Забота государства о престарелых людях
Забота государства о престарелых людях
Социальное обслуживание пожилых граждан.
Социальное обслуживание включает в себя всё то что получает пожилой и
нетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления сверх
пенсии. Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично
расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и
нетрудоспособным гражданам , нуждающимся в определённых видах социальной
помощи. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются
специфические потребности, характерные именно для данной категории
граждан.
Развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных предаётся
в наше стране с каждым годом всё большее значение , оно рассматривается как
крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим
эффективность всей государственной системы социального обеспечения.
Пожилые люди и те, кто в скором времени перешагнёт соответствующий
возрастной рубеж, отделяющий их от молодого и среднего поколения, связывают
свои общественные ожидания и надежды с существенными переменами в сфере
социального обслуживания. Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и
внимания к старым людям, ветеранам, недостаточный учёт их объективных
запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их медицинского
обслуживания, совершенствования социальной помощи к радикальным мерам -
созданию в стране широкой системы социального обслуживания престарелых
граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального
обеспечения. Система социального обслуживания охватывает , в частности,
медицинскую гериатрическую помощь , как стационарную, так и
поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на
дому нуждающимся в постороннем уходе ; протезную помощь , обеспечение
транспортными средствами ; трудоустройство желающих продолжать пассивную
трудовую деятельность и их профессиональное переобучение ; организацию
труда на специально созданных предприятиях, цехах ; жилищно-бытовое и
коммунальное обслуживание ; организацию досуга и т. д.
Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится
реальной и тогда , когда он наделён юридическим правом требовать от
соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага (
материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т. д. ) , а данный
орган юридически обязан такое благо предоставить . Так, право на
материальное обеспечение старости , в случае потери трудоспособности,
утраты кормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная
система гарантирует каждому трудящемуся, отвечающему установленным
условиям, выплату пенсий независимо от состояния финансовых источников и
каких либо других факторов. В то же время в области социального
обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от
усмотренческого решения компетентного органа, поскольку целый ряд
социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу
дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и
нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует
превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты
по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на
дому и возможностями данной службы и т. д.
Медико-социальную помощь населению оказывают два крупных ведомства -
Министерство Здравоохранения и медицинской промышленности , и Министерство
социальной защиты населения России. Самыми массовыми медицинскими
учреждениями являются поликлиники и амбулатории, стационары . В
поликлиниках организованы гериатрические кабинеты , в которых врачи
осуществляют наблюдение за людьми старше 60 лет. В стационарах выделена
часть коечного фонда для гериатрических пациентов. Существуют так
называемые бытовые койки. Это предусматривает не только лечение больных,
но и профилактическую госпитализацию. Качество всей помощи обеспечивает
Управление стационарных учреждений Министерства социальной защиты населения
России. Кроме этих структур управления и контроля, жизнь проживающих в
домах-интернатах могут инспектировать производственные организации на
правах шефской помощи и органы исполнительной власти на местах.
Первичная помощь.
Можно выделить три типа помощи пожилым:
Первичная медико-санитарная помощь, включая широкий набор методов и
приемов, которые доступны как для каждого человека в отдельности, так и для
всего населения и применяются при их полном и непосредственном участии.
Сюда входит первичный контакт со службами здравоохранения и такие элементы,
как просвещение и участие на уровне общины и межсекторальная деятельность,
а также традиционное оказание помощи службами здравоохранения .
Первичная медицинская помощь обычно обеспечивается на уровне,
ассоциируемой с врачом общей практике , но не обязательно ограничивается
только врачебной помощью.
Гериатрическая помощь в основном обеспечивается под руководством
медицинского специалиста, который обычно входит в состав комплексной
бригады.
Первичная медико-санитарная помощь.
Вопреки широко распространённому мнению, большинство пожилых не
испытывают ограничений в привычной деятельности и не являются зависимыми ;
они живут в собственных домах или в домах своих родственников. Старость
сама по себе не означает, необходима помощь специалиста-гериатра. Поэтому
основная помощь пожилым будет оказываться в рамках первичной медико-
санитарной помощи; это обусловлено ещё и тем , что во многих странах мира
ощущается нехватка врачей-гериатров.
Организация и структура первичной медико-санитарной помощи различны в
различных местах. Часто в её оказании участвуют как специалисты , так и
неспециалисты. В Таиланде, например, священники и пограничная полиция
входят в состав службы по оказанию первичной медико-санитарной помощи.
