рефераты бесплатно

МЕНЮ


Западное инвестирование в экономику России

Первый вице-премьер А.Чубайс встречался с другими стратегическими

инвесторами, готовыми приобрести вторую часть пакета.

Начались аукционы по залогу. Планируется выставить на них

акции еще ряда предприятий - ЮКОСа, Сибнефти, Братского ЛПК и

др. В итоге всех этих программ ГКИ надеется выполнить задания по

приватизации. От продажи земли и региональных аукционов собрать в

федеральный бюджет 500-700 млрд. руб. От реализации 136

предприятий - 1-1,5 трлн. руб. От схемы по залогу - 2-3 трлн.

руб. От продажи бумаг Связьинвеста - 1,5 трлн. руб. Т.е.

Госкомимущества выходит на выполнение правительственного задания.

В 1996 г. заканчиваются сроки закрепления госпакетов многих

АО. В т.ч. ЮКОСа, ЛУКойла, Сургутнефтегаза, что тоже дает шанс на

получение средств в федеральный бюджет. Предполагается полная

приватизация финансовых институтов с большой долей в уставных

капиталах - Сбербанка, Внешторгбанка, совзагранбанков,

Ингосстраха, Росгосстраха и др. Их бумаги планируется

реализовывать по индивидуальным схемам для формирования лучшего

спроса. ГКИ намерен и дальше заниматься административным

пробиванием новых эффективных вариантов подготовки предприятий к

приватизации, продажи их акций. На 1996 г. запланированы 11

трлн. руб., что с учетом дефлятора сохраняет прежнее задание в 9

трлн. руб. Реализуемость этих планов решается сейчас. Все ждут,

получит ли Госкомимущество намеченные суммы.

2. Законодательно-правовые нормы об

иностранных инвестициях в России

Основные проблемы переходного этапа нашей экономики

связанны с отсутствием достаточно понятных , корректных,

стабильных "правил игры", т.е. законодательной базы, регулирующей

инвестиционную деятельность. Основу национального

законодательства об иноинвестициях составляют правовые гарантии,

непосредственно влияющие на международный инвестиционный процесс.

Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих

стран и иностранных инвесторов. Другими словами, иностранная

частная собственность - инвестиции - как бы приравниваются по

правовому положению к частной собственности отечественных

инвесторов.

Однако, для взаимовыгодных отношений это недостаточно. Ведь

иноинвесторам приходится нести дополнительные расходы на

транспорт, связь и многое другое. Поэтому национальное

законодательство принимающих стран предусматривают предоставление

иностранным инвесторам льгот и привилегий ( в отношении

налогообложения, таможенных пошдин, и др.)

В настоящее время основным законодательным актом,

регулирующим деятельность по иностранному инвестированию,

является Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях

в РСФСР". Статья 6 Закона указывает, что иностранные инвестиции

на территории РФ пользуются полной правовой защитой, а статья 7

декларирует гарантии от принудительных изъятий. Согласно закону,

иностранные инвестиции не подлежат национализации, реквизиции или

конфискации кроме как в исключительных, предусмотренных

законодательством случаях. При этом иностранные инвесторы имеют

право на возмещение возникающих убытков. Налоги инвесторы платят

в соответствии с законами РФ.

Предусмотрены некоторые льготы совместным предприятиям с

иностранными инвестициями - право без лицензии экспортировать

продукцию и импортировать товары для собственных нужд, оставлять

валютную выручку полностью в своем распоряжении.

До недавнего времени большая проблема было связана со

взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые

практически не имели никаких преимуществ перед российскими

инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать

размеры своих инвестиционных программ на величину взимаемых

пошлин и налогов. Но 25 января подписан Указ Президента РФ "О

дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в

отрасли материального производства РФ" В качестве таких мер

установлено снижение в 2 раза таможенных пошлин на ввоз

иностранных товаров, если ввозящие их иностранные компании

являются учредителями предприятий по производству аналогичных

товаров и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли

материального производства РФ. Тоже относится к налогообложению

компаний с долей иностранного капитала более 30% (или не менее 10

млн $), оно приравнено фактически к налогообложению малых

предприятий; инвесторы освобождены от таможенных пошлин, НДС и

акцизов при поставке оборудования для действующих предприятий и

при вкладе их в уставной капитал.

