рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория Права

пространственными пределами и действие его велений не может выходить за эти

пределы.

Под территорией государства понимаются все пространственные объекты внутри

границ государства и находящиеся под его юрисдикцией (земная поверхность,

территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство).

Территорией государства считаются также военные суда в открытом море и в

территориальных водах других государств, невоенные суда в открытом море,

территории посольств.

В пространстве нормативные правовые акты действую по-разному. Некоторые

действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства

(например, конституция, уголовный, гражданский кодексы), некоторые только

на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов

федерации, акты, принятые для совокупности территорий - например, Крайнего

Севера России).

Но территориальный принцип действия нормативных правовых актов не

абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстерриториальный характер. Так,

нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут

признаваться и действовать на территории другого, одной административно-

территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем

заключения межгосударственных соглашений, либо принятием национального

законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных

частей государства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет

и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта

распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на

территории действия акта.

Из этого общего правила есть исключения:

1) лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы

государств, дипломатические представители и члены их семей), должны

подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры

государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;

2) иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых

правоотношений (например, избираться в органы государственной власти,

служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам

своего государства, даже если они находятся на территории иностранного

государства (здесь территориальное действие акта заменяется действием по

лицам. Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным

действием иностранного права и личностным действием своего национального

права. Здесь действует принцип - право следует за лицом".

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства,

направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает

в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности,

правовой.

Можно выделить следующие виды правотворчества:

1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами

государства;

2) непосредственное правотворчество народа путем всенародного

волеизъявления на референдуме;

3) санкционирование государственными органами обычаев;

4) создание судебного прецедента.

Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом

правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид

деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В

частности, это глава государства, представительные (законодательные) органы

государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы

государственной власти (правительство, министерства и т.д.).

Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее

важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают

высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы

то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была

принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Одним из способов правотворчества является санкционирование государством

обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности

(местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых

организаций (например, обычаи морского порта).

В ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье,

правотворчеством могут заниматься судебные органы, создающие судебные

прецеденты в процессе рассмотрения конкретного дела. В российской практике

правотворчества судебные прецеденты не признаются.

Процесс создания нормативного правового акта представляет собой

совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется

соответствующими юридическими предписаниями.

Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап

подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из

этапов в свою очередь делится на стадии.

Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма

условно.

1. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом

государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект

может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению

другим государственным органом, либо учеными (специалистами) на основании

контракта.

2. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются

возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется

законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта.

Изучается аналогичное иностранное законодательство.

3. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым

экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах

массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения.

Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о

внесении его в соответствующий правотворческий орган.

Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта

нормативного правового акта в правотворческом органе строго

регламентирована законодательством и в регламенте этого органа.

Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной

инициативы. Оно принадлежит далеко не всем субъектам права. В

законодательстве строго очерчен круг таких субъектов. Право законодательной

инициативы не только в праве субъекта внести законопроект в правотворческий

орган, но и обязанность последнего принять его к рассмотрению. Данная

стадия заканчивается официальным включением проекта в повестку дня

правотворческого органа.

Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно

проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции

проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания ( по каждой идет

голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все

изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта.

Третья стадия - голосование. При голосовании применяется либо принцип

простого большинства (50% голосов плюс один голос от списочного состава

правотворческого органа), либо квалифицированного большинства, т.е. заранее

установленного особого большинства (например, в российской Государственной

Думе такое квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа

депутатов).

Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого

процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе

государства для подписания и обнародования. Глава государства может

отклонить принятый акт (наложить вето). Отклоненный акт можно вновь

принять, но в прежней редакции и только квалифицированным большинством, и

преодолеть вето. Тогда глава государства обязан подписать нормативный

правовой акт и обнародовать его.

Официальное опубликование - заключительная стадия процесса правотворчества.

Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России,

существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия.

Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных

официальных изданиях. Одним из них в России является "Российская газета".

Законодательная техника - это система правил и приемов подготовки наиболее

совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов,

обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных

предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного

материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От неуклонного

соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень

совершенства законодательства, доходчивость нормативных правовых актов,

высокий уровень учета и систематизации законодательства.

