рефераты бесплатно

МЕНЮ


Леонардо Да Винчи

полную мощь. Да Винчи выступал, как лютнист и певец, декламатор, сочинитель

баллад и сатир. В то время, когда он был увлечен фривольными развлечениями

двора, в заметках появлялась мысль о быстротекущем времени: «Речная волна,

которую ты осязаешь рукой ,является последней ,которая уже утекает и первой

,которая только примчалась : то же происходит и со мгновениями времени».в

1490 году Сфорца отправил да Винчи в Павию ,чтобы последовать его совету о

строении церкви. Леонардо обратился к мыслям, которые больше всего его

занимали. Именно в это время уже в Милане появляются первые пространные

записи ,вместе с живописью составляющие его главное наследие. Он вел свои

записи до конца жизни ,перемежая их с чужими. Страницы записей были

перепутаны ,но Леонардо надеялся привести все в систему , о чем говорит

запись 1508 года.

Свой « Трактат о живописи» да Винчи начал писать по просьбе Сфорца

,который пожелал узнать какое из двух искусств – живопись или скульптура –

более благородно. Но Леонардо ,как это часто бывает не довел своего замысла

до конца ;он все же продолжал исправлять свой трактат даже перед смертью.

Вследствие неумелой политики ,Сфорца был свергнут и взят в плен.

Леонардо еще некоторое время оставался в Милане. Он сделал несколько

бесстрастных записей по поводу обрушившихся на герцога бедствий, завершив

их словами :»Герцог потерял свое положение ,свои владения и свободу и ни

одно из своих начинаний не увидел осуществленным». Затем ,вместе с Лукой

Пачоли и Салаино Леонардо отправился во Флоренцию ,по пути завернув в

Мантую и Венецию для осмотра достопримечательностей.

Кому – то может показаться ,что семнадцать лет ,проведенных Леонардо

при дворе Сфорца были растрачены зря ,если вспомнить о машинах ,которые

никогда не были построены ,идеях ,которые никогда не были воплощены в

жизнь. Однако именно в это время да Винчи создал свою грандиозную «Тайную

вечерю»,рядом с которой обычная жизнь простых людей может показаться

потраченной попусту. Картина была написана мастером быстро ,пред тем ,как

он успел покинуть Милан . Однако его художественный гений и до того не

оставался бездеятельным. Луврский вариант «Мадонны в скалах» видимо был

написан в начале своего пребывания в Милане , а в 1483 году ,когда он

прожил здесь уже около года ,начал воплощать мечту Сфорца – ваять

«Коня»,который в каком то смысле был и его мечтой. Но работа над «Конем»

все время прерывалась – прежде всего из – за неспособности задерживаться

долго на одной и той же работе , а так же из – за постоянных требований

Сфорца обратиться к другим делам. Одно время Леонардо был придворным

портретистом : первая его работа в этом качестве – портрет любовницы

Лодовико Цецилии Галлерани ,написанный , очевидно, в 1484 году.

Цецилии было всего семнадцать лет ,когда ее соблазнил Лодовико . Она

родила ему сына и заняла самое высокое положение при его дворе. Портрет

«Дама с горностаем» превосходно отражает те качества, которым, видимо, была

наделена эта женщина. Выражение ее интеллигентного лица проницательное и

сосредоточенное ,пальцы у нее длинные и чувствительные – такие бывают у

музыкантов или развратников . Задний фон переписан художником Амброджо да

Предисом , с которым Леонардо сотрудничал ;в результате лицо резко

контрастирует с черным фоном безо всякого сфумато или светотени Леонардо.

Однако моделировка лица и горностая выдают авторство: сложный поворот

головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо.

Величина горностая и близость его острой недоброй мордочки к шее вызывают

чувство тревоги. Не вызывает сомнения и то ,почему да Винчи изобразил это

животное на своей картине. В одной старинной книге горностай описан ,как

животное крайне чистоплотное : «Он предпочитает смерть грязной норе».

В последующем Цицилия Галлерани была замещена в сердце Сфорца сперва

женой , а потом и новой любовницей Лукрецией ,чей портрет Леонардо тоже

написал. Местонахождение картины не определено . Некоторые считают ,что это

тот самый портрет ,который хранится в Лувре под названием «Прекрасная

Ферроньера» . Не лучшее произведение Леонардо , в целом выполненное

небрежно ,за исключением тех деталей ,которые вызывали в художнике особый

интерес. С особой тщательностью прорисованы только ленты, спадающие на

плечи дамы.

