рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основания прекращения прав собственности

Если собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с

законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно их

содержит, что грозит утратой ими своего значении, такие ценности по решению

суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи

с публичных торгов. Иск об изъятии ценностей предъявляет государственный

орган, к ведению которого относится обеспечение сохранности

соответствующего имущества.[95]

Если собственник жилого помещения использует его не по назначению,

систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно

обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления

может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения

(например, собственник установил в своем доме оборудование, использование

которого нарушает права и интересы соседей, или разместил производство,

отходы и выбросы которого причиняют ущерб природной среде). Если

собственник и после предупреждения продолжает нарушать права и интересы

соседей или использовать жилое помещение не по назначению, либо без

уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа

местного самоуправления может вынести решение о продаже жилого помещения с

публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за

вычетом расходов на исполнение судебного решения. Поскольку собственнику

передается вырученная от продажи жилого помещения с торгов сумма, он, если

речь идет о гражданине, может быть выселен из этого помещения без

предоставления жилой площади, хотя бы и не был обеспечен другим жильем.[96]

Принудительное отчуждение земельного участка может производится

только на возмездных основаниях (кроме обращения взыскания по

обязательствам и при отчуждении земельного участка, который в силу не может

принадлежать данному лицу).

Рассмотрим один из случаев прекращения права собственности на землю –

изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных

нужд.

Изъятие земельных участков с этой целью производится лишь в

исключительных случаях, установленных ЗК РФ. К ним относятся:

1. Выполнение международных обязательств РФ;

2. Размещение объектов государственного или муниципального значения

при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

3. Иные обязательства в установленных федеральными законами случаях,

а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа земельных участков из

земель, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной

собственности.[97]

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных и

муниципальных нужд может производится только «при условии предварительного

и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения

суда».[98]

Гражданское законодательство устанавливает общий порядок изъятия

земельных участков в данном случае, как для собственника, так и для лиц,

которым они предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или

постоянного (бессрочного) пользования.[99]

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп

осуществляется РФ, ее субъектом или муниципальным образованием,[100] то

есть за счет соответствующих бюджетов. Лица, у которых изымаются земельные

участки, должны быть не позднее, чем за год уведомлены об этом органом,

принявшим решение об изъятии (выкупе) земельного участка. Плата за

земельный участок, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с

собственником земельного участка.

Владельцам пользователям и арендатором изымаемых земельных участков

возмещаются лишь убытки на основании Положения о порядке возмещения

убытков, утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства РФ

от 28 января 1993г.[101] Возмещению подлежат: стоимость жилых зданий,

объектов культурно-бытового назначения, производственных или иных зданий и

сооружений или затраты по их переносу на новое место; стоимость плодово-

ягодных, защитных или иных многолетних насаждений, незавершенного

производства; убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами

землевладения и землепользования; затраты, необходимые для восстановления

ухудшенного качества земель; убытки, связанные с ограничением права

пользовании; упущенная выгода.[102]

Оценка строений производится по сметной стоимости строительства новых

объектов, равных имеющимся по полезной площади. По соглашению с

собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для

государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом

его стоимости в выкупную цену.[103]

Если лица, у которых изымается земельный участок для государственных

или муниципальных нужд, не согласны с решением об изъятии их участков,

государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск в суд

об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или

муниципальных нужд. Такой иск может быть предъявлен в течении двух лет с

момента направления соответствующим лицам уведомления об изъятии (выкупе) у

них земельного участка.

Что касается ликвидации юридического лица, то вопрос о судьбе

земельного участка должен решаться в зависимости от того, в чьей

собственности он находился – в частной или государственной. Если земельный

участок находился в собственности юридического лица, то он либо передается

учредителям юридического лица, имеющим вещные права на него или

обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не

предусмотрено законом. Если же земельный участок принадлежал юридическому

лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды, то

право постоянного (бессрочного) пользования должно подлежать прекращению по

постановлению (решению) соответствующего органа, предоставившего земельный

участок, а договор аренды – подлежать расторжению с последующей

регистрацией указанных действий в органах, осуществляющих государственную

регистрацию прав на недвижимой имущество и сделок с ним.[104]

Не удивительно, что основания прекращения прав на землю всесторонне

рассматриваются в ЗК РФ[105] и ГК РФ.[106] Это связано с тем, что вопросы

принудительного прекращения прав на землю очень важны для развития

земельного оборота. Они требуют особой регламентации, так как от того,

насколько четко отлажен механизм принудительного прекращения прав на землю

зависят гарантии имущественно-правового статуса собственников,

землевладельцев и землепользователей земельных участков.

