рефераты бесплатно

МЕНЮ


Возникновение и развитие Советского права (1917-1940)

продотрядам, заниматься перераспределением земель, комплектовать Красную

армию. Комбеды могли выдавать любые документы. В современной литературе

комбеды оценивают как катализатор классовой борьбы, разжигания конфликтов в

крестьянской среде. В конце 1918 г. эти учреждения были распущены декретом

СНК.

Но новая власть видимо не могла обходится только легитимными учреждениями,

поэтому в октябре 1919 г. был принят декрет об организации революционных

комитетов. Ревкомы - это тоже чрезвычайный орган власти, он обладал всей

полнотой власти, состоял на неподотчетном положении. Он образовывался из

состава Красной армии, либо из местных или командированных активистов.

Ревкомы опирались на революционное насилие. В декрете СНК было названо 3

вида комитетов:

1. ревкомы освобожденных территорий (образовывались Советами армии);

2. ревкомы прифронтовой полосы (образовывались также. Могли включать в

себя местные исполкомы. В этом случае, местные Советы распускались);

3. ревкомы тыла (образовывались постановлением СТО, могли действовать

наряду с местными Советами. У ревкомов оставались военно-

административные функции, а у Советов хозяйственно-экономические).

К концу 1920 - началу 1921 г. ревкомы организовали выборы Советов и

передали им власть, например, в Омской губернии в 1920 г. был создан

губернский съездный комитет.

Всероссийская чрезвычайная комиссия и ее местные учреждения. Этот орган

возник стихийно. ВЧК была создана для борьбы с контрреволюцией, но её

функции оказались намного шире:

1. она занималась подавлением контрреволюционных преступлений;

2. агентурная работа;

3. осуществляла контроль над печатью эсеров и других партий;

4. боролась с беспризорностью;

5. имела право внесудебной репрессии.

Действовали губернские и уездные ЧК, пик их деятельности пришелся на конец

1918 г. - начало 1919 г. Но считается, что именно ВЧК принадлежала решающая

роль в реализации проекта СНК о красном терроре, принятом в октябре 1918 г.

В течение 1918 г. ВЧК репрессировал 31000 человек, 6000 расстреляно,

примерно 5000 - заложники. От белого же террора пострадало около 10000

человек. Демонстрировалось пренебрежение к любому закону, поэтому уже в

начале 1919 г. полномочия ЧК были ограничены. Теперь, они могли только

возбуждать дела и вести предварительное следствие. В марте 1920 г. у ВЧК

были отобраны все судебные полномочия, а ликвидация этого органа и его

местных отделов произошла в 1922 г.

6. Особенности государственного аппарата.

В начале 20-х гг. система власти в РСФСР остается прежней, т.к. она была

зафиксирована в Конституции 1918 г. Но в 1924 г. в связи с образованием

СССР принимается новая Конституция, которая фиксирует федеральный принцип

управления и, естественно, происходит усложнение органов государственной

власти. Помимо республиканских, в том числе и российских, создаются союзные

органы власти. Образуется Съезд Советов Союза ССР и образовывается ВЦИК

СССР. Более существенные изменения произошли в органах управления.

Наркоматы были поделены на 3 группы:

1. Общесоюзные, их всего 5 (иностранных дел, военных и морских дел,

внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов). На местах

работали уполномоченные данных наркоматов.

2. Объединенные наркоматы (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ).

3. Республиканские (НКВД, юстиции, земледелия, просвещения,

здравоохранения, социального обеспечения), их количество со временем

менялось, поэтому перечислены лишь основные.

Меняются приоритеты в государственном аппарате, особенно сильно это

наблюдается в функциях экономических ведомств. Постепенно сужается

компетенция самого мощного министерства – Наркомпрода, а в 1924 г. он

полностью ликвидируется, т.к. все налоги взимаются в денежной форме и их

собирает НКФ (народная комиссия финансов). Усложнилась структура НКФ и ее

представительств, а вместе с тем и ее численность. На местах создаются

должности финансовых инспекторов (из них образовалась большая прослойка).