Но все равно, законодательная база, регулирующая

иноинвестиции, не доработана. Так, все бизнесмены мира ведут свое

дело на основе законов, у нас же им приходиться руководствоваться

указами, распоряжениями, постановлениями и другими нормативными

документами, которые постоянно меняются, дополняются, уточняются,

разъясняются, что затрудняет реализацию любых экономических

программ.

3. Психологическая проблема

привлечения инокапитала

Следует учитывать еще одну проблему, связанную скорее с

психологическими, чем экономическими факторами, мешающими

привлечению капитала. Это психологическое несовпадение

возможностей инвестора и заказчика, которое кроется в различной

их нравственной организации, разном восприятии хозяйственных

процессов и представления о них. Умственная неорганизованность

представителей российского малого и среднего бизнеса проявляется

в бессистемности хозяйственного мышления, маловариантности

представлений о развитии хозяйственных событий,

безответственности и пассивности. Все это не соответствует

психологическому поведению зарубежных инвесторов, их постоянной

нацеленности на системное решение хозяйственных задач, умению

дифференцировать экономические процессы по значимости и т.д.

Несовпадение менталитетов и уровней экономической культуры

российских и зарубежных инвесторов препятствует реализации ряда

инвестиционных программ.

Большим барьером реализации инвестиционных программ является

проявление иждивенчества в различных формах. Иностранные и

российские партнеры по-разному понимают роль и значение

инвестиционного бизнеса. Одни - как способ заработать трудовые

деньги, другие - как дармовую возможность их тратить. Российские

заказчики нередко предлагают для инвестирования случайные и

бесперспективные проекты, стремятся прежде всего залатать

собственные производственные и финансовые дыры за счет зарубежных

средств. Зарубежные же инвесторы скрупулезно разрабатывают свои

бизнес-планы для сфер помещения своих капиталов, тщательно

подсчитывают экономическую эффективность капитальных вложений и

ищут пути сокращения сроков их окупаемости.

Таким образом, эта проблема заключается в несовпадении целей

и непонимании инвестиционных программ иностранных инвесторов

российскими, а российских инвесторов - иностранными, их разными

менталитетами.

4. Перестройка фондового рынка.

Одно из условий инвестиций в России (прежде всего

зарубежных) - понятная и работающая структура фондового рынка,

жесткие правила игры для его участников. В июле Россия была

принята в международную ассоциацию по регулированию рынка ценных

бумаг (РЦБ). Весьма активна Федеральная комиссия по ценным

бумагам и биржам, которая вырабатывает стандарты, создает и

поддерживает инфраструктуру фондовой торговли. В этом ее главное

отличие от западных, где подобные комиссии ограничиваются лишь

контролем за соблюдением соответствующего законодательства.

При комиссии учрежден экспертный совет. Налажено

взаимодействие с саморегулирующимися организациями РЦБ в

регионах и Центре. Прежде всего с Профессиональной ассоциацией

участников фондового рынка (ПАУ- ФОР) и др. Цель: объединить

усилия государства, коммерческих структур, банков, финансовых

компаний и инвестиционных фондов в развитии РЦБ, разработке

необходимой нормативной базы.

Многое уже сделано. Разрабатывается закон о ценных бумагах,

который может быть принят до конца 1995 г., об акционерных

обществах (прошел первое чтение в Госдуме), акты по

регулированию инвестиционных рисков. Необходимо утвердить

стандарты и правила лицензирования для регистраторов,

перерегистраторов, инвесторов, фондовой торговли (в первую

очередь твердых котировок). Планируется принять новые документы

по проспектам эмиссии (приближенные к западным требованиям,

чтобы иноинвесторы могли лучше ориентироваться). Ввести жесткие

санкции против АО, нарушающих права акционеров. Всего в целом

одобрены 13 из 16 подготовленных нормативных актов.

В июле в России был принят указ о создании паевых фондов,

что позволит, как надеются в ФКЦБ, привлечь к инвестициям не

только зарубежный, но и российский капитал, сбережения населения.

Сегодня у него на руках около 20 млрд. долл. и примерно 70-80

трлн. руб. По расчетам комиссии, примерно 10% от этих сумм могут

быть быстро пущены на капвложения с помощью паевых фондов.

