рефераты бесплатно

МЕНЮ


Трагическая роль русского народа в произведении А.С. Пушкина Борис Годунов, в опере М.П. Мусоргского Борис Годунов и картине В.И. Сурикова Боярыня Морозова

обе сестры были лишены прав состояния и заточены в монастырское подземелье

в Боровском. Там они и умерли от голода и холода.

Яркий и сильный характер боярыни Ф.П. Морозовой был в духе Василия

Сурикова. Его увлек образ пламенной русской женщины, ее душевная

несокрушимость и воля. Если до весны 1881 года художник только обдумывал

сюжет, то теперь именно Ф.П. Морозова завладела всеми его помыслами. У В.

Сурикова была единственная цель — показать свою героиню не затерянной в

толпе, а с предельной художественной убедительностью выделить сильные черты

ее характера. Надо было найти единственную композицию, которая могла бы

выразить обуревавшие В. Сурикова мысли, могла бы печальную судьбу боярыни

Ф.П. Морозовой превратить в рассказ о народной трагедии. Его не особенно

интересовали церковно-догматическая сторона раскола и драматические распри

боярыни с никонианцами. е в одиноком трагическом раздумье, не в муках

душевной борьбы хотел художник показать ее, а с народом и на народе.

Василий Суриков хорошо понимал, что история не делается народа и даже самая

выдающаяся историческая личность беспомощна вне народа. Там, где нет

народа, нет и героя. И трагедия Ф.П. Морозовой (как ее видел В. Суриков)

это не столью трагедия одной, пусть и такой незаурядной по силе характера

женщины. Это трагедия времени, трагедия всего народа. I

Три года писал В. Суриков свою картину. Эскиз следовал за эскизом, в

поисках натуры художник был неутомим. Где только ни побывал он за это

время, выискивая наиболее характерные персонажи, в гуще самой жизни черпая

будущих героев своей картины. Два холста с уже сделанными набросками он

забраковал, и лишь третий, изготовленный по специальному его заказу

(прямоугольник, положенный на большое ребро) удовлетворил мастера.

Чтобы собрать нужный материал, найти наиболее характерные типы людей,

которые могли бы послужить натурой для персонажей картины, Василий Суриков

поселился в Мытищах. Здесь по Ярославскому шоссе «столетиями шли целый год,

особенно летом, беспрерывные вереницы богомольцев, направлявшиеся Троице-

Сергиеву лавру. В. Суриков писал, захлебываясь, все; странников,

проходивших мимо его избы, интересных ему по типу».

Постепенно были найдены персонажи картины. Вот странник-богомолец —

типичная фигура Древней Руси, сохранившаяся почти без изменений на

протяжении столетий. Такие странники из года в год мерили шагами необъятные

просторы России. Странствующие богомольцы были и проповедниками, и

носителями новостей для народа, своим пешим паломничеством они

связывали отдаленные уголки страны, бывали очевидцами и народных бунтов, и

казней, и покаяний.

Сталкиваясь с различными сторонами русской жизни, соприкасаясь с

различными слоями населения, исходив вдоль и поперек российские просторы,

они накапливали в себе богатый материал для размышлений и рассказов. Таким

был странник и картине В. Сурикова. По всему видно, что пришел он издали

его сильная, коренастая фигура перепоясана широким ремне стянутые на груди

веревки поддерживают большую котомку, руках у него высокий посох с

затейливой ручкой — неотъемлемый спутник его странствий.

Этот бродячий философ полон глубокого сочувствия к закованной в цепи

боярыне Ф.П. Морозовой. За его широким поясом висит такая же

старообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки

боярыни. Он с состраданием смотрит на нее и в то же время погружен в себя,

как бы следуя за своей скорбной мыслью. Из всей многоликой толпы он более

других выражает раздумье по поводу происходящего события, столь важного в

трагической судьбе раскола.

А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном из

московских рынков. Он был в восторге от этого пьяницы, торговавшего

огурцами. Этого забулдыгу и озорника, которых в народе называют

«бесшабашной головой», В. Суриков приводит к себе домой, растирает ему

босые ноги водкой и торопится запечатлеть его на снегу, наблюдая розовую и

лиловую игру пятен. «Если бы я писал ад, — говорил впоследствии художник, —

то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Не успел художник

справиться с юродивым, как уже понадобилась новая натура. И он смешно и

трогательно гонится за старушкой-богомолкой, невольно пугая ее, и с

беспредельной жадностью хватает брошенной ею посох, чтобы тотчас же

«вставить» его в руки странника, который уже написан на картине.

