рефераты бесплатно

МЕНЮ


Гражданско-правовое регулирование договора строительного подряда

дополнительной оплаты. Речь идет о «разумных расходах», которые понесены им

в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации

(п. 4 ст. 744 ГК РФ). При применении соответствующей нормы следует иметь в

виду и действие содержащегося в п. 3 ст. 10 ГК РФ указания. Речь идет о

том, что если закон, как это имеет место в данном случае, ставит защиту

гражданских прав в зависимость от их «разумного осуществления», «разумность

действий» соответствующего лица (т.е. подрядчика) предполагается.

Следовательно, для освобождения себя от обязанности оплачивать

дополнительно понесенные расходы заказчику придется доказать «неразумность»

действий его контрагента - подрядчика. Применение приведенной в п. 4 ст.

744 ГК РФ нормы возможно только в случаях, когда необходимость нести

соответствующие расходы возникла не по вине подрядчика.

Стороны имеют возможность согласовать вопросы, относящиеся к размеру

предоставляемого для строительства земельного участка, его состоянию и

срокам передачи. И только тогда, когда в договоре отсутствует указание на

этот счет, вступает в действие соответствующая норма ГК РФ, в силу которой

площадь и состояние земельного участка, а естественно, и Дата его

предоставления должны обеспечивать своевременное начало работ, их

нормальное ведение и завершение в срок (п. 1 ст. 747 ГК РФ).

Действовавшие в разное время Правила о договорах подряда на

капитальное строительство возлагали на заказчика обязанность создать

геодезическую разбивочную основу для строительства. При этом до начала

выполнения строительно-монтажных работ заказчик должен был передать

генеральному подрядчику по акту в согласованные с ним сроки, техническую

документацию на закрепленные на территории строительства пункты и знаки

освидетельствования их в натуре. Теперь такая обязанность может возникнуть

только из договора. Те же Правила содержали достаточно широкий круг услуг,

предоставляемых заказчиком подрядчику. Нормы на этот счет носили обычно

императивный характер. Из этого следовало, что, если даже прилагаемые к

заключенному тогда генеральному и годовому подрядному договору «особые

условия» и не содержали на этот счет никаких указаний, существование такой

обязанности у заказчика - предоставлять услуги в соответствующем объеме -

предполагалось. Среди прочего, имелась в виду необходимость для заказчика,

по требованию подрядчика, передавать ему на условиях аренды здания и

сооружения, которые числились в составе основных фондов заказчика и могли

использоваться подрядчиком для нужд строительства. Имелось в виду также

предоставление заказчиком подрядчику возможности пользоваться услугами

своих мастерских и других подсобных производств, а при недостаточности

жилищного фонда у подрядчика предоставлять ему (имея в виду потребности и

субподрядчиков) жилые помещения в своих домах на период строительства,

обслуживать работников подрядных организаций столовыми, медицинскими

пунктами и др.

С учетом существующей в стране новой экономической конъюнктуры ГК

ограничился приведением примерного перечня подобных услуг. Речь идет о

предоставлении необходимых для осуществления работ зданий и сооружений,

обеспечение транспортировки грузов, оборудования и материалов, прибывающих

в адрес подрядчика, временной подводке сетей энергоснабжения, водо- и

паропровода. Одновременно указано (п. 2 ст. 747 ГК РФ) на то, что эти и все

другие услуги заказчик обязан оказывать только в случаях и в порядке,

которые предусмотрены договором. Отсутствие в договоре соответствующих

указаний по общему правилу означает, что рассматриваемая обязанность на

заказчика не возлагается. Это, однако, не исключает возможности для

подрядчика доказать, что своим бездействием заказчик создал невозможность

исполнения обязанностей подрядчиком со следующими из этого последствиями.

Принимая во внимание, что нормы, включенные в ст. 747 ГК РФ, являются

факультативными, контрагенты и прежде всего - подрядчик как сторона,

которой предоставляются услуги, должны обеспечить в необходимых случаях

включение такого рода условий в договор. Единственное исключение составляет

одна из основных обязанностей заказчика - предоставить земельный участок

для строительства. Закрепляющая эту обязанность норма является

диспозитивной и, следовательно, способной восполнить пробел, образовавшийся

в связи с отсутствием в договоре указаний относительно времени передачи,

размеров и состояния предоставляемого земельного участка. Если стороны не

включат в договор соответствующих условий, по всем этим вопросам будет

действовать правило, в соответствии с которым земельный участок должен

предоставляться таким образом, чтобы было обеспечено своевременное начало

работ, а размеры и состояние участка обеспечили нормальное ведение работ и

завершение их в срок (п. 1 ст. 747 ГК РФ).

Среди иных, обязательных для заказчика услуг, в договоре нередко

выделяются и такие, как предоставление вспомогательной рабочей силы, помощь

при испытании, которое предшествует сдаче объекта, и др.

Статья 747 ГК РФ, посвященная обязательствам заказчика, не совсем

удачно именует их «дополнительными обязанностями». В действительности все

они целиком укладываются в более общую - «создать подрядчику необходимые

условия для выполнения работ», т.е. именно в одну из конституирующих

договор строительного подряда обязанность, что подтверждается включением ее

в легальное определение данного договора.

