рефераты бесплатно

МЕНЮ


Въезд в РФ и выезд из РФ

Въезд в РФ и выезд из РФ

Содержание

1. Понятия суверенитета, территории, государственной границы и порядка

ее пересечения физическими

лицами..........................................……...3

2. Содержание и порядок реализации конституционного права граждан РФ

на въезд и

выезд....................................................................………

………..11

3. Права иностранцев на въезд и выезд из

России..........................……20

Понятия суверенитета, территории, государственной границы и порядка ее

пересечения физическими лицами

Суверенитет государства (фр.)- вся полнота законодательной,

исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая

всякую иностранную власть, а также подчинение государства властям

иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно

выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение

своего суверенитета.

В принципе, суверенитет государства всегда является полным и

исключительным. Суверенитет - одно из неотъемлемых свойств государства.

Понятие суверенитета государства лежит в основе таких общепризнанных

принципов международного права, как суверенное равенство государств,

взаимное уважение государственного суверенитета, невмешательство государств

во внутренние дела друг друга и др. С понятием суверенитета государства

связано понятие суверенных прав.

Суверенные права государства - это проистекающие из сущности

суверенитета конкретные права государства распространять свою власть на

объекты и действия физических и юридических лиц не только в пределах своей

национальной территории, но и за ее пределами. В последнем случае

суверенные права государств закрепляются международными договорами. Одним

из конкретных суверенных прав государства является осуществление им

юрисдикции (напр., в отношении своих морских и воздушных судов, космических

объектов во время их нахождения за пределами национальной территории).

Прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении

континентального шельфа в целях разведки и разработки его природных

ресурсов, что не равнозначно полному и исключительному суверенитету

государства, который на континентальный шельф не распространяется.

Часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного

государства, называется государственной территорией. Составными частями

государственной территории являются сухопутные, водные и воздушные

пространства, а также приравненные к ней объекты.

Границы государства - проложенные в натуре или воображаемые линии на

земной и водной поверхности, а также проходящие по ним воображаемые

вертикальные плоскости, которые определяют пределы суверенитета государства

над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и

недрами земли. Границы государства подразделяются на сухопутные, речные и

озерные, а также морские. Под сухопутными границами понимаются линии,

проходящие по характерным точкам рельефа местности (напр., горным хребтам)

или через определенные точки географических координат, а также по

параллелям и меридианам. Речные границы государства проходят по рекам,

причем если иное не предусмотрено международными договорами, то обычно

границей считается линия, проходящая на судоходных реках - по середине

главного фарватера или по тальвегу реки (линии наибольших глубин), а на

несудоходных реках (ручьях) - по их середине или по середине главного

рукава реки. Морские границы государства устанавливаются на море

самостоятельно каждым государством по внешнему пределу своих

территориальных вод, если эти воды не соприкасаются с аналогичными водами

др. государств. В тех случаях, когда территориальные воды двух или

нескольких государств соприкасаются, линия границы между ними

устанавливается на основе соглашения.

В отношении государственных границ действует общепризнанный принцип

международного права, запрещающий какое-либо одностороннее изменение линии

границы на местности, а также пересечение границы в нарушение

соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств.

Установленная на местности линия границы должна строго соблюдаться.

Обозначающие линию границы пограничные знаки не подлежат произвольному

перемещению в одностороннем порядке. Нормы и правила о государственной

границе опираются на принцип нерушимости границ и территориальной

целостности государств и повсеместно применяются в международной практике.

Любые изменения линии границы могут происходить лишь по соглашению

сопредельных государств и в соответствии с международным правом. В силу

своего суверенитета и, в частности, территориального верховенства каждое

государство самостоятельно устанавливает порядок пересечения его границы

гражданами, транспортом и грузами или такой порядок устанавливается по

соглашению заинтересованных государств с учетом общепризнанных принципов и

норм международного права.

Суверенитет РСФСР был провозглашен Декларацией о государственном

суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г, принятой на Первом Съезде народных

депутатов РСФСР. Для обеспечения экономической основы суверенитета РСФСР

был принят Закон РСФСР от 31.10.90 г. “Об обеспечении экономической основы

суверенитета РСФСР”.

