рефераты бесплатно

МЕНЮ


Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор

принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада

отправителя на склад получателя (“от склада до склада”). При частичном

обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением

или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут

быть добавлены дополнительные.

Форма договора транспортной экспедиции—простая письменная (ст. 802 ГК

РФ). Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании

договора присоединения (ст. 428 ГК РФ). Клиент должен выдать экспедитору

доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в

частности, в том случае, когда экспедитор действует от имени

клиента).

Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется характером

взаимоотношений сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений,

требующих однократного совершения каких-либо операций (например, отправки

или получения партии груза), заключаются разовые договоры экспедиции.

Отношения сторон в этом случае могут оформляться путем подачи клиентом

заявки и принятия ее к исполнению экспедитором. При наличии постоянной

потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании заключаются

длительные договоры.[9][9]

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение

экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев могут

использоваться установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. система

ставок за выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, уплачиваемое

экспедитору, следует отличать от компенсации расходов, понесенных последним

при осуществлении своей деятельности (по внесению провозной платы, платы за

разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и пр.).

Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности его сторон.

Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей

клиента. Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основные обязанности

(операции, услуги), имеющие общее значение, и дополнительные обязанности,

обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора.

Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью

договора. Они включают следующие операции:

• организация перевозки груза определенным видом транспорта и

по маршрут выбранному клиентом или экспедитором;

• заключение договора перевозки груза от своего имени или от

имени клиента;

• обеспечение отправки груза и его получения в согласованном

месте;

• осуществление иных операций, непосредственно связанных с

перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).[10][10]

При этом экспедитор может выполнять не только собственно экспедиционные

функции, но и обязанности перевозчика. В последнем случае на его отношения

с клиентом распространяются правила о перевозке, включая размер

ответственности, сокращенный срок исковой давности и др.

В числе дополнительных обязанностей экспедитора могут быть упомянуты:

• получение требующихся для экспорта и импорта документов

(сертификатов, санитарных свидетельств и иных разрешений и др.);

• выполнение таможенных и иных формальностей (оформление

грузовых таможенных деклараций и пр.);

• проверка количества и состояния груза;

• погрузка и выгрузка груза силами экспедитора;

• сопровождение груза в пути;

• уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на

клиента;

• хранение груза в пункте назначения;

• выполнение иных операций и услуг, предусмотренных

договором.[11][11]

Перечень дополнительных операций, которые могут осуществляться

экспедитором, не является исчерпывающим. Причем к числу подобных услуг

могут относиться и действия, формально не связанные с перевозкой, но

относящиеся к ней в контексте особых договоренностей между клиентом и

экспедитором (например, подготовка контракта с перевозчиком и т. п.).

В конкретных договорах экспедиции круг основных и дополнительных

обязанностей экспедитора может быть различным. Типичными, однако, являются

следующие операции:

• представление перевозчику заявок клиента;

• проверка правильности заполнения клиентом транспортных

документов, получение разрешения на завоз груза к отправлению;

• приемка груза на складе клиента, доставка и сдача его

транспортным организациям;

• оплата за клиента провозных платежей;

• заключение договоров перевозки;

• уведомление клиента о прибытии груза;

• раскредитование перевозочных документов на прибывший груз;

• приемка груза на станциях (пристанях, портах) и их доставка

клиенту;

• участие в составлении коммерческих актов при не сохранности

груза.[12][12]

Кроме того, при транспортной экспедиции внешнеторговых грузов

экспедитор обычно принимает на себя обязанности по оформлению договоров

страхования груза, оплачивает таможенные и иные пошлины и сборы, оформляет

грузовую таможенную декларацию, осуществляет хранение груза и др

Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем

его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом.

Особенностью данного договора, как и иных договоров о представительстве,

является возможность одностороннего отказа от его исполнения Любая из его

сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента в

разумный срок Такой срок может быть установлен и в самом договоре

экспедиции. Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является

возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков,

вызванных его расторжением (ст. 806 ГК РФ).[13][13]

2.2. Порядок заключения договора

Законодательство предусматривает три основные стадии заключения

договора, которые являются общими для различных видов договоров и

вступающих в отношения субъектов: направление одной стороной предложения

заключить договор (“оферту”, письменно или устно), рассмотрение другой

стороны оферты и дача ответа о принятии предложения (“акцепт”) получение

акцепта стороной, направившей оферту.