Уже по указанной причине не предоставление услуг, о которых идет речь в

ст. 747 ГК РФ, может расцениваться как неисполнение или ненадлежащее

исполнение заказчиком встречных обязанностей по договору и соответственно

служить основанием для применения ст. 719 ГК РФ. Имеется в виду

предусмотренное, ею право подрядчика приостановить исполнение обязательства

(в силу п. 2 ст. 328 ГК РФ предоставление обязательства может последовать в

полном объеме или в части, соответствующей не предоставленному исполнению)

либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков на

случай не предъявления заказчиком встречного иска.

В связи с необходимостью для заказчика предоставить определенные услуги

возникает вопрос о распределении связанных с этим расходов. Действующее на

такой случай правило (п. 3 ст. 747 ГК РФ), посвященное компенсации расходов

заказчику, предусматривает возникновение соответствующей обязанности только

в случаях и в порядке, предусмотренных договором. Иначе заказчик не вправе

заявить требование, о котором идет речь. Однако в данном случае следует

принимать во внимание также и то, значатся ли соответствующие расходы в

смете. При положительном ответе сумма, составляющая стоимость услуг по

смете, подлежит уплате подрядчику, если только это не приведет к

неосновательному его обогащению.

Аналогичная презумпция действует и применительно к предоставлению

земельного участка под строительную площадку. Имеются в виду расходы по

подготовке земельной площадки к строительству. Заказчик обязан возместить

подрядчику указанные расходы только при условии, если соответствующие суммы

отражены в смете.

Наряду с услугами, обязанность предоставления которых, возлагается на

определенную сторону - заказчика, особо выделена лежащая на обоих

контрагентах обязанность, осуществлять сотрудничество между собой (ст. 750

ГК РФ). Смысл такого сотрудничества состоит в том, что при обнаружении

препятствий к надлежащему исполнению они - и подрядчик, и заказчик - должны

в равной мере принимать все зависящие от них «разумные» меры, направленные

на устранение таких препятствий. Неисполнение указанной обязанности влечет

за собой весьма ощутимые последствия. Они состоят в том, что

соответствующая сторона лишается права на возмещение убытков, которые у нее

могут возникнуть, вследствие того, что препятствие, о котором идет речь, не

было ею устранено[27]. Что же касается расходов, понесенных при

осуществлении такого сотрудничества, сторона, которая их понесла, вправе

требовать их возмещения только при наличии в договоре соответствующего

указания на этот счет.

Заказчику принадлежат весьма широкие права по контролю и надзору за

действиями подрядчика (ст. 748 ГК РФ). Указанные права включают возможность

осуществлять проверку хода и качества выполняемой работы, включая

соблюдение сроков (графика) ее выполнения, качества предоставленных

подрядчиком материалов, правильности их использования подрядчиком.

С контролем и надзором связаны для заказчика не только права, но и

обязанности. Обнаружив в ходе осуществляемого им контроля и надзора

допущенные подрядчиком недостатки, представляющие собой отступления от

условий договора, прежде всего такие, которые могут повлиять на качество

выполняемых работ, заказчик обязан немедленно информировать о том

подрядчика. Не сделав этого, он потеряет право ссылаться в дальнейшем на

наличие такого рода недостатков.

Возможности заказчика давать обязательные для подрядчика указания,

основанные на результатах проводимого им контроля и надзора, определенным

образом ограничены. Обладающие подобной силой, они не должны противоречить

условиям договора, а равно представлять собой вмешательство в оперативно-

хозяйственную деятельность подрядчика. Вместе с тем следует иметь в виду

того что, в конечном счете, само по себе осуществление контроля и надзора -

все-таки обычно лишь право, но не обязанность заказчика. По указанной

причине подрядчик не может ссылаться на то, что заказчик не осуществлял

контроля и надзора за его действиями. Вместе с тем Кодекс допускает

возможность установления в законе, что надзор и контроль признаются

обязанностью заказчика. Тогда, естественно, подрядчик сможет осуществить ту

ссылку на неисполнение указанной обязанности со стороны заказчика, о

которой идет речь. Нет никаких препятствий для установления такой же

обязанности не только в законе, но и в договоре.

Заказчик при строительном подряде несет общую для всех договоров

подрядного типа обязанность уплатить обусловленную цену. При этом сторонам

в договоре строительного подряда предоставляется возможность самим

определить как цену, так и порядок ее оплаты. В этой связи заслуживают

внимание рекомендации Правового руководства по составлению международных

контрактов, о которых шла речь выше. Имеются в виду, в частности, три

способа установления цены: в виде либо паушальной, заранее предусмотренной

в договоре твердой суммы (в таком случае фактические затраты во внимание не

принимаются), либо компенсации издержек (этот способ употребляется при

отсутствии в момент заключения договора данных о возможных затратах

подрядчика), либо размера оплаты единицы работы. Кроме основной цены, могут

быть предусмотрены различного рода надбавки (премии): за более высокое

качество, за сокращение сроков работы и т.п.