Потом благоговейно склонилась в поклоне красивая девушка в синей шубке

и золотистом платке; вскоре были написаны монашенка и девушка со

скрещенными на груди руками; и стрельцы с бердышами, и мальчик в дубленом

полушубке; и ощеривший беззубый рот, торжествующе хохочущий поп в шубе и

высокой шапке; и тайные староверы.

Для картины был нужен глубокий снег, по которому боярыню Ф.П. Морозову

должны были везти в розвальнях. Розвальни оставляют в рыхлом снегу борозды

следов, но на раскате получается совсем особый след, и В. Суриков с

нетерпением ждет снегопада. А потом выбегает на улицу и долго идет за

первым попав-II имея обозом. С тех пор он часто ходил за розвальнями, где

бы очи ему ни встретились, заворачивал их к себе на двор, заставлял

проехать по снегу и тут же садился писать колею, как драгоценность, охраняя

ее от случайных прохожих.

Уже были написаны главки церквей, и сама улица, и дома, и счег, а В.

Суриков все продолжал искать главное — образ самой боярыни. Сам он потом

рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «...я на картине сначала

толпу писал, а ее после. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно

было лицо ее найти. Ведь сколько времени я его искал. Все оно в толпе теря

лось». Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи

Васильевны, и со своей жены... А потом как-то увидел он начетчицу с Урала,

и с нее написал этюд. «И как вставил i картину — она всех победила».

Смертельно бледное, изможденное, с горящими глазами, трепещущими

ноздрями и нервными губами, лицо боярыни полно такой страстной

убежденности, воли и огня, что от него трудно оторваться. В худощавой

фигуре Ф.П. Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она

сидит, судорожно вцепившись одной рукой в сани, а другая рука взметнулась в

двуперстном знамении — переданы В. Суриковым ее страстная жизнь и горестная

судьба.

Почему часами можно стоять перед этой картиной, все время открывая в

ней что-то для себя новое, разглядывая и переживая, удивляясь и восхищаясь

ее глубокой психологической достоверностью и любуясь чудесной игрой красок?

Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть

мученичество? Она склоняется перед ним, и именно в «обаятельной силе чужш

мук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин

притягательности «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняется

суриковская толпа. И мы...

Художника В.Сурикова всегда увлекали грандиозные сюжеты, в которых

воплощался дух эпохи, которые давали бы простор воображению и в то же время

предоставляли бы простор для широких художественных обобщений. И ещё его

всегда интересовали народные судьбы на широких перекрёстках истории. Боле

того во всём мире трудно назвать другого живописца, который так бы глубоко

проник в прошлое своего народа и так волнующе воссоздал его в живых

художественных образах.

В своих картинах он не судит и не выносит приговор, а как бы зовёт

зрителя пережить события прошлого, подумать о судьбах человеческих и

судьбах народных. «Вот так бывает сурова и подчас жестока действительность,

- говорит сам художник, - смотрите же и рассудите сами, кто здесь виноват,

кто прав».

Судьба русского народа волновала и других художников этого времени.

Это одна из причин, которая собрала их в одно общество.

В 70-80-е годы основные тенденции развития русского искусства

определяли молодые художники, объединившиеся под руководством В.Н.Крамского

в «Товарищество передвижных художественных выставок», в деятельности

которого большую роль играли критик В.В.Стасов и меценат П.М.Третьяков.

Главной причиной возникновения товарищества передвижных выставок было

стремление художников, порвав с мертвящими правилами академического

направления, начать новую линию искусства, тесно связанную с бытом и жизнью

народа.

Перед художниками открылась возможность отражать в искусстве

исторические, национальные и драматические эпизоды из жизни русского

народа. Передвижники обнажали противоречия капиталистического строя с

блестящим юмором и тонкой сатирой, с исключительной правдивостью изобличая

попов, купцов и закоснелых господ и тяжелую долю русского народа.

Товарищество возникло первоначально в Москва. Идею создания предложил

Г.Г.Мясоедов (1835-1911 гг.). Он увидел на опыте европейских художников,

что можно жить и работать в товарищеском сообществе, не зависящем ни от

каких эксплуататоров творческого труда.

Первоначально в товарищество вошли В.Г.Перов (1833-1882 гг.), Н.Н.Ге

(1831-1894 гг.), А.К.Саврасов (1840-1894 гг.), К.А.Савицкий (1844-1905

гг.), В.М.Касаткин (1859-1930 гг.), В.М.Максимов (1844-1911 гг.).

