рефераты бесплатно

МЕНЮ


Буддизм

План буддийского катехизиса установлен самим учителем. Он состоит из

четырех отделов: учение о страдании, учение о проис-хождении страдания,

учение об уничтожении страдания, практи-ческий путь к уничтожению

страдания. Это – основа всего закона, символ веры буддистов.

-Как вы думаете,- спросил Будда своих учеников, что больше, вода четырех

морей или проливаемые вами слезы, когда вы стран-ствуете по этому миру, и

грустите и плачете о том , что вам дается то , что вы ищете?

Страданием проникнуто все существующее и это страдание неизменно связано

с самим фактом существования, потому что ни один блаженный , ни брахман, ни

боги не могут сделать так, чтобы не старилось то, что подлежит старости,

чтобы не болело то, что подвержено болезни , чтобы не умирало то, что

подвержено смерти, чтобы не падало то , что подвержено падению , чтобы не

погибало то , что подвержено гибели.

Страдание и бытие мнонимы. И куда бы не обращался взор человека- в

прошлом или в будущем он видит бесконечное, неис-черпаемое море слез и

бесконечное существование под разными видами страдания.

Это представление о страдании тесно сведено в буддизме с пред-ставлением

, что “нет неизменной сущности в этом бывании”, что все течет , все

изменяется, пожирая само себя и не насыщаясь. Душу буддиста томила такая

“дурная бесконечность”; сама она- это непрерывное, не имеющее конца и

смысла, колесо жизни, причиняло ему метофизическую боль, независимо от

частых горес-тей и мук сансары( житейское море) .

“Все пребывает в пламени . Глаза и все чувства находятся в пламени,

зажженном огнем любви, огнем ненависти, огнем соблаз-на; он зажигается

рождением, старостью и смертью, скорбью с воплями печали, заботой,

страданием и отчаянием. Весь мир окутан дымом, весь мир пожрется огнем “.

В чем же корни этого страдания? Здесь мы переходим ко второму отделу

буддийской доктрины, к рассмотрению причины страданий.

“Cвятая истина о происхождении страдания такова: ;жажда к бытию и

наслаждению и к желанию, находящему свое наслаж-дение на земле, жажда к

наслаждению, жажда к созиданию, жажда власти ведут от возрождения к

возрождению. ”

Другими словами, страдания порождаются нашей волей, нашими

желаниями.Откуда же сами желания? Желания происходят из восприятия мира,

восприятия происходят от соприкосновения, со-прикосновение с миром

происходит из органов чувств, органы чувств из нашей телесности, но сама

телесность есть призрак и видимость , порождение неправильного восприятия,

результат не- ведения. Поэтому царство страдания уничтожается с приобрете-

нием истинного знания, с умиранием всех желаний.

Монах должен понять , что объект его желаний, телесность, есть одна

видимость .- Считая тело мыльным пузырем, - говорил Будда,-считай его

подобным призраку, разломай увитыми цветами стрелы искусителя и тогда иди

туда, где тебя не увидит царь смерти.

Все таким образом – обман, призрак и иллюзия. Нет ничего. Но

распространяется ли это отрицание и на людские души?

Многие буддийские тексты отвечают на этот вопрос отрицатель-но. Есть

одно место, которое выразительно резюмирует иллюзио-нистические взгляды

буддизма.

“Учитель только тогда покрыт броней, когда уму его представит-ся

следующая мысль: я должен вести к совершенной Нирване бес-численное

множество существ, - я должен вести их; и, однако, ни их ведомых, ни меня –

ведущего не существует. Они не существуют на самом деле, потому что небытие

есть собственный характер всего, что признается существующим. Это, как если

бы искусный волшебник заставил появиться на распутье четырех больших дорог

огромную толпу призрачных людей, которые дрались бы между собой, убивали

друг друга и потом все исчезли, а на самом деле не было ни появившихся, ни

убивавших, ни исчезнувших“

Так же точно будды ведут к совершенной Нирване бесчисленное множество

существ, а на самом деле нет ни ведущих, ни ведомых.

