рефераты бесплатно

МЕНЮ


Право собственности и вещные права

хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Государственное имущество может быть передано предприятию на праве аренды,

пользования или по другому законному основанию.

2. Вещные права лиц, не являющиеся собственниками

а) Понятие и виды вещных прав .

Под вещным правом принято понимать право, обеспечивающиеся

удовлетворения интересов управамоченного лица

1) Т.А. Джусупов « Право собственности и иные вещные права « стр. 22

путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в

сфере его хозяйственного господства. Вещное право заключается в наличие у

правообладателя трех правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Причем правомочия могут быть все или часть из них, в полном объеме или

частично. Объектом вещного права является только индивидуально определенная

вещь .Вещи определяемые родовыми признаками, а также различные не

материальные блага объектами вещного права неявляются. Это обуславливает

специфические способы защиты вещных

прав .Например, возможность признания права на индивидуально определенную

вещь, истребования этого имущества из чужого незаконного владения и др. Так

как имущество, являющего объектом вещного права уже присвоено, все иные

субъекты могут использовать его только в ограниченных рамках определяемых

законом и собственником. Поэтому в отличии от права собственности вещные

права называются ограниченными по причине ,что возможности и права их

обладателя уже чем у собственника. Особенностью вещного права является его

производнность от права собственности. В соответствии с этим на вещные

права распространяются большинство положений ГК РК о праве собственности.

Обязательными чертами вещного права является право следования и право

преимущества. Первое означает, что обладатель вещного права продолжает по

общему правилу сохранять его и тогда когда вещь переходит к новому

собственнику. Например , в случае перехода права собственности на

заложенное имущество, право залога в отношение этого имущества сохраняется.

Право преимущества подразумевает ,что при конкуренции вещного и

обязательственного права в первую очередь осуществляется вещное право,

если иное не предусмотрено законодательством. Вещное право имеет абсолютный

характер из которого следует общая обязанность всех третьих лиц не нарушать

данное вещное право и право обладателя вещного права на его осуществления в

рамках , предусмотренных законодательством и договором.

б) право землепользования и сервитуты

Пункт 1 ст. 195 ГК РК к вещным правам лиц не являющихся

собственниками относит : 1-право землепользования,2- право хозяйственного

ведения,3- право оперативного управления ,4- другие вещные права,

предусмотренные настоящим кодексом или иными законодательными актами.

Вещные права лиц не являющихся собственниками земли законодательства

дифференцирует по следующим видам - право землепользования, право

временного пользования земельным участком находящимся в частной

собственности, сервитут и иные вещные права (п1ст1 Указ Президента РК, и

имеющего силу закона «О земле» от 22,12,1995 года) ( в дальнейшем указ о

земле).

Из прежнего текста ст195 ГК РК исключены правила о праве

землепользования, так как основания и порядок возникновения ,изменения и

прекращения права землепользования ,права и обязанности землепользователей,

в том числе по отчуждению права землепользования , определяются указом о

земле.

Право временного пользования земельным участком, находящимся в

частной собственности – это право субъекта владеть и пользоваться

земельным участком , возникшие на основе договора о временном пользовании

земельным участком между собственником земельным участком и временным

пользователем ( арендатором или безвозмездно пользователем ).

Временные землепользователи – лица , право землепользования которых

ограничено определенным сроком - краткосрочное – до трех лет ,

долгосрочное – от трех лет до девяноста девять лет .

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (

сервитут ) представляется заинтересованному физическому или

юридическому лицу частным собственником или землепользователем в случаях ,

предусмотренных законодательством, --

-земельному сервитуту посвящена глава седьмая Указа « О земле « .

Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок , в том числе купли-

продажи и залога. Сервитут может переходить к другим лицам лишь вместе с

правом , для обеспечения которого установлен сервитут.

в) Право хозяйственного ведения

Праву хозяйственного ведения посвящена глава девятая Гражданского кодекса

Р.К. ( ст. ст. 196-201 ГК РК ) . В соответствии со ст. № 196 ГК РК право

хозяйственного ведения является вещным правом государственного предприятия

, получившего имущество от государства , как собственника и осуществляемого

в пределах , установленных настоящим Кодексом и иными законодательными

актами , права владения , пользования и распоряжения этим имуществом.

Права хозяйственного ведения является наиболее широким по своему

содержанию видом - вещных прав , максимально приближенным по объему к

правам собственника . В общих чертах разницу между содержанием прав

собственника и предприятия удачно отметил Т.К. Сулейменов – « … в отличие

от собственника , который подчиняется только закону , предприятие на праве

хозяйственного ведения подчиняется закону и собственнику « (1)

Имуществом на праве хозяйственного ведения может обладать только

государственное предприятие.

