Оценка инвестиционного климата в России
месяцев после вступления в силу нового Налогового кодекса отменено
положение, по которому максимальный размер пени устанавливался не
выше 0,1% в день. Параллельно с этим за просрочку платежей
предусматривается также штраф, который налагается без учета
обстоятельств конкретного случая.
25. Новый Налоговый кодекс в четырех частях внесен в парламент еще в
1997г., однако в действие вступила только его «Общая часть», которая
имеет множество пробелов из-за ссылок на другие, еще не принятые
статьи. Так, согласно первой части Налогового кодекса отменяется
действие писем Минфина, разъясняющих те или иные положения
налогового законодательства. Однако из-за отсутствия других частей
кодекса Минфин продолжает направлять письма, придавая им
обязательный характер. Более того вопреки Налоговому кодексу
неоднозначные случаи по-прежнему истолковываются в ущерб
налогоплательщику.
26. Правительство РФ устанавливает таможенным органам минимальные
плановые задания по сбору таможенных платежей, подлежащих
перечислению в госбюджет. Такое давление усиливает существующие и
без того тенденции таможенников к произволу и злоупотреблениям
правовыми предписаниями при взимании таможенных сборов.
27. Препятствия по отдельным видам налогов можно разделить на три
категории.
Первое – невозможность вычета производственных расходов. Для
налогообложения они вычитаются из налогооблагаемой базы только частично. К
таким расходам, в частности, относится финансирование рекламы, которое
составляет значительную часть расходов предприятий именно в начале
инвестиционного процесса.
Второе – ограниченная возможность переноса убытков прошлых лет на
будущий период. Подобная операция разрешена только для российских компаний,
а иностранным фирмам в ней отказано несмотря на отсутствие для этого
достаточных законодательных оснований. На будущий период могут быть
перенесены только убытки из текущей деятельности фирмы. При этом не
учитываются потери, возникшие в результате реализации основного капитала;
прибыль же подлежит налогообложению. Кроме того, перенос убытков
осуществляется не более чем на 50% положительного дохода, вследствие чего
затраты первых лет инвестиционного проекта остаются неучтенными.
Третье – зачет НДС, уплаченного по счетам поставщиков, разрешается
только в тех случаях, когда выплаченные платежи подлежат вычету как
производственные расходы. Возмещение НДС, выплаченного поставщикам,
осуществляется только в рамках расчетов по обязательствам в связи с
ремесленной деятельностью, облагаемой НДС. При этом переплата компании не
возвращается. Эту ситуацию усугубляют особые налоги, введенные многими
регионами РФ.
С введением налога с продаж следовало бы снизить НДС, но этого не
произошло. В результате предприниматель вынужден реализовывать свою
продукцию по более высокой цене, что приводит к дополнительному бремени на
конечного потребителя.
Валютное законодательство:
Практически любая инвестиционная деятельность иностранных лиц в России
связана с платежом и относится к валютным операциям. Согласно указаниям
Центрального банка это означает, что она подчиняется множеству сложных
регламентаций валютного законодательства, доступных только специалистам.
Для каждой экспортной и импортной сделки обязательно оформление паспорта
сделки. Российский импортер товара обязан приобретать валюту для оплаты
закупленных за границей товаров, а при осуществлении предоплаты – внести
депозит в размере обмениваемой валютной суммы.
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» называет только
четыре платежа в иностранной валюте, которые разрешено выполнять без
лицензии и регистрации в ЦБ. Все остальные платежи должны быть
зарегистрированы в качестве операций движения капиталов. В связи с этим
существует опасность, что платеж, который на первый взгляд представлялся
легким без лицензии ЦБ, превращается в валютную операцию, подлежащую
обязательному получению разрешения.
Но этим список препятствий в деятельности иностранных инвесторов не
исчерпывается. Так, у ЦБ существует тенденция квалифицировать правовые
сделки как валютные операции, требующие лицензии, даже если они не являются
таковыми, потому что при их реализации денежные средства не перечисляются.
Это, в частности, относится к взаимозачетам встречных требований или
уступке требований. Предприятия, осуществляющие подобные сделки, рискуют
тем, что когда-нибудь против них могут быть (ошибочно) выдвинуты обвинения
в проведении валютной операции, подлежащей обязательному получению
разрешения.
Другой пример. В настоящее время физические лица могут ввезти на
территорию РФ без декларации иностранной валюты до 500 $ США. Однако
вывезти ее обратно не так-то просто. В результате изменения закона «О
валютном регулировании и валютном контроле» иностранным физическим лицам с
7 июля 1999г. это можно сделать только при условии предоставления
таможенным органам соответствующих документальных подтверждений. Но
перечень этих документов был опубликован лишь спустя 2 мес. Такой порядок
привел к тому, что многие иностранцы не смогли вывезти валюту, ввезенную
ими ранее без таможенной декларации.
