рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

силами и господствовавшими в стране феодальными производственными

отношениями. Не была довольна своим положением основная часть

промышленников, купцов, торговцев(больш налоги). Торговле мешало множество

внутренних таможен. В 1788г Фр поразил эк кризис. Вследствие очередного

неурожая крестьяне и городская беднота большей части страны оказались под

угрозой голода. Свертывалось пр-во и многие тысячи горожан остались без

работы. Начались крестьянские волнения вскоре и в городах. Но солдаты

отказывались выступать против народа. Правительство вынуждено было идти на

уступки. Оно объявило о созыве Ген штатов. Они должны были помочь монархии

преодолеть финанс трудности, одобрив введение нов налогов. В мае 1789- ген

штаты. Правящие круги потребовали голосования- каждое сословие имеет 1

голос. А 3-е сословие хотело- принятие большинством голосов. На отказ

правительства принять новый порядок голосования депутаты 3-го сословия в

июне 1789 объявили себя национальным собранием, спустя месяц- Учредительным

собранием, те выступая от имени Фр народа, они заявили о своем праве

отменять старые и приним нов законы. От короля и знати собрание спас народ-

он поднялся в Париже на вооруженное восстание. 14 июля- день взятия

Бастилии и день рождение новой Франции.

46 Констит. законодат Бонапарта. К лету 1794 г. основные задачи революции

были решены. Положение Франции окрепло, и с этого времени отношение

буржуазии к якобинскому правлению меняется. От якобинцев начало отходить и

крестьянство. Крестьяне все решительнее выражают свое недовольство

политикой твердых цен. Политический террор вызывал все большее

недовольство. 27 июля 1794 г. в ходе вооруженного выступления в Париже

якобинская республика пала. Конституция 1795 г. Стремясь укрепить свое

политическое положение, термидорианцы реорганизовали государственного

аппарата. С этой целью термидорианский Конвент вырабатывает, а затем

добивается утверждения новой конституции 1795г. Она открывалась “Декларация

прав и обязанностей человека и гражданина”. Законодатели исключили из нее

все революционные положения Декларации якобинцев. Более не говорилось о

праве народа на восстание, о свободе собраний, печати, о равном праве всех

быть избранными на государственные должности. Основным принципом было:

представительное правление и разделение властей. Высшим органом

законодательной власти объявлялся Законодательный корпус, состоящий из двух

палат: верхней — Совета старейшин и нижней — Совета пятисот. Консульство.

Выступая против народа, свое политическое спасение правящие круги видели в

создании режима военной диктатуры. Наибольшую поддержку получил генерал

Наполеон Бонапарт. В 1799 г он с помощью войск разогнал Законодательный

корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трех

консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял

Бонапарт. Конституция 1799 г. юридически закрепляла новый режим. Основными

чертами вводимого ею государственного строя были: верховенство

правительства и представительство по плебисциту. Органы законодательной

власти: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и

Охранительный сенат. Админ деление страны на департаменты, дистрикты,

коммуны. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата

достиг своего логического завершения. Провозглашение империи. В 1802 г.

Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника.

Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала

монархический характер. Вскоре (1804) Бонапарт был провозглашен императором

французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная

власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

63 Четвертая республ. во франц. Конст 1848. С первых дней оккупации страны

французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. Генерал Голль

основал движение “Свободная Франция” имевшее целью объединить французские

силы для борьбы за освобождение Франции. Голль был признан английским

правительством как “глава всех свободных французов”. Летом 1943 г. был

создан единый Французский комитет национального освобождения. Летом 1944 г.

англо-американские войска высадились во Франции. К концу 1944 г. Франция

была в основном освобождена. В августе 1945 г. временное правительство

Франции утвердило положения, согласно которым одновременно с проведением

выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию,

должен был состояться референдум. Конституция 1946 г. В преамбуле

конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и

гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.

Провозглашались: равные права всех граждан вне зависимости от пола; право

политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и

право на получение должности вне зависимости от происхождения и тд;

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики из двух

палат: Национального собрания и Совета республики. Высшим представителем

государственной власти конституция объявила президента республики.

Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских

конституций XIX в./ Начало 5-ой республ создание конст 1958г.

26 Англосакс. и континент системы права. Первую группу составляют

континентальные правовые системы, возникшие в Европе и воспринятые другими

государствами. Эти правовые системы развивались в XIX в. под влиянием

французского права, в XX в. на их развитии сказалось германское право. Их

характеризует деление права на частное и публичное. Континентальные

правовые системы четко разграничивают право материальное и процессуальное.

Основным источником пр- закон. Особенностью континентальных правовых систем

является широкое распространение кодификации как материального, так и

процессуального права. Англосаксонские правовые системы базируются на общем

праве Англии, возникшем на рубеже XI и XII вв. Эти правовые системы не

знают деления права на частное и публичное. В них отсутствует строгое

разграничение материального и процессуального права. В англосаксонских

системах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной

Европе. Не знают они и кодификации. Основным источником права в этих

странах является судебный прецедент. В англосаксонских странах понятия

право и закон не совпадают. Значительную роль в качестве источников права в

этих странах играют обычаи и конституционные соглашения. Англосаксонскому

праву свойственны особая терминология, наличие ряда институтов, не

встречающихся в других странах.

