Теория государства и права (шпаргалка)
Теория государства и права (шпаргалка)
|Б-1 |Б-2 |Б-3 |
|1. Понятие и определение |1. Принцип разделения |Правовое гос-во и гражд-е |
|правового гос-ва. |властей. Институты гос. |общество. |
|Гос-во (respublica) Цицерон|власти форм-ся на осн. |Гос-во (respublica) Цицерон|
|опр-ет как дело, достояние |разд-я властей – стр-ро |опр-ет как дело, достояние |
|народа (res populi). Один |образующего и ф-циональн. |народа (res populi). Один |
|из пр-ков правового гос-ва |принципа рацион. орг-и и |из пр-ков правового гос-ва |
|– верховенство з-на (никто |контроля. Это давний |– верховенство з-на (никто |
|не освоб-ся от подчин-я |принцип. Власти дел.на |не освоб-ся от подчин-я |
|з-ну). Также полная |представит. (з-нодат.), |з-ну). Также полная |
|гарантир-ность и |исполнит. и судебн. Мех-м |гарантир-ность и |
|незыблемость прав и свобод |сдержек и противовесов - |незыблемость прав и свобод |
|граждан, а также устан-е и |кажд. из властей имеет |граждан, а также устан-е и |
|поддерж-е принципа взаимной|мн-во возм-тей |поддерж-е принципа взаимной|
|ответств-ти гр-на и гос-ва.|взаимоконтролировать и |ответств-ти гр-на и гос-ва.|
|Как гр-не несут отв-ть |огранич. др. друга. |Как гр-не несут отв-ть |
|перед гос-вом, так и гос-во| |перед гос-вом, так и гос-во|
|д. нести отв-ть перед |2. Правоотношение: понятие |д. нести отв-ть перед |
|гр-ном. Главный пр-к прав. |и виды. По самому общему |гр-ном. Главный пр-к прав. |
|гос-ва – идея народного |понятию правоотн-е – любое |гос-ва – идея народного |
|суверенитета, также – |обществен. отн-е в кот |суверенитета, также – |
|принцип раздел. властей (на|стороны связаны между собой|принцип раздел. властей (на|
|с-ме сдержек и противовесов|взаимными юридич правами и |с-ме сдержек и противовесов|
|– кажд. из властей имеет |обязанн-ми, охраняемыми |– кажд. из властей имеет |
|мн-во возм-тей |государством и рег-мые |мн-во возм-тей |
|взаимоконтролировать и |нормами права. Структура |взаимоконтролировать и |
|огранич. др. друга). Также |правоотнош имеет 4 |огранич. др. друга). Также |
|один из пр-ков – наличие |составл-их: субъект, |один из пр-ков – наличие |
|развитого гражд. общества; |объект, право и |развитого гражд. общества; |
|созд-е институтов полит. |обязанность. Оно имеет |созд-е институтов полит. |
|демократии, препятств. |сложный состав. Необх. |демократии, препятств. |
|сосред-ю власти в руках |наличие S-тов правоотн-й, |сосред-ю власти в руках |
|одного лица или органа; |сод-е. Сод-е имеет юр. |одного лица или органа; |
|верховенство и правовое д-е|сост-щую – S-тивн. права |верховенство и правовое д-е|
|конституц. з-на, устан-е в |(производные от О-тивных; |конституц. з-на, устан-е в |
|з-не и проведение на деле |после ряда юр. д-й над |з-не и проведение на деле |
|суверен-ти гос. власти; |О-тивными; они всегда |суверен-ти гос. власти; |
|возвышение суда как одного |конкретнее О-вных) и |возвышение суда как одного |
|из ср-в обесп-я правовой |обяз-ти. |из ср-в обесп-я правовой |
|гос-венности; соотв-е з-нов|S-тивное право: 1.право |гос-венности; соотв-е з-нов|
|праву и правовая орг-я с-мы|д-вовать опр. образом |праву и правовая орг-я с-мы|
|гос. власти. |2.право требовать опр. |гос. власти. |
| |повед-я от обязанного лица | |
|2. Монархия - это такая |3.право обратиться за |2. Материальное и процес-ое|
|форма правления, при |защитой. Юр. обяз-ть: |право. Деление правовых |
|которой верховная власть |1.обяз-ть д-вовать |явлений (отраслей права, |
|осуществляется единолично и|устан-ным обр. 2.обяз. |норм, правоотношений) на |
|переходит, как правило, по |претерпеть нежелат. |материальные и |
|наследству. Основными |последствия (понести |процессуальные - это |