Однако в действующем законодательстве существует немало противоречий

и пробелов, что вызывает затруднения при решении данных проблем на

практике.

ГК РФ предусматривают возможность принудительного прекращения прав

собственности на землю, если сам собственник не использует его по целевому

назначению или осуществляет использование земельного участка с грубым

нарушением земельного законодательства.[107]

Вместе с тем, следует заметить, что действующее законодательство не

содержит четкого указания на то, какие органы вправе принимать решение об

изъятии земельных участков, а также не указывает, в каком порядке

происходит предупреждение собственников участков о допущенных нарушениях,

продажа земельных участков с публичных торгов; могут ли уполномоченные

государственные и муниципальные органы контролировать ход публичных торгов,

в каких случаях инициатором публичных торгов выступает государство, а в

каких – муниципальные органы власти; каким образом обеспечивается

сохранение прекращения права собственности на соответствующий земельный

участок.[108] На все эти вопросы действующее российское законодательство не

дает ответа.

В целом, несмотря на совершенство современного законодательства в

отношении порядка прекращения права собственности на землю можно сделать

выводы:

- принудительное прекращение прав на землю возможно за противоправное

использование земельного участка, выражающееся в форме действия или

бездействия;

- прекращение права собственности и прекращение иных прав на землю

осуществляется в порядке искового производства;

- принудительное лишение лица права на землю не снимает с него

обязанности возместить ущерб, причиненный земельному участку.

Особым случаем принудительного изъятия является реквизиция.[109]

В русском дореволюционном праве использовали для данного случая

термин экспроприация. Что характерно для реквизиции?

Во-первых, это отчуждение имущества, изъятие его у собственника.

Во-вторых, это отчуждение принудительное. Когда в основу передачи

лежит согласие собственника, налицо будут договорные отношения о передаче

имущества в собственность.

В-третьих, такое принуждение осуществляется со стороны государства.

Законодатель подчеркивает, что реквизиция осуществляется по решении

государственных органов. В дореволюционной России изъятие (экспроприация)

осуществлялась на основе высочайших указов.

В-четвертых, лишение лица собственности всегда должно иметь веские

основания. В качестве таких оснований ГК РФ называет стихийные бедствия,

аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный

характер. Мотив изъятия имущества – интересы общества.

В-пятых, обязательность вознаграждения.[110] В русском

дореволюционном праве подчеркивалось, что это вознаграждение должно быть

справедливым и приличным, поскольку в противном случае по соображениям

соблюдения общественного блага мог быть причинен несправедливый ущерб

одному из членов общества. Действующий закон предписывает стоимости

имущества.[111]

Важно отметить, что при прекращении действия обстоятельств, в связи с

которыми произведена реквизиция, лицо, у которого имущество было

реквизировано, вправе требовать по суду возврата сохранившего имущества.

Исторически основным способом установления господствующего типа

собственности, который в свое время утвердился в нашей стране в результате

Октябрьской революции принято считать национализацию, то есть обращение в

собственность Советского государства имущества, принадлежавшего юридическим

и физическим лицам. В собственность государства в первую очередь были

обращены средства производства или, как принято говорить, основные

командные высоты в экономике. Сама национализация проводилась под

различными наименованиями, но сущность ее оставалась неизменной.[112] За

редчайшим исключениями национализация носила безвозмездный характер.

Истекшие десятилетия показали, что государство, обратив в свою

собственность львиную долю производственного потенциала страны, взвалило на

себя такое экономическое бремя, с которым само не в состоянии справиться.

На деле обобществить производство так и не удалось, как и не удалось

создать такой организации труда, которая строилась на сознательной

дисциплине всех трудящихся.

В настоящее время подход к возможным случаям принудительного изъятия

имущества физических и юридических лиц в собственность государства

претерпел в нашей стране коренные изменения. Опираясь на ст.35 Конституции

РФ, гражданское законодательство устанавливает, что обращение в

государственную собственность имущества, находящегося в частной

собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на

основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого

имущества и других убытков.

Понятие национализации содержится в ст.235 ГК РФ «Основания

прекращения права собственности». ГК РФ только упоминает о национализации,

не раскрывая его основных черт. Более подробно процесс национализации

анализируется экономическими науками.