Статья 4 Конституции Российской Федерации провозгласила

распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию. А в

статье 67 закреплено, что “Территория Российской Федерации включает в себя

территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное

пространство над ними... Границы между субъектами Российской Федерации

могут быть изменены с их взаимного согласия.”

Основным нормативным актом, регулирующим основные положения о

государственной границе Российской Федерации, ее защите и правилах

пересечения, является Закон “О государственной границе Российской

Федерации” от 01.04.93 г. (в редакции Федеральных законов №23-ФЗ от

10.08.94, №148-ФЗ от 29.11.96, №106-ФЗ от 19.07.97, №127-ФЗ от 24.07.98,

№153-ФЗ от 31.07.98).

Законодательство о государственной границе основывается на

Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах

Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в

соответствии с ним других федеральных законов, законов и иных нормативных

правовых актов субъектов Российской Федерации. Если международным договором

Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в

настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации о

государственной границе, то применяются правила международного договора.

В Законе “О государственной границе Российской Федерации” дано

следующее понятие Государственной границы Российской Федерации - “...линия

и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы

государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства)

Российской Федерации, то есть пространственный предел действия

государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной

границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная

действующими международными договорами и законодательными актами бывшего

СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не

оформленные в международно - правовом отношении, подлежат их договорному

закреплению.”

При установлении и изменении прохождения своей Государственной

границы Российская Федерация руководствуется принципами:

обеспечения безопасности Российской Федерации и международной

безопасности;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными

государствами;

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности

государств и нерушимости государственных границ;

мирного разрешения пограничных вопросов.

Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными

средствами осуществляется на путях международного железнодорожного,

автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными

договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской

Федерации. Этими актами может определяться время пересечения

Государственной границы, устанавливается порядок следования от

Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и

в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка

грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Под пунктом

пропуска через Государственную границу понимается специально оборудованное

место, где осуществляются все необходимые виды контроля и пропуск через

границу. Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из

них лиц осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по

пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских,

речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других

транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной

пограничной службы Российской Федерации. Этими же органами регулируются

места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска, посадка пассажиров в

транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при

прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты

и грузов.

Для военнослужащих Федеральной пограничной службы Российской

Федерации при исполнении ими обязанностей по охране границы существует иной

порядок пересечения Государственной границы по согласованию с сопредельными

государствами.

При чрезвычайных обстоятельствах: несчастном случае, аварии,

стихийном бедствии, ледовых условиях, угрожающих безопасности судна,

буксировке поврежденных судов (кораблей), доставке спасенных людей,

оказании срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также

по другим вынужденным причинам пересечение Государственной границы не

является нарушением (Статья 9 Закона РФ “О государственной границе

Российской Федерации” в редакции Федерального закона от 29.11.96 № 148-ФЗ).

Основанием для пропуска через Государственную границу лиц является

наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую

Федерацию или выезда их из Российской Федерации (Абзац 2 Статьи 11

вышеуказанного закона в редакции Федерального закона от 10.08.94 №23-ФЗ).

Пропуск лиц через Государственную границу включает осуществление

пограничного контроля - проверку оснований для пропуска через

Государственную границу лица , а при необходимости также таможенного,

иммиграционного, санитарно - карантинного и других видов контроля.

Не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные

граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством

Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также

лица, в отношении которых в установленном законодательством Российской

Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской

Федерации. С сопредельными государствами может быть установлен упрощенный

порядок пересечения границы в части определения документов на право выезда

из РФ и въезда в РФ.

При осуществлении пограничного контроля при выезде из Российской

Федерации взимается сбор за пограничное оформление, который является

обязательным платежом на всей территории Российской Федерации. С физических

лиц размер сбора составляет 0,8 установленного законом минимального

размера оплаты труда. Частью 4 статьи 11.1 Закона “О государственной

границе РФ” определены категории граждан, освобожденных от уплаты сбора.

Вышеуказанный сбор определен Статьей 11.1 Закона.