Развитие системы медико-социальной реабилитации находится в тесной
взаимосвязи от состояния экономики страны. Основные мероприятия при медико-
социальной реабилитации пожилых направлены на максимально возможное
сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи. Формы :
специализированные центры со стационарными отделениями , специализированные
отделения по уходу, реабилитационные учреждения. Важнейший принцип -
профилактическая направленность.
В Болгарии с 1961 года реализуются задачи: повышение эффективности
реабилитации на базе широкого использования достижений научно-технического
прогресса, подготовка и усовершенствование кадров по медико-социальной
реабилитации, активное использование в процессе реабилитации естественных
физических факторов, совершенствование медико-социальной реабилитации на
всех уровнях : национальном, региональном , окружном и сельском.
Конституция Польши заложила прочные основы польской концепции медико-
социальной реабилитации больных, инвалидов и пожилых. Принципы :
всеобщность- охват всех медицинских дисциплин и всех нуждающихся ;
комплексность - решение всех аспектов данной проблемы ;
раннее применение - начало реабилитации вместе с классическими методами
лечения ;
непрерывность - цикл тесно связанных между собой медицинских
профилактических и социальных мероприятий .
В Финляндии, согласно закону о социальном обеспечении , в случае
инвалидизации или потери трудоспособности осуществляется социальная помощь
на дому. Большое внимание в стране уделяется организации и поощрению
взаимодействия между различными возрастными группами населения , органами
здравоохранения и соцобеспечения при проведении помощи больным ,
престарелым и инвалидам, компенсируются затраты на приобретение протезов
приспособлений и так далее.
В Германии - специальный раздел - реабилитация гериатрических больных
путём развития дневных стационаров. Потребность - 2 койки на тысячу лиц
старше 65 лет- это эффективно и более дёшево.
Мероприятия : активизирующие уход - интенсивный , проводимый
специально подготовленным персоналом ; лечебная гимнастика - восстановление
подвижности суставов.
Эрготерапия - функциональная тренировка направленная на восстановление
самостоятельности в быту.
Физиотерапевтические процедуры - бальнеотерапия, теплолечение в
электротерапии, массаж, психотерапия, музыкотерапия, социальная помощь . В
итоге реабилитируются до 73% больных.
Управление реабилитационного обследования США подчёркивает, что на
каждую 1000$ затрачиваемых на реабилитацию инвалида , могут вернуться
35000$ в процессе труда реабилитируемого индивидуума. Медико-социальная
реабилитация направлена на реабилитационную технологию -
усовершенствование устройств и приспособлений и обеспечение их лучшего
использования. В реабилитационной технологии выделяют следующие
направления: регулируемые системы для подсадки и расположения больного,
системы коммуникации; сенсорного устройства, индивидуальные средства
передвижения, функциональная электростимуляция.
Первостепенными задачами медико-социальной помощи в Японии являются :
n мероприятия по информированию общества о проблемах реабили-
тации инвалидов ;
n медицинские мероприятия ;
n трудоустройство и профилактическая реабилитация ;
n социальное страхование и обеспечение ;
n обеспечение средствами передвижения и транспортировки ;
n снабжение информацией ;
n спортивные, развлекательные и культурные мероприятия ;
n сотрудничество с международными органами.
В Швеции имеются три этапа организации гериатрической помощи : 1)
жизнь в обычном доме для супружеских одиноких пар, 2) на этой же территории
интернат для людей , чьи возможности ниже, а зависимость больше, 3)
гериатрическая клиника для людей с ещё большей зависимостью.
Важно, чтобы медперсонал, который оказывает первичную помощь, имели
соответствующие навыки, знания, владели приемами для оказания
квалифицированной помощи престарелым.
Так как помощь престарелым требует распознания даже трудноуловимых
изменений в состоянии старого человека на фоне уже существовавших
хронических явлений, важное значение приобретает систематическое ведение
истории болезни. Одна из наиболее эффективных форм профилактики заболеваний
у пожилых заключается в раннем выявлении болезни и нарушений ; для этого
необходимы точные данные об основных показателях функционирования
организма. Простые карты, в графах которых можно записывать даты и
показатели основных переменных величин (кровяного давления, двигательных
функций, зрения, слуха, повседневной деятельности, познавательной
способности), могут в итоге дать полезную комплексную информацию и позволят
немедленно выявить любое изменение в функциональном статусе человека.