Попытка объединить в финансовых программах ресурсы граждан,

отечественных и заграничных институциональных инвесторов (а

подобные фонды тоже могут выпускать ценные бумаги) -

качественно новый шаг в развитии РЦБ в России. Дополнительный

фактор его прозрачности, надежности, ликвидности. Причем не

устанавливается никаких ограничений для иностранцев, которым

разрешается даже возглавлять паевые фонды.

Быстрыми темпами достраивается инфраструктура. Расчеты,

клиринг, депозитарий, как считают в комиссии, тоже должны

соответствовать международным нормам. Уже существует

электронная биржа, некий аналог американской НАСДАК, к которой

присоединились регионы. Сейчас отрабатываются правила торгов.

Внебиржевой рынок в Москве переходит на эту систему.

Прошли те времена, когда клиринг на столичных фондовых

биржах сводился к вываливанию на столы мешков денег, которыми

расплачивались за ваучеры по текущему курсу. С тех пор утекло

немало воды в Москве-реке. В 1994 г. создана депозитно -

клиринговая компания (ДКК). В нее входят крупные российские и

зарубежные банки, брокерские, инвестиционные и финансовые

компании. Расширяется система регистраторов, в первую очередь в

провинции.

Многих зарубежных инвесторов отпугивает слабость российской

правовой системы, невозможность добиться исполнения судебных

решений. Теперь в административный и уголовный кодексы внесены

необходимые изменения. В том числе наказания за нарушения на РЦБ,

развитие которого в 1994-1995 гг. далеко опередило

нормотворчество. Наиболее типичны злоупотребления руководителей

АО, конфликты с пайщиками, размывание акционерного капитала

дополнительными эмиссиями для перераспределения контроля,

искажение, сокрытие информации. Не привлекает и стратегических

инвесторов и слишком большая доля частных лиц в акционерных

капиталах, которые из-за этого слишком распылены, что сильно

затрудняет принятие решений и управление АО.

Событием для России стало недавнее введение института

маркет-мейкеров, без которых трудно добиться ликвидности рынка.

Для твердых котировок были отобраны семи АО. Требования к ним

были следующие: доступное нахождение регистраторов, открытость

информации об эмитенте, ликвидность, спрос на вторичном рынке в

Москве. В список попали бумаги Ростелекома, Коминефти,

Пурнефтегаза, Юганскнефтегаза, РАО ЕЭС, Мосэнерго,Иркутскэнерго.

Маркет-мейкеры сумели привлечь к ним спрос со стороны банков и

инвестиционных фондов.

Продолжает совершенствоваться система депозитариев. Крупные

инобанки - Чейз Манхэттен, Креди Сюисс, ИНГ-банк предоставляют

клиентам услуги по ответственному хранению ценных бумаг. Ряд

российских кредитных институтов ведет переговоры с комиссией по

ценным бумагам США, транснациональными банками о создании в

России субагентов по учету и хранению фондовых ценностей в

соответствии с пунктом 17F закона Соединенных Штатов об

инвестиционных компаниях.

Эмиссия американских депозитарных расписок российских

компаний, которая, как ожидается, расширится в ближайшие месяцы,

должна увеличить число участников на российском РЦБ. В числе

таких АО могут быть производства нефтегазовой,

телекоммуникационной, электроэнергетической, целлюлозно-бумажной

и других отраслей, а также комбанки. Все это привлечет

дополнительно иностранные инвестиционные банки, фонды рисковых

инвестиций (хедж-фонды), фонды для растущих рынков, взаимные и

пенсионные фонды, страховые фирмы, новых стратегических

вкладчиков капитала.

5. Неустойчивый интерес к госбумагам.

Инвесторов сейчас интересуют не только корпоративные акции,

но и государственные ценные бумаги - "вэбовки", "еврооблигации",

а также госдолги, торговлей которыми западные инвесторы давно

занимаются. Оформленные в основных СКВ долги бывшего

Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) оцениваются сегодня в 25-30 млрд.