Появляются продотделы косвенных налогов. В этот период возрастает роль

НКВД, он становится, наряду с руководством милицией и пожарной охраной,

координирующей и руководящей силой местных советов. Именно НКВД собирает

информацию о выборах, процедурах, итогах. Наркомат рассылал материалы в

местные советы, полагал организовать делопроизводство, именно по смете НКВД

финансировались местные советы. В результате начали возникать идеи о

ликвидации этих функций НКВД и передаче их ВЦИКу.

Сокращение государственного аппарата. Когда в 1921 г. подсчитали число

чиновников, их оказалось в 2 раза больше чем до революции. Поэтому

создается комиссия по сокращению и упрощению государственного аппарата.

Особо эффективным был переход на единую тарифную сетку в оплате труда

служащих. Теперь устанавливается численность сотрудников по разрядам (всего

17). В этот период проводятся правовые и административно-территориальные

реформы. До этого Россия сохраняла деление, оставшееся со времен губерний.

В 1924-1925 гг. было проведено районирование, т.е. разрушена царская

волость, создан район. В районах действовали Совет и райисполком, их

функции были расширены. Сами райисполкомы собирали налоги с местного

населения. Создан районный бюджет и определены источники его наполнения.

Губернии ликвидировались, вместо них были созданы округа. Целью этих

действий было приблизить управление к населению, однако эти мероприятия

себя не оправдали.

Особенности государственного развития. Также в этот период происходит

демократизация избирательного законодательства. Уточнены и сужены в

специальных положениях о выборах группы лишенцев, теперь могли голосовать и

лица, использующие наемный труд, трудовую аренду. Лишение избирательных

прав проводилось на основе документальных свидетельств от компетентных

органов: суда, финансового отдела, ГПУ, относящего людей к той или иной

группе лишенцев. Одновременно смягчился диктат партии над процедурой

выборов. Они стали проводиться из собрания: только они могли выдвигать

кандидатов в Советы, и в итоге уже после первых выборов, проведенных по

новому законодательству, доля коммунистов снизилась, было переизбрано

множество председателей Советов. Но уже в 1926 г. избирательное

законодательство вновь было ужесточено.

Роль РКП (б). Партия овладела государственным аппаратом благодаря кадровой

политике. Была составлена номенклатура всех должностей в профсоюзах,

партиях (во всех органах). Занятие любой должности осуществлялось с санкции

партийного комитета соответствующего уровня: вся номенклатура делалась на

районную, уездную, губернскую, республиканскую (союзную). Издавались

специальные сборники с перечнем сотрудников (раньше они были засекречены).

Члены партии подчинялись жесткому дисциплинарному регулированию,

проводились чистки партий и государственного аппарата. Постепенно партия

костенела.

7. Судебные реформы 1922 г.

В 1922 г. ВЦИКом было принято положение "О судоустройстве РСФСР". По нему

предусматривалась следующая система судов.

1. Общие суды (народный суд, губернский суд, Верховный суд и его

коллегии).

2. Специальные суды (военный трибунал [рассматривал дела о преступлениях,

угрожающих Красной армии], Особые трудовые сессии народных судов

[дела, связанные с нарушением КЗОТа], центральные и местные

арбитражные комиссии [рассматривали имущественные споры между

государственными предприятиями]).

Основную массу дел рассматривали суды первой группы. Народный суд

рассматривал дела в составе судьи или судьи и 2-х народных заседателей.

Народный судья избирался горисполкомом. Народные заседатели избирались по

предприятиям (50%), селениям (35%) и воинским частям (15%). Требования к

судье и народным заседателям предъявлялись следующие: обладание

избирательными правами, судья должен иметь опыт общественной работы и

желательно юридическую практику.

Губернский суд: 1) сам рассматривал дела по первой инстанции дела о

государственных преступлениях, против порядка управления, должностных и

особо тяжких преступлениях; 2) Осуществлял надзор за народными судами

губернии; 3) Рассматривал кассационные жалобы и протесты прокурора на

приговоры районных судов. Он состоял из председателя, 2-х заместителей по

гражданским и уголовным делам, 12 постоянных членов и народных заседателей.