|признаками классической |ответств-ть за неправомерн.|внутренняя, специальная |
|монархической формы |д-я). Содерж-е правоотн-я =|проблема юриспруденции. К |
|управления являются : |активная д-ть + юр. обяз-ть|материальным регулятивным |
|существование единоличного |+ S-тивное право. |нормам принято относить те |
|главы государства, |Прав. отн-я класс-ся: 1.по |правовые нормы, которые |
|пользующегося своей властью|отраслям права (гос-венное,|непосредственно регулируют |
|пожизненно (царь, король, |…) 2.на охранит. и |различные социальные сферы,|
|император, шах); |запретит. (база – мат. |формируя позитивное |
|наследственный порядок |право) 3.регулятивное. Или |поведение их участников. |
|преемственности верховной |1.абсолютные (опр-ны обе |Материальными будут и те |
|власти; представительство |стороны правоотн-й) |охранительные нормы, |
|государства монарха по |2.относит. (одна из сторон |которые обеспечивают |
|своему усмотрению; |не опр.).. |действие материальных |
|юридическая |Правосубъектность – |регулятивных норм- нормы |
|безответственность монарха.|способн-ть физ. или юр. лиц|уголовного права по своей |
|Монархия возникла в |быть S-тами правоотн-й. Для|природе являются |
|условиях рабовладельческого|этого они д.б.: |охранительными и при этом |
|общества. При феодализме |а)правоспособны (но с |уголовно-правовые нормы — |
|она стала основной формой |искл-ями для некот. физ. |материальные. К |
|государственного правления.|лиц, например, эмбрионов) |материальным следует |
|В буржуазном же обществе |б)деесп-ть (в рез-те своих |отнести и те процедурные |
|сохранились лишь |д-й приобр-ть права и |нормы, которые |
|традиционные, а в основном |обяз-ти). Возможна (для |регламентируют порядок |
|формальные черты |физлиц) частич. деесп-ть |реализации материальных |
|монархического управления. |(по возрасту 14,15,16 лет) |регулятивных норм. Все |
|В свою очередь монархия |или огранич. (в результате |процессуальные явления – |
|делится на : абсолютную |суда). Для юр. лиц деесп-ть|процедурные. Процедуру- |
|(такая форма правлен, при |м.б.: а)уставная (согласно |порядок осуществления той |
|которой власть всецело |своему уставу или полож-ю).|или иной юридической |
|принадлежит одному лицу), |б)нормативная (огранич. |деятельности. Процедуры дел|
|конституционная |з-ном). О-ты правоотн-й – |на: правотворческие и |
|(ограниченная) власть |все то, по поводу чего |правореализующие. |
|ограничена представительным|возн. правоотн-я, т.е. все |Правореализующие процедуры |
|органом. Огранич монарх |мат. и немат. блага. |бывают материальные и |
|делится на дуалистическую | |процессуальные. |
|(гос власть носит |3. Право и религия. Религия|Процессуальная процедура - |
|двойственный характер) и |- мировоззрение и |это порядок реализации |
|парламентарную (правит |мироощущение, а также |материальных охранительных |
|формир-ся из представит |соответствующее поведение и|норм (по-другому - |
|определенных партий |специфические действия, |санкций). Соответственно, |
|получивших большинство на |основанные на вере в |нормы, регламентирующие |
|выборах). |существование бога или |процедуру реализации |
| |богов, сверхъестественного.|санкций, являются |
|3. Публичное и частное |Маркс утверждал, что |процессуальными. Граница |
|право. Для деления права на|“религия будет исчезать в |между материальным и |
|частное и публичное |той мере, в какой будет |процессуальным в системе |
|необходим характер правовых|развиваться социализм”. |права проходит как внутри |
|взаимоотн-ий между |Однако “история показывает,|процедурной сферы (между |
|индивидуумом и |что государственное |нормами материальной |
|гос.организ-ми структурами |разрушение религии |процедуры и процессуальными|