Как показывает опыт мирового социально-экономического развития,

приватизированные процессы периодически сменяются процессами

национализации.

Разновидностью национализации является деприватизация – обращение в

государственную собственность приватизированного ранее имущества. Примером

повторной национализации может служить деприватизация черной металлургии в

Великобритании в 1967г., которая была национализирована в первые годы после

второй мировой войны, а затем подверглась денационализации очередным

правительством консерваторов.[113] Решение об обращении в государственную

собственность в порядке национализации принимается, как правило, на основе

закона, определяющего условия, порядок и механизм национализации

конкретного имущества. В исключительных случаях национализация проводиться

путем принятия правительством специального постановления.[114]

Инициатива в проведении национализации может исходить от субъектов

законодательной инициативы. По некоторым мнениям сторонников национализации

в современной России такая инициатива может исходить также от политических

партий, профсоюзов (признанных на общенациональном уровне) и трудовых

коллективов предприятий негосударственных форм собственности на основаниях

угрозы экономической и национально-государственной безопасности страны,

загрязнения предприятиями окружающей среды, нарушение законодательства

страны и т.д.[115]

Цели национализации заключаются в:

- сохранении предприятий и других объектов производственной и

социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения

национально-государственной безопасности страны или необходимых обществу;

- обеспечение экологической безопасности страны;

- защите потребителей от злоупотреблений, к которым может привести

нахождение в частной собственности естественных монополий;

- осуществление структурной перестройки народного хозяйства;

- пресечение незаконного перевода прибылей за границу;

- установлении контроля за использованием финансовых ресурсов,

которыми располагают банки и другие учреждения кредитно-финансовой сферы.;

- обеспечении реализации социально-экономических целей, намеченных

национальным планом.[116]

Существует два способа национализации:

1. Принудительный: отчуждение имущества, находящегося в собственности

граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости

этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством

страны,[117] либо без возмещения в качестве карательной меры, как это имело

место, например, в случае национализации заводов «Рено» во Франции

(1945г.), владельцы которых активно сотрудничали с фашистскими

оккупантами.[118]

2. Добровольный: по инициативе граждан и юридических лиц –

собственников имущества.

Объекты национализации составляют всего две группы: изначально

частные предприятия, подлежащие национализации и приватизированные ранее

предприятия, подлежащие обращению в государственную собственность.

Размеры возмещения определяются исходя из рыночной стоимости

имущества и убытков, которые могут возникнуть у собственника в результате

национализации и исходя из сумм, фактически уплаченных новым владельцем во

время приватизации государственного имущества с учетом официально

определенного коэффициента инфляции.[119]

2.2. Безвозмездное принудительное изъятие имущества у собственника

Закон предусматривает следующие случаи безвозмездного принудительного

изъятия имущества у собственника: обращение взыскания на имущество

собственника по его долгам; отчуждение имущества, которое в силу закона не

может принадлежать данному лицу; конфискация

Первым основанием, по которому возложено изъятие имущества у

собственника на безвозмездной основе, закон называет обращение взыскания на

имущество по обязательствам.[120] Такое взыскание, как правило, может

производиться только на основании решения суда.[121] Однако эта норма

диспозитивна… Иной порядок обращения взыскания может быть предусмотрен

законом или договором. Примером иного порядка взыскания может служить

взыскание по кредитному договору на основании исполнительной надписи

нотариуса в соответствии со ст.87-89 Основ законодательства о

нотариате.[122]

Закон специально обращает внимание на момент прекращения права

собственности в связи с изъятием имущества, на которое обращается

взыскание. Этот момент совпадает с моментом возникновения права

собственности на изъятое имущество у другого лица, к которому переходит это

имущество. При обращении взыскания следует учитывать перечень имущества

граждан и юридических лиц, на которое взыскание обратить нельзя,[123]

очередность удовлетворения претензий и другие правила, установленные как в

гражданском, так и в гражданском процессуальном законодательстве.

В рамках исследуемой нами темы, имеет смысл обратиться к такому

вопросу, как обращение взыскания на заложенное имущество, так как залог

является обеспечительным обязательством и кредитор-залогодержатель в случае

неисполнения обязательства должником вправе получить преимущественное перед

другими кредиторами удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество по требованию

залогодержателя производится по решению суда и может быть осуществлено на

основании исполнительной надписи нотариуса.[124] Удовлетворение требования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.