Какие могут быть желания и страсти у монаха, который проникся таким

мировоззрением?

12 . Интеллектуализм буддийской этики

Четвертая часть буддийского символа – вера, составляет его этику в

строгом смысле этого слова. Кратко она формулируется так:

Путь к уничтожению страдания есть всемирный путь: правая речь правое

решение, правая вера, правое дело, праведная жизнь, пра-ведное стремление,

праведная память, правое размышление. Раз-витие этой формулы составляет

содержание многочисленных бесед и поучений.

Прежде всего, в буддийской этике поражает ее интеллектуалисти-ческий

характер. Вот несколько типичных примеров из Сутта – Ни-паты:

“Великое научение и познание, верное разумение закона, благое слово –

вот величайшее блаженство”

“Истина – сладчайшее в этом мире и та жизнь назовется лучшей, которая

прожита в понимании”

С интеллектуальным характером буддийской этики связано ее второе

свойство – отрицательный характер большинства ее запо-ведей. Буддизм

гораздо охотнее говорит о том, чего надо избегать, чем указывает, что надо

делать. Главные его заповеди: не убивай, не укради, не прелюбодействуй, не

лги, не пьянствуй – сплошь отрицательного характера, подобно большинству

заповедей Мои-сея.

Иначе это и не могло быть в буддизме: проповедуя отречение, отказ от

мира, буддизм проповедовал воздержание от жизни вооб-ще, от душевных

движений, даже если он этического порядка.

13. Любовь в буддизме

“Не стремись к радостям ни земным, ни небесным”, будь невоз-мутим,

ничему не удивляйся, ничем не восхищайся, ни к чему не стремись, ничего не

жалей. Чувство любви к личностям совершен-но несовместимо с буддизмом;

монах должен вырвать у себя “ вся-кое влечение к виду и имени”, т.е. к

индивидуальному; для него должно стать глубоко безразличным: стоит ли около

него брат или совершенно чужой человек, которого он видит впервые – потому,

что всякая привязанность – боль, потому что личность – иллюзия.

Но это не исключает возможности самой интенсивной любви ко всему

вообще, к общему страдающему мировому целому потому, что такая любовь не

приносит страдания.

Существует одно место, в котором эта мировая любовь выражена с

необычайной силой.

“Да будут счастливы все существа, да живут все они в радости и

довольстве!”

14. Отрицательный характер его заповедей.

Мы наглядно изобразим буддийскую этику, если отметим две ха-рактерные черты

(интеллектуализм и отрицательный характер за-поведей)

Монах, прежде всего, понимает безобразие, тяготу и обман этого мира. Он

смотрит на мир, “как на пустоту”, тлень и разрушение. Он победил в себе все

влечения к миру и все страсти. Он не гневается, он терпит оскорбления,

несчастья, неудачи без раздражения и ропо-та. Он не привязан к жизненным

удобствам и не ищет обильной милостыни, одежды и крова.

Святой отрешился от семейных привязанностей, его не влечет к себе

женское тело, слепленное из мяса, наполненное кровью, жел-чью, слизью.

- Даже видя прекрасных дочерей Мары, я не чувствовал в себе нечистых

влечений, - говорил Будда, - что же мне в теле твоей дочери,

наполненном водой и выделениями? Я не попру его даже своей ногой.

Святой вырвал с корнем все свои желания, он равнодушен к настоящему,

как равнодушен к прошлому и будущему, и это дает ему особенные

положительные добродетели - свободу, мудрость и могущество.

Он свободен от всех привязанностей, даже друзей нет у него, он одинок,

ни с чем не связан, ни от чего независим, ни от людей, ни от погоды, ни от

счастья, ни от несчастья. Поэтому нет в нем и страха, и сам Мара-Искуситель

не страшен ему.

Святой обладает мудростью. Это не мудрость этого мира. Он не похож на

людей, которые “то хватаются за науку, то бросают ее для другого учения,

как обезьяны перебрасываются с сучка на сучок”; он чужд споров и

словопрений; познавший Вечную Истину, он не разбрасывается мыслями; светла,

глубока и молчалива его муд-рость, как безбрежное, безмолвное море; шумно

бегут горные ру-чьи, но вечно безмолвны воды в глубинах морей.