51 Франц. гражд. кодекс 1804. Он был принят первым и вошел в историю под

названием Кодекса Наполеона. Проект был составлен в сжатые сроки (4 мес).

Проект кодекса встретил серьезную оппозицию. Это объяснялось тем, что ряд

положений кодекса содержал значительные отступления от революционного

законодательства. Первый титул “О праве и законах вообще” был отклонен.

Опасаясь, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительство

забрало свой проект на доработку. В результате рассмотрение проекта пошло

быстро, и все титулы кодекса в виде отдельных законов были приняты и

утверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил все 36 титулов в состав

единого Гражданского кодекса французов. В 1807 г. он был назван Кодексом

Наполеона. Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во

Франции. Он стал образцом для создания гражданских кодексов в Италии,

Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. Кодекс Наполеона

воплощает и развивает гражданско-правовые принципы: юридического равенства,

законности, единства права, свободы. Разработчики Кодекса опирались на

юридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство,

сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно, не

забыли римское право. Кодекс состоит из вводного титула и трех книг. 1-ая

книга посвящена лицам. 2-ая содержит правила об имуществах и различных

видоизменениях собственности. В 3-ей говорится о различных способах

приобретения собственности.

В области семейного права кодекс признавал господство мужа над женой и

сильную отцовскую власть. Только брак, оформленный гражданскими властями

порождал права и обязанности супругов, детей и т.д. Жена не могла без

согласия мужа распоряжаться имуществом, выступать в суде, т.е. ее

имущественные права были ограниченны. Ребенок, родившийся вне брака, не

имел права отыскивать своего отца. Статьям кодекса написаны кратко и емко и

выражали передовые по тому времени принципы и нормы права.

ПРИНЦИПЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ КОДЕКСОМ НАПОЛЕОНА В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОМ ПРАВЕ.

Незыблемость договора, его обязательная сила для обеих сторон. В нем

фиксируется правило, по которому договор имел силу закона для участников

соглашения или сделки. Должник отвечал перед кредиторами только своим

имуществом, его нельзя было упрятать в долговую тюрьму, как это

практиковалось в некоторых странах.

52 ГГУ. В конце XIX в. группа континентальных правовых систем пополнилась

еще одной крупной кодификацией — Германским гражданским уложением.

Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии единой для всей

страны кодификацией гражданского права. Новое уложение вступило в законную

силу 1 января 1900г. Германское гражданское уложение в значительной степени

базируется на римском праве и в то же время содержит положения германского

права, а также выработанные юристами на рубеже XVIII и XIX вв. новые

правила, способствующие развитию буржуазных отношений. Уложение содержит

общ часть (1-ая книга) и еще 4 книги: вторая книга посвящена

обязательственным отношениям, третья — вещному праву, четвертая — семейному

праву и пятая — наследственному. Уложение — первый гражданский кодекс,

содержащий многочисленные положения о праве собственности на движимые вещи.

Германское гражданское уложение называет целый ряд вещных прав: право

собственности, владение. Уложение признает собственника земельного участка

также и собственником недр и воздушного пространства над участком. Среди

других вещных прав, называемых Уложением, следует отметить владение.

/Обязательственное прав/. Для Уложения в отличие от других буржуазных

кодексов характерно построение общих понятий, касающихся обязательств.

Дается довольно полное определение обязательства. Договоры традиционно

являются наиболее распространенным способом возникновения обязательственных

правоотношений. Договорные отношения по Уложению строятся на принципе

свободы договора. Особенностью Уложения является существование абстрактных

обязательств. Предмет договора — это само обещание, облеченное в

письменную. Абстрактный характер состоит в том, что основание заключения

такого договора и выдачи обязательства значения не имеет. Появление

абстрактных обязательств явилось уступкой законодателя крупной буржуазии. В

качестве основания возникновения обязательств Уложение признает деликты.

2 Возникновение Индию 1ми жителями Др. И. были дравиды. Период с сер.II

тыс. до н.э. до I тыс. до н.э, отмечен образованием кл. общ-ва и гос.

Военный вождь племени все более возвышался над племенами. Занятие высших

должностей в гос. админ. было привилегией знати. бол значение - цар жрец.

дружина стала пост войском. Народ облагался налог. Т.О возник. гос.

образования, в форме монарх. или респ. Во II в. до н.э. Индия расп на отд

гос. образований. Общ строй И. С развитием общ. и имущ. связано появ

сословий - варн. варны станов все более замкнутыми. Наследственно закрепл

профессия; поклон одним богам. Запрещался переход из одной варны в другую.

Сел община. В общины объед знач часть населения - своб земледельцы.