К членам губернского суда предъявляли более жесткие требования. В составе

губернского суда действовали пленум, уголовные и гражданские отделы и

дисциплинарные отделы.

Верховный суд РСФСР. В его компетенцию входил контроль над нижестоящими

судами, а также рассмотрение в кассационном порядке решений губернских

судов. По первой инстанции рассматривал дела особой государственной

важности и осуществлял судебный надзор. Состав суда: президиум, пленарное

заседание, кассационная коллегия по уголовным и гражданским делам, судебная

коллегия, военная и военно-транспортная коллегия, дисциплинарная коллегия.

Председатель и члены назначались президиумом ВЦИКа. Имелись судебные

следователи, которые работали практически при судах всех уровней.

В 1922 г. было принято положение "О прокурорском надзоре". На стадии

обсуждения доминировала идея о двойном подчинении прокуратуры губернскому

Совету и прокурору РСФСР. Но эта идея была отвергнута, прокуратура

учреждена как независимая от местной власти. Центральная прокуратура РСФСР

создается как отдел НКЮ, а прокурор РСФСР одновременно является и наркомом

юстиции. В подчинении прокурора находились помощники и губернские

прокуроры, они утверждались ВЦИКом по представлению прокурора РСФСР.

Прокуроры автономных республик назначались ВЦИКами республик и были

достаточно независимы от прокурора РСФСР, подчинение предусматривалось

только по делам федерального значения.

Прокуратура выполняла 3 функции:

1. Общественный надзор за всеми государственными органами;

2. Надзор за деятельностью следственных органов, ГПУ и поддержка

обвинения в суде;

3. Надзор в местах лишения свободы.

Создавалась адвокатура, она была восстановлена в 1922 г., при губернских

отделах юстиции создавались коллегии защитников по гражданским и уголовным

делам, руководящим органом было общее собрание коллегий. Первый состав

коллегий утверждал губернский исполнительный комитет, а в дальнейшем

принимало само собрание.

Судебная система в таком виде сохранялась достаточно долго. Возвращался

принцип состязательности, создавался единый судебный корпус.

8. Необходимость и причины кодификации советского права.

После революции в России шел поиск принципов советского законодательства,

отраслевого деления советского права. Было много предложений. Победила

социологическая школа, т.е. право - это отражение определенных общественных

отношений. Право - регулятор общественных отношений. Очень важной являлась

идея о многоукладности советской экономики: государственно-социалистический

(национальные предприятия), государственный капитализм, частный капитал,

кооперативный сектор, патриархальный (мелкотоварный) уклад связан с

крестьянским хозяйством.

Социальная структура советского общества была достаточно сложна. В ней были

не только рабочие и крестьяне, но и более мелкие социальные группы. Каждому

укладу соответствует определенная социальная группа. Отрасль права

регулирует отношения, возникающие внутри данного уклада или социальной

группы. Например, КЗоТ регулирует отношения между рабочими и государством,

гражданское законодательство - внутри частного сектора и государства.

Теория зеркального отражения права примитивна. В реальных условиях 1920-х

гг. она обосновывала необходимость кодификации.

9. Советские кодексы 1920-х гг.

В результате была проведена первая в истории Советской России кодификация,

в результате которой оформились целые отрасли права: впервые земельное

право, трудовое право, уголовно-исправительный кодекс, лесной кодекс. За

всю историю права в кодексах выведены такие понятия, которые сохранились до

сих пор, например, в КЗоТе провозглашена цель – защита прав работника от

работодателя или администрации, были установлены высокие социальные

гарантии, ответственность за нарушение трудовых прав. В тот период

идеологизированное трудовое законодательство сохранилось и шло в разрез с

реалиями, можно было проследить ограничение прав работодателя. Стороны

заключали неравноправный договор, в котором гораздо больше прав имел

работник. В условиях НЭПа КЗоТ 1922 г. также противоречил интересам

частного сектора (предпринимателей). Наиболее сложным представлялось

содержание Гражданского кодекса (ГК). Уже на стадии подготовки

высказывалось мнение, что у нас ничего частного нет, что для нас все право

является публичным. Проект ГК готовился высококвалифицированной комиссией,

были приглашены видные цивилисты, практические работники ВСНХ, наркомата

юстиции и т.д. Впервые возникла возможность создать демократический кодекс.

