рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Босния и Герцеговина, Воеводина, Сербия, Словения, Хорватия в XIX – начале ХХ вв.

Правление Александра Карагеоргиевича и “уставобранителей”. Внешнеполитическая программа Сербии “Начертание”

В 1842 г. князь Михаил также был вынужден бежать в Австрию, а к власти окончательно пришли противники Обреновичей. Они называли себя “защитниками конституции” (“уставобранителями”). Приглашенный ими на сербский престол младший сын Карагеоргия Александр (1842 – 1858 гг.) в 1843 г. был избран Народной скупщиной.

За 15 лет правления уставобранители укрепили государственно-бюрократическую систему, уверенно развивая полицейский режим в стране. Законник 1844 г. статьей о защите частной собственности закладывал основы для развития экономики государства. Капитализм коснулся и сельского хозяйства, но процесс распада задруг шел медленно. Зато быстрыми темпами формируется новый класс-страта в сербском обществе - чиновничество. Эта необходимая составная часть государственного аппарата наделяется в Сербии особыми привилегиями и становится мощной опорой режима. Наряду с чиновниками-администраторами государство нуждалось в юристах, учителях, врачах, офицерах, землеустроителях, священниках, инженерах. Сотни молодых людей в 40-50-е гг. XIX в. были отправлены на государственный счет для обучения за границу - преимущественно во Францию, Германию, Австрию, позже в Россию. Эти крестьянские дети возвращались не только обогащенные знаниями, но и приобщившиеся к новым либеральным и революционным идеям. Они составили ядро будущей сербской интеллигенции, определившей всю последующую политическую и экономическую стратегию сербского государства. Они же создали и первые сербские политические партии, определили направление сербской дипломатии, заложили основы развития сербской литературы и искусства. Выступая сначала единым фронтом за проведение радикальных преобразований в стране, они впоследствии стали непримиримыми врагами, по-разному понимая пути осуществления этих преобразований. Общим для них было, пожалуй, лишь одно - стремление к объединению сербских земель и достижению полной государственной независимости.

Эта главная задача Сербии получила в 1844 г. и вид официальной государственной программы. Составленная с помощью польской эмиграции, эмиссары которой приезжали в Сербию из Франции, программа эта, получившая название “Начертание”, до 1918 г. была основой внешнеполитической концепции Сербии. Документ этот был секретным и содержал план создания сильного и обширного государства “Великая Сербия”. По мнению одного из создателей документа, долгие годы руководившего внешней политикой Сербии Илии Гарашанина, к Сербскому княжеству следовало присоединить прежде всего Боснию и Герцеговину, добиться выхода к морю. Для реализации этого плана велись переговоры с Черногорией о возможности объединения ее с Сербией. Планировалось поднять общебалканское антитурецкое восстание и заручиться поддержкой великих держав. “Начертание” определяло и приоритеты внутренней политики - прежде всего создание современной хорошо вооруженной армии. Эта задача оставалась неизменной, несмотря на смену династий и правительств.

Очередной кризис власти и смена династии произошли в 1858 г. в ходе так называемой Святоандреевской скупщины. Собрание народных посланников, начавшееся в Белграде в день св. Андрея (30 ноября), обвинило князя в злоупотреблении властью, поборах, в том, что скупщина не собиралась 10 лет. Лидировали на скупщине молодые сербские либералы Е. Груич, М. Янкович, М. Алимпич, сторонники решительной европеизации Сербского княжества в духе современных им символов прогресса: реорганизации системы судопроизводства, налогообложения, введения института политической ответственности правительства. На этом пути к парламентаризму либералы шли вместе с консерваторами, недовольными Александром Карагеоргиевичем, правителем слабым, подверженным сильному австрийскому влиянию. В Сербию был вновь призван после 20-ти летней вынужденной эмиграции князь Милош Обренович и тут же установил к глубокому разочарованию либералов режим личного правления. За год своего правления (1859-1860) он расправился с либералами, заключая их в тюрьмы и высылая из страны. Лишь после его смерти в сентябре 1860 г. приходом к власти его сына Михаила, возродились надежды на новую конституцию и реформы.

Князь Михаил придерживался курса реформ, но проводил их осторожно, умеренно, стараясь не провоцировать недовольство Порты и внутренней консервативно настроенной оппозиции. Скупщина созывалась им регулярно, но роль ее свелась к совещательной. Существенно были ограничены права ранее всевластного Государственного совета, - он полностью комплектовался князем и подчинялся ему. Князь Михаил последовательно и плодотворно выполнял программу “Начертание”. В 1861 г. был принят закон о народной армии, установивший всеобщую воинскую повинность. Сербская армия теперь в случае мобилизации достигала 90 тыс. человек, она обладала собственным, хотя и небольшим, офицерским корпусом. С 1862 по 1867 гг. велись переговоры с Турцией о выводе турецких гарнизонов из шести сербских городов. В 1862 г. после вооруженного столкновения с жителями Белграда, поводом для которого послужило убийство турецкими солдатами сербского мальчика, турецкий гарнизон обстрелял город снарядами. Инцидент этот вызвал вмешательство держав-гарантов, и в 1867 г. Порта ликвидировала свои военные гарнизоны на территории Сербии.

