рефераты бесплатно

МЕНЮ


Инвестиции в России

Инвестиции в России

Содержание

Введение

Инвестиционная политика в российской экономике 3

Внутренние источники инвестиций в России 5

Внешние источники инвестиций 8

Оценка и анализ состояния инвестиционного климата в России 11

2.1. Инвестиции в реальный сектор экономики 14

Иностранные инвестиции в российскую экономику 19

Заключение

Список литературы

Введение

Теории международного движения капитала в западной

экономической литературе уделено достаточно много внимания. Начиная

с 60-х годов появились работы об экономике стран, принимающих

капитал. В этот период на политической карте в результате бурного

национально-освободительного движения возникло большое число независимых

развивающихся государств. Вследствие этого процесса в международных

потоках перемещения капитала наметилась тенденция его движения из

развитых стран в развивающиеся. Видные западные экономисты С.Кузнец,

Г.Хабернер, Г.Майер и др. в своих трудах доказывают, что планирование

экономического роста в развивающихся странах немыслимо в современных

условиях без возможности допуска иностранного капитала в экономику страны.

Эти авторы развивают мысль о том, что благотворное влияние ин.

капитала на развивающееся хозяйство будет положительно сказываться

во всех случаях независимо от того, в какой форме он вторгается в

национальную экономику : - в форме частных прямых инвестиций и

кредитов, в виде государственных инвестиций ин. кредитов, или в какой-

либо иной форме. В каждом случае находятся аргументы, оправдывающие

и рекомендующие иностранный капитал в качестве наиболее

эффективного средства для достижения национального процветания. Прямые

частные капиталовложения в промышленность, по их утверждению, не

только приносят развивающимся странам чистый прирост национального

богатства, но и влекут за собой приток иностранных специалистов,

которые способствуют подъему технического и культурного уровня

страны, облегчают возможность подготовки квалифицированных кадров,

распространению наиболее современных технологических методов.

Государственные капиталовложения в транспорт, связь, коммунальное

хозяйство рассматривается как один из сильнейших стимулов, поощряющих

национальную деятельность. Действительно, с одной стороны, инокапитал,

привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно,

оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает преодолеть

отсталость, интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны,

привлечение ин. капитала накладывает определенные обязательства,

создает многообразные формы зависимости страны - заемщика от кредитора,

вызывает резкий рост внешнего долга. Таким образом, для национальной

экономики ин. капитал может иметь неоднозначные последствия.

В связи с этим ставится вопрос о расширении прежде всего

технической помощи, направленной на углубление использования собственных

ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже затем о

привлечении инвестиций в виде кредитов. Другими словами, сначала

необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем

принимать иностранный капитал в свою экономику. На современном этапе

для России теоретическое осмысление учеными вопросов принятия ин.

капитала в его различных формах, эффективного его использования, появления

финансовой зависимости, являются актуальными и важными.

Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны

инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,

увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано

уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные

лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить,

однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация

складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала

потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок.

Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может

снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство,

попросту пропадут. Однако уверенная победа на президентских выборах Б. Н.

Ельцина, показала потенциальным инвесторам, что сторонников демократии в

нашей стране всё же больше, чем сторонников коммунизма, а значит риск

вложений уменьшается. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому

им и уделяется сколько внимания. Насколько важны инвестиции государству

может говорить тот факт, что Б.Н. Ельцин просил принятия Государственной

Думой бюджета на 1998 год в первом чтении, что было сделано в первую

очередь для того, чтобы показать потенциальным инвесторам, что российская

экономика уже стабилизировалась и вложение средств в производство не имеет

никакого риска.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры

о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на

инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время

боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский

рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он

также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из

стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то

же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы

ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который

определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность

вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют

правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся

стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только

на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена

именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для

работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на

изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное

значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские

инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики

“сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в

европейских и американских банках, иными словами используются для

инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается

вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст

ощутимый толчок развитию российского производства. По данным

правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года,

около 150 млрд. дол. и не трудно представить себе как эти деньги проявили

бы себя в российской экономике.

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую

очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной

экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным

законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не

может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую

экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то

есть возрождение экономики России. Определим, что задачами данной работы

являются проведение исследования инвестиционного климата России, при

последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и

попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит

также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их

состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку

перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на

основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики

государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и

указать необходимые меры для их устранения.

1. Инвестиционная политика в российской экономике.

Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат

материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное

воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.

Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках

централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые

капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на

воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции -

более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции,

близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и

"финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции,

облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом

собственника, дающим право на получение доходов от собственности.

Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником

капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.

Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных

отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются

от прямых инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены

основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие

главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды,

способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного

сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для

реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших

жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении

эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет

огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и

государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат

страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако

на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что

обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные

цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на

которые направлялись.

Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении

изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в

РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций,

гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:

- предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на

возвратной основе;

- отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём

рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По

этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на

развитие федеральной собственности;

- равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо

от форм собственности для всех инвесторов).

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени

уделялось достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало

понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое

важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три

года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики

государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике

России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но

государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут

автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это прежде

всего связано с двумя факторами:

1. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному

освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

2. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные

предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав

собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого

управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам

уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия,

ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в

инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства РФ

“Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”) :

-создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных

преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это

позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении

использования собственных активов;

-внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее

либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при

выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной

амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода

уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода

суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и

укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы

оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым

использованием амортизационных отчислений;

- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития

многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных)

источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных

проектов;

- государственная поддержка предприятий за счет централизованных

инвестиций;

- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и

государственное финансирование инвестиционных проектов производственного

назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и

исключительно на конкурсной основе;

- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств

федерального бюджета;

- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных

инвестиций;

- значительное расширение практики совместного государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое

государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного

значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления

налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в

инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.

1.1. Внутренние источники инвестиций в России.

Традиционно в России финансирование капитальных вложений

осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно

предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль,

несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала. Каждой семье

приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета

направить на текущее потребление, а какую - отложить на будущее.

Предположим, что члены семьи зарабатывают 1 млн. руб. в месяц. Часть этих

денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату

жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что семья

тратит 800 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 200 тыс. помещает в

банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов

(159.8 трлн. рублей (20.8% всех денежных доходов) было затрачено жителями

России в первом полугодии 1997 г. на покупку иностранной валюты...). В

этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня

сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных

граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что

некая компания получила прибыль в размере 100 млн. руб. Эта прибыль может

быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на

эти средства новое оборудование или производственные площади) или же

положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей

прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка.

Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые

поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит

зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам

и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства,

которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство

новых дорог или развитие телефонной связи.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций

в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на

приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в

подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает

часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может

быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным

экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она

помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей

осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные

граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового

посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно

и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и

использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и

инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет

увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой

компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем

сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.