Власть: генезис, компоненты, методы функционирования
либеральным (уважение свободы личности, её фундаментальных прав) и
другими.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью
специального механизма власти - системы организаций и норм, их
устройства и деятельности. Применительно к такому сложному
социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти
выступают государственные органы, право, политическая система в
целом.
Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта,
ресурсов - могут использоваться в качестве основания её типологии.
Существует несколько классификаций власти в зависимости от того,
что считается основанием: область функционирования власти, объём
прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.
1. По области функционирования: политическая, идеологическая,
социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная
(религиозная);
2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная
и т.д.;
3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;
4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая,
бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;
5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная,
буржуазная, социалистическая и т.д.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является
её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается,
на экономическую, социальную, духовно-информационную,
принудительную (которую часто называют политической в узком
значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в
широком, собственном значении этого слова.
Экономическая власть - это контроль над экономическими
ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.
В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития,
экономическая власть доминирует над другими видами власти,
поскольку «экономический контроль - это не просто контроль одной из
областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это
контроль над средствами достижения наших целей». [1]
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если
экономическая власть предполагает распределение материальных благ,
то социальная - распределение положения в социальной структуре,
статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с
помощью социальной политики могут влиять на социальный статус
широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и
поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к
разделению, насколько это возможно, экономической и социальной
властей и к демократизации социальной власти.
Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении
собственника права принимать и увольнять работника, единолично
определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в
должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы
регулируются законодательством и коллективными трудовыми
соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных
советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы,
суда и некоторых других государственных и общественных учреждений.
Духовно-информационная власть - это власть над людьми,
осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном
обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной.
Знания используются как для подготовки правительственных решений,
так и для непосредственного воздействия на сознание людей для
обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое
воздействие осуществляется через институты социализации (школы,
учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью
СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только
распространению объективных сведений о деятельности правительства,
положении общества, но и манипулированию, основанному на
специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением
людей вопреки их интересам, а нередко и воле.
Принудительная власть определяется тем, что они опирается на
силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической
силы. Принудительная власть нередко отождествляется с властью
политической. Безусловно, легальное использование силы в масштабах
всего общества является одним из важнейших отличительных признаков
политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут
использоваться и неполитической властью, например, в отношениях
между рабовладельцами рабами, между деспотом - главой семьи и её
членами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.
В зависимости от субъектов власть делится на государственную,
партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте
распространения выделяется мегауровень - международные организации,
макроуровень - центральные органы государства, мезоуровень -
подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и
т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых
группах.
Возможна классификация власти по функциям её органов: например,
законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по
способам воздействия на субъекта и объекта власти -
демократическая, авторитарная и т.д.
Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие
считают важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть
собственников средства производства и других общественных богатств.
В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное
выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным
собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение
избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для
подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных
собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого
политического правления небольшой группы богатеев. В современных
западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается
конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего
класса, демократическим государством и общественностью.
Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти
экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней
первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях
доминирующее влияние на общество может оказывать власть
информационная. Её монополизация определённой группировкой может
обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего
господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и
иной политики.
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так
называемый куммулятивный эффект - усиливающееся накопление власти.
Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в
политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая
политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к
знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь,
улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и
повышения дохода.
Разделение властей и разграничение их компетенции в различных
странах имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических
государств является правило, согласно которому три ветви власти не
должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под
единым началом.
Поэтому в рамках единой целостности власти государства
необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно
осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить
интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.
Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют
охарактеризовать общее назначение и место каждой ветви власти.
Законодательная власть основывается на принципах конституции и
верховенства права, формируется путём свободных выборов.
Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет
основы внутренней и внешней политики государства, утверждает
госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы
обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан.
Верховенство законодательной власти ограничено принципами права,
конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся
под контролем избирателей посредством системы народного
представительства и свободных демократических выборов и в системе с
другими органами власти - судебными и исполнительными.
В демократических государствах носителем законодательной власти
выступает парламент, эффективность деятельности которого во многом
зависит от проверенных опытом государственного строительства
структур. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные, чаще
однопалатные. В ряде стран действует так называемая простая
двухпалатная парламентская система, при которой одна палата
формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе
территориальной пропорциональности.
Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с
законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к
общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет
правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в
сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования,
финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и
т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только
исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с
законодательной инициативой.
Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что при всём
желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные
понятия, как исполнение законов и правоприменение. В круто
меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по
своему усмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она
осуществляет свою деятельность преимущественно «за закрытыми
дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих
сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и
законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны
особые меры.
Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на
законе и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать
себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо
обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание
достигается посредством регулярной подотчётности и ответственности
перед народным представительством, которое имеет право контроля за
деятельностью исполнительной власти.
Судебная власть включает учреждения, которые представляют
самостоятельную структуру государственной организации. Состояние
судебной власти, отношение к ней в обществе, направления её
развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни
общества. Каждый человек должен иметь твёрдую уверенность в том,
что его обращение в к судебной власти будет завершено справедливым
решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов
и споров цивилизованными средствами - норма правового государства.
В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван
быть защитником права, пресекая правонарушения.
Судебная власть воздействует на законодательную и
исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему
судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью
Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не
только подзаконных актов, но и самих законов.
Законность (легитимность) власти. Власть - понятие правовое,
означающее созидание и распределение ценностей согласно
общественным интересам. Власть - это законное право принимать
решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать
принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся
создать впечатление правомерности своей власти и законности
правления. В обществе, в котором народ с уважением относится к
закону и доверяет правительству, требуются минимальные условия для
принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется
беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений.
Важное значение для политической стабильности и поддержки
лидеров имеет концепция легитимности (законности) власти.
Законность власти можно определить как степень естественного
признания населением страны системы, к которой она принадлежит.
Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно
оправдывает их надежды. Легитимность связана с наличием у власти
авторитета, верою подавляющего большинства населения в то, что
существующий порядок является лучшим для данной страны, с
консенсусом в области основополагающих политических ценностей.
Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как
«законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен.
Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии
с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и
«легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них
носит оценочный, этический и политический характер, второе -
юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не
популярная, легальная. В то же время она может быть нелегитимной,
то есть не приниматься народом, издавать законы по своему
усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В
обществе может существовать не только нелегитимная, но и
нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.
Объектами легитимности выступают:
политические элиты,
административный персонал,
нормы и структуры режима.
Источниками легитимности являются:
основополагающие идеологические принципы,
приверженность структуре и нормам режима,
преданность конкретным авторитетам.
Показателями легитимности являются:
уровень принуждения, применяемый для проведения политики в
жизнь,
наличие попыток свержения правительства или лидера,
сила проявления гражданского неповиновения,
результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в
поддержку власти (оппозиции).
Политические отношения на определённых этапах могут привести к
кризису легитимности, корни которого следует искать в характере
изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает
тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит
опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества
не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и
в обновлённой общественной структуре, если системе в течение
длительного времени не удаётся оправдать надежды широких
общественных кругов.
Для поддержания законности власти используются различные
средства и методы:
n изменение законодательства и государственного управления
n создание такой политической системы, законность которой
основана на традициях
n харизматические лидеры
n успешное осуществление государственной политики и программы
n поддержка законности и правопорядка в стране
Функционирование политических систем свидетельствует о том, что
все они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение
которых укрепляет жизнеспособность политических институтов,
обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования.
Очевидно, некоторые государства исчезали с политической каты мира
потому, что им не удавалось справиться с проблемами легитимности.
В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальна и
для большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих
в них режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения
к рационально-правовым способам легитимации.
Значение легитимности, отмечал Макс Вебер, в гарантии
стабильности общества. Легитимность состоит в длительном и как бы
единодушном согласии принять правление и власть данного класса,
иерархии и т.д. Легитимность не навязывается, она возникает из
однородности политических установок, нравов, традиций,
экономической системы, общего духа данного типа общности. Следует
отметить, что добровольно, а тем более осознанно и единодушно
принятая власть - лишь один из вариантов легитимации, и притом
сравнительно редкий. Чаще всего легитимность власти оспаривается, и
её легитимация, поиск специальных способов легитимировать власть,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|