рефераты бесплатно

МЕНЮ


Иностранные инвестиции в России

из которых 3 в финансово-банковском секторе, 2 - в металлообработке, 2

- по производству и разливу напитков и один по муниципальной поддержке

г. Санкт-Петербурга.

Решением Правительства от 26 мая 1997 г. ранее утвержденный

Правительством (от 3 апреля 1996 г.) «Порядок работы с проектами,

финансируемыми за счет займов МБРР» распространен и на кредиты ЕБРР.

2. ОСНОВНЫЕ страны-ИНВЕСТОРЫ.

К концу 1996 г. зарегистрированы иностранные инвестиции из 65

стран мира. В Государственный реестр было внесено около 3 тыс.

совместных российско-американских компаний, или 17 % общего количества

зарегистрированных предприятий с участием иностранного капитала. В

1995 г. американские фирмы вложили в нашу экономику в форме прямых и

портфельных инвестиций 813 млн. долл., в первой половине 1996 г. – 510

млн. долл. Накопленный объем американских инвестиций в российскую

экономику оценивается в 2,7 млрд. долл. Приоритетными сферами вложения

американского капитала служат: добыча и переработка нефти, пищевая

промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство

стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции,

транспорт. Участвует он также в конверсии предприятий оборонных

отраслей, предоставлении информационных и консультационных услуг.[25]

На втором месте – немецкие фирмы, которые вложили в 1995 г. 293

млн. долл., а в первой половине 1996 г. - 132 млн. долл., Накопленный

объем немецких инвестиций оценивается примерно в 1 млрд. долл. У нас

зарегистрировано около 1200 совместных предприятий с участием

немецкого капитала. Половина совместных фирм расположены в Москве и

Санкт-Петербурге, приоритетны для них также Калининград и Краснодар.

Большая часть российско-германских СП работает в промышленности (36,9

%), торговле и общественном питании (31,4 %), транспорте (17,2 %),

строительстве (6,9 %), сельском хозяйстве (4,2 %). Число занятых

достигает 280 тыс. человек На долю совместных предприятий приходится

примерно 10 % товарооборота России с Германией. Более 15 % экспорта

российско-германских СП направляется в Германию, половина поставок

приходится на топливно-сырьевые ресурсы.[26]

Наиболее активными странами-инвесторами в 1-м полугодии 1997 г.,

по данным Центра экономической конъюнктуры, были Нидерланды – 30 %

общего объема иностранных валютных инвестиций, США – 24 %, Швейцария –

17 % и Великобритания – 16,5 %[27].

Британские инвестиции (прямые и портфельные) в российскую

экономику, по данным на 1 июля 1997 года, превысили 1 млрд. долларов

США, при этом только в 1997 году британские компании инвестировали

около полмиллиарда. По объему инвестиций в российскую экономику

Великобританию опережали только США, Швейцария и Нидерланды.

Гораздо сложнее обстоит дело с азиатскими странами.

На первом Российско-Восточном инвестиционном форуме, прошедшем в

Гонконге[28]. Американцев и европейцев ликвидность интересует меньше

– они готовы в стоящее дело вложить деньги и подождать годик в

ожидании отдачи.

Азиаты же говорят: мы не будем инвестировать пока не будем

уверены в том, что в любой момент сможем закрыть свои позиции.

Первые инвесторы, пришедшие на российский рынок, вовсе не

обращали внимания на состояние финансов компаний, поскольку это

состояние заведомо было скверным (убытки, задолженности и т. д.), и

оценивали привлекательность того или иного эмитента путем сравнения: у

этого производителя энергии киловатт рыночной капитализации стоит

столько-то, у того – столько-то – нужно покупать у того, а не у этого.

В других секторах российской экономики (продовольствии, услугах,

даже металлургии) такой возможности для сравнения не было – слишком

сильно различались условия, в которых работали предприятия. Поэтому

априори приходилось внимательно смотреть на их финансовое состояние,

которое было либо скверным, либо о нем вообще не было известно.