долл. С ноября 1991 г., когда ВЭБ обанкротился, а СССР

окончательно развалился, эти долговые обязательства почти не

покупаются. В конце 1994 г. их рыночная цена упала до 20% от

номинальной. К октябрю 1995 г. общий объем невыплаченной

задолженности, деноминированной в долларах, составил (в процентах

к номиналу) 20-23%, в немецких марках - 30-35%, швейцарских

франках - 23-26%, иенах - 15-18%, в других СКВ - 28-35%.

Большинство держателей и трейдеров находится за рубежом. Но в

последнее время "затеплился" интерес к долгам ВЭБ со стороны

российских портфельных инвесторов.

Несколько лучше положение с "еврооблигациями" ВЭБ,

эмитированными в 1988-1990 гг. (основная часть - в немецких

марках) четырьмя траншами с датами погашения в 1995-1996 гг.

Суммарный объем - 1,1 млрд. долл. Торговля ведется по системе

Эуроклир/СЕДЕЛ на оффшорных и национальных рынках. Ее сильно

поддержало аккуратное погашение первого транша (8.2.95) Минфином,

принявшим на себя обслуживание задолженности ВЭБа. Доходность в

среднем - 8-8,5% годовых. "Еврооблигации" начинают привлекать и

российских вкладчиков капитала.

Облигации внутреннего валютного займа (ВВЗ), которыми

оформлены долги ВЭБа его клиентам-госпредприятиям, выпущены пятью

траншами с выкупом в 1995-2003 гг. Общий объем - 7,8 млрд. долл.

Погашение первого тиража (14.5.95) на сумму 266 млрд. долл.

подбодрило трейдеров и инвесторов. Особенно российских , которые

доминируют на данном секторе. Это главным образом коммерческие

банки, выступающие операторами для первичных владельцев. Но

слишком велики сроки расчетов - 7 дней, что слишком долго для

иностранных инвесторов.

По большому счету, было бы несправедливо всерьез поставить

под сомнение способность России отвечать по своим внешним

обязательствам.

По ключевым макроиндикаторам мы выглядим фотогенично. В

октябре 1995 г. соотношение между объемами внешнего долга и

экспорта составило 160,5% (против 188% у Мексики и 222,4% у

Польши), обслуживанием долга и экспортом - 16,5% (против

соответственно 24,2% и 41%), долгом и ВВП - 12,3% (против 61,6% и

68,5%).

На цены и настроения инвесторов очень влияет ход переговоров

с Парижским клубом (по официальной задолженности

государствам-кредиторам), Лондонским клубом (представляющим

интересы коммерческих банков), а также по негарантированной

банками задолженности по торговым кредитам.

Лондонский клуб тесно увязывает свою позицию с Парижским. Тот

- с одобрением прежде всего Международного валютного фонда. В

конце 1991 г. МВФ выдвинул жесткое условие: реструктуризация

долга возможна лишь в обмен на стабилизацию российского

платежного баланса. Москва согласилась, и с 1992 г. ей начали

поступать ресурсы от международных финансовых организаций.

Это активизировало переговоры с обоими клубами. В 1993 г.

наметился серьезный поворот к лучшему. Взамен прежних

ежеквартальных переносов Парижский клуб согласился отсрочить

выплату 15 млрд. долл. сразу на 7-10 лет в зависимости от

категории долга. В апреле того же долга Россия подписала

соглашение о признании задолженности СССР. Одновременно с

республиками СНГ договорилась о "нулевом варианте". Москва взяла

на себя внешние доги, т.к. самостоятельно страны СНГ не могли

обслуживать свои доли. Но взамен получила все внешние активы

СССР - зарубежную собственность, дебиторскую задолженность

развивающихся государств и т.д.

В 1994 г. удалось договориться с Парижским клубом о переносе

платежей (7 млрд.долл.) за тот год на 10-15 лет. Однако в Кремле

и Белом доме понимали, что все время делать это невозможно.

Через каждые 3-6 месяцев Россия оказывалась в состоянии

неплатежеспособности. Чем больше она становилась, тем жестче

говорили с Москвой.

Было принято радикальное решение. Заключенное в июне 1995 г.

соглашение об очередной отсрочке платежей должно стать последним.

Полностью изменить концепцию переговоров - вести их по всей сумме

долга по клубам, т.е. с различными категориями кредиторов. По

всем платежам на ближайшие 10-15 лет. Это позволит определить

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.