Западные инвестиции в Россию
Первый вице-премьер А.Чубайс встречался с другими стратегическими
инвесторами, готовыми приобрести вторую часть пакета.
Начались аукционы по залогу. Планируется выставить на них
акции еще ряда предприятий - ЮКОСа, Сибнефти, Братского ЛПК и
др. В итоге всех этих программ ГКИ надеется выполнить задания по
приватизации. От продажи земли и региональных аукционов собрать в
федеральный бюджет 500-700 млрд. руб. От реализации 136
предприятий - 1-1,5 трлн. руб. От схемы по залогу - 2-3 трлн.
руб. От продажи бумаг Связьинвеста - 1,5 трлн. руб. Т.е.
Госкомимущества выходит на выполнение правительственного задания.
В 1996 г. заканчиваются сроки закрепления госпакетов многих
АО. В т.ч. ЮКОСа, ЛУКойла, Сургутнефтегаза, что тоже дает шанс на
получение средств в федеральный бюджет. Предполагается полная
приватизация финансовых институтов с большой долей в уставных
капиталах - Сбербанка, Внешторгбанка, совзагранбанков,
Ингосстраха, Росгосстраха и др. Их бумаги планируется
реализовывать по индивидуальным схемам для формирования лучшего
спроса. ГКИ намерен и дальше заниматься административным
пробиванием новых эффективных вариантов подготовки предприятий к
приватизации, продажи их акций. На 1996 г. запланированы 11
трлн. руб., что с учетом дефлятора сохраняет прежнее задание в 9
трлн. руб. Реализуемость этих планов решается сейчас. Все ждут,
получит ли Госкомимущество намеченные суммы.
2. Законодательно-правовые нормы об
иностранных инвестициях в России
Основные проблемы переходного этапа нашей экономики
связанны с отсутствием достаточно понятных , корректных,
стабильных "правил игры", т.е. законодательной базы, регулирующей
инвестиционную деятельность. Основу национального
законодательства об иноинвестициях составляют правовые гарантии,
непосредственно влияющие на международный инвестиционный процесс.
Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих
стран и иностранных инвесторов. Другими словами, иностранная
частная собственность - инвестиции - как бы приравниваются по
правовому положению к частной собственности отечественных
инвесторов.
Однако, для взаимовыгодных отношений это недостаточно. Ведь
иноинвесторам приходится нести дополнительные расходы на
транспорт, связь и многое другое. Поэтому национальное
законодательство принимающих стран предусматривают предоставление
иностранным инвесторам льгот и привилегий ( в отношении
налогообложения, таможенных пошдин, и др.)
В настоящее время основным законодательным актом,
регулирующим деятельность по иностранному инвестированию,
является Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях
в РСФСР". Статья 6 Закона указывает, что иностранные инвестиции
на территории РФ пользуются полной правовой защитой, а статья 7
декларирует гарантии от принудительных изъятий. Согласно закону,
иностранные инвестиции не подлежат национализации, реквизиции или
конфискации кроме как в исключительных, предусмотренных
законодательством случаях. При этом иностранные инвесторы имеют
право на возмещение возникающих убытков. Налоги инвесторы платят
в соответствии с законами РФ.
Предусмотрены некоторые льготы совместным предприятиям с
иностранными инвестициями - право без лицензии экспортировать
продукцию и импортировать товары для собственных нужд, оставлять
валютную выручку полностью в своем распоряжении.
До недавнего времени большая проблема было связана со
взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые
практически не имели никаких преимуществ перед российскими
инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать
размеры своих инвестиционных программ на величину взимаемых
пошлин и налогов. Но 25 января подписан Указ Президента РФ "О
дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в
отрасли материального производства РФ" В качестве таких мер
установлено снижение в 2 раза таможенных пошлин на ввоз
иностранных товаров, если ввозящие их иностранные компании
являются учредителями предприятий по производству аналогичных
товаров и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли
материального производства РФ. Тоже относится к налогообложению
компаний с долей иностранного капитала более 30% (или не менее 10
млн $), оно приравнено фактически к налогообложению малых
предприятий; инвесторы освобождены от таможенных пошлин, НДС и
акцизов при поставке оборудования для действующих предприятий и
при вкладе их в уставной капитал.