Сложность валютного законодательства и требование лицензирования по
большому кругу операций приводят к снижению оперативности в работе
российских предприятий и их зарубежных партнеров. Но этот порядок не
приблизил ЦБ к достижению его основной цели – приостановке утечки капитала.
По-прежнему с помощью фиктивных договоров об оказании услуг и без особых
трудностей крупные суммы незаконно переводятся за границу. Поэтому
законодателю и руководству ЦБ вместо изобретения новых преград на пути
инвестиций следовало бы определить четкий перечень валютных операций,
требующих контроля, и освободить остальные платежи от излишней опеки. Это
упростило бы коммерческую деятельность, сделало бы более предсказуемыми
платежные потоки.
Корпоративное право и банкротство:
Достоверность информации, полученной в российском регистрационном
органе, не имеет гарантий со стороны национального законодательства. Тогда
как, скажем, в Германии доверие сторон к правильности записей в Торговом
реестре надежно защищено. Согласно германскому праву договор имеет
юридическую силу только при условии подписания его лицом, имеющим
представительские полномочия. Это положение действует в тех случаях, когда
после подписания договора представительские полномочия были отозваны.
К сожалению, из-за отсутствия подобных гарантий в России многие
договоры в судебном порядке признаются недействительными лишь только
потому, что заключались лицами, не имевшими на то полномочий. Введение в
действие реестра, содержащего соответствующую информацию, могло бы
существенно облегчить правовой оборот в России и с Россией. Однако
призванный сделать это проект закона «О государственной регистрации
юридических лиц» все еще находится в стадии обсуждения.
В Гражданском кодексе РФ и федеральных законах «Об акционерных
обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержатся
основные положения российского корпоративного права. Но правовая форма
юридических лиц типа АО и ООО, которую в большинстве своем выбирают
иностранные инвесторы, скорее препятствует, чем способствует экономической
деятельности иностранных инвесторов.
В частности, предписания по созданию АО носят больше обязательный
характер, чем сковывают свободу действий иностранных инвесторов. Кроме
того, акционерное право содержит обширные и подробные процедурные
предписания, которые без необходимости лишь усложняют внутренние процедуры
– созыв и проведение общего собрания акционеров, увеличение уставного
капитала и т.д.
Законодательство об ООО предоставляет больше возможностей для
инвестора. Однако юридическое лицо, выбравшее эту форму также подстерегает
опасность. Дело в том, что каждый участник общества имеет неотъемлемое
право выхода из общества без соблюдения срока расторжения договора. При
этом ему в кратчайшие сроки должна быть выплачена компенсация в размере его
доли в уставном капитале компании. Вряд ли эти положения будут
способствовать доверию партнеров друг другу, когда каждый из них по
собственной прихоти может выйти из предприятия и при этом получить
значительную часть капитала.
В этих условиях многие иностранные инвесторы сталкиваются с выбором:
взять на себя основное бремя расходов или совсем отказаться от инвестиций.
Возможность участия в компании в качестве меньшинства часто просто не
рассматривается. Более эффективная законодательная защита меньшинства,
например посредством четкой формулировки и реализации права на получение
информации, позволила бы существенно улучшить инвестиционный климат и
увеличить приток иностранного капитала.
Повысить доверие к России может эффективное законодательство о
банкротстве. Связано это с тем, что многие российские предприятия в
рыночных условиях оказались неплатежеспособными, хотя и продолжают влиять
на экономическую конъюнктуру. Вывод таких компаний из участия в рыночных
отношениях позволил бы оздоровить ситуацию, повысить доверие партнеров друг
к другу.
В последние годы приняты основные регламентации по вопросам
банкротства. И все же юридическая практика крайне неудовлетворительна. Во-
первых, в законодательстве о банкротстве нет указаний на правовые
последствия в случаях, когда российские предприятия-должники осуществляют
нелегальную передачу своего имущества с целью избежать его возможной
реализации по требованию кредиторов. Результатом таких действий, например,
могло бы стать лишение конкурсного управляющего лицензии на исполнение
обязанностей и прокурорское расследование, подача кредитором жалобы в
органы, ответственные за выдачу лицензий; поиск проданного имущества и
наказание виновных в его сокрытии. Во-вторых, отсутствует перечень санкций,
которые должны быть применены в случаях конкретных процедурных ошибок, тем
более, что криминальный характер многих крупных дел о банкротстве не
позволяет дожидаться оценки правовой системы, а требует принятия
оперативных мер. В-третьих, обычно производство в соответствии с российским
законодательством осуществляется в трех-четырех инстанциях. В делах о
банкротстве оно ограничивается только одной инстанцией, что явно
недостаточно для проверки многих весьма сложных обстоятельств.
Другие препятствия инвестициям:
В РФ весьма незначительны возможности выполнения кредитных требований.
Допустимость передачи права собственности на обеспечение сомнительна.
Оговорка этого права в соответствии с статьей 451 ГК РФ принципиально
возможна, однако трудно реализуема на практике в силу слабости судебно-
исполнительной системы и уголовного законодательства. Особенно
проблематичным представляется то, что иски и требования кредиторов в случае
объявления должника несостоятельным считаются третьестепенными, т.е.