В 1866 - 1868 гг. Сербия становится центром подготовки и создания блока антитурецких сил на Балканах - Балканского союза. Были подписаны секретные договоры с Грецией, Черногорией, Румынией, проведены переговоры с лидерами хорватских и болгарских национально-освободительных организаций, развернута широкая сеть агентов, готовящих восстание в Боснии и Герцеговине, Старой Сербии. Задачей Балканского союза было совместное выступление против Османской Турции, освобождение Балканского полуострова и раздел территории между союзниками. Но эта задача осуществлена не была, так как весной 1868 г. лидер Балканского Союза - князь Михаил был убит в Белграде заговорщиками.

После смерти бездетного князя на престол вступил его четырнадцатилетний родственник Милан Обренович (1868 – 1889 гг.). В 1868 г. регенты малолетнего князя во главе с председателем либерального правительства Йованом Ристичем разработали и предложили скупщине проект новой конституции, принятой летом 1869 г. Сербия объявлялась “конституционной монархией с народным представительством”. Скупщина становилась важным компонентом в политической жизни страны, ее роль значительно возросла. Борьба за места посланников в скупщине - новая черта политической жизни Сербии во второй половине ХIХ в. В то же время ограничение прав скупщины только законодательной инициативой вызвало в последующие годы стремление к расширению ее полномочий. Наиболее радикальные требования в этом вопросе высказывали сербские социалисты - Светозар Маркович, Адам Богосавлевич.

В период регентства - 1869-1872 - сербские либералы у власти приняли ряд законов и постановлений, способствовавших развитию капиталистических отношений в стране и укреплению буржуазной государственности. Противниками их были как недовольные “свободами” консерваторы, так и стремящиеся к революционным преобразованиям радикалы. Борьба за власть между этими группировками, оформившимися в начале 80-х гг. в политические партии, становится основным содержанием внутриполитической жизни Сербии в конце XIX века.

Во внешней же политике либералы были сторонниками активных действий по реализации программы “Начертание”. Они попытались ее реализовать в период Восточного кризиса 1875 - 1878 гг., охватившего весь Балканский полуостров. После начала в 1875 г. восстания в Герцеговине и Боснии, сербское правительство приступило к реализации идей Балканского Союза. Однако организовать, как планировалось, общебалканское восстание весной 1876 г. не удалось. Сербия все же решилась начать самостоятельно войну со своим сюзереном - Турцией, заручившись поддержкой только одного союзника - Черногории. Война началась в июне 1876 г. и продолжалась четыре месяца. Сербское правительство, начиная эту заранее обреченную на поражение войну, рассчитывало на поддержку и вмешательство России. В том, что Россия выступит на стороне Сербии и объявит войну Турции уверяли сербов славянофильские лидеры, представитель которых генерал Черняев прибыл в Сербию перед началом боевых действий и возглавил один из фронтов. Около пяти тысяч русских добровольцов прибыли в Сербию, чтобы участвовать в войне, однако силы были неравны и в октябре 1876 г. Сербия перед угрозой полного разгрома заключила перемирие с Турцией.

Обескровленная и разоренная войной страна, принявшая десятки тысяч беженцев из Боснии и Герцеговины, с трудом решилась присоединиться к русской армии, вступившей в апреле 1877 г. в войну с Турцией. Только после решительного перелома в русско-турецкой войне 1877-78 гг. - взятия Плевны и перехода русской армии через Балканы, сербское правительство объявило в декабре 1877 г. о возобновлении войны с Турцией в союзе с Россией. Однако результаты войны, определенные условиями Берлинского трактата, (июль 1878 г.), разочаровали сербов и подорвали престиж либерального правительства. Сербия признавалась полностью независимым княжеством, получала 4 новых округа с населением в 300 тыс. человек, но главная задача - присоединение Боснии и Косово выполнена не была. Более того, Босния и Герцеговина были оккупированы, согласно условиям трактата, Австро-Венгрией, что делало нереальными дальнейшие притязания Сербии. Выход к морю был закрыт. С этого времени Босния становится объектом австро-сербского спора, приведшего впоследствии к открытому конфликту, послужившему поводом к мировой войне 1914 - 1918 гг.

3. Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII века - 1878 г.)