|общества. Если лицо явл. |неизбежно влечет за- собой |нормами), так и на стыке |
|независимым субъектом права|нравственную деградацию |процессуальных норм и |
|– такое право частное. Если|общества и никогда не |материальных охранительных |
|субъект выступает как часть|приносит пользы праву и |норм (между нормами |
|социального целого – такое |правовому порядку, ибо, в |уголовного процесса и |
|право публичное. К частному|конечном счете, и право и |нормами уголовного права). |
|праву относят те отрасли, |религия призваны закреплять| |
|кот призваны обеспечить |и утверждать нравственные |3. Нормативно-правовой акт |
|интересы частных лиц |ценности, в этом основа их |– это официальн акт |
|(гражд, банковское, страх, |взаимодействия”. На основе |правотворчества в котором |
|патентное). К публичн праву|религиозных представлений |содержатся нормы права. |
|относят отрасли государств,|складываются религиозные |Создается в результате |
|администр, уголовного прав |нормы как одна из |правотв-ой деят-ти госуд-ва|
| |разновидностей социальных |или всенародным |
| |норм. Характер |голосованием (референдум). |
| |взаимодействия норм права и|НПА классиф по различн |
| |религиозных норм в системе |основаниям: юридической |
| |социальной регуляции того |силе (законы и подзак-ые); |
| |или иного общества |объему и характеру действия|
| |определяется связью |(общего, огранич, |
| |правовых и религиозных норм|исключит); по субъектам их |
| |с моралью и связью права с |издающих (законод, исполн, |
| |государством. Правовые и |судебн). |
| |религиозные нормы могут | |
| |совпадать с точки зрения | |
| |своего | |
| |морально-нравственного | |
| |содержания. Например, среди| |
| |заповедей Нагорной | |
| |проповеди Христа - “не | |
| |убий” и “не укради”. | |
| | | |
| | | |
|Б-4 |Б-5 |Б-6 |
|1. Предмет ТгиП-основные |1. Понятие государства. |1. ТГиП в с-ме обществ. |
|общие закономерности |Гос-во – это особая орг-я |наук. ТГиП – одна из |
|возникн-я, функц-ия и |публичной, политической |базовых научных дисциплин |
|развития государ. и права. |власти господств. класса |юр. профиля. Термин |
|В самой ТГиП 2 стороны: |(соц. группы, блока класс. |“теория” в дан. сл. означ. |
|гос-во и право, кот. не |сил, всего народа), |обобщенное название целого |
|сущ. др. без друга. Сущ. |располаг. спец. аппаратом |ряда отдельн. теорий, кот. |
|неск. подходов к изуч-ю |упр-я и принужд-я, которая,|предст. собой конструкции |
|предмета: 1. гос-во – |представляя общ-во, осущ-ет|идей, кот. опираются на |
|творец права, но очевидно, |рук-во этим общ-вом, |различ. данные о Г и П. |
|что это не всегда так, |обесп-ет его интеграцию и |ТГиП – это систематизир-е |
|гос-во д. открывать право |обладает суверенитетом. |знания о Г и П и об их |
|действит-ти. 2. либеральная|Гос-во руководит общ-вом, |взаимосвязи, представл. и |
|концепция (право склад-ся в|осущ. полит. власть в |признанные различ. науч. |
|общ-ве): право – продукт |масшт. всей страны. Для |школами. |
|жизнед-ти общ-ва, рез-т |этой цели исп. гос. |ТгиП явл общетеоретич-й по |
|конфликта интересов людей. |аппарат, для сод-я кот. |отношению к другим юрид |
|Основа права склад-ся в |собирают налоги. Необходимо|наукам; обобщает данные и |
|процессе отнош-й людей, а |наличие 3 составл-их: |выводы юрид наук в целях |
|гос-во лишь санкционирует |совокупность людей–народ; |более глубогих теоретич |
|пр-ла или стереотипы |господствующая над ними |обобщений; исследует |
|поведения в той или иной |власть; территория как |основные закономерности |
|ситуации. Тогда |предел действия этой |развития госуд и права в |
|государство, в случае |власти. |целом; вырабатывает общие |
|нарушения может принуждать | |понятия на которые |
