Типы и формы государства
Типы и формы государства
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1.Типология государств
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
4. Современные подход к типологии государств
2. Формы государства
1. Понятие и виды форм государственного правления
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства
2.3 Понятие и виды форм государственного режима
3. Терминология
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сегодня, пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке ,
чем вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно
организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически
первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая
организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов ,
социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять
обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом –
управление определенной массой людей , на которой и могут быть
распространены государственные управленческие функции.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей,
населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому
-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою
территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне.
Постоянное население данной территории, как правило, имеет
устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства
и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Государственная власть распространяется и на находящихся в стране
иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое
правовое положение.
Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса,
особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с
населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом
управления и принуждения, существующим специально для выполнения
этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная
власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее
«материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения
- является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства
/8,стр6/.
Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения
направлений теории выделяет в формах государства три основных ,
взаимосвязанных блока:
форму правления , форму национального и административно-
территориального устройства , политический режим.
1.Типология государств
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
Особенности государства конкретного исторического периода
определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности
формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета )
государство по мере общественного развития претерпевает серьезные
изменения .
Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии
государственно-организационного общества у различных народов в различное
историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты
, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого
обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного
строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств
являются:
1. Количество властвующих в государстве
2. Осуществляемая государством цель.
По первому признаку он различал правление одного , правление немногих
, правление большинства. По второму признаку все государства делились на
правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них
преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени
, Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере
государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов
(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой.
Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы
зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в
другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в
развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.
Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу
смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении
государственной власти и человека.
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и
неоднозначного общественного явления стало обьективной основой
концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская
типология государства и права базируется на категории общественно-
экономической формации.
Формация – исторический тип общества , основанный на определенном
способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет
материально-техническую базу общества , а производственные отношения ,
складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства ,
составляют экономический базис общества , которому соответствуют
определенные политические , государственно-правовые и другие надстроечные
явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой
происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и
замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического
базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.
Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и
права.
Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории
, выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей
экономической основой , обусловленной господством данного типа
собственности на средства производства. Единство экономического строя
различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства
производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного
класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой
экономический базис это государство защищает , интересам какого
господствующего класса оно служит. При таком подходе государство
приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры
экономически господствующего класса.
Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии
государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :
рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое ,
которое , теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было
бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные характеристики различных типов государств ,
выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая
государственно-классовая организация общества. По своей сущности
рабовладельческое государство – организация политической власти
господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической
формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности
рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого
строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое
государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового
господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных
привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной
государственности . Данный тип государства функционирует на базе
производственных отношений , основанных на капиталистической частной
собственности на средства производства и юридической независимости рабочих
от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате
социалистической революции , которая ниспровергает отношения частной
собственности и основанную на данных отношениях государственную машину .
Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (
классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и
развитие социалистического общества.
Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества
, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.
Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит
классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода
социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во
всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему
общественного коммунистического самоуправления и социальных норм
коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический тип государства определяется
зависимостью классового содержания государственной и правовой организации
общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи
вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность ,
возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых
народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В
дальнейшем , по мере преобладания господствующей формы собственности ,
подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу
государства , капиталистическому или социалистическому. Многоукладность
экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной ,
полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной
собственности ) – экономическая основа этих государств.
Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте
развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных
стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось
создание экономических , социальных , политических , идеологических ,
культурных предпосылок для перехода к социализму.
Государства капиталистического пути развития по мере формирования
производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены исторических типов государств считается социально
– экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую
общественную систему и кладет начало господству нового способа производства
, новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип
государственности и права . Смена одного исторического типа государства
другим происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой
ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма
государства , отвечающего новым условиям социально – экономического
развития общества.
Преемственность между историческими типами государств заключается ,
главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации
государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают
общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности
государства.
Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками
марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит
их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления
государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее
большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что
преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-
разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к
социализму.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств ,
марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими
производственными отношениями , которые базируются на частной
собственности и эксплуатации человека человеком .
2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров ,
подавляющей большинство населения.
3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более
отчуждают себя от него.
4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально –
экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в
этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся ,
незначительной части людей.
В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство
представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда
основные черты государства социалистического типа:
1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на
орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи
сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего
большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и
всего народа.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего
времени был единственным. Типом государства называется «совокупность
государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно –
экономической формации классового общества и характеризующихся единством
классовой сущности и экономической основы». «Исторический тип государства
( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков ,
свойственных государствам ( или правовым системам ) единой общественно –
экономической формации. Тип государства определяется экономическим строем
классового общества, соответствующей ему классовой структурой ,
эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его
классовой сущностью.
Так , Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и
преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки ,
придающие определенному государству или группе государств на всем
протяжении их истории черты определенного типа. «Он подразделяет все
государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это
мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному
государству противопоставляет эмпирический , который получается в
результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с
другом.
Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие
цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное
состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических ,
географических и других факторов.
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида
важный фактор , как многоукладность .
Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового
общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном
учитываются только классы антагонизмы.
В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно –
духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей ,
которые отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в
возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека ,
через совокупность господствующих в данный период представлений каждой
личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее
собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения
прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная
личность , а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в
государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров ,
над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает
как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития
общества , консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей
людей.
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от
характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По
этому признаку выделяют два типа государственности : демократия и
автократия. Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных
государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|