рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки

большинство неналоговых платежей имеют двусторонний характер. То есть

субъекты правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства

неналоговых платежей, имеют взаимные права и обязанности. Так, государство,

взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в

пользу плательщиков этих платежей,— например, предоставить право на занятие

какой-либо деятельностью и т. п. В свою очередь, плательщики неналоговых

платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою

пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей

субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинству

неналоговых платежей, придает им характер возмездности. Во-вторых, в

отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами,

неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей.

Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных

платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в

определенном ии,.,кдке в случае неуплаты в предусмотренных случаях.

Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе

добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и

распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных

лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и

иные законные методы.

В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в

большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой

направленности. Целевое направление использования неналоговых доходов

устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых

актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного

платежа.

Перечень платежей, составляющих группу неналоговых доходов государства, на

разных территориальных уровнях определяется Законом «Об основах налоговой

системы в Российской Федерации»^ иным федеральным законодательством и

законодательством субъектов Федерации^

К платежам данной группы относятся: платежи в связи с пользованием недрами

(за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой

базы, платежи за пользование акваторией и участками морского дна и др.);

неналоговые платежи за землю (арендная плата, нормативная цена земли);

платежи за предоставление государственными органами услуг, совершение иных

юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц

(государственная пошлина, таможенная пошлина, иные пошлины, лицензионные и

регистрационные сборы: за получение лицензии на занятие той или иной

деятельностью, за регистрацию уставных документов, за проверку средств

измерений, за сертификацию товаров и другие сборы);

в) страховые и иные платежи юридических и физических лиц, в основе которых

лежат конкретные государственные программы (задачи) социального или

экономического характера; доходы от приватизации государственной

собственности. С расширением объектов, подлежащих приватизации,

увеличиваются и доходы от ее осуществления; доходы штрафного характера

(штрафы, пени, неустойки и т. п.),

Все перечисленные группы поступлений и образуют неналоговые доходы

государства.

39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в

государственные внебюджетные социальные фонды

Одним из источников формирования государственных внебюджетных социальных

фондов являются страховые взносы.

Под страховыми взносами в государственные внебюджетные социальные фонды

понимаются обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими

лицами в соответствующие фонды в порядке и размерах, установленных

правовыми актами.

Одним из основных признаков является то, что страховые взносы являются

централизованными доходами государства. Данный признак определяется двумя

моментами. Во-первых, внебюджетные социальные фонды, источником образования

которых они являются, относятся к государственной форме собственности.

Более того, три из этих фондов находятся в федеральной собственности

независимо от территориального уровня их образования. Исключением является

фонд обязательного медицинского страхования, который разделяется на

Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского

страхования. Однако территориальные фонды также являются государственной

формой собственности, что подчеркивается в Положении об этих фондах^

Централизованный характер страховых взносов во все внебюджетные социальные

фонды основан на централизованном регулировании порядка их установления и

уплаты. В частности, их размер, круг плательщиков, сроки и т. д.

устанавливаются исключительно федеральным законодательством.

Следующим признаком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

является то, что они относятся к обязательным неналоговым платежам. Их

обязательность подтверждается тем, что суммы сокрытых, заниженных и не

внесенных в установленный срок страховых платежей во внебюджетные

социальные фонды взыскиваются в принудительном порядке, установленном

законодательством.

Целевая направленность в использовании. Это означает, что страховые взносы

зачисляются только в тот внебюджетный фонд, который был определен в момент

установления взносов и используются в соответствии с общим целевым

направлением средств фонда.

Как и для всех страховых платежей, для страховых взносов в государственные

внебюджетные социальные фонды характерен признак возвратности. Возвратность

выражается в том, что при наступлении определенных событий (пенсионный

возраст, болезнь, рождение ребенка, потеря работы и т. д.) за счет

страховых взносов и других источников, поступающих в соответствующий

внебюджетный социальный фонд, обеспечивается ь .лф^деленной мере

материальная поддержка граждан и уплаченные страховые взносы как бы

возвращаются.

40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации.

Государственный внутренний долг

Для привлечения денежных средств в распоряжение государства, помимо других

способов, применяется государственный кредит (от лат. ссуда).

Кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок

на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование

кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов (форм)'. Одним из основных видов кредита,

является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный

финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных

финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.

Государственный кредит как экономическая категория — это система денежных

отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных

началах для временного использования свободных денежных средств юридических

и физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита

заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и

физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности

используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его

на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита

бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями

народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами,

имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его

граждан.

С правовой точки зрения государственный кредит — это урегулированные

правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных

денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности,

срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и

регулирования денежного обращения.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту

формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения

представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным

долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены

в различных нормативных актах, основным среди которых является Закон

Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской

Федерации». Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г.