Согласно ст.433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения

лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также

передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи

соответствующего имущества (ст.224 ГК РФ).[14][14]

Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным

с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Как мы видим, пункт 2 ст.433 ГК РФ для определения момента заключения

реального договора отсылает нас к ст.224 ГК РФ , где указывается, что

передачей имущества является не только его вручение соответствующему лицу,

но также и сдача транспортной организации либо организации связи для

доставки адресату. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или

иного товарораспорядительного документа.

При заключении требующих государственной регистрации договоров

(например, сделки с землей или недвижимым имуществом) суд, как мы знаем,

вправе по требованию одной из сторон вынести решение о регистрации сделки,

если другая уклоняется от государственной регистрации договора. При этом

сделка регистрируется по решению суда. Момент заключения договора в

подобных ситуациях также должен определяться в соответствии с решением

суда.

Договор перевозки груза заключают транспортная организация и

грузоотправитель (грузовладелец). Если после доставки в пункт назначения

груз подлежит выдаче самому отправителю, то круг участников обязательства

перевозки этим и ограничивается. Чаще всего однако, в качестве

грузополучателя указывается третье лицо, которое является контрагентом

отправителя по договору (купли-продажи и др.). Ему и должен быть выдан груз

в пункте назначения[15][15].

Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого

перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт

назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу

(получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза

установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

Из определения вытекает, что договор грузовой перевозки — взаимный и

возмездный. Он считается заключенным лишь после передачи груза перевозчику

и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Только на морском

транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования или чартером,

является консенсуальным.

Договор перевозки груза — строго формальный договор. Он всегда

заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных

реквизитов, которые установлены законодательством.[16][16]

Как правило, договор перевозки груза носит публичный характер (ст. 789,

426 ГК РФ).

Однако для признания договора грузовой перевозки публичным требуется

соблюдение ряда условий.

Во-первых, в качестве перевозчика должна выступать специализированная

коммерческая организация, осуществляющая перевозки транспортом общего

пользования.

Во-вторых, в соответствии с транспортным законодательством или лицензией

эта организация должна быть наделена функциями общественного возчика,

обязанного осуществлять перевозки по требованию всякого, кто обратится.

В-третьих, эта организация должна быть включена в особый перечень лиц,

обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который

подлежит обязательному опубликованию.

Для заключения договора применяется система единого документа

предусмотренная п. 2 ст. 785 ГК РФ . Заполнение и выдача такого документа

имеет важное доказательственное значение. В зависимости от вида документа,

служащего оформлению перевозки, выделяются:

• система накладной применяемой практически на всех видах

транспорта;

• система коносамента

• система чартера, применяемые обычно на морском транспорте.

В ряде случаев системы могут комбинироваться.

Порядок заключения договора перевозки зависит от его природы. Заключение

реального договора приурочивается к моменту вручения перевозчику груза

вместе с сопроводительными документами. Если перевозка оформляется

консенсуальным договором фрахтования, он заключается в общем порядке,

предусмотренном для гражданско-правовых договоров.

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на

договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и

воздушной перевозки. По территориальному признаку они делятся на

внутригосударственные и международные. В зависимости от числа транспортных

организаций, участвующих в транспортировке груза, выделяются договоры

перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Местной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной

организацией, в рамках территориальных границ ее деятельности.

Перевозка, в которой по единому транспортному документу участвуют

несколько транспортных организаций одного вида транспорта, именуется

перевозкой в прямом сообщении

Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее

двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу,

составленному на весь путь следования (например, перевозка груза из Санкт-

Петербурга в Волгоград с выполнением самим транспортом перевалки в Москве с

железной дороги на водный транспорт).

Порядок осуществления таких перевозок определяется соглашениями между

организациями различных видов транспорта, которые должны заключаться на

основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках

(ст. 788 ГК)[17][17].

Предприятия различных видов транспорта в таком случае заключают между

собой договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов

(узловые соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и

пр.) в порядке, установленном транспортным законодательством (ст. 799 ГК

РФ).[18][18]

Место заключения договора

Бизнесмену или человеку, достаточно часто соприкасающемуся с

предпринимательской деятельностью необходимо помнить, что большое

юридическое значение могут иметь самые различные стороны договорных

правоотношений, такие например, как место заключения договора.

Общее правило, закрепленное в ст.444 ГК РФ, на первый взгляд просто

регулирует этот аспект: если в договоре не указано место его заключения,

договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте

нахождения юридического лица, направившего оферту.