Возможно включение в договор и иных вариантов оплаты работ, в частности

таких, как производство расчетов по конструктивным элементам, за выполнение

отдельных видов работ и услуг, по этапам и др.

В договоре нередко специально предусматривается порядок выполнения

соответствующих платежей, в том числе обстоятельства, при которых заказчик

может приостановить оплату. Речь идет, как правило, об обнаружении дефектов

в выполненных работах и соответственно о задержке оплаты работ до их

устранения, а если предусмотрены промежуточные расчеты, то об отставании

выполнения объема работ по сравнению с утвержденным сторонами сроком их

исполнения.

ГК РФ (ст. 746) определяет способы расчетов за выполненные работы

Диспозитивной нормой, которая носит к тому же отсылочный характер. Речь

идет о том, что при отсутствии в законе или в договоре иного оплата должна

осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 711 ГК РФ («Порядок оплаты

работы»). Особо выделена возможность установления в Договоре оплаты

единовременно и в полном объеме после того, как работ будет принята

заказчиком.

Расчеты за работы могут производиться с выдачей аванса. Подрядчик

вправе требовать аванса только тогда, когда договором будет предусмотрена

не только обязанность его предоставления, но также размер и другие,

относящиеся к этому условия. Один из вариантов - специальное назначение

используемого подрядчиком аванса (например, на приобретение оборудования).

Возможным способом обеспечения исполнения соответствующего обязательства

(использования аванса на прямо указанные цели) может служить выдача аванса

под банковскую гарантию, обусловленную целевым его использованием (§ 6 гл.

23 ГК РФ).

При осуществлении строительства необходимо соблюдать требования закона

и иных правовых актов об охране окружающей среды и безопасности

строительных работ (ст. 751 ГК РФ). Указанная обязанность возлагается на

подрядчика, а значит, ответственность за ее нарушение падает на него.

Следует иметь в виду и действие ст. 1095 ГК, которая, устанавливает, что в

случае, когда вред причинен жизни, здоровью и имуществу гражданина либо

имуществу юридического лица, отвечает перед потерпевшим тот, кто выполнял

работу, а не тот, в чьих интересах осуществлялись действия.

Ответственность, о которой идет речь, относится к категории повышенной.

Имеется в виду, что она наступает независимо от вины подрядчика. А потому

для возмещения вреда достаточно доказать, что его действия были

неправомерными. Один из таких случаев выделен в той же самой ст. 751 ГК РФ.

Речь идет о запрещении подрядчику использовать материалы и оборудование,

предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, которые могут

привести к нарушению обязательных требований, относящихся к охране

окружающей среды и безопасности строительных работ.

Учитывая возможные неблагоприятные последствия для среды обитания

нарушения определенных правил при строительстве, ФЗ РФ от 23 ноября 1995 г.

«Об экологической экспертизе»[28] установлены случаи, при которых такая

экспертиза является обязательной. Объектами государственной экологической

экспертизы уровня субъектов Федерации являются технико-экономические

обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения,

технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных

объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости,

ведомственной принадлежности и форм собственности организаций,

расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации. Исключения

составляют объекты хозяйственной деятельности, находящиеся в ведении

Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или

юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных

юридических лиц - организаций, объем иностранных инвестиций в которые также

не превышает установленной суммы.

Наряду с общей нормой, закрепляющей обязанности подрядчика, связанные с

обеспечением безопасности строительных работ, действуют и правила

специальные, относящиеся к определенным объектам. Так, Закон «О

безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает необходимость для

собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации

обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических

сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации,

ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.

На стадии проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выводе из

эксплуатации гидротехнического сооружения, а также его реконструкции,

капитального ремонта, восстановления либо консервации должна быть

составлена декларация безопасности, содержащая сведения о соответствии

гидротехнического сооружения требованиям безопасности. Декларации подлежат

утверждению в органах надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Только после этого выдается разрешение на строительство, ввод в

эксплуатацию, вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт,

восстановление или консервацию гидротехнических сооружений. При этом сама

декларация подлежит (в том числе на стадии проектирования) государственной

экспертизе, проводимой в установленном Правительством РФ порядке[29].

Другой пример - Градостроительный кодекс РФ. В нем (ст. 10) выделена

обязанность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов

земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении

градостроительной деятельности соблюдать требования по охране окружающей

природной среды и экологической безопасности, которые предусмотрены

градостроительной документацией и санитарными нормами.

Объединение в одной статье ГК РФ норм, посвященных охране окружающей

среды и безопасности строительных работ, объясняется отчасти тем, что в

обоих случаях речь идет об ответственности в виде возмещения причиненного

противоправными действиями вреда, т.е. о деликтах. В отношении первой

ситуации специальной нормой служат отдельные статьи ФЗ РФ «Об охране

окружающей природной среды»[30]. Им предусмотрены, в частности, основания,

размер и случаи возникновения обязанности возместить вред, который был

причинен экологическим правонарушением.

При второй ситуации применению подлежат нормы гл. 59 ГК РФ

(«Обязательства вследствие причинения вреда»). Имеется в виду, что в силу

ст. 1079 ГК РФ строительная и иная, связанная с нею деятельность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.