И вместе со свободой, силой и мудростью святой приобретает благоволение

ко всему живому. Он не вредит человеку, он не дела-ет вреда животным,

птицам, насекомым; он даже не тревожит малейшего растения, если к этому не

представляется особой надоб-ности; его любовь ко всему сродни его

самопожертвованию. Он должен быть готов отдать все свое, если у него этого

требуют, отдать даже самого себя, как это сделал Будда, который в одно из

своих превращений, будучи зайцем, накормил своим мясом голод-ного.

Само собой разумеется, что окончательным идеалом для буддис-та является

сам Будда. Поэтому его образ – пример для подражания а его конец, Нирвана,

есть цель стремлений всякого монаха. Тяже-лым и длинным путем идут люди к

этой цели.

Милосердие и деятельность на пользу нужны людям только на первых стадиях

пути. Для приближающихся к концу, нужно только сосредоточение сознания,

самоуглубление: “Когда на небе гремит гром, и дождевые потоки наполняют все

воздушные пути, тогда монах в горной пещере предается самоуглубелению, и

нет для него высшей радости, пока он не достигнет окончательного успокоения

- Нирваны”.

15. Нирвана

Что же такое Нирвана? Чистое ли она уничтожение или какой-ни-будь особый

род существования?

Нирвана – значит угасание и большинство текстов рисуют ее, как небытие

или описывают ее в отрицательных терминах, как уничто-жение страстей,

уничтожение желаний, движений, даже познания. Но значит ли это, что Нирвана

– небытие? Как мы знаем, Будда упорно уклонялся от ответа на вопросы о

посмертном существова-нии и его ученики, когда их спрашивали о подобных

вещах, неиз-менно отвечали, что “Возвышенный этого не открыл”. Уже это од-

но намекает на иное решение, отличное от решения вопроса в от-рицательном

смысле.

На один из подобных вопросов (о посмертном существовании Будды) монахиня

Кхема ответила так:

“Сущность Совершенного не может быть определена в катего-риях этого

мира. Она глубока и бездонна, как великий океан. Не-льзя сказать, что

Совершенный существует после смерти, но также нельзя сказать, что он не

существует”.

В другом диалоге энергично опровергается еретическое мнение Ямаки “что

монах, освобожденный от грехов, когда распадается его тело, подлежит

уничтожению, что он не существует после смерти”

На третьем сборе буддистов вопрос о Нирване был решен в том смысле, что

Нирвана непостижима для тех, кто не достиг ее.

Таким образом, Нирвана – это посмертное состояние, определя-ется как

нечто трансцендентное, как то, о чем мы не можем гово-рить нашими понятиями

и словами, нечто непостижимое, о чем мы даже не можем сказать нашего

человеческого слова – “оно сущест-вует”.

16. Буддийская община

Рассмотрев Будду и Дамму (личность основателя и Закон), мы пе-рейдемп к

третьему элементу буддизм, к Самге – общине.

Хотя в буддийском символе веры говорится об общине, как о чем-то едином,

но при своем внутреннем единстве, она не предс-тавляет чего-то целого по

своей организации.

Буддийские монахи группируются в общины, которые не связа-ны одна с

другой и не имеют над собой общего руководителя; тако-вым был только Закон.

Принятие в общину совершалось очень просто. В присутствии десяти монахов

посвящаемому задают не-сколько вопросов и после удовлетворительных ответов

на них кан-дидат зачисляется в общину. Не принимаются только заведомые

преступники и неправоспособные лица. Выход из общины также легок.

17. Образ жизни монахов.

Одежда монаха желтого цвета и очень проста. С собой он обычно имеет бритву,

иглу, чашу, сито и четки. При сборах милостыни он не смеет принимать

деньги, но и пищу он не должен выпрашивать, а только молча ожидать.

Первоначальное правило запрещало монаху жить в домах , но это правило

скоро перестало исполняться.