Но все равно, законодательная база, регулирующая
иноинвестиции, не доработана. Так, все бизнесмены мира ведут свое
дело на основе законов, у нас же им приходиться руководствоваться
указами, распоряжениями, постановлениями и другими нормативными
документами, которые постоянно меняются, дополняются, уточняются,
разъясняются, что затрудняет реализацию любых экономических
программ.
3. Психологическая проблема
привлечения инокапитала
Следует учитывать еще одну проблему, связанную скорее с
психологическими, чем экономическими факторами, мешающими
привлечению капитала. Это психологическое несовпадение
возможностей инвестора и заказчика, которое кроется в различной
их нравственной организации, разном восприятии хозяйственных
процессов и представления о них. Умственная неорганизованность
представителей российского малого и среднего бизнеса проявляется
в бессистемности хозяйственного мышления, маловариантности
представлений о развитии хозяйственных событий,
безответственности и пассивности. Все это не соответствует
психологическому поведению зарубежных инвесторов, их постоянной
нацеленности на системное решение хозяйственных задач, умению
дифференцировать экономические процессы по значимости и т.д.
Несовпадение менталитетов и уровней экономической культуры
российских и зарубежных инвесторов препятствует реализации ряда
инвестиционных программ.
Большим барьером реализации инвестиционных программ является
проявление иждивенчества в различных формах. Иностранные и
российские партнеры по-разному понимают роль и значение
инвестиционного бизнеса. Одни - как способ заработать трудовые
деньги, другие - как дармовую возможность их тратить. Российские
заказчики нередко предлагают для инвестирования случайные и
бесперспективные проекты, стремятся прежде всего залатать
собственные производственные и финансовые дыры за счет зарубежных
средств. Зарубежные же инвесторы скрупулезно разрабатывают свои
бизнес-планы для сфер помещения своих капиталов, тщательно
подсчитывают экономическую эффективность капитальных вложений и
ищут пути сокращения сроков их окупаемости.
Таким образом, эта проблема заключается в несовпадении целей
и непонимании инвестиционных программ иностранных инвесторов
российскими, а российских инвесторов - иностранными, их разными
менталитетами.
4. Перестройка фондового рынка.
Одно из условий инвестиций в России (прежде всего
зарубежных) - понятная и работающая структура фондового рынка,
жесткие правила игры для его участников. В июле Россия была
принята в международную ассоциацию по регулированию рынка ценных
бумаг (РЦБ). Весьма активна Федеральная комиссия по ценным
бумагам и биржам, которая вырабатывает стандарты, создает и
поддерживает инфраструктуру фондовой торговли. В этом ее главное
отличие от западных, где подобные комиссии ограничиваются лишь
контролем за соблюдением соответствующего законодательства.
При комиссии учрежден экспертный совет. Налажено
взаимодействие с саморегулирующимися организациями РЦБ в
регионах и Центре. Прежде всего с Профессиональной ассоциацией
участников фондового рынка (ПАУ- ФОР) и др. Цель: объединить
усилия государства, коммерческих структур, банков, финансовых
компаний и инвестиционных фондов в развитии РЦБ, разработке
необходимой нормативной базы.
Многое уже сделано. Разрабатывается закон о ценных бумагах,
который может быть принят до конца 1995 г., об акционерных
обществах (прошел первое чтение в Госдуме), акты по
регулированию инвестиционных рисков. Необходимо утвердить
стандарты и правила лицензирования для регистраторов,
перерегистраторов, инвесторов, фондовой торговли (в первую
очередь твердых котировок). Планируется принять новые документы
по проспектам эмиссии (приближенные к западным требованиям,
чтобы иноинвесторы могли лучше ориентироваться). Ввести жесткие
санкции против АО, нарушающих права акционеров. Всего в целом
одобрены 13 из 16 подготовленных нормативных актов.
В июле в России был принят указ о создании паевых фондов,
что позволит, как надеются в ФКЦБ, привлечь к инвестициям не
только зарубежный, но и российский капитал, сбережения населения.
Сегодня у него на руках около 20 млрд. долл. и примерно 70-80
трлн. руб. По расчетам комиссии, примерно 10% от этих сумм могут
быть быстро пущены на капвложения с помощью паевых фондов.