Акционерное общество и другое хозяйственное товарищество , даже

когда государство является единственным учредителем , не является

государственным предприятием , а имущество , находящееся у него на балансе

, подпадает под правовой режим частной формы собственности. Государство в

таких хозяйственных товариществах сохраняет право собственности на акции

или обязательственное право на доли.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения и правовой статус

предприятий , основанных на праве хозяйственного ведения , определены

Указом Президента Республики Казахстан , имеющего силу Закона « О

Государственном предприятии « от19/06/95 года , с изменениями и

дополнениями от 23/12/95 г., от 19/06/97 г. , от 11/07/97 (далее Указ о

государственном предприятии ).

В соответствии со ст. 4 Указа о государственном предприятии ,

основанное на праве хозяйственного ведения , может быть образовано

государством или государственным предприятием на праве хозяйственного

ведения (ст. 46 названного выше Указа ). В последнем случае образуется

дочернее государственное предприятие. Правовой режим его имущества не

отличается от вещного права хозяйственного ведения ( ст. 47 Указа о

государствен-ном предприятии ).Предприятие основанное на праве

хозяйственного ведения , в зависимости от того , кем они образованы ,

могут быть республиканскими государственными предприятиями и коммунальными

государственными предприятиями. Соответственно права собственника и

учредителя в отношении их осуществляют разные государственные органы.

Предприятие основанное на праве хозяйственного ведения , обладает

специальной правоспособностью и пределы правоспособности определены в

соответствии с Гражданским Кодексом Р.К. и иными законодательными актами

в уставе предприятия и не могут быть изменены по его усмотрению.

Правомочия владения пользования и распоряжения могут быть осуществлены в

пределах уставной правоспособности .

Предприятие , основанное на праве хозяйственного ведения , отвечает по

своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществам и оно не отвечает

по обязательствам государства , административно – территориальной

единицы , юридических лиц и граждан , а указанные выше субъекты не отвечают

по обязательствам государственного предприятия .

(1) А.Т. Джунусов « Право собственности и вещные права « стр. 50 ,22

Исключение составляет лишь случай , когда банкротство предприятия было

вызвано действиями учредителя ( уполномоченного органа ). В этих случаях

государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности

средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии со ст. 197 ГК РК объектом права хозяйственного ведения

может быть любое имущество , если иное не предусмотрено законодательством

. Имущество предприятия составляет основные фонды и оборотные средства,

а также ценности стоимость которых отражается на самостоятельном

балансе предприятия ( п. 1 ст. 10 « Указа о государственном предприятия

« ) .

Любое имущество может являться объектом хозяйственного ведения , если

законодательством или специальной правоспособностью не предусмотрены

прямые ограничения .Следовательно , в ведении предприятия на праве

хозяйственного ведения может быть , как правило , лишь то имущество ,

которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности ,

предусмотренной его уставными целями , либо оказалось продуктом этой

деятельности (ст. 20 « Указа о государственном предприятии « ) Не

являются объектом хозяйственного ведения земельные участки , недра , воды

, леса и некоторые другие имущества .Земельные участки и недра могут

находится в пользовании предприятия в пределах , установленных

соответствующим специальным законодательством .

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения

регламентируется ст. 198 ГК РК .Право хозяйственного ведения на имущества

, в отношении которого собственником ( государством ),

принято решение о закреплении за уже созданным государственным предприятием

,возникают у этого предприятия с момента закрепления за этим предприятием

имущества на самостоятельном балансе предприятия , если иное не

установлено законодательством или решением собственника .Плоды , продукция

и доходы от использования имущества , находящегося в хозяйственном ведении

, а также имущества , приобретенное предприятием по договорам или иным

основанием , поступают в хозяйственное ведение предприятие в порядке

установленном в законодательстве для приобретения права собственности ,

т.к. в соответствии со ст. 235 п.1 и ст.123 ГК РК поступления , полученных

в результате использования имущества в виде плодов продукции , доходов ,

принадлежит лицу , использующему это имущество на законном основании .

Право хозяйственного ведения у предприятия может возникнуть на имущество ,

приобретенное в результате сделок купли-продажи ,мены, дарения или иной

сделки , а также по замещению гражданина и другими способами.

В соответствии с п.3 ст. 198 г.ГК РК право хозяйственного ведения

прекращается по основаниям и в порядке , предусмотренным

законодательством и а в порядке , предусмотренным законодательством для

прекращения права собственности , а также в случаях правомерного изъятия

имущества по решению собственника . Правомерное изъятие имущества

предприятия по решению собственника означает ,что государство в лице

уполномоченных органов может изъять любое имущество предприятия ,

закрепленное на его балансе , и по любому основанию, если только это не

противоречит законодательным актам и учредительным документам предприятия.

Так , в соответствию части 2 пю3 ст. Указа о государственном предприятии «

к случаям правомерного изъятия, в частности , относится-

1)изъятие имущества , которое не отвечает целям уставной деятельности

предприятия ,

2)изъятие излишнего , не используемого либо используемого не по значению

имущества «

Изъятие происходит на основании решения ( постановления , приказа,

письма, предписания и т.п. ) соответствующего органа с момента принятия

решения , если иное не оговорено этим решением.