При оказании помощи пожилым следует постоянно оценивать те изменения,
которые происходят в состоянии подопечных, чтобы точно установить, когда
действительно необходимо вмешательство. Оно может осуществляться в двух
формах : терапевтическое вмешательство , направленное на патологический
процесс с целью изменения его естественного течения , или же протезирование
, направленное не то, чтобы справится с последствиями патологических
изменений и уменьшить вызванные ими функциональные нарушения. И поскольку у
больного гериатрического профиля новые проблемы появляются уже на фоне
других многочисленных проблем и курсов лечения , то каждое новое отклонение
от нормы создаёт новый набор трудностей. Появление новых осложнений может
быть замаскировано проявлениями уже существующих. План лечения нового
заболевания должен учитывать возможность взаимодействия назначаемых
лекарственных средств с лекарственными препаратами, которые пациент уже
принимает . Новое заболевание может послужить толчком к изменению очень
хрупкого функционального равновесия у пожилых и привести к нарушению
функции в такой степени , когда для коррекции этих нарушений потребуется
мобилизовать систему внешней помощи на временной или постоянной основе.
Каждое такое вмешательство следует планировать таким образом, чтобы не
увеличить зависимость больного от окружающих . Необходимо постоянно
предпринимать усилия , чтобы поддержать в сознании пожилых перспективу
реабилитации, в этих целях пациентов побуждают использовать для
выздоровления резервы собственного организма, а не становиться пассивными
участниками процесса.
Актуальность усиления общественной опеки над старыми одинокими людьми
определяется тем, что по мере старения увеличивается частота заболеваемости
и комплексность патологии , общая физическая немощность, переходящая в
старческую дряхлость.
В Киеве лаборатория демографии и санитарной статистики Института
геронтологии на основе популяционной выборки медико-социального
обследования пожилых людей по программе ВОЗ мы получили возможность
ответить на ряд вопросов связанных с размерами потребностей населения
старших возрастов в различных видах бытовой помощи, выяснить полноту её
удовлетворения , а так же степень обращаемости за материально-бытовыми
услугами .
Методика: обследовано 1364 человека пенсионного возраста
753 пожилых ( до 75 лет ) , и 611 лиц старческого возраста ( более 75 лет )
. Оценивалось здоровье по хроническим заболеваниям, осложнениям на
физическом состоянии ; в качестве критериев использовались показатели ,
касающиеся сохранности физических возможностей и способности к
самообслуживанию ( одевание , соблюдение личной гигиены, приготовление и
приём пищи , передвижение по квартире , лестнице , улице, покупки,
посещение учреждений ) .
Результаты:
В старческом возрасте по сравнению с пожилыми доля немощных лиц с
выраженной потерей физических возможностей увеличивается в 3 - 10 раз . От
1/5 - 1/3 и более среди одиноких лиц и среди супружеских пар того же
возраста , отделившихся от своих детей или не имеющих их .
От 15 до 30% тяжело больных стариков не могут без посторонней помощи
гулять, ходить по лестнице и т. д.
Группа лиц больше всего нуждающихся в посторонней помощи в связи с
состоянием здоровья , и не обеспеченные ею, находятся в менее благоприятных
коммунально-бытовых условиях , составляет 25-60% .
Сложившееся положение вещей вызывает неотложную необходимость в
проведении ряда крупных углублённых социальных исследованиях по выявлению
размера и характера бытовых нужд пожилых людей в различных районах нашей
страны , разработки наиболее оптимальных , организационных форм и средств
для разрешения проблемы .
Демографическая ситуация в нашей стране характеризуется увеличением
абсолютного и относительного числа лиц пожилого и старческого возраста в
общей структуре населения. К началу XXI века , согласно прогнозам
демографического департамента ООН , количество людей в возрасте 60 лет и
более достигнет 56 000 000 или 17, 8% всего населения .
Социальная помощь , оказываемая престарелым и нетрудоспособным по России.
| |1993 |1994 |1995 |
| | | | |
|Число |7833 |8829 |9997 |
|отделений соц.| | | |
|помощи на дому| | | |
| | | | |
|в том числе | | | |
|при отделах |6293 |6224 |5398 |
|соц. защиты | | | |
|в домах | | | |
|интернатах и | | | |
|гериатрических|1540 |2605 |4599 |
|центрах | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|Численность |97900 |107461 |125322 |
|соц. | | | |
|работников | | | |
|Численность | | | |
|обслуживающих | | | |
|отделений соц.|724193 |828595 |904066 |
|помощи на дому| | | |
| | | | |
|Численность | | | |
|престарелых и | | | |
|инвалидах |109443 |123659 |142506 |
|нуждающихся в | | | |
|надомном | | | |
|обслуживании | | | |
| | | | |
|Число | | | |
|территориальны| | | |
|х центров соц.| | | |
Страницы: 1, 2
|