Попытка объединить в финансовых программах ресурсы граждан,
отечественных и заграничных институциональных инвесторов (а
подобные фонды тоже могут выпускать ценные бумаги) -
качественно новый шаг в развитии РЦБ в России. Дополнительный
фактор его прозрачности, надежности, ликвидности. Причем не
устанавливается никаких ограничений для иностранцев, которым
разрешается даже возглавлять паевые фонды.
Быстрыми темпами достраивается инфраструктура. Расчеты,
клиринг, депозитарий, как считают в комиссии, тоже должны
соответствовать международным нормам. Уже существует
электронная биржа, некий аналог американской НАСДАК, к которой
присоединились регионы. Сейчас отрабатываются правила торгов.
Внебиржевой рынок в Москве переходит на эту систему.
Прошли те времена, когда клиринг на столичных фондовых
биржах сводился к вываливанию на столы мешков денег, которыми
расплачивались за ваучеры по текущему курсу. С тех пор утекло
немало воды в Москве-реке. В 1994 г. создана депозитно -
клиринговая компания (ДКК). В нее входят крупные российские и
зарубежные банки, брокерские, инвестиционные и финансовые
компании. Расширяется система регистраторов, в первую очередь в
провинции.
Многих зарубежных инвесторов отпугивает слабость российской
правовой системы, невозможность добиться исполнения судебных
решений. Теперь в административный и уголовный кодексы внесены
необходимые изменения. В том числе наказания за нарушения на РЦБ,
развитие которого в 1994-1995 гг. далеко опередило
нормотворчество. Наиболее типичны злоупотребления руководителей
АО, конфликты с пайщиками, размывание акционерного капитала
дополнительными эмиссиями для перераспределения контроля,
искажение, сокрытие информации. Не привлекает и стратегических
инвесторов и слишком большая доля частных лиц в акционерных
капиталах, которые из-за этого слишком распылены, что сильно
затрудняет принятие решений и управление АО.
Событием для России стало недавнее введение института
маркет-мейкеров, без которых трудно добиться ликвидности рынка.
Для твердых котировок были отобраны семи АО. Требования к ним
были следующие: доступное нахождение регистраторов, открытость
информации об эмитенте, ликвидность, спрос на вторичном рынке в
Москве. В список попали бумаги Ростелекома, Коминефти,
Пурнефтегаза, Юганскнефтегаза, РАО ЕЭС, Мосэнерго,Иркутскэнерго.
Маркет-мейкеры сумели привлечь к ним спрос со стороны банков и
инвестиционных фондов.
Продолжает совершенствоваться система депозитариев. Крупные
инобанки - Чейз Манхэттен, Креди Сюисс, ИНГ-банк предоставляют
клиентам услуги по ответственному хранению ценных бумаг. Ряд
российских кредитных институтов ведет переговоры с комиссией по
ценным бумагам США, транснациональными банками о создании в
России субагентов по учету и хранению фондовых ценностей в
соответствии с пунктом 17F закона Соединенных Штатов об
инвестиционных компаниях.
Эмиссия американских депозитарных расписок российских
компаний, которая, как ожидается, расширится в ближайшие месяцы,
должна увеличить число участников на российском РЦБ. В числе
таких АО могут быть производства нефтегазовой,
телекоммуникационной, электроэнергетической, целлюлозно-бумажной
и других отраслей, а также комбанки. Все это привлечет
дополнительно иностранные инвестиционные банки, фонды рисковых
инвестиций (хедж-фонды), фонды для растущих рынков, взаимные и
пенсионные фонды, страховые фирмы, новых стратегических
вкладчиков капитала.
5. Неустойчивый интерес к госбумагам.
Инвесторов сейчас интересуют не только корпоративные акции,
но и государственные ценные бумаги - "вэбовки", "еврооблигации",
а также госдолги, торговлей которыми западные инвесторы давно
занимаются. Оформленные в основных СКВ долги бывшего
Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) оцениваются сегодня в 25-30 млрд.