В процессе разработки кодекса использовались институты и понятия

французского Гражданского кодекса, давалось понятие частной собственности,

близкое к римскому гражданскому праву. Проект обсуждался группой лиц во

главе с профессором Гойхвардом, и был представлен Ленину. В итоге около 20

статей, регулирующих отношения частной собственности, было выброшено,

некоторые статьи были очень сильно отредактированы, что изменило их

первоначальный смысл. Поэтому кодекс сложно назвать классовым памятником

частного права, т.к. он признавал три вида собственности: государственную,

кооперативную и частную. Наиболее сложно понять правовой статус

государственной собственности. В понятиях кодекса сохранялись

дореволюционные классовые традиции. Верховным собственником предполагалось

государство, но конкретными правами обладало либо предприятие, либо какой-

нибудь государственный орган, либо конкретный человек. Проблема имела,

прежде всего, практическое значение, от ее решения зависела свобода

руководителя, права предприятия в его хозяйственной деятельности.

Национализированная и муниципализированная собственность предполагали

разный уровень оперативного управления: национализированная – федеральный

уровень, муниципализированная – местный. Однако этот вопрос так и не был

решен до конца. Хотя от разрешения этого вопроса зависели бюджетные

отношения.

Наибольшие разработки были в сфере уголовного права. В современной

литературе считается, что Уголовный кодекс (УК) 1922 г. отступает от

достижений уложения 1903 г. В уголовном уложении понятие преступления было

близко к современному. В кодексе же 1922 г. зафиксировано материальное

понятие преступления, т.е. во главу ставится общественная опасность деяния,

причинение вреда, незапрещенность действий уголовного закона. Именно

материальное определение преступления допускает аналогию закона. Это

положение нанесло большой вред, считают некоторые, т.к. это послужило

поводом для репрессий.

В качестве достижений УК очень удачна формулировка о понятии вины в виде

умысла и неосторожности (она сохранилась до сих пор). Вина как основная

единица не указана, к ответственности могли быть привлечены люди, имевшие

связь с общественно опасными элементами. Принятие кодексов оставалось

компетенцией республик, но на федеральном уровне принимались основные

начала законодательства Союза ССР и союзных республик. В частности были

приняты основные начала. Термин “наказание” был заменен понятием меры

“социальной защиты”, это меры судебно-исправительного характера, которые

назначались за преступление. Меры медицинского характера применялись к

невменяемым. Меры медико-педагогического характера применялись к

несовершеннолетним. В советском уголовном праве не было понятий «возмездия»

и «наказания», т.к. главная его цель заключалась в воспитании и исправлении

личности.

В новом УК сохранилось материальное понятие преступлений, уголовная

ответственность для лиц, представлявших общественную опасность или

связанных с преступной средой, но были введены и нормы, защищающие

личность: освобождение от уголовной ответственности лица, действия которого

формально относились к уголовному праву, но не представляли общественной

опасности или к моменту судебного рассмотрения утратили эту общественную

опасность. Развитие уголовного права шло не путем его изменения , а путем

принятия новых самостоятельных актов, вплоть до кодекса 1926 г.

10. Образование СССР.

Российское государство было империей и являлось унитарным государством,

большевики же поддерживали демократический лозунг «Право наций на

самоопределение, вплоть до отделения». После Октябрьской революции

начинался распад российского государства и можно сказать, что на его

территории образовалось три типа территорий:

1. Провозгласившие свою независимость, и эта независимость была

подтверждена СССР в отношении Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, части

территории Польши;

2. Советские республики, образовавшиеся на окраинах бывшей Российской

империи (Украинская советская республика, Белорусская советская

республика, республики Закавказья);

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.