Примерно в это же время в Петербургской императорской академии

художеств тоже началось новое движение. В 1863 г. Художники И.Н.Крамской

(1837-1887 гг.), К.Е. Маковский (1839-1915 гг.), А.Д.Литовченко (1835-1890

гг.) и другие, отказавшись писать картины на предложенный академией сюжет

из скандинавского эпоса «Пир в Валгалле», в виде протеста покинули академию

и основали свободную Артель художников. Москвичи обратились к петербуржцам

с предложением объединиться. Но вскоре в петербуржской Артели произошел

распад: она постепенно превращалась в коммерческую организацию. Крамской

уехал в Москву и вступил в группу передвижников. Товарищество крепло. По

выработанному передвижниками Уставу, каждый член товарищества, продавая

картину или скульптуру, вносил часть суммы на общие расходы. Выставка

устраивалась ежегодно и передвигалась из города в город на средства самих

художников и постепенно получила очень большую популярность и народное

признание. Это было первое смелое выступление против диктаторства

самодержавия в искусстве. Художники как бы встали «на линию огня». И как ни

боролись с ними академические приверженцы, стараясь задушить свежую силу,

Товарищество росло, пополнялось новыми талантливыми мастерами. Очень

выразительны картины о судьбе простого народа Г.Г.Мясоедова. Например,

«Земство обедает». Над головами понурых, устало прислонившихся к стене

крестьян, пришедших со своими нуждами и жалобами в земское управление,

виднеется в раскрытом окне буфетная. Лакей с бакенбардами протирает

тарелки. Видно, что где-то в доме идет пышный обед, а мужики под окнами

жуют черный хлеб и луковицы. Выражение безнадежности, горького

разочарования и тяжелого раздумья на лицах мужиков об очень многом говорило

демократическому зрителю.

Трагическая роль русского народа, которого заставляют умирать за

благополучие богатеев, отражена в картине К.А.Савицкого «На войну».

В пестрой сумятице на вокзале будто слышатся выкрики новобранцев, плач

женщин, команды начальства. В застывшей фигуре равнодушного жандарма, в

насмешливом выражении лица мужика, стоявшего в стороне, как видно,

избежавшего призыва, художник показал произвол над русским человеком, что

очень актуально и в нашей современной жизни.

В 1884 г. к передвижникам присоединились такие крупные живописцы, как

Репин, Суриков, Левитан, Ярошенко, Васнецов, Поленов, Коровин, а в 1900 г.

– Серов.

С особо яркостью рассказывают о жизни русского народа картины

И.Е.Репина. Они неразрывно сливаются с нашими представлениями об

историческом прошлом страны, ее героях и народе, становясь неотъемлемой

частью нашего мировоззрения.

Еще учась в академии, И.Е.Репин пишет свои оригинальные полотна, сразу

же принесшие ему широкую популярность, и среди них картину «Бурлаки на

Волге». Она создавалась Репиным под сильным впечатлением увиденной им

сцены. Художник не только показал всю тяжесть подневольного труда бурлацкой

артели, но сумел глубоко и многогранно раскрыть характер каждого бурлака,

донести до зрителя могучую духовную силу, поддерживающую этих измученных

людей. Тема народной жизни, жизни крестьянства в России второй половины XIX

века стала для художника самой важной. Все наблюдения и размышления

художника о современной ему действительности воплощены в картине «Крестный

ход в Курской губернии». В этой картине он показал широкую панораму жизни

современной ему русской деревни, правдиво изобразил нищету и жалкое

прозябание деревенской бедноты, наглость и грубость полицейских, спесивую

важность богатеев.

Интегрированный урок на выбранную мною тему «Трагическая роль русского

народа в творчестве А.С. Пушкина, М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова» я думаю

провести когда буду знакомить учащихся с культурой России XIX века. Это

будет один из уроков знакомства учащихся с реалистическим течением в

искусстве России. Предварительно будет проведён урок, где я познакомлю

учащихся с особенностями стиля реализма и виднейшими писателями, поэтами,

композиторами, художниками, творчество которых так или иначе связано со

стилем реализма.

Урок в 8 классе

Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить о направлении в искусстве XIX

века – реализме. Какие же ведущие принципы реализма?

Дети: Правдивое изображение действительности, типичные образы в

типичных обстоятельствах, демократизм, гуманизм, повышенный интерес к

проблеме «личность и общество», критика бездуховности.

Учитель: Кого же мы можем считать основоположниками реализма в

литературе?

Дети: Основоположником реализма в литературе мы считаем А.С.

Пушкина. Работая над драмой «Борис Годунов», он окончательно перешёл от

романтизма к реализму.