долл. С ноября 1991 г., когда ВЭБ обанкротился, а СССР
окончательно развалился, эти долговые обязательства почти не
покупаются. В конце 1994 г. их рыночная цена упала до 20% от
номинальной. К октябрю 1995 г. общий объем невыплаченной
задолженности, деноминированной в долларах, составил (в процентах
к номиналу) 20-23%, в немецких марках - 30-35%, швейцарских
франках - 23-26%, иенах - 15-18%, в других СКВ - 28-35%.
Большинство держателей и трейдеров находится за рубежом. Но в
последнее время "затеплился" интерес к долгам ВЭБ со стороны
российских портфельных инвесторов.
Несколько лучше положение с "еврооблигациями" ВЭБ,
эмитированными в 1988-1990 гг. (основная часть - в немецких
марках) четырьмя траншами с датами погашения в 1995-1996 гг.
Суммарный объем - 1,1 млрд. долл. Торговля ведется по системе
Эуроклир/СЕДЕЛ на оффшорных и национальных рынках. Ее сильно
поддержало аккуратное погашение первого транша (8.2.95) Минфином,
принявшим на себя обслуживание задолженности ВЭБа. Доходность в
среднем - 8-8,5% годовых. "Еврооблигации" начинают привлекать и
российских вкладчиков капитала.
Облигации внутреннего валютного займа (ВВЗ), которыми
оформлены долги ВЭБа его клиентам-госпредприятиям, выпущены пятью
траншами с выкупом в 1995-2003 гг. Общий объем - 7,8 млрд. долл.
Погашение первого тиража (14.5.95) на сумму 266 млрд. долл.
подбодрило трейдеров и инвесторов. Особенно российских , которые
доминируют на данном секторе. Это главным образом коммерческие
банки, выступающие операторами для первичных владельцев. Но
слишком велики сроки расчетов - 7 дней, что слишком долго для
иностранных инвесторов.
По большому счету, было бы несправедливо всерьез поставить
под сомнение способность России отвечать по своим внешним
обязательствам.
По ключевым макроиндикаторам мы выглядим фотогенично. В
октябре 1995 г. соотношение между объемами внешнего долга и
экспорта составило 160,5% (против 188% у Мексики и 222,4% у
Польши), обслуживанием долга и экспортом - 16,5% (против
соответственно 24,2% и 41%), долгом и ВВП - 12,3% (против 61,6% и
68,5%).
На цены и настроения инвесторов очень влияет ход переговоров
с Парижским клубом (по официальной задолженности
государствам-кредиторам), Лондонским клубом (представляющим
интересы коммерческих банков), а также по негарантированной
банками задолженности по торговым кредитам.
Лондонский клуб тесно увязывает свою позицию с Парижским. Тот
- с одобрением прежде всего Международного валютного фонда. В
конце 1991 г. МВФ выдвинул жесткое условие: реструктуризация
долга возможна лишь в обмен на стабилизацию российского
платежного баланса. Москва согласилась, и с 1992 г. ей начали
поступать ресурсы от международных финансовых организаций.
Это активизировало переговоры с обоими клубами. В 1993 г.
наметился серьезный поворот к лучшему. Взамен прежних
ежеквартальных переносов Парижский клуб согласился отсрочить
выплату 15 млрд. долл. сразу на 7-10 лет в зависимости от
категории долга. В апреле того же долга Россия подписала
соглашение о признании задолженности СССР. Одновременно с
республиками СНГ договорилась о "нулевом варианте". Москва взяла
на себя внешние доги, т.к. самостоятельно страны СНГ не могли
обслуживать свои доли. Но взамен получила все внешние активы
СССР - зарубежную собственность, дебиторскую задолженность
развивающихся государств и т.д.
В 1994 г. удалось договориться с Парижским клубом о переносе
платежей (7 млрд.долл.) за тот год на 10-15 лет. Однако в Кремле
и Белом доме понимали, что все время делать это невозможно.
Через каждые 3-6 месяцев Россия оказывалась в состоянии
неплатежеспособности. Чем больше она становилась, тем жестче
говорили с Москвой.
Было принято радикальное решение. Заключенное в июне 1995 г.
соглашение об очередной отсрочке платежей должно стать последним.
Полностью изменить концепцию переговоров - вести их по всей сумме
долга по клубам, т.е. с различными категориями кредиторов. По
всем платежам на ближайшие 10-15 лет. Это позволит определить
Страницы: 1, 2, 3
|