Рабство. Раб труд не играл значит. роли в эк Др И. Особенность: наличие

гос. зак-ва, кот огранич произвол хозяина по отнош к рабам. ( рабы могли

иметь семьи, собст, пр на наслед, Царь назнач чиновн, явл главой фискальной

адм-ии, верх судьей, ком армией. Совет царских сановников приобрел функции

пол совета + сущ. тайный совет, (особо доверен лица)

9 Возникн гос-ва в Др. Риме .История Др. Рима восходит к VII в. до н.э.1Рим

цар периода 2 Рим периода республ 3Рим импер, кот. распадается на период

принципата и домината. Царский период С легкой руки америк. истор Моргана

общ-во, подобное древнерим - наз. военной демокр. К тому времени : племена

овлад. плужным землед, скотоводством, метлич орудиями рим община

неоднородна по своей соц. структуре, выдел. арист - патриции. Из их среды

выходят военнач, гор. магистраты. Постепенно арист обзавод рабами. Главы

родов сост совет старейшин или сенат , кот постепенно станов гл правит. 1

Сенат имел право предварит обсуждения дел, кот вносились на решение нар

собр.2Ведал многими тек делами по управл в Риме. Гл римской общины был РЕКС-

царь. Это была выборная должность, подотчетная народу. на терр Рима жили и

не - граждане - клиенты и плебеи. Они пост на работу к рим знати . получ на

определ ус-ях земельные наделы. Важным этапом в становлении Р гос-ти стала

реформа Сервия Туллия. 1.плебеи введены в состав общ 2.все граждане раздел

по 6 имущ признакам), насел дел на 193 центурии. 3. террит города раздел на

4 округа. Реформа Сервия - Тулия - важная уступка плебеям, но она не

уровняла их с патрициями, особенно в том, что кас земли. Но в след 2

столетиях плебеи добились удовлетвор многих своих требований.

11. Римское государство периода республики.

Временные границы данного периода - с конца 4 века до н. э. до начала 1

века до н. э. Римская государственность опиралась на развитую систему

институтов власти и управления, закрепленных в праве и политических

традициях. Смыслом организации власти в этот период римляне видели

обеспечение гражданских прав и гарантию особых, привилегированных свобод

полноправного жителя полиса. Главную опасность гражданской свободе римляне

усматривали в единоличной исполнительной власти. Только народ в целом

обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным

учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской

республики.

Народные собрания: 1. куриатные собрания. Они постепенно теряли свое

значение. Их задача- делегирование власти избранным другими собраниями

магистратам. 2. центуриатные комиции. Это был основной вид народовластия в

Риме, поскольку охватывал большинство полноправного населения, а также

обладал существенными полномочиями. Центуриатные комиции имели полномочия

троякого рода. 1) в них проходили выборы важнейших магистратов, консулов,

преторов, цензоров, - а также назначение диктатора. 2). В комициях

проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом. 3). Комициям

принадлежала судебная власть. Решение комиций отмене не подлежало. 3.

трибутные комиции. В них принимали участие все граждане-собственники. Им

принадлежала, судебная власть по обжалованиям, выборы плебейских

магистратур, законодательство. Центральным учреждением Рима был Сенат. Он

возник при римских царях в качестве строго консультативного органа. Переход

к республике усилил влияние Сената. Сенаторов назначали: вначале цари,

потом консулы. В Сенат могли входить только главы родов. В период

республики Сенат стал главным правительственным органом. Сенату

принадлежало общее финансовое управление; он выделял деньги на ведение

войны, определял характер поступлений в казну. Сенат обеспечивал соблюдение

безопасности и добрых нравов в городе. Сенат вел дипломатические и

международные отношения Рима. Заседания Сената могли проходить только под

председательством консула, претора или диктатора. Исполнительная власть в

республике - в руках магистратов. Они были также представителями народа.

Все магистраты избирались народными собраниями. Исполнение обязанностей

было безотчетным. Они имели право задержать неподчиняющегося гражданина,

предать его суду, наложить штраф, арестовать какую-либо вещь, принадлежащую

гражданину. Во главе магистратур - консулы. Консулы руководили

деятельностью Сената. Консулы руководили расходом казны. Они имели право

издавать указы (эдикты) по вопросам управления и толкования права. Вторым

по важности должностным институтом была претура. Изначально претор был

младшим помощником консула и осуществлял те же функции. В дальнейшем в их

руках - уголовную и гражданскую юрисдикцию. Им же принадлежала полицейская

власть в городе. Для осуществления главных своих полномочий, претор мог

издавать эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам –

интердиктам. Особняком стояли цензоры. Их деятельность была специфической,

но влияние было неимоверным. Главным делом цензоров было составление

списков населения по классам. Решения цензоров не подлежали обжалованию и

суду. Цензоры участвовали в финансовом управлении. Завершали когорту –

квесторы. В их руках - заведование государственной казной, ведение

расходных и приходных книг, прием и выдача денег. Также они были и

хранителями государственных документов. В критических условиях, по решению

Сената, на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор,

обладающий исключительными полномочиями. Его избирали на 6 месяцев, но срок

мог быть продлен. Ему передавалась вся полнота управления, в том числе и

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.