рефераты бесплатно

МЕНЮ


Деятельность художников передвижников

привел к реформам и отмене крепостного права, что дало импульс для

освобождения человеческого духа, раскрепощения личности".[3]

В период смены общественно-экономической формации, резкого обострения

социальных противоречий, не ликвидированных отменой крепостного права в 60-

е года XIX века возникает "необходимость осмысления новых социальных

условий современности".[4]

В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром

творческой жизни страны.[5]

Это было достаточно консервативное учреждение "…с царившими здесь

педагогической системой преподавания, устаревшими нормами эстетики,

потерявшими связь с передовой русской художественной культурой,

развивавшихся в русле просветительских идей".[6]

К этому моменту в России начинает формироваться новая школа

реалистического искусства. Многие художники затрагивают в своих работах

более выразительно и широко жизнь простого человека.

Именно в это время складывается национальная школа реалистической

живописи со своими особенностями во многом обусловленными противоречиями

общественного развития и напряженными духовными исканиями русской

интеллигенции.[7]

Характерной национальной особенностью русского критического реализма

является ее ярко выраженная социальная окрашенность.

Зарождение подобных противоречий между новой волной в искусстве,

навеянного изменениями в политической и духовной сфере и старым

установившимся миром уходящего классицизма, стало этим толчком, который

вывел живопись на новую спираль развития.

Рассматривая данную проблему, следует подробнее остановится на жизни

дореформенной Академии, микроклимате царившем в стенах этого учреждения,

созданного в 1757 году по подобию английской и французской Академий

художеств. Как упоминалось выше "…законодателем в искусстве продолжала

оставаться Академия художеств, требующая, как и прежде подражания

классицистическим образцам, не допускающая свободы творчества.[8]

Стремление художников сбросить с себя путы отчужденных от современной

жизни представлений о художественном творчестве привело к бунту

"четырнадцати протестантов", когда часть выпускников порвала с Академией

художеств. Это был первый открытый протест против догматизма в искусстве.

Что же представляла собою эта смелая акция, предпринятая молодыми

художниками? На этот вопрос можно ответить, вспомнив предысторию данного

инцидента.

Разумеется, отказ писать картину на далекий от насущных проблем

современности мифологический сюжет, наглядно выражал стремление вступавшего

"…тогда в художественную жизнь страны нового поколения мастеров приблизить

национальное искусство к современности".[9]

Вот что об этом пишет И.Н. Крамской – в письме своему другу фотографу

и художнику любителю М.Б. Тулинову: "Дорогой мой Михаил Борисович! Внимай!

9-го ноября случилось следующее обстоятельство: 14 из учеников подали

просьбу о выдаче им дипломов на звание классных художников. С первого

взгляда тут нет ничего удивительного. Люди свободные, вольноприходящие

ученики могут когда хотят оставить занятия. Но в том-то и дело, что эти 14

не простые ученики, а люди умеющие писать на 1-ю золотую медаль. Дело вот

как было: за месяц до сего времени мы подали просьбы о дозволении нам

свободного выбора сюжетов, но в нашей просьбе нам отказали. Перед тем как

решились подать вторую просьбу мы ходили к каждому профессору отдельно,

урезонивали, просили и слышали, что просьба наша имеет основание… Одним

словом каждый отдельно взятый оказывался хорошим человеком, а сойдясь

вместе, опять отказывали и решили дать один сюжет историкам, и один сюжет

жанристам, которые искони выбирали свои сюжеты".[10]

Второй немаловажной частью предыстории создания Товарищества

передвижных художественных выставок является существование петербургской

Артели свободных художников. В 1863 году ее возглавил И.Н. Крамской. Это

была первая Артель. Вслед за ней в 1864 году появилась вторая Артель

"максимовская".