Учитель: Что же было нового в этой драме, что отличает её как

произведение реалистической литературы?

Дети: Вместо привычных придворных трагедий классицизма Пушкин создал

образец народной драмы.

Учитель: Так давайте разберёмся каким же рисует А.С. Пушкин русский

народ в своей драме. В какой первой сцене можно считать народ главным

действующим лицом?

Дети: Это сцена уговоров Бориса на царство

(«Девичье поле. Новодевичий монастырь»)

Учитель: Так как же ведёт себя народ?

Дети: Большинство не понимает, что происходит, другие просто ведут

себя «как все».

Учитель: Прочитайте некоторые моменты.

Дети: «О чём там плачут?», «А как нам знать?», «Что нам ещё», «Да кто

их разберёт?».

Учитель: Ну посмотрите, что происходит дальше, народ «кричит»,

«вдохновляясь», но чем озабочен народ, тем, чем и бояре, избранием Бориса?

Или же просто тем, что престол пуст?

Дети: Народ просто боится, что нет царя.

Учитель: Конечно, по древнему опыту народ убеждён в том, что безначалие

гибельно. Безначалие – синоним сиротства. Как семью без отца, так народ без

царя ждут тяжёлые дни и тяжёлая судьба. А как вы считаете, это убеждение

связанно в прямую с личностью Бориса? Давайте посмотрим другую сцену

«Лобное место».

Дети: В этой сцене народ изменяет Борису и провозглашает здравицу

Самозванцу: «Да здравствует Димитрий, наш отец!», а прежде радовался

согласию Бориса: «Борис – наш царь! Да здравствует Борис!».

Учитель: На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написано народная музыкальная

драма «Борис Годунов» - одно из самых замечательных созданий русского

оперного искусства.

Вспомните, как называлось содружество русских композиторов, в которое

входил М.П. Мусоргский?

Дети: «Могучая кучка».

Учитель: Что же главным было для «кучкистов», какие принципы?

Дети: Реализм и народность.

Учитель: Да, М.П. Мусоргского волновала и увлекала больше всего судьба

русского народа. В одном из писем к своему другу и единомышленнику И.

Репину он так писал: «…народ хочется сделать, сплю и вижу его, ем и

помышляю о нём, пью – мерещится мне он, он один, цельный, больной,

неподкрашенный и без сусальностей».

Давайте сейчас послушаем как языком музыки композитор показывает нам

эту же сцену у Новодевичьего монастыря.

Звучит фрагмент оперы «Сцена у Новодевичьего монастыря».

Учитель: Воплощая образ народа, композитор осуществил новаторское

преобразование массовой сцены. В ней он впервые применил хоровой речитатив,

исполняемый отдельными персонажами или группами действующих лиц, выделенных

из народной массы. Реалистичность хоровых сцен «Бориса Годунова» достигает

той грани, что пролегает между живой действительностью и художественным

творчеством. М.П.Мусоргский – мастер музыкального портрета. Итак, кого

первым он рисует языком музыки в этой сцене?

(Напомнить музыку).

Дети: Это пристав.

Учитель: Да, эта музыка рисует пристава. Эту тему называют темой плётки.

Послушайте, какие интонации в музыке.

Дети: Лающие интонации, постоянные остановки.

Учитель: Далее, когда народ поставлен на колени, начинается хор «На кого

ты нас покидаешь?» Что представляет собой этот хор?

Дети: Это хор – плач.

Учитель: Правильно. Мусоргский, как и другие композиторы «Могучей кучки»

находили источник вдохновения в народном искусстве. А этот плач притворный

или настоящий?

Дети: (Дискуссия).

Учитель: Конечно, вот такие сцены, где персонажи простые мужики, бабы,

приставы, беглые монахи, семинаристы, подьячие, дети-сироты, юродивые –

прямо скажем не бывалыми дотоле, пришедшие прямо их жизни воспринимались

очень неоднозначно. Поэтому и драма Пушкина была поставлена через пять лет

после создания. А постановка оперы Мусоргского тоже мешала дирекции

императорских театров. Но роль народа, как действующего лица у Пушкина и

Мусоргского, не одинакова. У Пушкина большое место занимает развитие

боярской интриги. Мусоргский, работая над либретто, позволил себе сделать

некоторое существенное изменение. Отбросив кремлевские козни, высветил

главную идею – несовместимость нравственных позиций русского народа и

преступной царской властью. В финале трагедии у Пушкина «Народ

безмолвствует», Мусоргский же в сцене под Кромами развернул в опере картину

народного бунта. Подобный поворот как нельзя более соответствовал

народническим настроениям пореформенной эпохи.