Однако, во избежание неоправданных трений и осложнений в возможных

спорах по договорам, рекомендуется место заключения договора указывать в

его тексте. Дело в том, что и место жительства гражданина, и место

нахождения юридического лица периодически изменяются, порой довольно часто.

В силу указанной причины для суда, да и для самих сторон спора часто

оказывается проблематичным определение такого места.

Особо важное значение правильное определение и фиксация места договора

начинает иметь при внешнеэкономической сделке. В этом случае место

заключения договора может стать фактором, определяющим право, подлежащее

применению. (ст.166 Основ Гражданского законодательства).

Оферта и акцепт

Из норм гражданского законодательства следует, что всякий договор

заключается посредством направления сторон и ее акцепта другой стороной.

Как уже отмечалось, оферта есть предложение заключить договор (ст.435

ГК РФ ), а акцепт- дача ответа о принятии этого предложения.

Оферта должна соответствовать нескольким требованиям: во-первых, оно

должно быть адресовано конкретному лицу (лицам); во- вторых, быть

достаточно определенным; в- третьих, должно свидетельствовать о намерении

предлагающего заключить договор; в- четвертых. оно должно содержать

указание на существенные условия, на которых предлагается заключить

договор.[19][19]

В п.2 ст.435 говорится, что оферта связывает направившее ее лицо с

момента ее получения адресатом. Это означает, что лицо, пославшее оферту, в

случае безоговорочного акцепта этого предложения его адресатом

автоматически становится стороной в договорном обязательстве. Оферта может

считаться не полученной лишь в том случае, если ее опередит или будет

получено одновременно с ней извещение об отзыве.

Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока,

установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо

не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно сделано

(ст.436 ГК РФ). Возможность отказа от сделанного предложения может также

вытекать из существа самого предложения или из обстановки, в которой оно:

было сделано.

Следует учитывать, что не всякое предложение вступить в договорные

отношения может быть признано офертой. Реклама и иные предложения,

адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение

делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п.1 ст.437 ГК

РФ).[20][20]

Публичная оферта- это предложение неопределенному кругу лиц, включающее

в себя существенные условия будущего договора и явно выражающее волю лица,

делающего предложение.

Акцепт в свою очередь в любом случае должен быть полным и

безоговорочным. Наряду с письменным ответом, акцепт в соответствующих

случаях может быть в виде совершения фактических действий по выполнению

условий договора, указанного в оферте, произведенных в указанный для

акцепта. В этом случае отношения сторон будут признаны договорными, а

действия сторон будут носить характер выполнения обязательств по договору.

(ст.438 п.3 ГК РФ).

В случае, если срок для акцепта в оферте определен обязательным

условием заключения договора является получение лицом, направившем оферту,

извещения о ее акцепте в срок установленный офертой (ст.440 ГК).

Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор

считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до

окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если

такой срок не установлен, - в течение нормально необходимого для этого

времени. (п 1 ст.441 ГК РФ). В случае устной оферты без указания срока для

акта, договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила

об акцепте (п.2 ст.441 ГК РФ).[21][21]

2.3. Условия договора

По характеру влияния законодательства на определение содержания

обязательств можно выделить такие условия договора как правилообразующие и

юридико- фактические. Правилообразующие условия вырабатываются субъектами

самостоятельно. Стороны свободны в определении условий договора, которые

формулируются по их усмотрению. В отдельных случаях закон может указывать

на возможность или целесообразность включения в договор таких условий, не

определяя, однако, их содержания. Принятые условия представляют собой

юридическую программу будущей деятельности участников договора. Под юридико-

фактическими понимают условия договора, воспринимаемые сторонами из

законодательных актов.[22][22]

Форма договора

Вопрос о форме договора (т.е. двух - или многосторонней сделки)

рассмотрен в общих чертах в п. 4.5.1.2. “Форма сделки отдельных вопросов

осуществления предпринимательской деятельности.”[23][23]

Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на наиболее значимых для

делового человека видах договоров.

Разграничение договоров может проводиться по различным основаниям. По

наиболее важному критерию - по содержанию регулируемой ими деятельности-

договора делят на имущественные и организационные.

Отличительной чертой имущественных служит направленность на получение

имущества или блага достигаемого исполнением обязательства (например,

договор мены). Организационные договора предназначены создать предпосылки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.