Санкт-Петербургская Артель художников была достаточно самостоятельной

организацией, члены которой стремились построить свой жизненный уклад по

принципу коммуны. Но по мере спада революционной ситуации, со временем

должна была сказаться утопическая природа данной организации. Артель имела

свой устав, цели и задачи существования. Согласно ему цель Артели

заключалась в том: "…во 1-х, чтобы соединить трудами, упрочить и обеспечить

свое материальное положение и дать возможность сбывать свои произведения

публике /…/ и во 2-х, что бы открыть прием художественных заказов по всем

отраслям искусства".[11]

Через некоторое время Артель сдает свои позиции и превращается в

мастерскую, которая принимала казенные и частные заказы на выполнение

портретов, исполнение церковных росписей и всякого рода иных декоративных

поделок.

По прошествии некоторого времени деятельность Артели стала заметно

угасать. Отчасти данному обстоятельству "способствовал" уход из нее И.Н.

Крамского.

Характеризуя деятельность данной организации можно сделать следующие

выводы:

Во-первых, беда Артели заключалась в том, что она сбилась только на

выполнение выгодных заказов "… не ставя перед собой выполнение

принципиальных задач".[12]

Во-вторых, эти объединения, сыграв, безусловно, "…позитивную роль,

полностью себя не оправдали".[13]

Но все-таки, это были попытки образования самостоятельных творческих

союзов.

Между тем на место Артели художников выступает новое сообщество

художников. Инициатором его выступает Г.Г. Мясоедов, пенсионер Академии

художеств, окончившие ее за год до "бунта четырнадцати протестантов".[14]

"Григорий Григорьевич Мясоедов (1835-1911) Учился в Петербургской

академии художеств у Т.А. Неффа, А.Т. Маркова. Живописец. Пенсионер

Академии во Франции, Италии, Испании. Академик. Один из организаторов

Товарищества передвижных художественных выставок. Оказывал творческую и

методическую помощь художественным школам на Украине и в Татарии".[15]

Г.Г. Мясоедов до 1869 года проживал в Италии. Там он сблизился с Н.

Ге. Беседы о дальнейшем развитии русской живописи и русского искусства и

подсказали идею создания нового типа художественно-выставочного

объединения.

Зная о существовании Артели, побывав на одном из ее "четверговых

собраний", Мясоедов понял, что она уже сыграла свою роль, очень полезную и

важную как первая независимая художественная организация, существовавшая

без помощи Академии".[16]

Тогда уже он понял, что модель организационного строения Артели была

очень узкой, потому что включала в свой состав небольшую группу

петербургских художников.

По приезду в Москву Г.Г. Мясоедов знакомится с достаточно известными к

тому времени художниками: Перовым, Прянишниковым, пейзажистами Саврасовым и

Каменевым. В беседе с ними рождается идея создания Товарищества передвижных

художественных выставок России. Начинается упорная и кропотливая работа по

осуществлению этого замысла.

Дальнейшая судьба русской демократической живописи будет связана с

деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок.

Возвратившись зимой 1868-1869 года из Италии Г.Г. Мясоедов "… бросил в

Артель мысль об устройстве выставок каким-либо кружком художников".[17]

Артель с большим интересом и сочувствием приняла эту новую мысль. Это был

не только выход из сложившегося положения, но и огромный шаг вперед.

В 1869 году Санкт-Петербургская Артель и группа московских художников:

Перов, Прянишников, Маковский, Саврасов и другие, решили объединиться.

Иван Николаевич Крамской позже напишет: "я призвал товарищей

расстаться с душной курной избой и построить новый лом, светлый и

просторный. Все росли, всем становилось уже тесно…".[18]

Но данный замысел нужно было осуществить. Необходим был устав,

регламентирующий деятельность этой организации, и который бы придал ей

официальный статус.

После длительной и кропотливой работы Мясоедов выносит на обсуждение в

среде московских художников первый проект устава Товарищества передвижных

художественных выставок. Один экземпляр был направлен в Италию Крамскому и

Ге, а второй в Санкт-Петербург в Артель. Крамской и Ге, вернувшись из

Италии начинают активно пропагандировать идею Мясоедова в среде

артельщиков.