Черногория в конце XVII - начале ХIХ вв. представляла собой юридически составную часть Османской империи, но на практике уже с конца XVII в. фактически самоуправляемую иерархию. Ее вассальные отношения с Портой сводились лишь к уплате дани, которая впрочем поступала весьма нерегулярно. Небольшое горное бесплодное пространство с населением около 80 тыс. человек, при полном отсутствии городов и четко определенных границ - такой представлялась Черногория в начале XIX в. Центром Черногории являлся Цетинский монастырь, вокруг которого было разбросано несколько домов черногорских старейшин.

Специфика развития Черногории заключалась в ее географической изолированности горами от других частей империи. Единственной контактной зоной с христианским государством был район Боки Которской, до 1797 г. принадлежавший Венеции, а затем перешедший под австрийское управление. Здесь происходила меновая торговля черногорцев продуктами своего натурального хозяйства на соль, боеприпасы, домашнюю утварь. Экономическое положение черногорских земель, где единственной отраслью хозяйства было разведение овец и коз на скудных растительностью склонах гор, было бедственным, и если бы не помощь России, которая с конца XVIII в. почти ежегодно снабжала Черногорию хлебом, стране угрожал бы голод. Ремесла в Черногории развиты не были, не было дорог, различие в имущественном положении племенных старейшин и рядовых черногорцев было минимальным.

Приобретение плодородных земель в долинах Герцеговины, в районе Скадарского озера и Приморья было таким образом для Черногории насущной необходимостью. Расширение территории, выход к морю наряду с задачей получения официальной независимости становятся политической программой черногорских правителей вплоть до 1878 г.

В конце XVIII в. и в первой половине XIX в. во главе Черногории стояли духовные лица - черногорские митрополиты, а с 1851 г. - светские правители - князья. Причина полутеократического характера власти Черногории в первой половине ХIX в. была не только в той особой объединяющей роли, которую традиционно играла православная церковь для разрозненных черногорских племен, но и в характере черногорско-русских отношений. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мира, Россия являлась покровительницей единоверцев в Османской Турции, и, принимая у себя черногорского митрополита, оказывая материальную помощь черногорскому населению, формально соблюдала принцип невмешательства во внутренние дела Порты, лишь помогая православным.

Основными задачами черногорских правителей в XIX в. во внутренней жизни Черногории были:

- преодоление разобщенности и вражды черногорских племен;

- централизация власти, организация государственного аппарата управления и безусловное подчинение племенных старейшин правителю;

- ликвидация пережитков родо-патриархального уклада жизни, таких как кровная месть, самосуд, другие проявления обычного права;

- формирование отрядов регулярной армии.

Национальные задачи Черногории требовали консолидации всех сил, а страна постоянно находилась в междоусобных распрях. Черногорские племена (негуши, пиперы, васоевичи, куча, белопавливичи и др.) традиционно враждовали между собой.

Задачу прекращения племенной розни решали правившие Черногорией в первой половине ХIХ в. духовные владыки, митрополиты из племени негушей Петр I Негош (1782 – 1830 гг.) и Петр II Негош (1830 – 1851 гг.).

Во время правления Петра I Негоша был принят “Законник” (1798 г.), регулирующий имущественные отношения, сформировано правительство и создан прообраз государственного аппарата - Народная канцелярия. На основании статей "Законника" Петр I Негош и его правительство пытались решать как гражданские и уголовные дела, так и организовать сбор налогов для поддержания центральной власти. Мероприятия эти наталкивались на сопротивление племенных старейшин. Петр I продолжал совершенствовать “Законник”. Внося в него новые статьи, пытался он реформировать и систему управления краем. В своей реформаторской деятельности он опирался на поддержку России. Особенно тесными были контакты Черногории и России в период наполеоновских войн, когда разрабатывался даже русский план создания на Балканах автономных или независимых государств в качестве заслона Наполеону. Центральная роль здесь отводилась Черногории. Однако после Тильзитского мира Россия отказалась от этой мысли и черногорский владыка безуспешно пытался добиться хотя бы присоединения к Черногории отвоеванной черногорцами у Наполеона Боки Которской. Несмотря на неудачу своих внешнеполитических инициатив и некоторое ослабление черногорско-русских связей, Петр I Негош оставил своему племяннику и преемнику Петру II Негошу наказ: “Богу молись и России держись”, ставший лозунгом черногорских правителей и в последующие времена.