Права собственника имущества , в отношении имущества , находящегося в

хозяйственном ведении, регламентируется ст. 199 ГК РК , согласно которой

собственник этого имущества в соответствии с законодательными актами

решает вопросы создания предприятия определения и цели его деятельности ,

его реорганизация и ликвидация , осуществляет контроль за использованием

по назначению и сохранностью принадлежащего предприятия и имущества

.Собственник имеет право на получение чистого дохода от использования

имущества , находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия.

Собственник государственного предприятия представлен

уполномоченными государственными органами , так органами государственными

управлениями республиканскими государственными предприятиями , а также

органами ,осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права

государственной собственности, являются министерства , гос.комитеты.

ведомства и иные уполномоченные Правительством РК государственными органами

( уполномоченные органы ).

Органами государственными управления коммунальными государственными

предприятиями , а также органами , осуществляющие по отношению к ним

функции субъекта права государственной собственности , является местные

исполнительные органы , уполномоченные на то главой местной администрации

(уполномоченные органы ).

Условия осуществления имущественных прав такого государственного

предприятия регламентируется ст. 200 ГК РК и это предприятие не в праве

без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа

продавать или передавать иным лицам , обменивать , сдавать в аренду свыше

3-лет представлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие

ему здания , сооружения , оборудование и другие основные фонды предприятия,

создавать филиалы и дочерние предприятия , учреждать совместно с частными

предпринимателями предприятия и совместные производства вкладывать в них

свой производственный и денежный капитал , представлять частным

предпринимателям ссуды с выплатой вознаграждения ( интереса ) по ним ниже

установленной официальной ставки рефинансирования Национального Банка РК

, выдавать поручительства и гарантии по обязательствам третьих лиц .

В то же время в соответствии пунктом вторым названной статьи ГК РК

предприятие может самостоятельно распоряжаться имуществом , закрепленным

за ним на праве хозяйственного ведения , не относящимся к основным фондам

, т.е. движимым имуществам .

На имущественные отношения с участием государственных предприятий

распространяется положения ГК РК о возникновении и изменения права

собственника , защите права собственника и иные , не предусмотренные

специальным законодательством ( ст. 201 ГК РК ). В тоже время

некоторые положения о праве собственности к праву хозяйственного ведения

применять нельзя .

Например , нельзя применять норму п.1 ст.188 ГК РК , в соответствии с

которой « право собственности ... есть право субъекта по своему усмотрению

владеть , пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом .

г) Право оперативного управления

Институт права оперативного управления до недавнего времени был

единственной правовой формой обособления, закрепления государственного

общественного а затем общего имущества нескольких субъектов за юридическими

лицами не собственниками.

Учитывая весьма жесткие и узкие рамки этого права законодатель отказался

от его использования по отношению к производственным предприятиям и

сохранил для государственных и не -государственных учреждений

государственных казенных предприятий .

Понятие и содержание права оперативного управления раскрыто в ст. 202

ГК РК, где указано , что право оперативного управления является вещным

правом учреждением , государственного учреждения, финансируемого за счет

средств собственника, и казенного предприятия получивших имущества от

собственника и осуществляющих в пределах , установленных законодательными

актами , в соответствии с целями своей деятельности с заданиями

собственника и назначением имущества, права владения , пользования и

распоряжения этим имуществом .

В соответствии нормами ст. 202 ГК РК субъектами отношений по праву

оперативного управления являются государственное казенное предприятие ,

государственное и негосударственное учреждение , а также собственники

которые финансируют и выделяют имущества для созданных ими организаций .

Государственное казенное предприятие и учреждение может быть могут

быть образованы только государством в лице уполномоченных им на это

органов. Негосударственное учреждение учреждается по решению частного

собственника - юридического лица или гражданина . Казенные предприятия

могут быть республиканскими казенными предприятиями или коммунальными

казенными предприятиями.

Право оперативного управления отличается от права хозяйственного

ведения следующими основными особенностями --

1) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение постоянно

финансируются собственником. Предприятие на праве хозяйственного ведения

существуют за счет доходов , получаемых от хозяйственной деятельности

,.

2) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение распоряжается

своими средствами по смете .Предприятие на праве хозяйственного ведения

самостоятельно определяет направления использования своей прибыли.,

3) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение обязаны

руководствоваться заданиями собственника. Задания собственника

предприятия на праве хозяйственного ведения , по общему правилу не

являются для обязательными , если иное не вытекает из законодательства

и его уставной правоспособностью .

Приобретение и прекращение права оперативного управления

осуществляется на условиях и в порядке предусмотренных гл.13,14 ГК РК ,

регламентирующих приобретение и прекращение права собственности и иных

вещных прав ( ст. 203 ГК РК).

Права собственника имущества , переданного в оперативное управление

его право на изъятие и перераспределение этого имущества регламентируется

ст.ст.204, 205 ГК РК.

Учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним

имуществом и имуществом приобретенным за счет , выделенных ему по смете ,

за исключением случае , когда такое право вытекает из его учредительных

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.