В ноябре 1997 Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел в

открытом заседании первой палаты дело о проверке конституционности

вышеуказанной статьи. Поводом к рассмотрению дела явился запрос главы

администрации Хабаровского края о проверке конституционности положений

статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе

Российской Федерации". Как полагает заявитель, введение сбора за

пограничное оформление является недопустимым ограничением конституционных

прав каждого на свободу выезда за пределы Российской Федерации и

беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию, не соответствует

нормам международного права и ряду международных договоров Российской

Федерации, нарушает гарантии свободы экономической деятельности. Кроме

того, федеральный сбор, включая такие его неотъемлемые элементы, как

налоговая база, ставки и льготы, может быть установлен только федеральным

законом и законодатель не вправе делегировать эти полномочия правительству.

Рассмотрев дело о проверке конституционности статьи 11-1,

Конституционный Суд постановил признать само положение о введении

налогового платежа (сбора за пограничное оформление) не противоречащим

Конституции РФ. Однако положение об установлении размеров сбора

Правительством РФ КС признал не соответствующим ст. 57 Конституции РФ.

Исходя из решения суда, сбор за пограничное оформление все-таки будет

взиматься, но только после того, как Государственная дума РФ установит

размеры сбора, а Правительство РФ - порядок его взимания.

Однако, хочется остановиться на особом мнении судьи Конституционного

суда РФ А.Л.Кононова. Конституционный Суд отказался от сущностного

исследования природы сбора за пограничное оформление, хотя это имеет

определяющее значение для оценки конституционности его установления. Сбор

был введен по инициативе и в интересах Федеральной пограничной службы.

Данный платеж не отвечает критериям пошлины или сбора и по своей сущности и

правовой природе является федеральным налогом, представляя собой форму

отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах

индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обязательности,

обеспеченной государственным принуждением. Косвенно это признается и в

Постановлении Конституционного Суда при оценке сбора за пограничное

оформление как налогового платежа. По мнению судьи, введение налога

нарушает конституционные принципы налогообложения: единства финансовой и

налоговой политики, единства налоговой системы, равного налогового бремени

и установления налоговых изъятий только на основании закона. Задача

обеспечения целостности и неприкосновенности Государственной границы

является общенациональной и общегосударственной задачей. Финансовая база

для ее выполнения не может формироваться только за счет определенного круга

лиц, как происходит в данном случае, когда бремя уплаты налогов возложено

лишь на сравнительно узкий круг лиц, пересекающих границу. А согласно ст.

57 Конституции РФ каждый член общества обязан участвовать в уплате налогов

наравне с другими.

С другой стороны, неуплата сбора может быть поводом для отказа в

пропуске лиц, транспортных средств или груза через государственную границу.

Такой отказ фактически будет иметь характер санкции за неуплату сбора и,

следовательно, являться фискальным ограничением конституционного права на

выезд или въезд в страну. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ

"права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным

законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Аналогичны требования и норм международного права, которые регулируют права

и свободы человека и гражданина. Ст.15 ФЗ РФ "О порядке выезда из

Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает

вполне конкретные ограничения на выезд российского гражданина. Этот

перечень не может быть истолкован в более широком смысле. Ч. 2 ст. 27

Конституции РФ каждому гарантировано право свободно выезжать за пределы

России. Ограничения этого права, касающиеся обязанности налоговых выплат,

не имеют конституционного обоснования и недопустимы. Нет основания для

ограничения права российских граждан беспрепятственно возвращаться в

Российскую Федерацию. В ч. 2 ст. 7 Закона РФ "О порядке выезда из

Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" указано, "что

гражданин Российской Федерации не может быть лишен права беспрепятственно

возвращаться в Российскую Федерацию". Таким образом, введение сбора за

пограничное оформление нарушает права и свободы, предусмотренные ч. 2 ст.

27 Конституции РФ и не соответствует допустимым ограничениям, перечисленным

в ч. 3 ст. 55 Основного Закона.

Также установление сбора противоречит целому ряду международных

соглашений, которые имеют приоритет над федеральным законодательством.

Министерство иностранных дел РФ отмечает также, что введение сбора за

пограничное оформление не соответствует международно - правовым документам,

в частности Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Российской

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.