С той поры прошло много времени, и даже в этих секторах уже

появились компании, способные представить нормальную финансовую

отчетность за три года. И поэтому в сознание азиатских финансистов

усиленно внедрялся тезис, что теперь первую скрипку на российском

рынке будут играть инвесторы, умеющие хорошо анализировать.

1. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА И МЕТОДЫ СТРАХОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ.

Таким образом, в настоящее время Россию справедливо относят к

государствам с высоким страновым риском. Однако уровень отдельных

инвестиционных проектов в России достаточно высок: реальная (с учетом

поправок на инфляцию) внутренняя норма рентабельности превышает 60 –

80 % при окупаемости инвестиций в течение 2 – 3 лет.[29]

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу

инвестиционного климата или обратному ему показателю риска служит

обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «

барометром» для иностранного инвестора.

Важно отметить, что с ноября 1997 года при расчете сводного

инвестиционного индекса Международной финансовой корпорации (IFCI

Composite) наряду с показателями 26 стран, рынки которых считаются

развивающимися, будут учитываться показатели новичков: России,

Израиля, Египта, Марокко, Словакии.[30] Это может дать ощутимый приток

инвестиций: ряд международных инвестиционных фондов с суммарными

активами около 8 млрд. долларов осуществляет свои вложения в точном

соответствии со страновыми пропорциями индекса МФК (эти фонды так и

зовут индексными).

Известно много различных методов оценки инвестиционного климата.

С одной стороны, это обусловлено сложностью задачи, наличием большого

числа переменных. С другой, инвестора могут интересовать не просто

общие условия вложения капитала, а вполне конкретная ситуация на

инвестиционном рынке. Отсюда могут возникнуть и специфические

требования к самому понятию инвестиционного климата.

В экономической литературе описан так называемый универсальный

метод оценки инвестиционного климата, которым предполагается охват

большого числа экономических стоимостных и натуральных показателей

производства, торговли, услуг, характеристик политического состояния

общества, инвестиционного законодательства. Число показателей и

характеристик может достигать десятков и сотен. Причем не исключается,

что одна группа показателей говорит в пользу положительной оценки

инвестиционного климата, а другая, наоборот, характеризует

инвестиционный климат с отрицательной стороны.

Наибольшим спросом пользуются те способы оценки инвестиционного

климата, которые завершаются результирующими численными выражениями.

Обычно это достигается путем применения балльных оценок. Этот же

способ можно применять и для частных случаев, например, для

сопоставления только одного какого-либо фактора инвестиционного

климата, допустим, законодательства об иностранных инвестициях. Во

Всероссийском научно-исследовательском конъюнктурном институте

выполнена работа по сопоставлению действующего законодательства об

иностранных инвестициях в России и странах ближнего зарубежья, включая

страны Прибалтики.

Чем обусловлены принципиальные особенности оценки инвестиционных

рисков при организации сотрудничества с российскими промышленными

предприятиями?

Во-первых, превалированием качественных неформализуемых оценок

инвестиционных рисков. В условиях динамично меняющегося внешнего

окружения (например, налоговой или таможенной системы), отсутствия

численных рядов за длительный срок наблюдения (более пяти-семи лет)

практическая значимость количественных оценок невелика.

Во-вторых, принципиальной особенностью реализации инвестиционных

проектов в России является необходимость учета интересов широкого

круга лиц, представляющих предприятие, его основных акционеров,

участников кооперации, местных и федеральных органов власти, и

выстраивания на этой основе зачастую довольно сложной организационной

схемы проекта.

В-третьих, реализация проектов в России имеет существенную

специфику вследствие особенностей внешних факторов, определяющих

функционирование российских предприятий. Здесь можно выделить

нестабильность и несовершенство правовой базы, высокий уровень

монополизации отдельных сегментов экономики, неустойчивость финансово-

кредитной системы, определенный вакуум в сфере объективной комплексной

информации о развитии промышленных предприятий.

Таким образом, исключительно высокие и разнообразные риски,

сопутствующие современным инвестициям в России, служат одной их

важнейших причин торможения инвестиционной деятельности. Существенное

влияние имела неустойчивость политической ситуации, не дававшей

гарантии от национализации частной собственности и от изменения курса

на развитие рыночной экономики. Этот фактор особенно тяжел, ибо не

подлежит страхованию, а государственными гарантиями на обширных

просторах страны не запасешься, не говоря уже о крайне ограниченных

возможностях их предоставления.