Никакого труда , кроме ежедневного сбора милостыни и духовных упражнений

, у монахов не было. В состав духовных упражнений входили занятия науками и

переписка книг. Два раза в месяц в общине происходили собрания , которые

назывались покаянными. На них монахи каялись в своих грехах и обсуждали

дела общины.

18. Зародыши культа.

Первоначально буддизм не имел никакого служения богам и вообще культа , но

после смерти Будды культ стал образовываться.

По примеру других сект, в буддизме создались праздничные дни, паломничество

к святым местам- на место родины Будды, его первой проповеди , его смерти .

Останки учителя тоже стали пред-метом почитания. При дальнейшем своем

распространении и буддизм усвоил себе все элементы обычного культа ,

молитвы , изображения, храмы, жрецов.

19. Распространение буддизма.

В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме,

Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра.

Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего

первобытного , чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые

элементы. Так, например, в Тибете (где буддизм называ-ется ламоизмом)

население монгольского племени, очень слабо культурное и совершенно

своеобразное, по-своему поняло и пе-реработало буддизм.

В ламоизме существует обширная иерархия священных лиц, обладающих

божественным достоинством. В ламоизме получил сильное развитие культ.

Путешественники в Яхассу говорят об огромном количестве монастырей, о

церковных колоколах, изображениях, реликвиях, постах, богослужении,

множестве об-рядов.

В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, ровно как и в

Японии.

В таком извращенном и приспособленном к пониманию мало-культурных масс

виде буддизм имеет множество последователей и по числу их (свыше 300 млн.)

считается первой религией в мире.

В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в куль-турных

классах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех , и под

именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение,

имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке.

Но мирового значения это течение не может иметь. Буддизм изжил все свои

главные принципы, и человечество, в лице своих вождей и пророков , видит

уже дальше, чем смотрел буддизм.

20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны.

Развитием и доказательством этой мысли послужила оценка идей буддизма,

которую мы сейчас и сделаем.

Буддизм относится к числу немногих универсальных, мировых религий,

которые тесно связаны с языком и национальной культу-рой, и не выходят за

пределы этой культуры.

Буддизм, как мы видим, распространился по всей Азии и завоевал самые

разнообразные племена от диких сибирских народов до вы-сококультурных

племен Индии. В то время, как идеи национальных религий теряли всякую силу,

идеи буддизма развивались и произво-дили вокруг себя энергичное движение.

Эта стойкость и универса-лизм буддизма объясняются его особыми

положительными свойст-вами.

Буддизм, прежде всего, является религией, выдвинувшей на пер-вый план

субъекта религии, человека, и, принявшей резко этичес-кий характер. Буддизм

не интересуется сферой божественного, все его внимание устремлено на

положение человека, он занят прин-ципами и нормами поведения. Благодаря

такой специальности сво-его внимания, он достигает, впервые во всемирной

истории, гро-мадных результатов. Этика у буддистов тонко и глубоко

разработа-на.

Учение Будды – о жалости, милосердии, любви ко всякой твари. Оно согрето

настолько живыми и подлинными чувствами, что может вдохновлять и волновать

даже теперь.

Вечно ценным в буддизме явилось осуждение эгоизма, страстей, разрушающих

личность.

Второй положительный момент буддизма – его сотериология – учение о

спасении. О нем учили и мистерии. Но буддизм идет даль-ше. Он не хочет

такого спасения, которое предлагали мистерии. Он не верит природному миру,

чтобы звать к слиянию с ним, а перс-пектива бесконечных умирании и

воскресений подвергает его в ужас.

Он ищет освобождение от природы и дурной бесконечности, он жаждет конца,

завершения, исполнения.

Третим элементом, который надо отметить в буддизме, в послед-ствии,

только в христианстве развилось в идею церкви. Это мысль о том, чтобы

спасаться вместе, то есть образование общины.

Кроме положительных сторон, у буддизма существуют и отрица-тельные: его

ограниченность эмпирическая и философская.

Эмпирическая ограниченность буддизма состоит в том, что он несет

проповедь спасения далеко не всем “Это учение для разум-ного, а не для

глупого”. По своей конструкции, со своим сложным учением о причинах

страданий, буддизм требовал большого интел-лектуального уровня для своего

усвоения.