Остается еще один портрет ,написанный Леонардо в ранние годы

пребывания его в Милане, возможно ,наименее значительный из всех и хуже

всего документированный ,однако ,по иронии судьбы ,лучше всего

сохранившийся . Это «Портрет музыканта» ,хранящийся ныне в миланской

Амброзиане . В портрете закончено только лицо; по типу оно близко лицам

ангелов Леонардо. Правда , это гораздо мужественнее , а световая

моделировка такова , что во многом напоминает лучшие работы Леонардо , если

бы не позднейшая запись и слой лака , из – за которого краски потемнели .

Несколько лет назад живопись была расчищена , и на клочке бумаги в руке

изображенного человека обнаружилось несколько нотных знаков . Исследователи

Леонардо ,знающие его склонность к загадкам и секретам , пока

безрезультатно пытались прочесть это нотное послание .

Загадки , или ,вернее сказать , невероятно запутанные

переплетения рисунков , - характерная черта уникальной работы , которую

Леонардо выполнил в одной из зал Сфорца , называемой Ослиной. Это не

живопись в собственном смысле слова ,но она на столько превосходит обычный

декор , что для нее невозможно подобрать подходящего названия.

На стенах Ослиной залы Леонардо написал зеленые кроны ив : их ветви

и побеги переплелись самым фантастическим образом , к тому же они опутаны

тонкими декоративными ветками , завязанными в бесконечные узлы и петли .

Живопись эта производит впечатление почти звучащей , как будто это

музыкальная фуга . Возможно , Леонардо , который проводил дни и даже недели

за рисованием загадочных узлов на бумаге , намеревался выработать

собственный символ : одно из значений слова «винчи» - ива .

Значительную часть времени в миланский период жизни у Леонардо

отнимала архитектура . Как придворный архитектор и инженер он руководил

завершением и перестройкой многих зданий , давал советы по фортификации.

Даже ,когда он был полностью поглощен работой над «Тайной вечерей» ,его

заботы все равно делились между живописью и архитектурой ,как

свидетельствуют многие эскизы.

В 1488 году вместе с Браманте и другими архитекторами он представил на

конкурс проекта центрального купола Миланского собора планы и деревянную

модель. Трудно было определить , кто на кого влиял больше в области

архитектуры , но скорее всего сильнее был Браманте .Ни один из

архитектурных проектов Леонардо так не был воплощен в жизнь. Как и многие

архитекторы Раннего Возрождения, Браманте и Леонардо были озабочены

соединением в конструкции купола квадрата и круга , считавшихся

совершенными геометрическими фигурами . В эскизах храмов Леонардо доводил

мотивы круга до как бы логического завершения – некоторые из его проектов

так перегружены куполами ,что напоминают памятники многокупольной

византийской или русской базилики.

В области гражданской архитектуры Леонардо был весьма разборчив , и

хотя он не очень интересовался ею как таковой , все же спроектировал одно

мало уважаемое здание – публичный дом . Постоянные поиски красивых или

уродливых лиц , очевидно , привели его однажды в миланский «веселый»

квартал , где он обнаружил , что планировка публичных домов , можно

сказать, оставляет желать лучшего. Он нарисовал дом с прямыми коридорами и

тремя отдельными входами , так , что клиент мог спокойно войти и выйти , не

опасаясь нежелательных встреч .

Последняя архитектурная прихоть Леонардо – мавзолей в египетском

стиле для членов королевской семьи ( вообще Леонардо имел странную

склонность к востоку) . Мавзолей был конической формы , диаметр его

основания составлял около 60 метров , высота – 15 метров . Предполагалось

увенчать его круглым храмом с колоннадой . Не известно , что заставило

Леонардо взяться за этот проект ; сохранилось несколько заметок для него и

один эскиз , после чего идея , очевидно , была оставлена.

В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою

«Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария

делле Грацие в Милане. Эта картина столь удивительна и сама по себе , и по

тому влиянию , которое она оказала на современников и потомков , столь

знаменитая в западном мире , что обсуждать ее – все равно что в нескольких

словах коснуться темы Атлантического океана. Тем не менее обсуждение

следует начать с указания на один факт , который на столько очевиден , что

как бы выпадает из поля зрения исследователей : в искусстве очень мало

таких композиционных проблем , как проблема размещения тринадцати человек

за одним плоским столом . У Леонардо эта проблема столь блистательно решена

,как будто ее вообще не существует ; каждый любитель искусства ( если он

способен в качестве эксперимента вычеркнуть из памяти « Тайную вечерю»)

может сам попытаться найти независимое решение этой проблемы . Тогда он

поймет , как она чудовищно трудна .

