рефераты бесплатно

МЕНЮ


Власть: генезис, компоненты, методы функционирования

либеральным (уважение свободы личности, её фундаментальных прав) и

другими.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью

специального механизма власти - системы организаций и норм, их

устройства и деятельности. Применительно к такому сложному

социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти

выступают государственные органы, право, политическая система в

целом.

Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта,

ресурсов - могут использоваться в качестве основания её типологии.

Существует несколько классификаций власти в зависимости от того,

что считается основанием: область функционирования власти, объём

прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.

1. По области функционирования: политическая, идеологическая,

социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная

(религиозная);

2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная

и т.д.;

3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;

4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая,

бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;

5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная,

буржуазная, социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является

её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается,

на экономическую, социальную, духовно-информационную,

принудительную (которую часто называют политической в узком

значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в

широком, собственном значении этого слова.

Экономическая власть - это контроль над экономическими

ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития,

экономическая власть доминирует над другими видами власти,

поскольку «экономический контроль - это не просто контроль одной из

областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это

контроль над средствами достижения наших целей». [1]

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если

экономическая власть предполагает распределение материальных благ,

то социальная - распределение положения в социальной структуре,

статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с

помощью социальной политики могут влиять на социальный статус

широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и

поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к

разделению, насколько это возможно, экономической и социальной

властей и к демократизации социальной власти.

Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении

собственника права принимать и увольнять работника, единолично

определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в

должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы

регулируются законодательством и коллективными трудовыми

соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных

советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы,

суда и некоторых других государственных и общественных учреждений.

Духовно-информационная власть - это власть над людьми,

осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном

обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной.

Знания используются как для подготовки правительственных решений,

так и для непосредственного воздействия на сознание людей для

обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое

воздействие осуществляется через институты социализации (школы,

учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью

СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только

распространению объективных сведений о деятельности правительства,

положении общества, но и манипулированию, основанному на

специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением

людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Принудительная власть определяется тем, что они опирается на

силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической

силы. Принудительная власть нередко отождествляется с властью

политической. Безусловно, легальное использование силы в масштабах

всего общества является одним из важнейших отличительных признаков

политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут

использоваться и неполитической властью, например, в отношениях

между рабовладельцами рабами, между деспотом - главой семьи и её

членами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную,

партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте

распространения выделяется мегауровень - международные организации,

макроуровень - центральные органы государства, мезоуровень -

подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и

т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых

группах.

Возможна классификация власти по функциям её органов: например,

законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по

способам воздействия на субъекта и объекта власти -

демократическая, авторитарная и т.д.

Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие

считают важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть

собственников средства производства и других общественных богатств.

В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное

выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным

собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение

избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для

подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных

собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого

политического правления небольшой группы богатеев. В современных

западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается

конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего

класса, демократическим государством и общественностью.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти

экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней

первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях

доминирующее влияние на общество может оказывать власть

информационная. Её монополизация определённой группировкой может

обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего

господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и

иной политики.

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так

называемый куммулятивный эффект - усиливающееся накопление власти.

Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в

политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая

политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к

знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь,

улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и

повышения дохода.

Разделение властей и разграничение их компетенции в различных

странах имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических

государств является правило, согласно которому три ветви власти не

должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под

единым началом.

Поэтому в рамках единой целостности власти государства

необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно

осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить

интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют

охарактеризовать общее назначение и место каждой ветви власти.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и

верховенства права, формируется путём свободных выборов.

Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет

основы внутренней и внешней политики государства, утверждает

госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы

обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан.

Верховенство законодательной власти ограничено принципами права,

конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся

под контролем избирателей посредством системы народного

представительства и свободных демократических выборов и в системе с

другими органами власти - судебными и исполнительными.

В демократических государствах носителем законодательной власти

выступает парламент, эффективность деятельности которого во многом

зависит от проверенных опытом государственного строительства

структур. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные, чаще

однопалатные. В ряде стран действует так называемая простая

двухпалатная парламентская система, при которой одна палата

формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе

территориальной пропорциональности.

Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с

законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к

общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет

правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в

сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования,

финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и

т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только

исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с

законодательной инициативой.

Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что при всём

желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные

понятия, как исполнение законов и правоприменение. В круто

меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по

своему усмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она

осуществляет свою деятельность преимущественно «за закрытыми

дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих

сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и

законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны

особые меры.

Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на

законе и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать

себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо

обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание

достигается посредством регулярной подотчётности и ответственности

перед народным представительством, которое имеет право контроля за

деятельностью исполнительной власти.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют

самостоятельную структуру государственной организации. Состояние

судебной власти, отношение к ней в обществе, направления её

развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни

общества. Каждый человек должен иметь твёрдую уверенность в том,

что его обращение в к судебной власти будет завершено справедливым

решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов

и споров цивилизованными средствами - норма правового государства.

В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван

быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и

исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему

судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью

Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не

только подзаконных актов, но и самих законов.

Законность (легитимность) власти. Власть - понятие правовое,

означающее созидание и распределение ценностей согласно

общественным интересам. Власть - это законное право принимать

решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать

принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся

создать впечатление правомерности своей власти и законности

правления. В обществе, в котором народ с уважением относится к

закону и доверяет правительству, требуются минимальные условия для

принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется

беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений.

Важное значение для политической стабильности и поддержки

лидеров имеет концепция легитимности (законности) власти.

Законность власти можно определить как степень естественного

признания населением страны системы, к которой она принадлежит.

Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно

оправдывает их надежды. Легитимность связана с наличием у власти

авторитета, верою подавляющего большинства населения в то, что

существующий порядок является лучшим для данной страны, с

консенсусом в области основополагающих политических ценностей.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как

«законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен.

Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии

с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и

«легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них

носит оценочный, этический и политический характер, второе -

юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не

популярная, легальная. В то же время она может быть нелегитимной,

то есть не приниматься народом, издавать законы по своему

усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В

обществе может существовать не только нелегитимная, но и

нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.

Объектами легитимности выступают:

политические элиты,

административный персонал,

нормы и структуры режима.

Источниками легитимности являются:

основополагающие идеологические принципы,

приверженность структуре и нормам режима,

преданность конкретным авторитетам.

Показателями легитимности являются:

уровень принуждения, применяемый для проведения политики в

жизнь,

наличие попыток свержения правительства или лидера,

сила проявления гражданского неповиновения,

результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в

поддержку власти (оппозиции).

Политические отношения на определённых этапах могут привести к

кризису легитимности, корни которого следует искать в характере

изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает

тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит

опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества

не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и

в обновлённой общественной структуре, если системе в течение

длительного времени не удаётся оправдать надежды широких

общественных кругов.

Для поддержания законности власти используются различные

средства и методы:

n изменение законодательства и государственного управления

n создание такой политической системы, законность которой

основана на традициях

n харизматические лидеры

n успешное осуществление государственной политики и программы

n поддержка законности и правопорядка в стране

Функционирование политических систем свидетельствует о том, что

все они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение

которых укрепляет жизнеспособность политических институтов,

обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования.

Очевидно, некоторые государства исчезали с политической каты мира

потому, что им не удавалось справиться с проблемами легитимности.

В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальна и

для большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих

в них режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения

к рационально-правовым способам легитимации.

Значение легитимности, отмечал Макс Вебер, в гарантии

стабильности общества. Легитимность состоит в длительном и как бы

единодушном согласии принять правление и власть данного класса,

иерархии и т.д. Легитимность не навязывается, она возникает из

однородности политических установок, нравов, традиций,

экономической системы, общего духа данного типа общности. Следует

отметить, что добровольно, а тем более осознанно и единодушно

принятая власть - лишь один из вариантов легитимации, и притом

сравнительно редкий. Чаще всего легитимность власти оспаривается, и

её легитимация, поиск специальных способов легитимировать власть,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.