |
Количество |
Содержание программ |
Государственные и региональные программы
Гос. гарантиии €3,7 млрд.
Гос. кредиты €7,3 млрд./
Частный капитал € 70 млрд.
|
44 |
12 прорамм ЕС
-11 финансовой поддержки
6 резмещений контрактов
7 специальных и инновационных
программ
8 обучение и консультирование
|
Региональные отделения ДМСП |
26 |
Во всех регионах страны |
Уполномоченные кредитно –
финансовые организации |
480 |
228 местных отделений
197 кредитно – финансовых
организаций
|
Центры развития
предпринимательства |
Около 600 |
оказание услуг в «одно окно»
обучение и консультирование
техническая помощь и информация
|
Консультационные центры |
|
Объединяют 1400 консультантов по
всем видам деятельности |
Бизнес – инкубаторы, технопарки и
инновационные центры |
216 |
Расположены во всех регионах,
крупных городах, промышленных и научных центрах |
Социально – ориентированные
центры предпринимательства |
41 |
26 ценров женского бизнеса
15 центров (инвалиды, ветераны и
др.)
|
Информационные центры |
34 |
Оказывают комплекс информационных
и коммуникационных услуг |
Экспортные агентства |
26 |
Во всех регионах, с отделениями в
крупных городах и промышленных цетрах |
Структуры общественной поддержки
и защиты интересов малого и среднего предпринимательства |
Более 800 |
более 200 промышленных ассоциаций
375 ассоциаций потребителей
46 торговых конфедераций
180ТПП и др.
|
Программы реализуется
государственными и уполномоченными партнерскими организациями. Министерство
финансов, экономики и промышленности (МФЭП) решает комплексно вопросы
реализации национальной экономической и технической политики. Для этого
учрежден "Банк развития малых и средних предприятий" (БРМСП) и в МФЭП
создан "Департамент по делам малых и средних предприятий,
ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связи с
потребителями" (ДМСП) (Приложение 2).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|