Вторая трудность заключалась в выделении Иуды – так , чтобы зритель

сразу его узнал . С самого начала христианского искусства и до времени

Леонардо эта задача обычно решалась так : Христос и его одиннадцать

учеников размещались с одной стороны , а Иуда - с другой .Даже художники

Раннего Возрождения , уже отошедшие от традиционных трактовок религиозных

тем , как правило , не находили лучшего решения : это хорошо видно на самых

известных «Тайных вечерях»Кватроченто , выполненных Андреа дель Кастаньо и

Доменико Гирландайо ,учителем Микелеанджело .

Леонардо подходил к своей «Тайной вечери» целых пятнадцать лет ; на

одном из набросков «Поклонения волхвов» появляется группа слуг , занятых

оживленной застольной беседой , рядом с ними фигура Христа. А уж перед

решающим моментом ,когда предстояло подойти к стене Санта Мария делле

Грацие ,он наверняка сделал множество предварительных эскизов; среди них

сохранилось много рисунков , относящихся к отдельным образам , и только два

– к композиции в целом . Почти до самого начала работы он плохо представлял

себе выделение Иуды обычным образом ;но в дело вмешался его гений.

Леонардо много размышлял над тем ,как показать в живописи

человеческие эмоции . Одна из ключевых фраз в его «Трактате» такова : «У

художника две цели : человек и проявление его души. Первая проста ,вторая

трудна , потому что он должен раскрыть ее с помощью движения» . Просто

гримасы не представляли для него интереса – за исключением безобразных лиц;

именно движением ,жестом он старался выразить чувства . Это исключительно

итальянское свойство , как писал об этом Гете в своем эссе о «Тайной

вечери»: « У представителей этого народа тело одухотворено , каждая часть

его ,каждый член участвуют в выражении чувств , страсти ,даже мысли .

Изменяя положения тела ,делая жест рукой ,итальянец как бы говорит: « Вот в

чем моя забота! – Входи! – Перед тобой негодяй - будь с ним осторожен! –

Его жизнь продлится не долго ! – Вот критический момент ! – Внемли – и ты

услышишь меня!». Эта национальная особенность могла привлечь только

Леонардо , который находился на высшем уровне восприимчивости ко всему ,что

было характерно , и именно в этом отношении картина перед нами ошеломляюще

необычная , так что , глядя на нее с этой точки зрения , невозможно

вдоволь наглядеться».

В своих заметках Леонардо перечислил несколько жестов , которые

казались ему подходящими для картины – некоторые из этих жестов он сохранил

, другие отбросил . «Тот ,кто только что пил ,поставил стакан на стол и

повернул голову в сторону говорящего (зачеркнуто). Другой сжал пальцы рук и

с нахмуренным видом повернулся к своему соседу (зачеркнуто), Третий

протянул руки и раскрыл ладони ,голова его втянута в плечи , на устах

удивление ( Святой Андрей). Еще один что – то говорит в ухо своему соседу ,

а тот повернулся к нему с живым интересом , в руках у него нож ( святой

Петр) …а еще один , который тоже держит нож , повернулся и ставит на стол

стакан». Последний жест был сохранен , но несколько видоизменен и оттеснен

к Иуде , который сжимает в руке не нож , а кошелек с деньгами и вместо

стакана ставит на стол соль , согласно суевериям ,считавшуюся символом

угрожающего или неизбежного зла.

Лица на картине , за исключением лица самого Христа ,по слухам , были

списаны с обычных людей , которых Леонардо встречал в Милане и окрестностях

. Для Господа он , по видимому, нашел двоих натурщиков , как сказано в его

заметках : «Христос: граф Джовани ,который служит при дворе кардинала де

Мортаро… Александро Кариссимо из Пармы для рук Христа». В конце концов

Христос становится как бы обобщением : глубоко трогательная ,соотнесенная с

вечностью фигура .Вечностью ,которую Леонардо обозначил спускающеюся с

плеча Христа мантией холодного голубого цвета – цвета отстраненности .

Чтобы нарисовать Иуду , Леонардо потратил много времени , посещая притоны ,

куда заглядывали миланские преступники , так что приор Санта Мария делле

Грацие пожаловался Сфорца на его «лень». Леонардо отвечал , что у него

возникли трудности – он ищет лицо Иуды , но может воспользоваться лицом

приора ,если время поджимает .