41. Формы государственного внутреннего долга

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в

следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О Государственном

внутреннем долге РФ»:

1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства

Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых

посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) долговые

обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской

Федерации.

Использование такой формы государственных долговых обязательств, как

кредиты Правительства Российской Федерации, обусловлено недостаточностью

бюджетных средств.

Государственные займы — вторая основная форма государственного долга,

названная в Законе «О государственном внутреннем долге». Государственные

займы представляют собой кредитные отношения между государством (как

правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые

оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных

ценных бумаг. Порядок выпуска государственных займов Российской Федерации,

как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе

федерального закона. Принцип добровольности размещения государственных

займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ).

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные

бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные

облигации и другие.

В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется

государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все

задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

42. Понятие и организация страхования

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской

Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального

страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными

чрезвычайными событиями.

Социальное страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида:

государственное социальное страхование и негосударственное социальное

страхование. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации

первый из названных видов социального страхования гражданам России

гарантируется, второй — поощряется.

Вторая форма страхования — собственно страхование, связанное с

непредвиденными чрезвычайными событиями.

Страхование определяется как «обеспечение от возможного ущерба путем

периодических взносов специальному учреждению, которое выплачивает денежное

возмещение в случае такого ущерба».

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему

экономических отношений по поводу образования централизованных и

децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых

для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные

(материальные) фонды специализированных учреждений — страховщиков,

используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями,

несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и

деятельности страховых предприятий в России стал Закон Российской Федерации

от 27 ноября 1992 г. «О страховании»". В нем впервые дается правовое

понятие страхования: это отношения по защите имущественных и личных

интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий

(страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых

ими страховых взносов (ст. 2).

Характерными чертами страхования являются: 1. Не постоянный, а

вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее

предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного

события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер

причиненных убытков. 2. Возвратность средств. Страховые платежи после

объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги

страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат

конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от

социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий

конкретного страхового договора, например от размера страховых платежей,

срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим

данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти — десяти лет после

их внесения. 3. Строго очерченный (замкнутый) характер

перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при

страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при

наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих

отношений. 4. Целевое использование создаваемого фонда.

Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые

компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на

проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на

предупреждение наступления возможных убытков страхователей.

Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что в

случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной

договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение

(восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами.

Страхование может выполнять и сберегательную функцию. Это происходит тогда,

когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и

имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве

страховых платежей. Контрольная функция как основная функция финансов

присуща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежи

аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в

строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов.

43. Виды страхования. Обязательное страхование

Страхование (в собственном смысле) в зависимости от объекта" страхования

подразделяется на две основные отрасли — имущественное страхование и личное

страхование.

Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы,

связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Объектом

личного страхования выступают личные блага гражданина, связанные с его

жизнью, здоровьем, трудоспособностью. При личном страховании объектом

страхования могут быть как имущественные интересы, связанные с жизнью,

здоровьем и проч. самого страхователя, так и интересы, связанные с жизнью,

здоровьем и проч. застрахованного лица, т.е. лица, в пользу которого

страховщик заключает со страхователем договор.

Закон о страховании предусматривает две формы страхования: добровольную и

обязательную. Первая осуществляется на основе договора между страхователем

и страховщиком. Общие условия и порядок проведения добровольного

страхования устанавливаются на основе законодательства каждым страховщиком

самостоятельно в Правилах добровольного страхования. Конкретные же условия

страхования устанавливаются при заключении отдельно взятого договора

страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона Оно может

выступать в виде: обязательного государственного страхования,

осуществляемого за счет средств бюджета, и обязательного страхования,

осуществляемого за счет средств самих страхователей.

Виды, условия и порядок проведения обязательного Страхования определяются

соответствующими нормативными финансово-правовыми актами.

^

Правительству РФ поручено разработать проект Закона «Об основах проведения

обязательного страхования в Российской Федерации», где будет определено его

понятие, а также общие (в том числе — и обязательного государственного

страхования) цели, задачи, принципы и условия проведения страхования в этой

форме.

При разработке проектов законов по вопросам обязательного страхования в

соответствии с основными направлениями государственной политики в этой

сфере должны обеспечиваться: а) первоочередное правовое урегулирование

видов обязательного страхования, направленных на защиту гарантированных

Конституцией РФ прав и свобод гражданина; б) подтверждение проведения в

Российской Федерации основных видов обязательного личного и имущественного

страхования; в) сохранение, а при необходимости — увеличение установленных

страховых сумм по видам обязательного личного страхования; г) единство

основных положений порядка и условий проведения обязательного страхования в

Российской Федерации".

Так, характерными чертами страховых правоотношений по обязательному

страхованию, как и финансовых правоотношений, являются: во-первых,

установление государством видов, порядка и условий обязательного

страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.