Черногорский владыка Петр II Негош за свою недолгую 37-летнюю жизнь успел проявить себя как незаурядный политический деятель, искусный дипломат, храбрый военачальник и талантливый поэт. За время своего правления он не только упрочил авторитет Черногории, но и провел целый ряд важных преобразований внутри страны. К их числу относятся создание высшего административного и судебного органа страны - Правительствующего совета - взамен упраздненного правительства, формирование основы регулярной армии - гвардии, усовершенствование системы налогов. Петр II сумел добиться уточнения черногорско-герцеговинской и черногорско-австрийской границы. Отношения с Россией не всегда были ровными, инициативы черногорского владыки вызывали недовольство правительства Николая I, но денежные субсидии Черногории выплачивались регулярно и были фактически главной и единственной статьей государственного бюджета. Петр II был сторонником югославянского объединения, поддерживал сербскую программу “Начертание” и склонялся к объединению Сербии и Черногории под скипетром сербской династии. Главной политической задачей для него было приобретение Черногорией независимости.

Эта задача после его скоропостижной смерти в 1851 г. решалась и следующими черногорскими правителями - князьями Данилой (1851 – 1860 гг.) и Николой (1860 – 1918 гг.). Данило, племянник Петра II Негоша, не захотел принять монашество, стал светским правителем Черногории и в сентябре 1852 г. провозгласил себя князем Черногории. Для упрочения финансового положения страны князь Данило ввел подоходный налог, таможенные пошлины, принял новый законодательный кодекс. Так называемый “Законник князя Данилы” декларировал равенство всех черногорцев перед законом, определял права и обязанности князя и других должностных лиц, регулировал семейные и имущественные отношения. Законник был составлен в соответствии с европейскими нормами буржуазного права и был важным инструментом для проведения политики централизации и стабилизации. Князь Данило также стремился к расширению черногорской территории. В результате успешных боевых действий в 1858 г. и победы черногорцев над турецкой армией при Грахово было проведено при содействии великих держав черногорско-турецкое разграничение и расширение Черногории в сторону Герцеговины и Скадарского санджака, что увеличило население Черногории до 130 тыс. человек, а ее территория составляла теперь около 5 тыс. кв. км.

Наследовавший после смерти князя Данилы черногорский престол его племянник Никола направил все усилия на приобретение Черногорией независимости. Эту задачу он стремился решать совместно с Сербией. Черногория в 1867 г. присоединилась к Балканскому союзу и участвовала в выработке плана совместных боевых действий. Вместе с тем князь Никола претендовал на лидерство в будущем союзе и даже рассчитывал занять престол объединенного сербо-черногорского государства. Соперничество его с сербскими династиями Обреновичей и Карагеоргиевичей продолжалось до 1918 г.

В 60-е гг. XIX века Черногория укрепляла свои вооруженные силы, получая поддержку Сербии и России. С начала восстания 1875 г. в Герцеговине и Боснии активно поддержала повстанцев, оказывая им военную и материальную помощь. В июле 1876 г. вместе с Сербией Черногория вступила в войну с Турцией и вела эту войну сначала в союзе с Сербией, а с апреля 1877 г.в союзе с Россией до окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Несмотря на то, что территориальное приращение Черногории было существенно урезано Берлинским трактатом по сравнению с Сан-Стефанским мирным договором, все же изменение в положении страны было кардинальным. Она получила независимость, выход к морю в районе гг. Бар и Ульцинь, а также плодородные земли с городами Подгорица, Никшич, Колашин и Жабляк.

4. Босния и Герцеговина в составе Османской Турции (конец XVIII века - 1878 г.)

Боснийский эялет, куда входили Босния и Герцеговина, существенно отличался от других территорий, заселенных славянами в составе Османской Турции. Географически пограничный Боснийский эялет был удален и изолирован от центра империи труднопроходимыми горами, что обусловило периферийный характер его политического и экономического развития. В экономическом плане Босния и Герцеговина были территориями чисто аграрными, со слабо развитыми городами, где сохранилось до конца XIX в. цеховое устройство ремесла. Одной из важнейших статей дохода провинции была торговля, преимущественно транзитная, поскольку Босния и Герцеговина были исторически сложившимся перекрестком торговых путей с Запада на Восток.

Этноконфессиональная картина Боснии и Герцеговины также отличалась от других балканских провинций Порты. Население провинции было по преимуществу славянским, с небольшим процентом турецкого, еврейского и цыганского элементов. Славяне в свою очередь делились до середины XIX в. не по этническому, а по конфессиональному признаку на мусульман, католиков и православных. Причем из всех славянских территорий Турции только в Боснии и Герцеговине сохранилась исламизированная славянская знать. Данные о точной численности населения и процентном соотношении различных конфессий до 1878 г. весьма противоречивы. Официальная турецкая перепись 1851 г., проведенная не подушно, а по дворам, определяла число жителей Боснии и Герцеговины в 1 077 000 человек, где большинство - 43% составляли православные, 34% - мусульмане, в том числе турки, и 23% - католики. Около 2 000 евреев-сефардов были сосредоточены в районе Сараево.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.