Основные требования, предъявляемые к форме готовящихся проектов нормативных

правовых актов, следующие:

1) логическая последовательность изложения, связь между собой нормативных

предписаний, помещаемых в правовом акте;

2) отсутствие противоречий внутри нормативного правового акта, а также во

всей системе законодательства в целом;

3) максимальная краткость и компактность изложения норм права при глубине

и всесторонности отражения их содержания;

4) ясность, простота и доступность языка нормативных правовых актов;

5) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в

законодательстве;

6) сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в

интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения

пользования им, укрупнение правовых актов;

7) четкое разграничение между нормативными и ненормативными

предписаниями, постоянными и временными нормами.

Необходимой предпосылкой высокой культуры правотворчества является

выявление и тщательное изучение всего предшествующего законодательства по

вопросам, составляющим содержание проектируемого акта. Новый акт вливается

в общую систему права и оказывает на предшествующее законодательство

существенное влияние. Одновременно должна быть официально определена судьба

актов, которые по-иному регулируют тот же вопрос, отменены устаревшие,

утратившие свое значение акты.

Самая удачная форма внесения изменений в нормативные правовые акты -

оформление новой редакции изменяемого предписания и помещение его

непосредственно в текст акта вместо старой редакции. Дополнения также

должны вноситься в сам текст дополняемого акта.

Нормативные правовые акты снабжаются официальными реквизитами, такими, как

указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного правового

акта, его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда актов - и

порядкового номера издания. Без таких реквизитов не может быть нормативного

правового акта как официального документа.

Крупные законодательные акты делятся на абзацы, пункты, статьи, главы и

разделы. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями, переходными

положениями, определениями употребляемых в них терминов.

Точность и лаконичность, строгость стиля - характерные черты языка

нормативных правовых актов. Для законодательного текста не свойственны

эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка, употребление

эпитетов, гипербол и т.д. Очень важно единство употребления терминов в

законодательстве. Один и тот же термин должен последовательно применяться

во всем тексте акта при обозначении одного и того же понятия. Это правило

необходимо соблюдать и при внесении в нормативные правовые акты изменений и

дополнений.

Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на

упорядочение всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления

противоречий между ними и сделать их более доступными для потребителя.

Систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на

стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В

этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от

их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы -

нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида

систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные

правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в них

подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования (труд,

семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно

времени их принятия и т.п.

Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании

инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться

только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с

тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного

правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст

можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальной

инкорпорацией могут заниматься любые субъекты, результат этой деятельности

не является обязательной для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя

ссылаться как на официальные источники (например, каждый студент-юрист в

процессе подготовки к занятиям пользуется хрестоматиями по истории

государства и права, по истории политических и правовых учений, по праву

отдельных государств). В некоторых случаях инкорпорация может носить

официальный характер, например, принятие законодательным органом Свода

законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим

государственным органом (например, Министерством юстиции РФ).

Разновидностью инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит

объединение множества нормативных правовых актов, связанных общим предметом

регулирования, в единый укрупненный акт. Этот вид систематизации является,

как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.

Высшим уровнем систематизации является кодификация - она носит только

официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется

достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в

существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших сфер

общественных отношений.

Суть кодификации заключается в разработке и официальном принятии сводного,

единого акта, регулирующего большую обособленную сферу общественных

отношений, с принятием этого акта отменяется вся масса нормативных актов,

которые ранее действовали в этой сфере.

Такой акт принимается только законодательным органом государства. Одним из

классических примеров кодификации, известных истории, издание кодекса

законов Юстиниана. С переходом России на путь демократического развития, к

рыночной экономике возникла потребность в принципиальном изменении

регулирования общественных отношений. Начался новый этап кодификации

российского права. Приняты две части Гражданского кодекса, Уголовный

кодекс, готовятся к принятию такие кодексы как Уголовно-процессуальный,

Налоговый и т.д.

СИСТЕМА ПРАВА

Система права означает внутреннюю организацию права, связи между его

основными компонентами.

Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые

институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.

Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается

правового института, то он представляет собой группу норм права,

регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих

относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой

институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений,

причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют

отраслевые и межотраслевые правовые институты. Отраслевой институт

объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения,

наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном

праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют

общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права,

например, институт собственности, юридической ответственности, институт

договора и пр.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют

подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют

авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права

выделяется подотрасль налогового права.

Самым крупным элементом в системе права является отрасль права. Ее образует

совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу

общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода

правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных

отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом

два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и

отличают одну отрасль права от другой.

Предметом принято считать общественные отношения, регулируемые данной

совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет

регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным

своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.