Итак, буддизм нес спасение далеко не всем. Люди неученые, простые,

занятые физическим трудом и не имеющие времени для размышлений, и наконец,

женщины, остаются в стороне от сферы действия проповеди Будды. Но это

свойство буддизма не случайно и оно стоит в связи с другой ограниченностью

буддизма, о которой мы сейчас поговорим.

Царь Милинда в беседе с учеником Будды, великим святым Нага-сеной,

сказал ему:

- Если, достопочтенный Нагасена, субъекта нет, то кто дает вам все то, в

чем вы нуждаетесь: платье, пищу, жилье и лекарство для больных? Кто

пользуется всеми этими вещами? Кто идет по пути святости? Кто

достигает Нирваны? Кто совершает пять смертных грехов?

Ведь, так значит нет ни добра, ни зла, нет ни добрых, ни злых дел, и

даже, если бы кто-нибудь убил, достопочтенного Нага-сену, то и тот не

совершил бы греха? В этом очень ядовитом вопросе содержится страшная,

разрушительная критика, на которую буддизму нечего ответить. Буддизм в

своем отрица-нии мира зашел слишком далеко, дальше, чем позволяли его

посылки. Его историческая роль была – отрицание, и он, про-делав

огромной важности работу, указав бессмысленность, тленность и муку

мира, не был в силах пойти дальше, и повис, так сказать, в пустоте,

остановился в неустойчивом равнове-сии, на острие, заключив в себе,

благодаря этому, противоре-чия, неизбежные при всяком абсолютном

отрицании.

21. Переход к христианству

Таким образом, положительные точки опоры неизбежно дава-лись буддизму в

понятии Нирваны, но Будда, как мы видели, упор-но уклонялся от анализа этих

понятий. Их теоретическое раскрытие и практическая жизнь совершилась пять

веков спустя, в христиан-стве.

Я закончу это повествование стихотворением А. Толстого, кото-рое

наглядно рисует тот переворот в восприятии мира, в мироощу-щении и

понимании мировой истории, которое принесло с собой христианство, наполняя

ту пустоту и темные места, которые так болезненно сияли в буддизме:

И просветлел мой темный взор

И стал мне видем мир незримый

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

И с горной выси я сошел,

Проникнут весь ее лучами,

И на волнующийся дол

Взирая новыми очами.

И слышу я, как разговор.

Везде немолчный раздается,

Как сердце каменное гор.

С любовью в темных недрах бьется;

С любовью в тверди голубой

Клубятся медленные тучи

И над древесною корой

С любовью в листья сон живой

Струей поднимется певучей.

И вещим сердцем понял я,

Что все, рожденное от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова

И жизни каждая струя,

Любви покорная закону,

Стремится силой бытия

Неудержимо к божью Лону

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

22. Значение мировых религий

Мировые религии в настоящее время имеют огромное значение. О роли

мировых религий говорят следующие данные:

1 – Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами

одной из существующих мировых религий.

2 – Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государств.

Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества

остается значительным. Ряд государств признает одну из религий

государственной и обязательной.

3 – Религия, как форма культуры, является одним из важнейших источников

нравственных ценностей и норм, регулирует повсед-невную жизнь людей, хранит

принципы общечеловеческой морали Роль религии в возрождении и приумножении

культурного насле-дия, приобщения к нему людей неоценима.

4 – К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и

питательной средой кровавых конфликтов, терро-ризма, силой разъединения и

противоборства. Религиозный фана-тизм губителен, он противостоит культуре,

общечеловеческим, духовным ценностям, интересам человека.

Список используемой литературы

1. Л.Н. Боголюбов

2. А.В Клименко

3. Сутта-Нипата “Буддийская каноническая книга”

4. Герасимова “Путь к истине”

5. Ольденберг “Будда, его жизнь, учение, община”

6. Рис-Дэвидс “Буддизм”

7. Барт “Религии Индии”

8. А. Хрисанф “Религии древнего мира”

9. А. Ельчаников “История религии”

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.