сначала обслуживаются требования сотрудников.
Единым федеральным законом не урегулировано и земельное право, хотя
собственность на землю является важным экономическим условием создания
производства. Такая неоднородная правовая ситуация не позволяет
коммерческим организациям приобретать землю даже в тех регионах, где такая
возможность предоставляется местными властями: предприятие может лишиться
этой собственности в результате вступления соответствующего федерального
закона.
Иностранный инвестор встречает трудности и в других сферах экономики –
банковском деле, деятельности страховых компаний, сертификации продукции и
услуг, сделках с недвижимостью.
Нестабильное состояние законов, регулирующих страховой рынок,
препятствует более динамичному развитию этого сегмента рынка. Кроме того,
49%-е ограничение иностранного участия в российских страховых обществах
будет препятствовать во многих случаях эффективному контролю зарубежными
инвесторами деятельности управленческого персонала и представляет для них
слишком большой инвестиционный риск.
Процедура получения лицензии на банковскую деятельность крайне сложна.
В частности, следует указать на следующие трудности:
V Для основания банка в Москве необходима лицензия Центрального банка, а
также его московского филиала;
V Руководящий персонал должен иметь как минимум высшее банковское
образование, и его квалификация должна подтверждаться свидетельствами;
V Предоставление полномочий руководящим сотрудникам контролируется
Центральным банком;
V Необходимо предоставление обширной информации обо всех правлениях
«материнской» компании;
V Руководитель, ответственный за бухгалтерскую деятельность, должен
выбираться только из определенного круга лиц.
Предоставление лицензий на работу с ценными бумагами и с частными
клиентами формально связано с длительными сроками ( полгода и 2 года с
начала деятельности). Даже по прошествии этих сроков выдача их существенно
затягивается в результате несогласованности действий различных
административных органов. Все эти правила приводят к крайне затрудненной и
дорогостоящей процедуре при основании и деятельности банков. Критерии
отзыва лицензий банков не определены однозначно и непоследовательно
реализуются на практике.
В настоящее время земельное право не урегулировано единым федеральным
законом, действующем на всей территории РФ. Однако часто собственность на
землю является важным экономическим условием создания производства в РФ. В
связи с неоднородностью правовой ситуации в настоящее время коммерческие
организации воздерживаются от приобретения земли даже в регионах, в которых
разрешено приобретение права собственности на землю. Хотя регистрация прав
на недвижимость и сделок с ней и является условием действенности их
проведения, на практике процедура регистрации требует больших затрат
времени и отличается бюрократизмом.
Четкая правовая система позволила бы убрать многие препятствия на пути
иностранных капиталов в Россию, считают германские аналитики.
3. Гарантии прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности
Гарантия прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности и
защиту инвестиций можно с полным правом считать частью процесса
регулирования инвестиционной деятельности государством.
В соответствии со ст.14 закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности»
государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной
деятельности. Казалось бы такая формулировка не должна вызывать разночтений
и способствовать доверию инвесторов к государству. Согласно данной
формулировке, права участника инвестиционной деятельности остаются
неизменными в течение всего времени осуществления им инвестирования той или
иной области экономики России. Но, как бы перестраховываясь от самого себя,
законодатель формулирует другую часть статьи следующим образом: «… в
случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают
права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих
актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их
опубликования».
Принимая такие акты, законодатель допускает нарушение ст. 5 данного
Закона, в которой закреплены права участников инвестиционной деятельности.
Таким образом, государство все-таки допускает принятие нормативных актов,
противоречащих стабильности прав инвестора, а значит и первому предложению
текста ст. 14. Срок, по прошествии которого такие нормативные акты могут
ступать в законную силу, законодатель определяет продолжительностью в один
год. Но инвестирование экономики, а особенно российской, требует
долгосрочных вложений средств. Результат от таких вложений может быть
достигнут не через год, а через несколько лет. Следовательно, такая
формулировка недопустима в качестве нормы, гарантирующей стабильность прав,
а значит, подрывает доверие возможных инвесторов к государству.
В части 2 ст. 15 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
гарантируется невозможность безвозмездной национализации инвестиций, но
применение таких мер все же не исключается, хотя и с полным возмещением
убытков, причиненных участникам инвестиционной деятельности. Учитывая
экономическую и политическую обстановку в РФ на текущий момент, можно
сказать, что допущение применения национализации к инвестициям оттолкнет
инвесторов.
Ответственность субъектов инвестиционной деятельности предусмотрена в
ст. 16 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Часть 1 данной
статьи гласит: «При несоблюдении требований действующего законодательства,
обязательств, предусмотренных в договорах между субъектами инвестиционной
деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность в
порядке, установленном указанными актами». В части 2 говорится следующее:
«Государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем
исполнении принятых на себя обязательств по осуществлению инвестиционной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|