|нарушителя к соверш-ю |2. Предмет и метод |опираются др юрид науки. |
|некот. действий. Сейчас |правового регулирования–это| |
|принято придерж-ся 1-го |наиболее существ основания |2. Право и мораль. Мораль |
|подхода. |для деления системы права |опред-ся как форма общ-го |
|Методология ТГиП.- |на отрасли. П– это то на |сознания, отражающая |
|применен. совокупн. |что воздействует право |социальную действит. в виде|
|определ-ых теоретических |определенной отрасли |специфич. исторически |
|принципов, логич приемов и |(обществ отношения). М– это|обусловл. представлений о |
|способов исслед-я основных |способы воздействия отрасли|добре и зле, которые |
|общих закономер-ей возникн |права на определ виды общ |закреп-ся в сознании людей |
|и развития госуд.-правовых |отношен. М. зависит от |в виде принципов, норм, |
|явлений. Для познания и |взаимного положения |идеалов, призванных |
|объяснения основных |участников правоотношений |регулировать поведение |
|закономерн |(равенства сторон, |людей в целях сохранения и |
|государ.-правовых явлений |обязывающ, запрещающ.) |развития общества как |
|широко используют | |целого. Право и мораль - |
|логические приемы: анализ, |3. Историческая школа |основные социальные |
|синтез, индукция, дедукция |права. Предст этой школы |регуляторы поведения |
|и гипотеза. |расматр право как выражение|человека. Они имеют общие |
|Вся совок-ть методов м.б. |воли народа независимо от |черты, различия и |
|разбита на 3 гр.: |власти государства. Т.е. |взаимодействуют друг с |
|I.Общефилософский (то же |законодатель фиксировал |другом. Общие черты: а) |
|что диалектич. Логика |лишь то что уже сложилось |принадлежат к социальным |
|II.Общенауч. методы, из |как право в результ историч|нормам и обладают общим |
|кот. самый применяемый - |развития (язык не возник из|свойством нормативности; б)|
|1)Теория с-м или с-мный |договора и не дан от бога а|являются основными |
|анализ. III.Колич. методы |развивается сам собой). |регуляторами поведения; в) |
|(с пом. ЭВМ)- возм-ть |Немец юристы: Густав Гуго, |имеют общую цель - |
|автоматич. поиска |Карл Савиньи, Фридрих |регулирование поведения |
|нормативных актов, а в |Пухта. Ист шк сильно |людей; г) базируются на |
|последствии автомоделир-е |преувелич место обычия в |справедливости как на |
|юр. норм. |системе правового регулиров|высшем нравственном |
|В результате собирания, |обществ отношен, ставя его |принципе; д) выступают |
|обработки, изучения и |над законом, отрицала |мерой свободы индивида, |
|проверки фактич матер наука|законодат путь изменения |определяют ее границы. |
|выявляет эфективность |существующего права. |Различия: 1. Мораль |
|государ управ-ия и | |формируется ранее права, 2.|
|правового регулиров, | |В пределах одной страны, |
|вырабатывает конкретные | |одного общества может |
|рекоменд по их соверш-ию. | |существовать только одна |
| | |правовая система. Мораль же|
|2. Государственные режимы | |в этом смысле разнородна. |
|могут быть демократическими| |3. Нормы морали формируются|
|и антиде-мократическими | |как нормативное выражение |
|(тоталитарные, | |сложившихся в данной |
|авторитарные, расистские). | |социальной среде, обществе |
|поэтому основным критерием | |взглядов, представлений о |
|классификации государств по| |добре и зле, |
|данному признаку является | |справедливости, чести, |
|демократизм форм и методов | |долге. 4. Мораль живет в |
|осуществления | |общественном сознании, |
|государственной власти. | |которое и является формой |
|Режим определяет характер | |ее существования. 5. Не |
|государственной власти - | |совпадают предметы |
|это соотношение государства| |регулирования норм права и |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|