Мастером по изображению массовых народных сцен был и художник

В.И.Суриков. Каким же рисует Суриков московский люд XVII века?

Дети: Очень разноликим. Мы видим людей различных сословий, разных

возрастов, в красивой одежде и рядом в лохмотьях, по-разному реагирующих на

проезжающую боярыню Морозову.

Учитель: Опять перед нами, как в драме Пушкина и опере Мусоргского,

личность и народ. Суриков не мыслит отдельных исторических лиц без толпы,

без народа. На полотне разворачивается народная драма с отчаянием, верой,

надеждой. Сколько разнообразных оттенков отношений и чувств к опальной

боярыне передает художник. Давайте посмотрим на отдельных персонажей в

толпе.

Дети: Вот странник. По всему видно, что пришел он издалека: его

сильная, коренастая фигура перепоясана широким ремнем, стянутые на груди

веревки поддерживают большую котомку, в руках посох с необычной ручкой.

Учитель: Три года писал Суриков свою картину. Эскиз следовал за эскизом,

в поиске натуры художник был неутомим. Где только не побывал он за это

время, выискивая наиболее характерные персонажи, в гуще самой жизни черпая

будущих героев своей картины.

Чтобы собрать нужный материал, найти наиболее характерные типы людей,

которые могли бы послужить натурой для персонажей картины, В.Суриков

поселился в Мытищах. Здесь по Ярославскому шоссе «столетьями шли целый год,

особенно летом, беспрерывные вереницы богомольцев, направляющихся

устроиться в Троице-Сергиеву лавру». В.Суриков писал, захлебываясь, всех

странников, проходивших мимо его избы, интересных ему по типу. Такой

странник-богомолец - типичная фигура на Руси, сохранившаяся почти без

изменений на протяжении столетий. Такие странники из года в год мерили

шагами необъятные просторы России. Странствующие богомольцы были и

проповедниками, и носителями новостей для народа, своим пешим

паломничеством они связывали отдаленные уголки страны, бывали очевидцами

народных бунтов, и казней, и покаяний. Они накапливали в себе богатый

материал для размышлений и рассказов. Как же он реагирует на увиденное?

Дети: Он полон сочувствия к закованной в цепи боярыне. Он с

состраданием смотрит на нее и в тоже время погружен в себя, как бы следуя

за своей скорбной мыслью.

Учитель: Да, из всей толпы он более других выражает раздумье поп поводу

происходящего события. За его широким поясом висит такая же

старообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как та, что свисает с руки

боярыни. Кто еще по вашему мнению выделяется из толпы народа на картине?

Дети: Впереди в углу мы видим двух нищих: мужчину и женщину, они в

лохмотьях и сидят прямо на снегу, нищий мужчина крестит боярыню также двумя

перстами, как и она, словно повторяет ее жест.

Учитель: Это юродивый. Юродство в Древней Руси явление привычное,

повсеместно распространенное. В народе они считались «божьими людьми» и

признавались за праведников, которым ведомо прошлое и настоящее. Именно

такого убогого, но чистого душою человека мы встречаем в следующей сцене «У

храма Василия Блаженного» оперы Мусоргского. Открыто высказывая народное

мнение о преступлении Бориса, он нравственно возвышается над царской

властью: «нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит». Еще кого вы

выделяете из толпы?

Дети: Красивая девушка склонилась в поклоне, они в синей шубке и

золотистом платке, рядом девушка со скрещенными руками, на лице ее

сочувствие и сострадание, пожилая женщина как бы хочет сказать «О Боже мой,

что же это такое!»

Учитель: В этой стороне Суриков собрал людей сочувствующих боярыне

Морозовой, поддерживающих и соболезнующих, хотя и не решительно. А если мы

посмотрим дальше, какие чувства выражены на лицах людей?

Дети: Мы видим людей, лица которых выражают просто испуг, равнодушное

любопытство и, наконец, недоброжелательство.

Учитель: В какой фигуре выражено наиболее сильно враждебность и

издевательство?

Дети: В фигуре смеющегося попика.

Учитель: Сам В.Суриков говорил, что на картине он сначала писал толпу, а

уже после боярыню, т.к. долгое время не мог отыскать, с кого можно было

написать лицо боярыни. Перед этой картиной можно стоять часами, все время

отыскивая в ней что-то для себя новое. Переживать, удивляться и восхищаться

и склонять свою голову, как народ в суриковской картине.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.