Повышенные риски связаны также с неустойчивостью экономического

и, как следствие, социального положения страны. Влияние этого фактора

остается значительным, хотя постепенно складываются условия для его

ослабления. Сейчас начинается постепенный процесс уменьшения роли, так

сказать, глобальных рисков, связанных с общей кризисной ситуацией в

стране, и перехода, в основном, к типичному кругу инвестиционных

рисков, свойственных любой экономике. Но даже с учетом этого процесса

уровень рисков в российском хозяйстве остается исключительно высоким.

Система страхования рисков становится одним из решающих условий

активизации инвестиционной деятельности как отечественных, так и

зарубежных инвесторов.

При прямом финансировании инвестиций финансовыми компаниями, в

том числе посредством покупки акций предприятий, инвестор получает

определенную гарантию всей собственностью должника. Банки, стремясь

усилить защищенность своих кредитов, все в большей мере переходят на

залоговые кредиты или кредиты под гарантию, что в значительной мере

сближает защищенность их кредитов с прямым финансированием. Однако,

как известно, до сих пор долгосрочные кредиты под новое строительство,

реконструкцию и серьезное техническое переоснащение производства

весьма ограничены и при этом даются нередко непосредственно органам

управления (областным администрациям, правительствам крупных городов и

т.п.) или под их поручительство. Непосредственно производственно-

хозяйственным организациям получить такой кредит практически

невозможно.

Одним из решающих условий преодоления сопротивления

инвесторов долгосрочному кредитованию является обеспечение

перераспределения рисков возврата выданных кредитов. При этом особую

актуальность приобретают:

обеспечение расчетного эффекта кредитуемого мероприятия, что

предполагает усиление контроля за оценкой коммерческой

привлекательности проекта и реальным исполнением предусмотренных

расчетами показателей;

учет вероятности возникновения риска и оценка ущерба, который может

получить кредитуемый объект в случае непредвиденных изменений в

макроэкономической или политической ситуации, в случае просчетов или

различного рода аварий, связанных со стихийными бедствиями или

неисполнением обязательств со стороны партнера (удлинение срока

освоения капитальных вложений, непредусмотренное удорожание объекта и

т.п.).

Перечисленные виды рисков должны быть распределены между

должником, кредитором и страховыми организациями, которые принимают на

себя роль посредника. В случае финансирования крупного проекта к

страхованию подключаются не только организации первичного страхования,

но и перестраховочные компании. Именно этим определяется, что бум

страхового дела в разных странах непосредственно связан со

стабилизацией и оживлением экономики, в первую очередь с активизацией

инвестиционного процесса.

Частное страховое дело, с одной стороны, получает сейчас в России

весьма бурное развитие, с другой, переживает сложные времена. Не

исключено, в частности, банкротство немалого числа возникших на первой

волне недостаточно крепких страховых компаний.

Несмотря на сложные условия, повышение роли страховых и

перестраховочных организаций в ослаблении последствий инвестиционных

рисков состоит прежде всего в следующем:

расширение сфер страхования гражданской ответственности организаций, в

том числе при осуществлении инвестиционного процесса – страхование

риска, возникающего при изменении условий реализации проекта и

снижении его эффективности, удлинении сроков реализации проекта,

аварий или несчастных случаев;

распределение риска при инвестировании крупных проектов между

страховыми компаниями через механизм перестрахования;

рационализация порядка распределения страховой премии между страховыми

организациями и участниками процесса страхования в пользу страховых

организаций, которые могут направлять эти средства на финансирование

мероприятий, минимизирующих риск при осуществлении будущих вложений в

определенных сферах. Например, страхование грузов, транспортных

средств и т.д. часто связано с плохим механическим состоянием

технической базы перевозок (дорог, подвижного состава, неразвитостью

инфраструктуры).

Страховые компании нередко заинтересованы вложить собственные

средства в мероприятия, минимизирующие возникновение риска в будущем.