Обвинить Леонардо в лености мог только человек , который ни чего не

мыслил в работе гения . Леонардо написал свое творение за три года , и весь

это срок картина не выходила из его головы. Итальянский писатель Маттео

Банделло , который в детстве посещал монастырскую школу и наблюдал Леонардо

за работой , описывал его так : «Он часто приходит в монастырь на рассвете

… Торопливо взобравшись на леса ,он прилежно трудится до тех пор , пока

наступившие сумерки не заставят его остановиться ; при этом он совершенно

не думал о еде – так был поглощен работой . Иногда Леонардо оставался здесь

дня на три – четыре , не притрагиваясь к картине , только заходил и по

несколько часов стоял перед ней ,скрестив руки и глядя на свои фигуры так

, будто критиковал самого себя».

Моделями апостолов послужили живущие рядом люди , и Леонардо окружил

их предметами повседневного быта , совершенно не заботясь о какой – либо

архаике . Он рисовал на более узкой стене трапезной монастыря. Напротив ,

на возвышении стоял стол настоятеля . Между ним и живописью располагались

столы монахов . На картине и скатерть , и ножи , и вилки , и посуда такие

же , какими они пользовались. Леонардо подводил их к мысли о том , что

здесь , в этом самом месте , Христос присутствует , как духовный настоятель

и ест ту же пищу , которую едят они . Впечатление от работы , которая была

завершена в 1498 году , было потрясающим : происходило смешение реальности

и иллюзии , комната становилась как бы продолжением живописи .

Из двух проблем , с которыми веками сталкивались авторы « Тайной

вечери» ,проблему выделения Иуды , Леонардо разрешил с наибольшей

легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола , что и остальных ,

однако психологически отделил его одиночеством , которое гораздо более

сокрушительно , чем просто физическое отстранение . Мрачный и

сосредоточенный ,Иуда отпрянул от Христа . На нем как бы вековая печать

беды и одиночества . Другие апостолы , вопрошающие , протестующие ,

отрицающие , все еще не знают , кто из них предатель , - зритель узнает это

сразу .

В расположении фигур , которые в полтора раза больше естественных ,

Леонардо использовал свои математические знания . В центре – Христос , с

руками , разведенными в стороны и лежащими на столе, - зрительно

вписывается в треугольник ; воображаемая центральная точка – как раз за Его

головой , а над ней свет , льющий из главного окна . Двенадцать апостолов

разбиты на две группы , по шесть ; вместе с Христом они составляют

композицию из трех групп. Однако группы апостолов разбиты еще и на

подгруппы: их четыре в каждой .

Традиционная интерпретация картины такова: Христос только что произнес

слова «Один из вас предаст Меня». Леонардо запечатлел это напряженное

мгновение навеки . Апостолы реагируют на слова Христа удивительно

разнообразными позами и жестами , являя нам свое душевное состояние , - или

, как иногда неудачно переводят , «состояние умов».

Кроме трагизма драматического момента ,Леонардо ,очевидно , имел в

виду и другое , более глубокое значение происходящего. Одно из этих

значений связано с жестом Христа во время Тайной вечери – утверждением

святого причастия : «И когда они ели , Иисус , взяв хлеб … дал им и сказал

: примите ,ядите; сие есть Тело мое. И взяв чашу… сказал им : сие есть

кровь Моя…». Его жест предполагает полную покорность окружающих Его

Божественной воле ,так что и предательство , и распятие воспринимаются как

предопределенные . «Это символ не приходящей мечты человека о спасении» -

Лука Пачоли.

Вся картина считается шедевром линейной перспективы. Перед Леонардо была

поставлена проблема, связанная с размерами стены. Андреа дель Кастаньо

,столкнувшийся с подобной проблемой , в начале нарисовал фон , а после

фигуры. От этого Христос и апостолы предстали в монотонном ряду , словно

пассажиры метро. Леонардо решил нарисовать сперва фигуры ,а после весь фон

, благодаря чему ограничения , связанные с высотой стен были сняты.

Как и предполагалось по замыслу , «Тайная вечеря» получилась такой ,

что ее не с чем было сравнивать . Леонардо работал не в технике афреско,а

темперой, используя все богатство цвета , которое она предоставляет. Ему

предстояло рисовать на каменной стене, и он счел необходимым сперва покрыть

ее специальным составом , который укрепит грунт и защитит картину от

сырости . Леонардо сделал состав из смолы и мастики – и этим положил начало

одной из величайших трагедий в истории искусства. Трапезная Санта Мария

делле Грацие была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца : строители

заполнили внутристенные пространства удерживающим сырость щебнем, но

кислоты и соли со временем начали проступать на извести и на старом

кирпиче. К тому же монастырь располагался в низине – Гете заметил, что в

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.