Устав необходимо было утвердить законным путем. "Это испугало

некоторых артельщиков, которые забыли о своем бунтарском прошлом, боялись

осложнить отношения с Академией и официальными кругами".[19]

Новизна идеи данной организации заключалась в том, чтобы, говоря

словами Н.А. Ярошенко "… вывести искусство из тех замкнутых теремов, в

которых оно было достоянием немногих и сделать достоянием всех…"[20]

Желание приблизить народ к искусству для художников 60-70-х годов было

теснейшим способом связано с идейно воспитательными задачами. Деятельность

художника рассматривалась как общественное служение. И сюжеты и

изобразительный язык они старались сделать доходчивыми и понятными для

каждого".[21]

В этот период в среде художников идет обсуждение не только проекта

будущего устава Товарищества, но и самой формы организации. Какой она

будет? Учредители Товарища в конечном итоге останавливаются на передвижной

форме выставочной деятельности. Хотя уже сразу стало ясно, что это будет

гораздо обременительнее и труднее.

Делу организации передвижных выставок весьма способствовало осознание

того, что повсеместно появился демократически настроенный зритель,

заинтересованный в развитии именно реалистического направления в искусстве.

Задача данной организации была сформулирована вполне конкретно:

"создание такого рода объединения, которым управляли бы сами художники,

сплоченные общностью идейных и творческих устремлений и которое взялось бы

решить их материальные проблемы, способствуя реализации произведений".[22]

23 ноября 1869 года инициативное ядро московской группы художников

направляет предложение в Артель с просьбой объединиться с целью устройства

"подвижных выставок (слово передвижных появилось позже). К данному письму

приложен Устав, который выносился в артели "… на общее рассмотрение, при

участии лиц, которых вы найдете полезным пригласить, вы могли бы довести

его до надлежащей полноты и в этом виде доставить нам копию с него".[23]

Так же в письме упоминается о "…собрании подписей тех, которые

пожелали бы участвовать в делах Товарищества, хлопотать об утверждении

устава".[24]

Послание подписали 23 московских художника: Г. Мясоедов, В. Перов, Л.

Каменев, Л. саврасов, В. Шервуд, И. Прянишников, Н. Ге, И. Крамской, К.

Лемох, Васильев, А. Волков, М. Клодт, Н. Дмитриев-Оренбургский, К.

Трутовский, Н. Сверчков, А. Григорьев, Ф. Журавлев, Н. Петров, В. Якоби, А.

Корзухин, И. Репин, И. Шишкин, А. Попов.

В оригинале этого документа шло примечание: "Не могущие явиться могут

давать письменные доверенности или выражать свои мысли перепиской".[25]

После обсуждения этого предложения на общем собрании петербургской

Артели часть художников дала согласие и подписала письмо. Так была

достигнута договоренность об основании новой организации.

Анализируя данный период истории передвижничества, нужно сказать, что

само зарождение идеи создания подобной организации и огромное усердие

приложенное по достижению своей цели, приложенное художниками, ознаменует

начало новой эпохи в художественной жизни России второй половины XIX века.

Годом основания Товарищества передвижных художественных выставок стал

1869 год. Организация подобного характера не имела аналогов не только в

России, но даже в более просвещенных странах Европы.

С необычайной энергией и страстностью взялся за новое дело И.Н.

Крамской. "Если Г.Г. Мясоедов был главным инициатором Товарищества, то

признанным идейным руководителем его стал И.Н. Крамской, как его критик,

теоретик, публицист".[26] Немало сил и искреннего увлечения в дело

Товарищества привнес Н.Н. Ге.

Переходя, непосредственно, к деятельности Товарищества возникает

вопрос, – существует ли связь между этими тремя историческими событиями:

"бунтом четырнадцати", существованием Артели и созданием новой выставочной

организации?

Надо сказать, что формально петербургская Артель, как организация в

создании Товарищества не участвовала. Впоследствие неоднократно возникали

вопросы о связи между "четырнадцатью бунтарями" и передвижниками. Теперь в

свете исторической перспективы, ясно, что по своей сути, идейной

направленности, по художественной программе передвижники в период

возникновения Товарищества выступали как продолжатели Артели. И то

обстоятельство, что Крамской в обоих случаях играл руководящую роль говорит

о прямой преемственности".[27]

В основу первого проекта устава был положен первоначальный вариант

его, написанный Г.Г. Мясоедовым. Претерпевший в процессе редактирования

некоторые изменения он имел следующие разделы.