Самостоятельное значение имеет объединение усилий страховых

организаций по реализации таких мероприятий, что может быть успешным

только при привлечении общественных организаций страховщиков –

Всероссийского союза страховщиков, Комитета по страхованию ТПП РФ и

т.п. Первоочередными направлениями совместной работы страховщиков

может быть:

расширение работ по созданию программных продуктов по надежной оценке

коммерческой привлекательности инвестиционных проектов применительно к

отдельным отраслям и регионам;

дальнейшая разработка методик оценки вероятности риска реализации

различного рода проектов и расчета сумм возникающего ущерба;

дальнейшая рационализация порядка и условий заключения страхового

договора с изменением величины и порядка распределения страховых

премий, введения элемента гарантий и поручительства в страховые

отношения, существенного расширения границ перестрахования.

Такие мероприятия связаны нередко с изменениями структуры

производственно-хозяйственных объектов, в первую очередь созданием

зависимых и дочерних компаний, холдинговых образований и развитием

инфраструктуры страховой деятельности. При кредитовании инвестиций

важное место в защите инвестора должен занять механизм залоговых

кредитов и признания производственно-хозяйственных организаций

банкротами. Эти условия повышения защищенности инвесторов проверены

мировой практикой и в некоторых регионах России, прежде всего в

Нижегородской области.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ динамики и структуры инвестиций пока не дает оснований для

вывода о том, что иностранный капитал уверенно пошел в Россию.

Можно сказать, что основной, на мой взгляд, проблемой,

препятствующей активному привлечению иностранных инвестиций в

экономику России, является отсутствие на практике четкой и эффективной

государственной инвестиционной политики.

Разработанная Комплексная программа стимулирования отечественных

и иностранных инвестиций в экономику России вселяет некоторую надежду

на положительные сдвиги в этом направлении. Главная практическая

ценность программы состоит в конкретном плане мероприятий по правовому

обеспечению эффективного инвестиционного процесса от основополагающих

законодательных актов до инструкций и методических рекомендаций.

Программа Правительства предусматривает доведение притока

иностранных инвестиций до 20 млрд. долл. в год до 2000 года. При

обнародовании этой цифры премьером В. Черномырдиным год назад она

показалась несколько завышенной. Но если объем привлеченных инвестиций

во втором полугодии 1997 г. сохранится на уровне первого и достигнет в

сумме 13 – 14 млрд. долл. в год, то ориентир в 20 млрд., указанный В.

Черномырдиным, покажется не очень большим. Реально, без инфляционных

последствий, на этапе подъема Россия может осваивать примерно в

полтора раза больше (при условии динамичных внутренних инвестициях).

Проблема, однако, заключается не столько во временной

неритмичности поступления зарубежного капитала в национальную

экономику, сколько в его отраслевой и региональной

неравномерности.[31]

В качестве главных условий привлечения иностранного капитала

можно указать следующие:

создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для

деятельности инвесторов на территории России;

реформирование налоговой системы;

укрепление институтов собственности;

формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных

инвестиций;

создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих

принятие инвестиционных решений;

развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и

финансовыми организациями.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

(((

1. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

«Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г.

2. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

«Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. (с

изменениями и дополнениями на 19 июня 1995 года, внесенными: Указом

Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288;

Федеральным Законом Российской Федерации от 19 июня 1995 года № 89

- ФЗ).

3. Закон Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» от

11 января 1996 г.

4. Закон Российской Федерации «О внесении изменения и дополнения в

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 5 февраля 1997

г. № 25 - ФЗ.

5. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в статью 5 Закона

Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 17

марта 1997 г. №54 - ФЗ.

6. Законопроект «О свободных экономических зонах».

7. Законопроект «О перечне участков недр, на которые предоставляется

право пользования на условиях раздела продукции».

8. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об

инвестиционной деятельности в РСФСР».

9. Законопроект «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и

территорий, в которых запрещается и ограничивается деятельность

иностранных инвесторов».

(((

1. Российский статистический ежегодник 1995 г., Госкомстат России. –

М., 1995 г.

2. А. П. Киреев «Международная микроэкономика: движение товаров и

факторов производства», М., Международные отношения, 1997 г.

3. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева «Современный

экономический словарь», М., ИНФРА-М, 1997 г.

(((

1. «Инвестиции в России» № 1-2, 1997 г.

2. «Инвестиции в России» № 3-4, 1997 г.

3. Материалы агентства ИТАР-ТАСС от 21.02.97

4. «МЭ и МО» № 10, 1996 г.

5. «Сегодня» от 22.02.97

6. «Финансовые Известия» № 66 (417), 1997 г.

7. «Финансовые Известия» № 77 (428), 1997 г.

8. «Финансовые Известия» № 78 (429), 1997 г.

9. «Финансовые Известия» № 82 (433), 1997 г.

10. «Финансовые Известия» № 85 (436), 1997 г.

11. «Финансовые Известия» № 86 (437), 1997 г.

12. «Экономист» № 3, 1997 г.

13. «Эксперт» № 26, 1997 г.

14. «Эксперт» № 35, 1997 г.

15. «Эксперт» № 37, 1997 г.

16. «Эксперт» № 39, 1997 г.

17. «Эксперт» № 43, 1997 г.

18. «Эксперт» № 44, 1997 г.

-----------------------

[1] В. Андрианов «Иностранный капитал в экономике России», Экономист №3,

1997 г.

[2] «Инвестиции обходят Восточную Европу стороной», Эксперт № 37, 1997

г.,

[3] Эксперт № 37, 1997 г.

[4] Эксперт № 37, 1997 г.

[5] Эксперт № 37, 1997 г.

[6] «Платежный баланс Российской Федерации за 1 полугодие 1997 г.»,

Финансовые Известия № 85 (436), 1997 г.

[7] А. Астапович, Л. Григорьев «Иностранные инвестиции в России: проблемы и

решения».

[8] Прямые иностранные инвестиции – приобретение длительного интереса

резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии - резиденте

другой страны (предприятии с прямыми инвестициями).

[9] Портфельные иностранные инвестиции – вложения капитала в иностранные

ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом

инвестирования.

[10] Ссудные капиталовложения – денежные капиталовложения, предоставляемые

в виде ссуд на условиях возвратности с выплатой ссудного процента (платы,

вносимой заемщиком кредитору за пользование кредитом).

[11] Облигационный заем – осуществляемый путем выпуска заемщиком (лицо,

получающее от заимодавца в собственность или оперативное управление деньги

либо товары и обязующийся через определенный срок) облигаций.

[12] Финансовые Известия № 85 (436), 1997 г.

[13] Финансовые Известия № 85 (436), 1997 г.

[14] Финансовые Известия № 82 (433), 1997 г.

[15] Финансовые Известия № 85 (436), 1997 г.

[16] Без учета произошедшего в отчетном полугодии взаимозачета финансовых

требований между Россией и Польшей на сумму 8 млрд. долларов.

[17] «Платежный баланс Российской Федерации за 1 полугодие 1997 г.»,

Финансовые Известия № 85 (436), 1997 г.

[18] «Платежный баланс Российской Федерации за 1 полугодие 1997 г.»,

Финансовые Известия № 85 (436), 1997 г.

[19] Эксперт, № 44, 1997 г.

[20] ADR (American Depositary Receipt) – расписка на иностранные акции,

депонированная в банке США.

[21] Эксперт, № 44, 1997 г.

[22] Эксперт, № 44, 1997 г.

[23] Эксперт, № 44, 1997 г.

[24] А. Галиев «Ни одно реформаторское наступление в России не длилось

более полугода», Эксперт , № 35, 1997 г.

[25] В. Андрианов «Иностранный капитал в экономике России», Экономист №3,

1997 г.

[26] В. Андрианов «Иностранный капитал в экономике России», Экономист №3,

1997 г.

[27] Финансовые Известия № 82 (433), 1997 г.

[28] «Не ком, а блин», Эксперт № 39, 1997 г.

[29] Ю. Симачев «Особенности инвестиционных проектов российских

промышленных предприятий», май 1997 г.

[30] А. Бартенева, «Инвестиции в Россию будут про индексированы», Эксперт,

№ 43, 1997 г.

[31] Финансовые Известия № 82 (433), 1997 г.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.