Раздел I. Цель устава: "Основание Товарищества подвижной

художественной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции

возможности следить за успехами русского искусства. Этим путем Товарищество

старается расширить круг любителей искусства, откроет новые пути для сбыта

художественных произведений".[28]

Из данного раздела становится ясна форма выставочной деятельности и

материальный фактор заинтересованности художника.

Второй раздел оглашает права новой организации: "Товарищество имеет

право устраивать выставки художественных произведений во всех городах

Российской империи".[29] В дальнейшем мы узнаем. что выставки производились

не только в Росси, но и за ее пределами.

Третий раздел говорит о составе и членстве в данной организации:

"Членами Товарищества могут быть художники, не оставившие занятий, все

члены Товарищества должны быть действительными членами". Эта формулировка

определяет творческий характер данного художественного союза, поскольку

продолжение гласит: "… Картины, долженствующие составить выставку, должны

быть написаны для нее (т.е. неизвестные публике)…".[30]

Следующий раздел "О вступлении". В данную организацию могли вступить

как достаточно известные художники, так и "… неизвестные Товариществу

представляют свои работы на годичное общее собрание и по принятии их картин

на выставку записываются членами Товарищества".[31]

Это собрание было своеобразным экзаменом, который помог выявить

действительно талантливых художников и исключить возможные случайности.

Об обязанностях членов Товарищества мы узнаем из следующего пункта,

здесь же оговариваются обязанности экспонентов, по организационным и

творческим моментам деятельности.

Из пятого раздела видно: когда, как, где собиралось общее собрание и

какие полномочия оно несло "… рассматривает действия управления... делает

проверку приходно-расходных книг, избирает новых членов правления,

принимает в члены правления товарищества…, назначает срок будущей выставки

и производит раздел сумм, подлежащих разделу".[32]

Анализируя данный пункт можно прийти к выводу, что деятельность

Товарищества и его организация, были достаточно демократичны.

Помимо общего собрания Товарищество имело и управление (в дальнейшем

это будет называться правлением). Правление избиралось общим собранием,

делилось на два отделения "…для заведования делами выставки в обеих

столицах… местопребыванием управления считалась та столица, где окажется

более наличных членов управления…"[33]

При правлении находилась касса Товарищества. Правление было обязано

назначать маршрут выставки, находить помещения для выставок, избирать лицо

сопровождающее данную выставку картин, приобретение вещей необходимых для

выставки, назначение и выдача ссуд и прочие обязанности, которые в полной

мере будут рассматриваться в уставе Товарищества.

Раздел "назначение ссуд" подробно декларирует устройство передвижных

выставок.

Денежный фонд Товарищества, его формирование и распределение

заработанных средств рассматривает раздел "доходы". Кассу этой организации

составляло 5% отчисления от продаж картин и плата за посещение выставок.

Так же здесь оговаривается отношения со своими менее удачливыми коллегами,

т.е. оказание взаимопомощи.

Далее идет наиболее важный во всем данном документе параграф "О

передвижении": "Выставка открывается в одной из столиц, если результаты

будут удовлетворительны в финансовом отношении и собранные деньги будут в

количестве, могущем гарантировать расходы на передвижение, то из столиц

выставка Товарищества направляется в города внутрь России, которые будут

избраны управлением".[34] Кроме этого здесь же оговариваются условия

страхования картин, издания альбомов и прочей вспомогательной литературы.

Два последних пункта "о книгах" и "о изменении устава".

Остановимся подробнее на последнем. Этот раздел скорее похож на

письмо. Оно написано в форме обращения к будущим участникам этой

организации "тех, кто пожелал бы присоединиться к нашей идее…"[35] Здесь

же идет планирование первой выставки сначала в Петербурге, затем в Москве,

"…а из Москвы в провинции…"[36]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.